Цель работы: выявить исторические прототипы главного героя в стихотворении Э.Багрицкого «Полководец», их влияние на замысел стихотворения.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией Э.Багрицкого.
2. Проанализировать стихотворение «Полководец».
3. Изучение исторических источников.
Объектом изучения является поэзия Эдуарда Багрицкого.
Предмет изучения: стихотворение «Полководец».
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_prototipy.doc | 53 КБ |
Введение
Тема проектной работы: Исторические прототипы главного героя в стихотворении Э.Багрицкого «Полководец».
Стихотворение Э.Багрицкого «Полководец» было написано в 1916 году. Изучение биографии поэта, работа с литературоведческими источниками (в том числе и Интернете) в поисках истории создания стихотворения, вариантах его анализа показал, что произведение практически не было исследовано.
Цель работы: выявить исторические прототипы главного героя в стихотворении Э.Багрицкого «Полководец», их влияние на замысел стихотворения.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией Э.Багрицкого.
2. Проанализировать стихотворение «Полководец».
3. Изучение исторических источников.
Объектом изучения является поэзия Эдуарда Багрицкого.
Предмет изучения: стихотворение «Полководец».
В своей работе мы использовали методы: поисковый,
аналитико-синтетический,
сравнения,
обобщение.
Самостоятельно проанализировав произведение и изучив исторические источники, мы пришли к выводу, что образ полководца собирательный: историческими прототипами главного героя в стихотворении могли быть Александр Македонский, самый прославленный полководец античности, и Ганнибал Барка, величайший полководец, непримиримый враг римской империи.
Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках литературы, истории, спецкурсах, факультативах, а также для расширения кругозора всех любителей поэзии и истории.
Основная часть
Гипотеза первая
Стихотворение Э.Багрицкого «Полководец» было написано в 1916 году. Само название стихотворения определяет его тему. Полководец – это тот, кто ведёт армию в бой, кто знает, как вести сражение, разрабатывает свою стратегию. История сохранила нам имена великих полководцев, прославивших себя в битвах: Александр Македонский, Дарий, Юлий Цезарь Ганнибал, Александр Невский, Суворов, Кутузов… Все они стали прототипами героев многих художественных произведений, которые помогают лучше понять само историческое событие, так и полководца как личность, увидеть его человеческие качества.
Можно предположить, что в данном стихотворении речь идёт об Индийском походе Александра Македонского. Покорена Северная Африка, разгромлены войска Дария III, но идея о завоевании мира не оставляет полководца. Александр в 327 году до нашей эры начинает марш вдоль течения реки Кабул, через высокие перевалы, ведущие в Индию. Суровыми и непригодными для жизни оказались эти земли. Здесь чередовались длинные остроконечные горные цепи и низко лежащие влажные долины («кроваво-красных гор обрывистые склоны» и комья глины, которые сжимают погибшие воины, свидетельствуют об этом).
Пыль дорог, лежащая на колесницах, дорогих попонах слонов, пустынность местности, обрывистые скалы – это войска Александра движутся к месту сражения. Тяжёлые военные колесницы, рабы, ведущие «нубийских кобылиц» - основу конницы -, боевые слоны – подарок индийских раджей -, мечи, острые стрелы – всё это было на вооружении могущественной македонской армии, всё готово, чтобы сразу вступить в бой. Закат в кроваво-красных тонах, словно предрекает страшное, кровопролитное сражение.
Чтобы читатель мог лучше представить проделанный македонцами путь, Э.Багрицкий использует развёрнутые метафоры: «за пыльным золотом» колесниц, «там, где бронзовым закатом сожжены кроваво-красных гор обрывистые склоны»; эпитеты «пурпур слепительных подножий», «седая пыль». Подчёркивая сложность похода, дважды – в начале и в конце первой части - употребляется прилагательное «тяжёлый», а деепричастие «влача», старославянизм, придаёт величие этой поэтической картине.
Вторая часть стихотворения – само сражение (битва с войсками царя Пора, владевшего обширной территорией между реками Гидасп и Акесина).
Ночь перед битвой. Что предпримет Александр? Даст своим войскам отдохнуть или сразу же начнёт бой? Нам кажется, индийцы не спали и были в напряжении («в тихом лагере им слышен хрип трубы»). Усталость в противоборстве физических и психических сил стала, возможно, первым фактором к поражению. Ранним утром звучат «рога», сзывающие на бой. Часть войск, «прикрыв щитами спины», уже передвигается по заранее разведанным тропам («по выжженному дну заброшенной стремнины»). И только одна развёрнутая метафора - «Как пурпурный закат на бронзовые лбы льёт медь и киноварь потоком раскалённым» - и мы не только представляем, но и слышим звуки сражения (приём аллитерации – скопление звонких, резких звуков «р», «з» - помогают создать звуковые эффекты: звон мечей, скрежет копий, а скопление гласных «а», «о» – ассонанс – протяжный полёт стрел).
Македонцы были очень жестокими воинами, так как столкнулись с исключительно смелыми и преданными защитниками родины. Поэтому, характеризуя воинов, автор использует эпитет «свирепые», а количество воинов – неисчислимое множество - легион [5].
От цветовой гаммы красок природы, где преобладают бронзовые, пурпурные, кроваво-красные тона, в третьей части Э.Багрицкий переходит к описанию поля битвы. Теперь уже не похожий на кровь закат, а настоящая кровь:
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей
Стекает каплями со стрел, …
Бронзовые тела воинов сменяются «бледными трупами». Метафорические картины сменяются жестокой реальностью.
