Сочинение "Значение воспитания этнической толерантности в современном многонациональном обществе" ученицы 10 класса Зориной Ирины
Вложение | Размер |
---|---|
etn.tolerantnost_-_zorina_i.doc | 67 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, г. Фрязино, Московская область, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, код из Москвы и области (496)
Творческая работа на конкурс
«Права человека глазами ребёнка»
Сочинение
Значение воспитания этнической толерантности в современном многонациональном обществе
Руководитель: Беляева И.В. Автор: Зорина Ирина,
учитель русского языка и ученица 10-Б класса литературы МОУ СОШ № 2 МОУ СОШ № 2 г. Фрязино Московской обл. г. Фрязино Московской обл.
2011 год
План
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т. д. Основная ее суть — терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.[1]
Этническая толерантность — способность человека проявлять терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью. Она имеет степень выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности.
Ныне вопрос толерантности очень актуален. Ежедневно, ежечасно нам приходиться сталкиваться с представителями других этнических групп. Сосед по парте – азербайджанец, строитель соседнего дома – таджик… Россия – многонациональное государство, и с древних времен русским приходится быть искусными дипломатами в повседневной жизни.
Однако в России с толерантностью нынче проблематично. Хотя, в Америке, к примеру, это доведено до абсурда – чего стоит один запрет называть африканцев неграми. А у нас неплохо было бы хотя бы прекратить высмеивать представителей других этнических групп в средствах массовой информации…
Итак, нас окружают в родной стране незнакомые слова чужого языка, слышатся мелодии чужих национальных песен… Всегда неприятно, когда ты у себя дома чувствуешь себя чужим. Когда при тебе разговаривают на чужом языке, слова которого – лишь неясный набор звуков… Так рождается ксенофобия.
Ксенофобия (от греч. ξένος — чужой + φόβος — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей. [2]
Нам непонятны чужие слова и взгляды, мы чувствуем себя странно и теряемся. И тут же понимаем – ведь это наша родная страна, так не должно быть, что-то не так… И действительно, это неприятно, но… Но отнюдь не настолько, чтобы становиться причиной вражды.
Итак, Россия – многонациональное государство. С давних времен к ней постоянно присоединялись различные земли, на ее территории всегда жили другие народы. Понять обычаи и нравы народов крайнего севера, например, очень сложно, хотя те же эвенки – коренные жители этих мест. Нам не понять образ их мыслей, их религию с обожествлением сил природы и диких животных. Не понять их трепетное отношение к природе и оленям – источнику их жизни. Не понять их ритуалы, их беспрекословное следование традициям. Для нас все это – как другая планета. И мы, к огромному сожалению, попав в такую обстановку, начинаем подстраивать, подминать все под себя. Чем-то напоминает это «Аватар» Кэмерона. Не разбираясь, не задумываясь, просто изменить все, подстроить под себя – чтобы стало привычнее. Таковы наши потребности, отсюда и ксенофобия…
В период СССР, когда великая держава достигла своего расцвета, стремясь к равенству и братству, все забыли о несхожести. Объединились и жили одной большой семьей. По крайней мере, так должно было быть в идеале, это было главной идеей: равенство и братство. Люди разных национальностей интересовались друг другом, не принижая прав, русские учили в школах молдавские песни, а все молдаване говорили на государственном языке – на русском. Конечно, я все очень радужно описываю. И тогда были конфликты, в том числе и на национальной почве. Но, по крайней мере, люди пытались от этого избавиться, стремились понять друг друга, достичь взаимопонимания и межнациональной дружбы. Во многом сплотила республики и Великая Отечественная война. Азербайджанцы и таджики сражались плечом к плечу с русскими, помогали друг другу и умирали друг за друга. Побратимы – это чаще всего люди, прошедшие боль и войну, пережившие смерть и страдания. Так и пятнадцать республик, отважно сражавшиеся против фашистов. Мы ведь все братья, пусть не по крови – по духу. Возможно, прадед какого-нибудь ярого ксенофоба, издевающегося над одноклассником-таджиком, выжил в той войне благодаря другу из Таджикистана, кто знает…
Мы вместе пережили страшную войну, голод и боль. Вместе сражались против общего врага и вытирали счастливые слезы в день, когда фашистские войска капитулировали. И так же плакали по не вернувшемуся домой русскому, как и по какому-нибудь «узкоглазому»… И что, неужели теперь забыть все это?! Но ведь это значит не уважать предков! Значит ни в грош не ставить заслуги ветеранов. Ведь они сражались против фашистов, объявивших свою арийскую расу высшей. Ну и чем мы лучше, заявляя, что русские на порядок выше таджиков, чем мы лучше, когда яростно кричим: «Россия – для русских!»?!
