Сравнительный анализ рассказов, посвящённых проблеме "подвижничества"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 17.02 КБ |
Идея подвижничества в рассказе Солженицына «Матрёнин двор» и рассказе А. П. Платонова «Девушка Роза».
Цель: анализ рассказов Солженицына и Платонова в соответствии с заданной темой.
Задачи:
1.Выявить общие аспекты в раскрытии авторами идеи подвижничества.
2.Определить своеобразие решения этой проблемы каждым автором.
Средства: сравнительный анализ.
Гипотеза: Матрёна и Роза – воплощение образа праведника, их образ жизни – пример человеколюбия, простоты и нравственной чистоты.
Подвиг, подвижничество, праведник – все эти понятия являются ключевыми в раскрытии нравственных проблем многих литературных произведений. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
Подвижничество - образ жизни, действия подвижника.
Подвижник – 1. Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели.
Нам предстоит рассмотреть образы двух героинь – Матрёны и Розы – и сделать вывод, как через эти образы авторы раскрывают идеи подвижничества. На мой взгляд, лучше всего это сделать по следующему
плану:
Матрёна | Роза |
1956 год. Деревня Тальново (средняя полоса России). | 1943 год. Город Рославль. Немецкая оккупация. |
При всей кажущейся разности временных и пространственных условий, в которых находятся героини, их объединяет то, что они находятся в трудных жизненных условиях. И в самом деле, можно ли назвать лёгкой жизнь простой крестьянки, потерявшей на войне мужа и работавшей в
колхозе за «палочки» (трудодни)? И совсем уж нелегко приходится Розе, попавшей во время фашистской оккупации в рославльскую тюрьму. Такова фактологическая сторона пространственно – временных категорий. Для Матрёны – её жизненное пространство – это её двор. На мой взгляд, здесь можно увидеть три значения этого слова:
1).Уклад жизни Матрёны, её хозяйство;
2).Сам дом, хозяйственные постройки;
3). Тот круг людей, которые так или иначе заинтересованы в Матрене. Для раскрытия идеи подвижничества нам подходит последняя трактовка слова, так как становится очевидным противопоставление образа жизни Матрёны и окружающих её людей.
Жизненное пространство героини Платонова – оккупированный врагами город, но здесь находится лишь её физическая оболочка, а душа Розы устремлена прочь, она ищет другой мир «…она хотела лишь уйти из города вдаль, в голубое небо…». Нравственная чистота этого образа подчёркивается такой деталью, как икона богоматери, на которую молится пожилая женщина.
Обратимся к внешнему облику наших героинь.
Матрёна | Роза |
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» «…улыбка её кругловатого лица» | «…она была красива собою, словно её нарочно выдумали себе на радость тоскующие и грустные люди» «Большие младенческие глаза, освещённые изнутри доверчивой душой, а лицо у неё было милое» «…шла с блаженной робкой улыбкой на прекрасном открытом лице» |
Как видим, Солженицын мало уделяет внимания описанию внешности своей героини, подчёркивая лишь её нравственную чистоту. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев» - пишет Солженицын о Матрене. Платонов же любуется красотой Розы (неслучайно она носит такое имя). Люди стараются приукрасить её внешний облик и каждый раз меняют лохмотья на добротную и красивую одежду.
Объединяет оба этих образа богатый внутренний мир – честность, открытость, любовь ко всему живому.
Матрёна | Роза |
«…Верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа» «…возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная со своей доброй улыбкой» «…и Матрёна не могла отказать…» «Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки» «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда» | «…умела одолевать своё горе и не давала ему калечить и старить себя, - она хотела жить» «…своей жизнью, равно и смертью, эта русская Роза подвергала сомнению и критике весь смысл войн». |
Матрёну отличает широта души, стремление делать добро. Героиня Платонова не совершает никаких поступков на благо людей. Но их объединяет любовь к жизни, стремление видеть в ней только лучшие стороны и, открывая их, радостью своей делиться с другими людьми.
Матрёна | Роза |
«Все отзывы её (золовки) о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…» | «…но Роза и среди мучеников оказалась мученицей, поэтому судьба её осталась в памяти у немногих оставшихся в живых людей» |
Неодобрительные отзывы о Матрёне ещё раз подчёркивают, как сильно она отличалась от своих родственников и сельчан. Ведь даже самая близкая её подруга – Маша, узнав о её смерти и искренне жалея Матрёну, не забывает спросить у Игнатыча о серой вязаночке.
На мой взгляд, гипотеза, высказанная вначале, нашла своё подтверждение изложенными фактами и закрепляется авторской позицией относительно праведности образов каждой героини. Матрёна – это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрёна доказала, что любой, кто живёт в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.
О крепости духа и любви к жизни повествует нам и другой образ. Платонов называет Розу героической истиной, привлекающей к себе все обездоленные, павшие надеждой сердца.
Бабочка
Три орешка для Золушки
Одеяльце
И тут появился изобретатель
Ласточка. Корейская народная сказка