Исследовательская работа об учителе, посвятившем свою жизнь людям.
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_p.g.docx | 37.3 КБ |
andreeva_p.g.docx | 36.78 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.
Утверждена приказом директора МБОУ Конзаводской СОШ № 228 от 30.08.2012 г. __________Ю.А. Иващенко |
Исследовательская работа на тему
«Живя главной жизнью»
Сподготовила: Немтина О.В.
Уучитель начальных классов
Кквалификационная категория: I
Сстаж работы: 19 лет
х. Чернышевка, 2013 год
Везде, где живет культурный человек, его тянет узнать прошлое своей земли, чтобы разыскать уцелевшие под наслоениями новой жизни забытые характерные черты старой истории земли родной. Н. Г. Чернышевский сказал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».
Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей– любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.
Выбранная нами тема актуальна сегодня. Понимание прошлого дает возможность глубже понять настоящее и ощутить реальные перспективы будущего. Сегодня, когда жизнь заставляет ставить новые задачи и пересматривать ориентиры, это особенно важно.
Цель работы- передача от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, знаний и навыков.
Задачи исследования:
- обобщение информации, полученной из источников;
- содействие сохранению преемственности и связи поколений;
Наша задача – донести ныне живущим значимость личности в истории . Чтобы мы, молодое поколение, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, чтобы унаследовали все лучшие человеческие качества; чтобы учились и брали пример со старших, помнили и не забывали, какую цену заплатили предшественники за наше право свободно жить здесь, трудиться, учиться.
Данное исследование имеет и практическую значимость, т. к. выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Думаем, она поможет подрастающему поколению узнать лучше окружающий мир, быть милосердными, делать добро, ценить все то, что оставили нам прошлые поколения.
Пока я ходить умею,
Пока я глядеть умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед!…
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.
А. Добронравов
Вступление.
Двадцатый век… Сто лет минуло. Казалось бы, что такое сто лет? Для истории- это совсем недолгий срок. Но как много событий произошло за этот период… А сколько поколений прошло? История нашей страны тесно связана с судьбами людей. А что случилось бы с миром, если бы «затерялась» всего лишь одна судьба?
Мы думаем, что без одной судьбы человека нарушается цепь событий многих людей. Мир изменился бы, ведь судьба одного из нас – это хранилище коллективного человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Осваивая законы бытия, беря себе на службу все новые и новые достижения человечества, мы активно используем опыт предшествующих поколений.
Каждая судьба ценна как таковая, а судьбы близких людей дороги особенно. Заглянуть в прошлое, посмотреть на жизнь человека в процессе исторического развития очень важно и полезно для нас, молодых. Почему судьба складывается так, а не иначе? Что влияет на характер человека? Ответы на эти вопросы нам хочется найти, исследуя жизнь Андреевой Прасковьи Григорьевны.
Родилась Паша Андреева в 1936 году в Воронежской области, Алексеевском районе, селе Афанасьевка. В школу пошла в 1944 году. Проучилась в школе 2 с половиной класса. А в 1947 году семья Андреевых переехала в Конный завод. В третий класс, весной, пошла в Конзаводе. Вместе с отцом и двумя сестрами Паша Андреева начала новую жизнь. Это были трудные послевоенные годы. В Конзаводе вообще оставались только женщины, дети, старики. И весь тяжелый труд ложился на плечи женщин.
Да и дети не сидели без дела. Они были не по годам взрослыми, т.к. приходилось выполнять любую работу: подгоняли лошадей на подвозке снопов для обмолота зерна, подвозили сено, дома ухаживали за скотом, работали в огородах, заготавливали хворост. Во время страды, наравне со взрослыми, работали круглосуточно - выгребали зерно из-под молотилки и сортировок, затаскивали солому. Самые младшие подбирали на полях колоски злаков, которые упали на землю во время уборки, старались сохранить всё.
Учеба в школе проходила успешно, училась она с любовью и старанием. Все дети собирались утром и вместе шли на занятия. Мысль о том, что можно было прогулять уроки, даже не возникала.
Прасковья Григорьевна вспоминает: « «Чернила» мы изготавливали сами: соскребали с печи сажу, разводили водой и писали. Школьной формы не было и в помине, ходили в ситцевых в мелкую красную или черную клетку платках и холщовых платьях. Трудное тогда было время,- продолжает свои воспоминания Прасковья Григорьевна.- В зимний период приходилось особенно плохо. Школа почти не отапливалась; мы сидели за партами в верхней одежде. Одеты были кое-как, мерзли, простужались, часто болели. Учебников всем не хватало. Один учебник на 3-4 человека. Тетрадей, как сейчас, у нас не было. Писали на старых газетах между печатных строк, на картонках и даже на небольших фанерных листах, специально предназначенных для уроков. Когда уже не было места для письма, эту фанерку мыли, чтобы можно было продолжить на ней писать.
Несмотря на трудности того времени, в школе не забывали и о праздниках. Самым любимым и долгожданным для всех был Новый год. Во-первых, потому, что получали подарки в виде пышки (булки), испеченной из настоящей муки, во-вторых, одевали обновы, перешитые из старых отцовских рубах.
