Эссе написано ученицей по теме "Смута". Работа выполнена к обычному уроку при изучении переломной эпохи в истории России. Ученица демонстрирует понимание сути проблемы и использует при написании индивидуальные творческие приемы.
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе по истории России. | 13.12 КБ |
esse_po_istorii_rossii_-_dlinnaya_noch_pered_rassvetom_-_razmyshlenie_o_smute.docx | 13.12 КБ |
Эссе по истории России.
«Длинная ночь перед рассветом»
(размышления о Смутном времени)
Тема Смутного времени на Руси – актуальный образец совокупного кризиса всех сфер общественной жизни. Предлагаю заострить внимание на двух сторонах этого явления: на предпосылках Смуты и на его итогах. За основу я использую теорию культурно-исторических циклов Питирима Сорокина, по которой смена одного мировоззрения другим сопровождается кризисами. В данном случае, я полагаю, что произошел переход от чувственного (материального) мировоззрения к идеалистическому, а затем к духовному. То есть кризис был закономерным событием. Как говориться, перед рассветом -всегда длинная ночь.
Почему переход от материального? В преддверии Смуты во главе государства стоял Иван Грозный. Им были расширены права правителя, он стал первым самодержцем на Руси. Но то, как он шел к самодержавию было крайне жестоко. Яркий пример – опричнина. Ее целью был захват земель бояр и передача их царю. Казни и опалы, террор и грабежи. В конечном итоге, царь получил, что хотел, но люди находились в состоянии ужаса. Таким образом, картина, которая сложилась перед Смутой, показывает, что власть имущие мечтали лишь о выгоде и не думали о душе.
Почему к духовному? В период интервенции поляков в России было создано два ополчения. Ополченцы не получают ни денег, ни другой выгоды – они действуют по зову сердца. Вспомним, когда представители «семибоярщины» в ночь на 21 сентября впустили поляков в Москву, второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского подошло к столице и осадило город. Москва – сердце России была освобождена. Люди сплотились и спасли Русь – вот проявление духовности, отсутствие корысти. А когда все закончилось, кто был избран монархом? Сын патриарха Филарета: Михаил Романов! Пришли ли они к духовности? Думаю, что да… Ценой жизни, схваченный поляками староста Иван Сусанин, спас своего царя, не отвел врага к нему, а завел в дебри, где отряд и был погублен…
Был ли этот кризис закономерен? Если рассматривать его со стороны конфликтологии и морали, то мы видим, что антагонисты здесь – духовность и материализм. К материализму я причисляю всех: Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского и всю знать, стоявшую во главе раздела власти. К духовности же я отношу церковь и, конечно же, народ. В разные периоды его олицетворял Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский и Иван Сусанин. Это была схватка ни на жизнь, а на смерть. Выжить должна была либо духовность, либо материализм. Простая закономерность была соблюдена – побеждает сильнейший!
Возможно, та духовность, которой добились люди, была очень кратковременна. Возможно, многие жертвы были напрасны. Возможно, люди по окончании Смуты были в заблуждении относительно монархии, однако они верили в Россию. Русские люди имели добро и патриотизм в сердцах. Они очистили власть от самых нечестных и положили начало нового царского рода Романовых, который правил триста лет!
Чернышева Анна ученица 10 «Б» класса
Эссе по истории России.
«Длинная ночь перед рассветом»
(размышления о Смутном времени)
Тема Смутного времени на Руси – актуальный образец совокупного кризиса всех сфер общественной жизни. Предлагаю заострить внимание на двух сторонах этого явления: на предпосылках Смуты и на его итогах. За основу я использую теорию культурно-исторических циклов Питирима Сорокина, по которой смена одного мировоззрения другим сопровождается кризисами. В данном случае, я полагаю, что произошел переход от чувственного (материального) мировоззрения к идеалистическому, а затем к духовному. То есть кризис был закономерным событием. Как говориться, перед рассветом -всегда длинная ночь.
Почему переход от материального? В преддверии Смуты во главе государства стоял Иван Грозный. Им были расширены права правителя, он стал первым самодержцем на Руси. Но то, как он шел к самодержавию было крайне жестоко. Яркий пример – опричнина. Ее целью был захват земель бояр и передача их царю. Казни и опалы, террор и грабежи. В конечном итоге, царь получил, что хотел, но люди находились в состоянии ужаса. Таким образом, картина, которая сложилась перед Смутой, показывает, что власть имущие мечтали лишь о выгоде и не думали о душе.
Почему к духовному? В период интервенции поляков в России было создано два ополчения. Ополченцы не получают ни денег, ни другой выгоды – они действуют по зову сердца. Вспомним, когда представители «семибоярщины» в ночь на 21 сентября впустили поляков в Москву, второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского подошло к столице и осадило город. Москва – сердце России была освобождена. Люди сплотились и спасли Русь – вот проявление духовности, отсутствие корысти. А когда все закончилось, кто был избран монархом? Сын патриарха Филарета: Михаил Романов! Пришли ли они к духовности? Думаю, что да… Ценой жизни, схваченный поляками староста Иван Сусанин, спас своего царя, не отвел врага к нему, а завел в дебри, где отряд и был погублен…
Был ли этот кризис закономерен? Если рассматривать его со стороны конфликтологии и морали, то мы видим, что антагонисты здесь – духовность и материализм. К материализму я причисляю всех: Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, Василия Шуйского и всю знать, стоявшую во главе раздела власти. К духовности же я отношу церковь и, конечно же, народ. В разные периоды его олицетворял Иван Болотников, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский и Иван Сусанин. Это была схватка ни на жизнь, а на смерть. Выжить должна была либо духовность, либо материализм. Простая закономерность была соблюдена – побеждает сильнейший!
Возможно, та духовность, которой добились люди, была очень кратковременна. Возможно, многие жертвы были напрасны. Возможно, люди по окончании Смуты были в заблуждении относительно монархии, однако они верили в Россию. Русские люди имели добро и патриотизм в сердцах. Они очистили власть от самых нечестных и положили начало нового царского рода Романовых, который правил триста лет!
Чернышева Анна ученица 10 «Б» класса
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Развешиваем детские рисунки дома
Рукавичка
Простые летающие модели из бумаги
Сила слова