Но СССР распался. Республики отделились, теперь в большинстве из них дети даже не знают русского. Не мы одни лишены толерантности – во многих бывших республиках не уважают русских, обвиняют во всех бедах правительство СССР, происходит дискриминация русскоязычного населения и русского языка… Идеи о братстве и объединении сошли на нет. Все спрятались в свои обычаи и традиции, как в ракушках прячутся улитки. И сами не заметили, как постепенно стерлись эти традиции, как им на замену пришло все западное…
Например, Казахстан. Русское население бывшей республики испытало массу неудобств после распада СССР. Все постсоветские годы проживания в Казахстане они испытывали ущемление в правах на получение высшего образования, на занятие руководящих должностей. В итоге у многих этнических меньшинств относительно маленький уровень знаний и квалификации; в основном они проживают в сельской местности и ведут сельский образ жизни. Они не бедны, но они не могут, по-видимому, не чувствовать ущербность относительно того уровня жизни, который они имели бы на собственной исторической родине. Начинается массовый выезд русских, в большей степени из городских районов…
В последние 5 лет идёт обострение ситуации. Снизился уровень заработной платы и возможности карьерного роста. Это усугубляется ущемлением ряда прав русскоязычного населения в отношении доступа к квалифицированному труду и профессиональному образованию, воплощения трудовой карьеры, обеспечения полноценного образования для детей... [3]
В Таджикистане же парламентарии одобрили новый законопроект «О государственном языке», его одобрила нижняя палата таджикского парламента. И русский язык потерял свой прежний статус языка межнационального общения. Утвержденный депутатами закон закрепляет за таджикским языком статус единственного официального. Теперь вести переписку и устное общение с органами государственной власти, предприятиями и учреждениями, получить информацию и документы можно будет исключительно на государственном языке страны – таджикском.[4]
А ведь мы были одной могучей страной, мы вместе верили в одну мечту и стремились к ней…
Или, например, Украина – ближайший сосед России, страна, входившая в состав нашего государства, ставшая ныне независимой. Я каждый год езжу на Украину к своей бабушке и каждый год поражаюсь. Украинцы ненавидят русских, обвиняют их во всех бедах, в школах русский изучают как иностранный, а советский период пытаются вычеркнуть из истории государства… Причем пугает то, что о нелюбви к русским рассуждают не политики или хотя бы бизнесмены. Отнюдь! Я слышу эти разговоры от подростков моего возраста, мало что понимающих в политике, от молодых людей лет двадцати… Неужели они так заинтересованы в политике, в судьбе родной страны? Или просто это кто-то пытается всячески разрушить наше общество, подкидывая идеи в средства массовой информации?
Я не буду рассуждать о том, что делать правительству с приезжими. Это попросту нас не касается. А касаются, и очень сильно, такие «мелочи», как отношения подростков в школах, конфликты в магазинах на национальной почве и так далее. Мы сами не понимаем, о чем рассуждаем. Возможно, в политических масштабах приезжие нам и мешают. Но зачем переводить глобальные проблемы на простые, житейские отношения?! Зачем родители убеждают детей, что все эти кланы «черных» захватывают рынки и мешают нам жить? Дети ведь не рассуждают. Что для взрослых только слова, для подростков – действие. Уверенные, что поступают правильно, они издеваются над детьми других национальностей, совершенно не задумываясь, что они-то ни в чем не виноваты. Такие же дети, как и мы.