«Трудно нам вспоминать те годы и, в то же время, о них нельзя забыть. Это было тяжелое, страшное время. Нас, девчонок и мальчишек, оно заставило забыть про детство, сразу повзрослеть.
В годы войны у нас в школе был введен новый предмет – «Военное дело», обязательный не только для мальчиков, но и для девочек. В основном нас обучали строевой подготовке. Давали в руки настоящие винтовки, с которыми мы маршировали, как солдаты. Часто устраивали такие испытания, как бег в противогазах, метание гранат. Учили даже рыть окопы, обучали санитарному делу».
Уже с 6 класса Прасковья активно включилась в общественную работу. В 6 классе была председателем совета отряда, а в 7 классе – стала пионервожатой. И не расставалась с этим поручением до окончания школы. Пионеры занимались тимуровской работой: рубили дрова, расчищали снег, сажали и убирали огороды. Готовили выступления агитбригады. Пионерская дружина активно решала все внутришкольные вопросы: дисциплины, успеваемости, кружковой работы, шефства. За время своей работы пионервожатой она жила заботами ребят, поддерживала их начинания, а где-то выступала и со своей инициативой. Ребята не сидели на месте, готовили концерты. Выступление агитбригады с нетерпением ждут на фермах и полевых станах. Помогали одиноким старикам, участникам Великой Отечественной войны. Пионеры дружины принимали активное участие в смотре строя и песни, игре «Зарница». Школьники участвовали не только в школьной игре, но принимали участие и в районной игре. Ребята занимались распространением книг, участвовали в экскурсиях, в спортивных соревнованиях по футболу, шахматам, волейболу. Пионеры проводили сборы отрядов «Пионер - значит первый», «Нам нужен мир - тебе и мне», «Наш вожатый - комсомол». Много славных трудовых дел на счету пионерии. Операция «Десант», «Ребята нашей улицы», «Зернышко», тимуровский десант «Дворы и улицы в тимуровские руки». Пионерская дружина была на хорошем счету в районе.
Она очень любила детей, они платили ей тем же. Еще с детства Паша мечтала быть учительницей. Любимым предметом был английский язык. Привила эту любовь учительница английского языка Макарьева Изабелла Митрофановна. С первых лет обучения иностранному языку Андреева была бессменным консультантом. Во время перемен, до и после уроков, она помогала своим одноклассникам изучать английский язык. Закончила 10 классов. В аттестате было три четверки: астрономия, литература(устно), тригонометрия.
Наша школа богата хорошими начинаниями и добрыми традициями, за все годы существования воспитала и выпустила из своих стен немало достойных людей. Умение и желание трудиться, воспитанное школой у своих питомцев, позволили им достичь своих целей в жизни. Ибо сказано мудрецом: «Дорога к славе достигается трудом». Эти замечательные слова можно сказать и в адрес выпуска 1954 года:
Школа вправе гордиться своими выпускниками. Судьба и жизнь разбросала их в разные уголки нашей Родины. Среди выпускников нашей школы люди разных профессий. Многие трудятся в сельском хозяйстве, работают на промышленных предприятиях, в сфере культуры, образования, медицины…. Трудно назвать отрасль хозяйства нашей страны, где бы ни трудились наши выпускники. Судьбы у них разные, но их объединяет одно – они выпускники нашей школы. Огромное влияние на формирование личности выпускников оказала кл.руководитель Калюжная М.Ф., а также учителя - Андреев Г.Я., Шарлуян С.К., Чумак Г.С., и др.
После окончания школы Прасковья Григорьевна решила поступить в педагогический институт. Но материальной помощи не от кого было ждать, и Паша поступает в Ростовский педагогический институт на факультет иностранных языков и учится заочно, а работает в это время в родной школе пионервожатой и секретарем ученической комсомольской организации. У поколения 40 –60 годов даже и мысли не возникало, чтобы не вступать в комсомол. Быть комсомольцем – что может быть почетнее. В комсомольской организации приучали к порядку, к дисциплине, общению. Комсомольцы выполняли любое задание партии. Прасковье Григорьевне нужно было составить план работы, провести комсомольское собрание, постоянно осуществлять связь между партией и комсомолом. Основная работа – и педагог, и секретарь комсомольской организации. Работали для себя, для дела, ради будущего поколения, а не ради денег. Цель в жизни у поколения 50 –60 годов XX века – работать честно и справедливо для страны. Работать было интересно и трудно. Но в школе в то время был сильный, сплоченный педагогический коллектив, и ей была оказана практическая помощь. На формирование ее педагогических качеств положительное влияние оказали учителя: Андреев Г.Я., Андреева В.Н., Окунева А.П., Швыркова С.В., Директор школы Демьяненко А.И.. так охарактеризовал Прасковью Григорьевну: «Мне нужны были такие люди, которых отличала честность, справедливость, готовность прийти всегда на помощь, глубокое знание своего предмета. И я не ошибся. Легко работать вместе с человеком знающим, умеющим в любой ситуации найти компромисс. Нас партия приучила к труду. Основа нашей жизни - доверие друг к другу, сплоченность. Мы были как бы связаны невидимой нитью – верой в труд, жизнь». Много интересных пионерских и комсомольских дел проведено Андреевой П.Г. вместе с учителями в 1955 – 1958 гг. С 1958 года Прасковья Григорьевна начала работать учителем английского языка. В становлении хорошего учителя очень помогла ей Шарлуян Софья Карповна. Учеба в институте давала теоретические знания, а практические - Софья Карповна.