В результате кровопролитного сражения на Гидаспе войско Пора потерпело поражение. Александр стал хозяином Пенджаба, но какою ценой?
Не случайно последняя строфа начинается с союза «но» (приём антитезы): «Но молча он стоит на выжженной горе…» Полководец молчит, он потрясён увиденным. Слишком дорогой ценой досталась эта победа: погибли его воины, возможно, друзья, близкие. Сражение выиграно, Александр стоит на горе «как на воздвигнутом веками пьедестале», но «профиль сумрачен»: что ещё предстоит сделать, чтобы покорить этот смелый народ? как восполнить потери в его войсках? как поднять воинский дух?
Итак, прототипом образа главного героя можно считать Александра Македонского, так как описание места действия (мы предположили - Индия), самого сражения (битва с войсками индийского царя Пора, владевшего обширной территорией между реками Гидасп и Акесина), особенности вооружения (тяжёлые военные колесницы, рабы, ведущие «нубийских кобылиц» - основу конницы -, боевые слоны – подарок индийских раджей - , мечи, острые стрелы), военная тактика (Александр никогда не нападал ночью, хотя враг отлично знал, что войска уже подошли к месту боя; ночью велась активная разведка; психологический настрой воинов), описанные Эдуардом Багрицким в стихотворении «Полководец», могли соответствовать той исторической эпохе и тем историческим фактам, в которой жил величайший полководец античности.
Вторая гипотеза
Можно также предположить, что прототипом главного героя стихотворения является Ганнибал Барка, величайший полководец, непримиримый враг римской империи. Вооружение римлян и воинов Ганнибала не отличается от армии Александра Македонского: боевые слоны, колесницы, мечи, стрелы. Но военная тактика и символика другие. Так, римская армия состояла из легионов, римскими были и особые знаки в виде орлов, они играли роль военных знамён, воодушевляли воинов на битву (орёл – символ силы, смелости, непобедимости). Такими римляне считали себя: «орлы взнеслись над легионом». При сближении с войском противника римские отряды разбивались на небольшие группы и для своей защиты использовали щиты, подняв над головой и держа с боков. Этот приём назывался «черепахой». Воины защищали себя от камней, стрел, копий и медленно шли на прорыв: «и вот они ползут прикрыв щитами спины». Войска Ганнибала не имели определённого построения, тактика ведения боя полагалась не только на расчет, но и на интуицию полководца.
События стихотворения напоминают военную кампанию 218 года до нашей эры, когда войска Ганнибала выступили против римской империи. С огромным войском 90000 пехоты,12000 всадников и 37 боевыми слонами он выступил из Нового Карфагена (Северная Африка) на Рим. Может быть, поэтому яркие краски палящего солнца, раскалившего песок, выжгло русло рек, окрасило в пурпур скалы, седая пыль покрыла слонов и колесницы (смотри первую часть стихотворения). После пяти месяцев тяжёлого похода, проведенного в беспрерывных битвах с горцами, армия Ганнибала, понёсшая огромные потери, спустилась в долину реки По. Но это не помешало ему безотлагательно двинуться вперёд, одержать победу над римлянами у реки Тицин и подойти к Риму.
О чём думает победивший полководец? Почему его профиль «сумрачен»? О том, что скоро сбудется его мечта и Рим будет повержен? Или о потерях в его армии? (20000 пехоты и 6000 всадников – всё, что осталось). Победа достигнута, но как?
Таким образом, вторая гипотеза тоже имеет право на существование. Прототипом образа главного героя можно считать и Ганнибала, потому что события стихотворения напоминают военную кампанию 218 года до нашей эры, когда войска Ганнибала выступили против римской империи (поход из Северной Африки через горные перевалы на Рим); особенности вооружения войск Ганнибала (боевые слоны, колесницы, мечи, стрелы); военная тактика и символика (так, римская армия состояла из легионов, римскими были знаки в виде орлов, ими использовался тактический приём «черепаха», а у Ганнибала войска не имели определённого построения), описанные Эдуардом Багрицким в стихотворении «Полководец», тоже могли соответствовать той исторической эпохе и тем историческим фактам, в которой жил великий полководец древности.
Заключение
Самостоятельно проанализировав произведение и изучив исторические источники, мы пришли к выводу, что образ полководца собирательный: историческими прототипами главного героя в стихотворении мог быть и Александр Македонский, самый прославленный полководец античности, и Ганнибал Барка, величайший полководец, непримиримый враг римской империи.
Стихотворение датировано 1916 годом. Идёт Первая мировая война. Россия принимает в ней участие. Идеи о мировом господстве витают в умах полководцев. Если считать, что современная автору война подсказала сюжет для стихотворения, то становится ясен его замысел – какой ценой достаются победы. Мы думаем, основная мысль поэта состоит в том, чтобы показать всю бессмысленность войн. Со дня описываемого Э.Багрицким сражения прошли тысячелетия, но люди не извлекли уроки из прошлого: войны продолжаются. Сменились виды вооружения, стали совершеннее орудия убийства, неизмеримо возросли потери, а солдаты всё также погибают, сжимая комья земли в руках, кровь льётся из их ран, а идея о мировом господстве не покидают человечество.
Библиографический список
I. Издания Э Багрицкого
II. Исследования о биографии писателя (дореволюционное творчество)
III. Исторические источники
IV. Справочная литература
V. Использование ресурсов интернета
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Браво, Феликс!
Весёлые польки для детей
Хрюк на ёлке
Нарисуем попугая цветными карандашами