Ведь все люди одинаковые, независимо от цвета кожи. И у нас, и у них есть злые и добрые, жадные и щедрые. Нельзя ненавидеть евреев за глупый стереотип об их жадности. Мой прадед – еврей. Его родных убили в Бресте во время войны. Убили просто за то, что они евреи. А мы сейчас уподобляемся немцам, пусть и не так, к счастью, радикально настроены.
Да, поведение иностранцев порой шокирует. Их массовые празднования мусульманских праздников, захват рынков, завышение цен… Все это неприятно, если рассматривать в крупных масштабах. Но чем лично мне мешает девочка-азербайджанка, скромная и милая, в чем-то намного умнее меня, в чем-то добрее? Да, у нее другой язык. Кожа немного отличается по цвету. Да, она плохо знает русский и у нее странное имя. Но разве это повод ее ненавидеть? Она не сделала ничего плохого, она не заслуживает грубых шуток и издевательств…
Мы обвиняем нерусских в неприличном поведении, нарушении общественного порядка. Но ведь случаев нападения русскими на русских куда больше…
Нерусские хамят в магазинах? И здесь не соглашусь. У меня до сих пор приятнейшие воспоминания об азербайджанке – продавщице в зоомагазине. Отпуская товар, она пожелала счастья и удачи на протяжении всей жизни и сказала, что скоро я обязательно стану счастливой, главное – не требовать всего и сразу и очень хотеть. Ее слова отчасти сбылись… Но важен сам факт – люди везде одинаковые. И их душевные качества совсем не зависят от национальности.
А вот вопрос национальной гордости – совсем другой вопрос. Да, Россия для русских. Но не только для русских. И куда больше лишают нас нашей культуры не молдаване и таджики, а американские песни и фильмы. Они хорошие и качественные, вот только почему американцы так гордятся своей культурой, а мы своей – нет? И как могут говорить о том, что приезжие лишают нас своей национальной гордости, как так могут говорить люди, весьма смутно представляющие себе истоки нашей культуры, люди, которые ничего не знают о древних славянах и их жизни, об их вере и быте? Поэтому, на мой взгляд, намного справедливее и эффективнее было бы возрождать свою собственную культуру, тогда хотя бы будет, что отстаивать. Ведь только не имея ничего собственного можно не уважать чужое…
Вопросы равенства и уважения важны для социума. Только в обществе, которое уважает слабых и просто других, могут рождаться гениальные идеи, только такое общество может развиваться… Ведь не виноват же ребенок-инвалид в том, что его способности ограничены. Он, возможно, во многом превосходит нас, мог бы сделать куда больше здорового. Но из-за глупых стереотипов мы сразу вешаем ярлык на человека и избегаем его… Это, может быть, не так страшно, но грустно даже в обыденной жизни. Но когда такие проблемы выходят на государственный уровень, когда ярлыки вешают не отдельные личности, а целые народы… Тогда это действительно страшно…
А мы почему-то начинаем задумываться о чем-то, только испытав это на собственном опыте. Пора что-то менять в нашем обществе. Пора любить ближних своих, как сказано в Библии. Пора возрождать жизнь, стремиться к светлому будущему. Постепенно и изнутри, начиная с малых социальных единиц, таких, как класс, семья, клубы по интересам, компании. Воспитывать любовь ко всем и вся, ведь не виноваты же они, что чем-то отличаются от нас… Просто любить, просто уважать и пытаться понять. Это самое главное условие, чтобы мир стал светлым и добрым, чтобы в любой точке земного шара ты чувствовал себя, как дома…
1. Толерантность - Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Ксенофобия - www.wikipedia.ru
3. Новейшие трудности Казахстана//журнал Азия и Африка. 1993 - № 4 - C.36-42
4. Аргументы и Факты
[1] 1. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999.
[2] www.wikipedia.ru
[3] Новейшие трудности Казахстана//журнал Азия и Африка. 1993-№ 4-C.36-42
[4] Аргументы и Факты
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Выбери путь
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Привередница