В 1966 году Прасковья Григорьевна вступила в ряды КПСС. Партийная организация была своего рода мозговым центром всей воспитательной работы не только среди рабочих и служащих, но и всего населения конзаводского поселкового Совета. Во всех производственных точках и среди неработающего населения постоянно выступали 120 агитаторов, докладчиков, лекторов. Во время выборной кампании функционировали 11 агитпунктов, руководителями которых были опытные пропагандисты-коммунисты.
За все годы пребывания в партии Прасковья Григорьевна старалась честно и добросовестно выполнять все партийные поручения. Много раз коммунисты школы доверяли ей быть секретарем партийной организации школы. И здесь она - на своем месте. Все, что делает, делает хорошо или очень хорошо. Плохо просто не умеет. Все, кто оказывается рядом с нею, профессионально растут: достойная манера общения, ведение дискуссий, желание узнавать новое, творчески работать учатся ее коллеги.
Несколько раз она избиралась делегатом районных партийных конференций. Работая, она не забывала об общественной работе. Принимала участие в организации вечеров в клубе, участвовала в художественной самодеятельности. Ярким в памяти осталось событие празднования 1 мая 1960 года. На заполненном до отказа местном стадионе проводился районный праздник песни. Многие советские песни пели участники самодеятельных хоровых коллективов, им подпевали все зрители. Было всеобщее веселье людей труда. От Конного завода в смотре песни участвовали: Н.Бовкунова, М.Скирдина, И.Колпакова, Н.Череповский, Т.Трубчанинова, А.Погребняк, В.Андреева, П.Андреева, А.Окунева, В.Швырков, В.Шлыков. Подобные мероприятия были не единичны: состязания, а то и просто выступления народных талантов в населенных пунктах завода были часты и носили массовый характер.
В 1967 году Андрееву П.Г. районо по рекомендации дирекции школы направляет на курсы организаторов внешкольной и внеклассной работы. 4 года она вместе с учителями школы проводила активную, вдумчивую работу с учащимися.
Много раз Прасковья Григорьевна избиралась депутатом местного совета, была активным пропагандистом среди комсомольцев и коммунистов Конного завода. С 1962 года коллектив Конзавода, включившись в районные соревнования, вызвал на трудовое состязание совхоз «Манычский». Ход соревнования активно пропагандировали по местному радио, в стенной печати, в беседах агитаторов. Заводское радиовещание, начавшее работать с 1961 года, руководителем которого была коммунист Полина Лукьяновна Кияшко, ежедневно в вечернее время извещало о трудовых делах, учебе и жизни населения. Большую работу по пропаганде соревнования проводила сельская интеллигенция. В читальном зале библиотеки проводились лекции, доклады, беседы, готовились книжные выставки. Вот что писала районная газета «Маяк» о пропагандистской работе Андреевой П.Г.: «Два раза в месяц в первый и четвертый понедельник в клубе Конного завода собирается более ста комсомольцев. Сюда приходят молодые доярки и скотники, механизаторы, служащие конторы, учащиеся местной школы. Все они учатся в политическом кружке «Кругозор», которым руководит учительница школы Андреева П.Г.. Она пользуется большим авторитетом у слушателей. Она отличный пропагандист, к чтению лекций и докладов привлекает старых коммунистов, участников гражданской и Великой Отечественной войн, партийных и хозяйственных руководителей. Комсомольцы охотно ходят на занятия кружка. Дружно участвуют в собеседованиях. Прасковья Григорьевна увлечена своей работой. Она поставила перед собой цель – больше дать знаний, расширить политический кругозор каждого комсомольца, повысить качество занятий, увлечь своих молодых слушателей». За пропагандистскую работу Прасковья Григорьевна награждалась Благодарственными письмами и Грамотами райкома и обкома КПСС.
В 1971 году она закончила заочно университет марксизма-ленинизма и получила высшее политическое образование в системе партийной учебы. Это помогло ей повысить интерес слушателей к политической учебе. Как пропагандист она была постоянно в поиске новых форм пропагандистской работы.
Много внимания Прасковья Григорьевна уделяла депутатской работе. Почти 20 лет подряд односельчане посылали ее, учительницу английского языка, своим посланцем в сельский совет.
А в 1973 году она была избрана председателем Исполкома Конзаводского сельского Совета. С 1973 года по 1977 год проработала Андреева П.Г. председателем, отдавая работе все силы и знания. Родина оценила ее труд. В декабре 1976 года она была награждена медалью «За трудовое отличие». Где бы не работала Прасковья Григорьевна, она с душой относилась к работе. Интересна и разнообразна работа председателя Исполкома сельского Совета. Но всякий раз, когда она видела, как дети шли в школу, слезы стояли в ее глазах. Очень она любили свою родную школу, детей. Она решила снова вернуться в школу. Продолжая работать учителем английского языка, она не забывала о депутатских делах и общественной работе. Многие вечера и праздники не проходили без ее участия. Прасковья Григорьевна много работала над собой, чтобы дать детям знания. Она всегда помнила такой завет: «Учитель перестает быть учителем, если он сам не учится». Профессия, выбранная Прасковьей Григорьевной, благородная и вечная, ведь без учителя нет ни врача, ни инженера, ни кого-либо другого. Она привыкла работать добросовестно и искренне, всю свою душу и сердце, отдавая детям, ученикам. Не зря есть одно известное изречение: чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. За свой кропотливый труд награждалась грамотами районного и областного уровня, грамотами Министерства просвещения РСФСР. В 1982 году Андреева П.Г. за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения награждена значком «Отличник народного просвещения». Два года, с 1983 по 1985 год, проработала директором Конзаводской школы №9. 29 лет отдала школе. Это были годы горячей любви к детям, годы раздумий, поисков. То, что Прасковья Григорьевна была настоящим педагогом, подтверждает тот факт, что она выучила в нашем хуторе не одно поколение детей. Она всю жизнь работала с детьми, помогала становиться порядочными и умными людьми, и они платили ей взаимной любовью и благодарной памятью. Её ученики став взрослыми, разъехались по всей огромной стране, но приезжая в родные пенаты, они обязательно навещают свою любимую учительницу, пишут письма из разных уголков, присылают поздравительные открытки и телеграммы. Многие из её учеников пошли по её стопам: стали учителями, другие - врачами, лётчиками, инженерами и просто хорошими добропорядочными людьми.
За годы работы Прасковья Григорьевна была бессменным классным руководителем. Старалась воспитывать своих учащихся настоящими гражданами нашей родины. Елена Реальфовна Иващенко, заместитель директора по УВР МБОУ Конзаводской СОШ, в прошлом ученица Прасковьи Григорьевны, вспоминает ее как классного руководителя: «Отношения с нами Прасковья Григорьевна строила на доверии и уважении. Умело организовывала мероприятия, в которых мы участвовали с большим удовольствием. Заботливо и внимательно относилась к каждому. Она сформировала в нас такие личностные качества, которые помогли нашему становлению в жизни».
В 2012 году Андреева Прасковья Григорьевна награждена памятным знаком «75 лет Ростовской области». Сейчас Прасковья Григорьевна Андреева на заслуженном отдыхе, но является активным членом Совета ветеранов Конзаводского сельского поселения. Она старается оказать посильную помощь пожилым людям. Есть люди, которым искать себя не надо. И среди них Прасковья Григорьевна. Как будто ничего не изменилось. Каждый день у нее гости: родные, коллеги, друзья. И для всех, несмотря на пошатнувшееся здоровье, у нее найдется минута для того, чтобы с кем-то порадоваться, кого-то успокоить, кому-то дать совет. Это каждому помогает разобраться в себе. Значимость человеческой жизни никогда не исчезает, ведь жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит, как управлять ею. Судьба Прасковьи Григорьевны насыщена событиями: радостями и восторгами, победами и поражениями, горестями утрат, которые помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. Мы думаем, природа щедро одарила Прасковью Григорьевну: неодолимо притягивает она людей. Каждому человеку, находящемуся рядом, дает почувствовать сопереживание за него. Она никогда не сосредотачивалась только на себе. Оптимизм, жизнестойкость делают ее поистине большим человеком, великолепным педагогом, наставником молодых. Всю свою светлую душу, свое сердце Прасковья Григорьевна отдала на служение людям. Мы считаем, что ей, как никому другому, подходят строчки из стихотворения поэта Ивана Бондаренко, которые являются девизом всей ее жизни - «труд и сердце – людям отдавать».
Пролетели годы молодые,
Словно в небе стая журавлей,
Волосы теперь уже седые,
Словно след истории твоей.
Может быть, от этого удела,
Что в награду жизнь преподнесла,
Голова немного побелела
И другую форму обрела?
Но совсем не в этом нынче дело.
Главное – любовь всегда жила
К тем делам, что совершала смело,
Когда к ним тебя Родина звала!
Главное, что память сохранила
Той эпохи светлую черту,
Что судьба тебя щедро наградила,
Превратив в дела твою мечту:
Быть всегда на острие атаки
И негромкий подвиг совершать.
С радостью, как от души подарки,
Труд и сердце – людям отдавать!
Заключение.
Узнавать новое всегда увлекательно, и написать про Андрееву Прасковью Григорьевну нам было очень интересно. Для нас вывод в этой исследовательской работе заключается в том, что нужно идти к своей цели, несмотря на трудности. Прасковья Григорьевна - замечательный человек, талантливый во всех сферах. И главное - у нее в душе есть добросердечие, любовь, которая присуща не каждому человеку.
Надо знать историю своих семей, своего села, Родины. Чтобы сохранить память о предках для последующих поколений, сформировать уважительное отношение к педагогическому труду и была написана эта работа.
Муниципальное бюджетное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.
Исследовательская работа на тему
«Живя главной жизнью»
руководитель: Немтина О.В.
учитель начальных классов
квалификационная категория: I
Стаж работы: 19 лет
Выполнила: Немтина Анна
х. Чернышевка, 2013 год
Везде, где живет культурный человек, его тянет узнать прошлое своей земли, чтобы разыскать уцелевшие под наслоениями новой жизни забытые характерные черты старой истории земли родной. Н. Г. Чернышевский сказал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».
Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей– любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.
Выбранная нами тема актуальна сегодня. Понимание прошлого дает возможность глубже понять настоящее и ощутить реальные перспективы будущего. Сегодня, когда жизнь заставляет ставить новые задачи и пересматривать ориентиры, это особенно важно.
Цель работы- передача от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, знаний и навыков.
Задачи исследования:
- обобщение информации, полученной из источников;
- содействие сохранению преемственности и связи поколений;
Наша задача – донести ныне живущим значимость личности в истории . Чтобы мы, молодое поколение, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, чтобы унаследовали все лучшие человеческие качества; чтобы учились и брали пример со старших, помнили и не забывали, какую цену заплатили предшественники за наше право свободно жить здесь, трудиться, учиться.
Данное исследование имеет и практическую значимость, т. к. выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Думаем, она поможет подрастающему поколению узнать лучше окружающий мир, быть милосердными, делать добро, ценить все то, что оставили нам прошлые поколения.
Пока я ходить умею,
Пока я глядеть умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед!…
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.
А. Добронравов
Вступление.
Двадцатый век… Сто лет минуло. Казалось бы, что такое сто лет? Для истории- это совсем недолгий срок. Но как много событий произошло за этот период… А сколько поколений прошло? История нашей страны тесно связана с судьбами людей. А что случилось бы с миром, если бы «затерялась» всего лишь одна судьба?
Мы думаем, что без одной судьбы человека нарушается цепь событий многих людей. Мир изменился бы, ведь судьба одного из нас – это хранилище коллективного человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Осваивая законы бытия, беря себе на службу все новые и новые достижения человечества, мы активно используем опыт предшествующих поколений.
Каждая судьба ценна как таковая, а судьбы близких людей дороги особенно. Заглянуть в прошлое, посмотреть на жизнь человека в процессе исторического развития очень важно и полезно для нас, молодых. Почему судьба складывается так, а не иначе? Что влияет на характер человека? Ответы на эти вопросы нам хочется найти, исследуя жизнь Андреевой Прасковьи Григорьевны.
Родилась Паша Андреева в 1936 году в Воронежской области, Алексеевском районе, селе Афанасьевка. В школу пошла в 1944 году. Проучилась в школе 2 с половиной класса. А в 1947 году семья Андреевых переехала в Конный завод. В третий класс, весной, пошла в Конзаводе. Вместе с отцом и двумя сестрами Паша Андреева начала новую жизнь. Это были трудные послевоенные годы. В Конзаводе вообще оставались только женщины, дети, старики. И весь тяжелый труд ложился на плечи женщин.
Да и дети не сидели без дела. Они были не по годам взрослыми, т.к. приходилось выполнять любую работу: подгоняли лошадей на подвозке снопов для обмолота зерна, подвозили сено, дома ухаживали за скотом, работали в огородах, заготавливали хворост. Во время страды, наравне со взрослыми, работали круглосуточно - выгребали зерно из-под молотилки и сортировок, затаскивали солому. Самые младшие подбирали на полях колоски злаков, которые упали на землю во время уборки, старались сохранить всё.
Учеба в школе проходила успешно, училась она с любовью и старанием. Все дети собирались утром и вместе шли на занятия. Мысль о том, что можно было прогулять уроки, даже не возникала.
Прасковья Григорьевна вспоминает: « «Чернила» мы изготавливали сами: соскребали с печи сажу, разводили водой и писали. Школьной формы не было и в помине, ходили в ситцевых в мелкую красную или черную клетку платках и холщовых платьях. Трудное тогда было время,- продолжает свои воспоминания Прасковья Григорьевна.- В зимний период приходилось особенно плохо. Школа почти не отапливалась; мы сидели за партами в верхней одежде. Одеты были кое-как, мерзли, простужались, часто болели. Учебников всем не хватало. Один учебник на 3-4 человека. Тетрадей, как сейчас, у нас не было. Писали на старых газетах между печатных строк, на картонках и даже на небольших фанерных листах, специально предназначенных для уроков. Когда уже не было места для письма, эту фанерку мыли, чтобы можно было продолжить на ней писать.
Несмотря на трудности того времени, в школе не забывали и о праздниках. Самым любимым и долгожданным для всех был Новый год. Во-первых, потому, что получали подарки в виде пышки (булки), испеченной из настоящей муки, во-вторых, одевали обновы, перешитые из старых отцовских рубах.
«Трудно нам вспоминать те годы и, в то же время, о них нельзя забыть. Это было тяжелое, страшное время. Нас, девчонок и мальчишек, оно заставило забыть про детство, сразу повзрослеть.
В годы войны у нас в школе был введен новый предмет – «Военное дело», обязательный не только для мальчиков, но и для девочек. В основном нас обучали строевой подготовке. Давали в руки настоящие винтовки, с которыми мы маршировали, как солдаты. Часто устраивали такие испытания, как бег в противогазах, метание гранат. Учили даже рыть окопы, обучали санитарному делу».
Уже с 6 класса Прасковья активно включилась в общественную работу. В 6 классе была председателем совета отряда, а в 7 классе – стала пионервожатой. И не расставалась с этим поручением до окончания школы. Пионеры занимались тимуровской работой: рубили дрова, расчищали снег, сажали и убирали огороды. Готовили выступления агитбригады. Пионерская дружина активно решала все внутришкольные вопросы: дисциплины, успеваемости, кружковой работы, шефства. За время своей работы пионервожатой она жила заботами ребят, поддерживала их начинания, а где-то выступала и со своей инициативой. Ребята не сидели на месте, готовили концерты. Выступление агитбригады с нетерпением ждут на фермах и полевых станах. Помогали одиноким старикам, участникам Великой Отечественной войны. Пионеры дружины принимали активное участие в смотре строя и песни, игре «Зарница». Школьники участвовали не только в школьной игре, но принимали участие и в районной игре. Ребята занимались распространением книг, участвовали в экскурсиях, в спортивных соревнованиях по футболу, шахматам, волейболу. Пионеры проводили сборы отрядов «Пионер - значит первый», «Нам нужен мир - тебе и мне», «Наш вожатый - комсомол». Много славных трудовых дел на счету пионерии. Операция «Десант», «Ребята нашей улицы», «Зернышко», тимуровский десант «Дворы и улицы в тимуровские руки». Пионерская дружина была на хорошем счету в районе.
Она очень любила детей, они платили ей тем же. Еще с детства Паша мечтала быть учительницей. Любимым предметом был английский язык. Привила эту любовь учительница английского языка Макарьева Изабелла Митрофановна. С первых лет обучения иностранному языку Андреева была бессменным консультантом. Во время перемен, до и после уроков, она помогала своим одноклассникам изучать английский язык. Закончила 10 классов. В аттестате было три четверки: астрономия, литература(устно), тригонометрия.
Наша школа богата хорошими начинаниями и добрыми традициями, за все годы существования воспитала и выпустила из своих стен немало достойных людей. Умение и желание трудиться, воспитанное школой у своих питомцев, позволили им достичь своих целей в жизни. Ибо сказано мудрецом: «Дорога к славе достигается трудом». Эти замечательные слова можно сказать и в адрес выпуска 1954 года:
Школа вправе гордиться своими выпускниками. Судьба и жизнь разбросала их в разные уголки нашей Родины. Среди выпускников нашей школы люди разных профессий. Многие трудятся в сельском хозяйстве, работают на промышленных предприятиях, в сфере культуры, образования, медицины…. Трудно назвать отрасль хозяйства нашей страны, где бы ни трудились наши выпускники. Судьбы у них разные, но их объединяет одно – они выпускники нашей школы. Огромное влияние на формирование личности выпускников оказала кл.руководитель Калюжная М.Ф., а также учителя - Андреев Г.Я., Шарлуян С.К., Чумак Г.С., и др.
После окончания школы Прасковья Григорьевна решила поступить в педагогический институт. Но материальной помощи не от кого было ждать, и Паша поступает в Ростовский педагогический институт на факультет иностранных языков и учится заочно, а работает в это время в родной школе пионервожатой и секретарем ученической комсомольской организации. У поколения 40 –60 годов даже и мысли не возникало, чтобы не вступать в комсомол. Быть комсомольцем – что может быть почетнее. В комсомольской организации приучали к порядку, к дисциплине, общению. Комсомольцы выполняли любое задание партии. Прасковье Григорьевне нужно было составить план работы, провести комсомольское собрание, постоянно осуществлять связь между партией и комсомолом. Основная работа – и педагог, и секретарь комсомольской организации. Работали для себя, для дела, ради будущего поколения, а не ради денег. Цель в жизни у поколения 50 –60 годов XX века – работать честно и справедливо для страны. Работать было интересно и трудно. Но в школе в то время был сильный, сплоченный педагогический коллектив, и ей была оказана практическая помощь. На формирование ее педагогических качеств положительное влияние оказали учителя: Андреев Г.Я., Андреева В.Н., Окунева А.П., Швыркова С.В., Директор школы Демьяненко А.И.. так охарактеризовал Прасковью Григорьевну: «Мне нужны были такие люди, которых отличала честность, справедливость, готовность прийти всегда на помощь, глубокое знание своего предмета. И я не ошибся. Легко работать вместе с человеком знающим, умеющим в любой ситуации найти компромисс. Нас партия приучила к труду. Основа нашей жизни - доверие друг к другу, сплоченность. Мы были как бы связаны невидимой нитью – верой в труд, жизнь». Много интересных пионерских и комсомольских дел проведено Андреевой П.Г. вместе с учителями в 1955 – 1958 гг. С 1958 года Прасковья Григорьевна начала работать учителем английского языка. В становлении хорошего учителя очень помогла ей Шарлуян Софья Карповна. Учеба в институте давала теоретические знания, а практические - Софья Карповна.
В 1966 году Прасковья Григорьевна вступила в ряды КПСС. Партийная организация была своего рода мозговым центром всей воспитательной работы не только среди рабочих и служащих, но и всего населения конзаводского поселкового Совета. Во всех производственных точках и среди неработающего населения постоянно выступали 120 агитаторов, докладчиков, лекторов. Во время выборной кампании функционировали 11 агитпунктов, руководителями которых были опытные пропагандисты-коммунисты.
За все годы пребывания в партии Прасковья Григорьевна старалась честно и добросовестно выполнять все партийные поручения. Много раз коммунисты школы доверяли ей быть секретарем партийной организации школы. И здесь она - на своем месте. Все, что делает, делает хорошо или очень хорошо. Плохо просто не умеет. Все, кто оказывается рядом с нею, профессионально растут: достойная манера общения, ведение дискуссий, желание узнавать новое, творчески работать учатся ее коллеги.
Несколько раз она избиралась делегатом районных партийных конференций. Работая, она не забывала об общественной работе. Принимала участие в организации вечеров в клубе, участвовала в художественной самодеятельности. Ярким в памяти осталось событие празднования 1 мая 1960 года. На заполненном до отказа местном стадионе проводился районный праздник песни. Многие советские песни пели участники самодеятельных хоровых коллективов, им подпевали все зрители. Было всеобщее веселье людей труда. От Конного завода в смотре песни участвовали: Н.Бовкунова, М.Скирдина, И.Колпакова, Н.Череповский, Т.Трубчанинова, А.Погребняк, В.Андреева, П.Андреева, А.Окунева, В.Швырков, В.Шлыков. Подобные мероприятия были не единичны: состязания, а то и просто выступления народных талантов в населенных пунктах завода были часты и носили массовый характер.
В 1967 году Андрееву П.Г. районо по рекомендации дирекции школы направляет на курсы организаторов внешкольной и внеклассной работы. 4 года она вместе с учителями школы проводила активную, вдумчивую работу с учащимися.
Много раз Прасковья Григорьевна избиралась депутатом местного совета, была активным пропагандистом среди комсомольцев и коммунистов Конного завода. С 1962 года коллектив Конзавода, включившись в районные соревнования, вызвал на трудовое состязание совхоз «Манычский». Ход соревнования активно пропагандировали по местному радио, в стенной печати, в беседах агитаторов. Заводское радиовещание, начавшее работать с 1961 года, руководителем которого была коммунист Полина Лукьяновна Кияшко, ежедневно в вечернее время извещало о трудовых делах, учебе и жизни населения. Большую работу по пропаганде соревнования проводила сельская интеллигенция. В читальном зале библиотеки проводились лекции, доклады, беседы, готовились книжные выставки. Вот что писала районная газета «Маяк» о пропагандистской работе Андреевой П.Г.: «Два раза в месяц в первый и четвертый понедельник в клубе Конного завода собирается более ста комсомольцев. Сюда приходят молодые доярки и скотники, механизаторы, служащие конторы, учащиеся местной школы. Все они учатся в политическом кружке «Кругозор», которым руководит учительница школы Андреева П.Г.. Она пользуется большим авторитетом у слушателей. Она отличный пропагандист, к чтению лекций и докладов привлекает старых коммунистов, участников гражданской и Великой Отечественной войн, партийных и хозяйственных руководителей. Комсомольцы охотно ходят на занятия кружка. Дружно участвуют в собеседованиях. Прасковья Григорьевна увлечена своей работой. Она поставила перед собой цель – больше дать знаний, расширить политический кругозор каждого комсомольца, повысить качество занятий, увлечь своих молодых слушателей». За пропагандистскую работу Прасковья Григорьевна награждалась Благодарственными письмами и Грамотами райкома и обкома КПСС.
В 1971 году она закончила заочно университет марксизма-ленинизма и получила высшее политическое образование в системе партийной учебы. Это помогло ей повысить интерес слушателей к политической учебе. Как пропагандист она была постоянно в поиске новых форм пропагандистской работы.
Много внимания Прасковья Григорьевна уделяла депутатской работе. Почти 20 лет подряд односельчане посылали ее, учительницу английского языка, своим посланцем в сельский совет.
А в 1973 году она была избрана председателем Исполкома Конзаводского сельского Совета. С 1973 года по 1977 год проработала Андреева П.Г. председателем, отдавая работе все силы и знания. Родина оценила ее труд. В декабре 1976 года она была награждена медалью «За трудовое отличие». Где бы не работала Прасковья Григорьевна, она с душой относилась к работе. Интересна и разнообразна работа председателя Исполкома сельского Совета. Но всякий раз, когда она видела, как дети шли в школу, слезы стояли в ее глазах. Очень она любили свою родную школу, детей. Она решила снова вернуться в школу. Продолжая работать учителем английского языка, она не забывала о депутатских делах и общественной работе. Многие вечера и праздники не проходили без ее участия. Прасковья Григорьевна много работала над собой, чтобы дать детям знания. Она всегда помнила такой завет: «Учитель перестает быть учителем, если он сам не учится». Профессия, выбранная Прасковьей Григорьевной, благородная и вечная, ведь без учителя нет ни врача, ни инженера, ни кого-либо другого. Она привыкла работать добросовестно и искренне, всю свою душу и сердце, отдавая детям, ученикам. Не зря есть одно известное изречение: чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. За свой кропотливый труд награждалась грамотами районного и областного уровня, грамотами Министерства просвещения РСФСР. В 1982 году Андреева П.Г. за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения награждена значком «Отличник народного просвещения». Два года, с 1983 по 1985 год, проработала директором Конзаводской школы №9. 29 лет отдала школе. Это были годы горячей любви к детям, годы раздумий, поисков. То, что Прасковья Григорьевна была настоящим педагогом, подтверждает тот факт, что она выучила в нашем хуторе не одно поколение детей. Она всю жизнь работала с детьми, помогала становиться порядочными и умными людьми, и они платили ей взаимной любовью и благодарной памятью. Её ученики став взрослыми, разъехались по всей огромной стране, но приезжая в родные пенаты, они обязательно навещают свою любимую учительницу, пишут письма из разных уголков, присылают поздравительные открытки и телеграммы. Многие из её учеников пошли по её стопам: стали учителями, другие - врачами, лётчиками, инженерами и просто хорошими добропорядочными людьми.
За годы работы Прасковья Григорьевна была бессменным классным руководителем. Старалась воспитывать своих учащихся настоящими гражданами нашей родины. Елена Реальфовна Иващенко, заместитель директора по УВР МБОУ Конзаводской СОШ, в прошлом ученица Прасковьи Григорьевны, вспоминает ее как классного руководителя: «Отношения с нами Прасковья Григорьевна строила на доверии и уважении. Умело организовывала мероприятия, в которых мы участвовали с большим удовольствием. Заботливо и внимательно относилась к каждому. Она сформировала в нас такие личностные качества, которые помогли нашему становлению в жизни».
В 2012 году Андреева Прасковья Григорьевна награждена памятным знаком «75 лет Ростовской области». Сейчас Прасковья Григорьевна Андреева на заслуженном отдыхе, но является активным членом Совета ветеранов Конзаводского сельского поселения. Она старается оказать посильную помощь пожилым людям. Есть люди, которым искать себя не надо. И среди них Прасковья Григорьевна. Как будто ничего не изменилось. Каждый день у нее гости: родные, коллеги, друзья. И для всех, несмотря на пошатнувшееся здоровье, у нее найдется минута для того, чтобы с кем-то порадоваться, кого-то успокоить, кому-то дать совет. Это каждому помогает разобраться в себе. Значимость человеческой жизни никогда не исчезает, ведь жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит, как управлять ею. Судьба Прасковьи Григорьевны насыщена событиями: радостями и восторгами, победами и поражениями, горестями утрат, которые помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. Мы думаем, природа щедро одарила Прасковью Григорьевну: неодолимо притягивает она людей. Каждому человеку, находящемуся рядом, дает почувствовать сопереживание за него. Она никогда не сосредотачивалась только на себе. Оптимизм, жизнестойкость делают ее поистине большим человеком, великолепным педагогом, наставником молодых. Всю свою светлую душу, свое сердце Прасковья Григорьевна отдала на служение людям. Мы считаем, что ей, как никому другому, подходят строчки из стихотворения поэта Ивана Бондаренко, которые являются девизом всей ее жизни - «труд и сердце – людям отдавать».
Пролетели годы молодые,
Словно в небе стая журавлей,
Волосы теперь уже седые,
Словно след истории твоей.
Может быть, от этого удела,
Что в награду жизнь преподнесла,
Голова немного побелела
И другую форму обрела?
Но совсем не в этом нынче дело.
Главное – любовь всегда жила
К тем делам, что совершала смело,
Когда к ним тебя Родина звала!
Главное, что память сохранила
Той эпохи светлую черту,
Что судьба тебя щедро наградила,
Превратив в дела твою мечту:
Быть всегда на острие атаки
И негромкий подвиг совершать.
С радостью, как от души подарки,
Труд и сердце – людям отдавать!
Заключение.
Узнавать новое всегда увлекательно, и написать про Андрееву Прасковью Григорьевну нам было очень интересно. Для нас вывод в этой исследовательской работе заключается в том, что нужно идти к своей цели, несмотря на трудности. Прасковья Григорьевна - замечательный человек, талантливый во всех сферах. И главное - у нее в душе есть добросердечие, любовь, которая присуща не каждому человеку.
Надо знать историю своих семей, своего села, Родины. Чтобы сохранить память о предках для последующих поколений, сформировать уважительное отношение к педагогическому труду и была написана эта работа.
Пчёлы и муха
Финист - Ясный сокол
Мастер-класс "Корзиночка"
Просто так
Усатый нянь