Вложение | Размер |
---|---|
проект" Творческий псевдоним: нужен или нет? | 2.2 МБ |
Слайд 1
ПроектСлайд 2
Творческий псевдоним : нужен или нет ? Выполнила ученица 7 «А » класса МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №233 Чаленко Алина Руководитель проекта: Жадан Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы 2013 год МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 233
Слайд 3
Цели и задачи проекта Познакомиться: с разновидностями псевдонимов; причинами их появления; способами образования; проанализировать и обобщить полученные данные; воспитывать любовь к литературе.
Слайд 4
Гипотеза Если автор использует псевдоним, значит носитель псевдонима либо прячется за него, либо привлекает внимание к вымышленному лицу. Актуальность Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, посмотрев на имя автора, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами - настоящая фамилия или псевдоним. Нам это неинтересно. Нам интересно содержание. А когда мы случайно узнаем настоящую фамилию автора, то невольно задумываемся, а зачем писатели берут себе псевдонимы, какое смысловое значение они несут? И почему «мода» на псевдонимы до сих пор так востребована? Поэтому тема нашей работы актуальна.
Слайд 5
Ход исследования : 1. Изучить литературу по теме. 2. Дать определение термину «псевдоним». 3. История появления псевдонимов в России. 4. Причины использования псевдонимов. 5. Разновидности псевдонимов. 6.Знакомство с нашими соотечественниками. 7. Место псевдонима в современном мире. 8. Создать презентацию.
Слайд 6
Скрываемся за псевдонимами, Боимся чувства приоткрыть. Мы так привыкли быть ранимыми, Что нас уж не переменить. Нам жизнь закалку обеспечила: Всегда в защите, начеку! Поэзия – искусство вечное, Но только где найти строку Такую, чтобы люди таяли, А не глумились - хоть один Всегда найдется! В крепость тайную Укроемся – за псевдоним. Александр Акентьев .
Слайд 7
Итак, что такое псевдоним? Буквально - это ложное имя. Псевдоним – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение. Носитель псевдонима либо прячется за него, либо привлекает внимание к вымышленному лицу.
Слайд 8
Слово «псевдоним» состоит из двух греческих основ: pseudos (ложный) и onym (имя). Им обозначают вымышленное или изменённое имя, используемое для замены подлинного политическими деятелями, актёрами, писателями и т.д.
Слайд 9
Для большинства людей псевдоним - это что-то неважное, мелкое, им ненужное. Рабочий или крестьянин, банкир или мелкий клерк никогда в жизни не слышали о псевдонимах, и им они не нужны. Лишь узкая часть интеллигенции- писатели, поэты, артисты- пользуются псевдонимами. Но таких людей ничтожно мало в народе. Однако именно о них всегда говорят средства массовой информации : ТВ, радио, пресса- именно они всегда на виду, и как теперь стали выражаться: «на слуху!"
Слайд 10
Но было время, когда они получили сильнейшее распространение - сто лет назад - в конце XIX - начале XX века. Само появление и существование псевдонимов в России было тесно связано с особыми историческими, политическими русскими условиями, с русской общественной спецификой. Псевдонимы в России возникли с появлением общественно-политической и художественной литературы, практически с 40-60-х годов XVIII века.
Слайд 11
Интересно рассмотреть причины, по которым люди берут псевдонимы. Более или менее понятно с политическими деятелями. Их псевдонимы, как правило, связаны с попыткой скрыться от преследований за убеждения. Гораздо разнообразнее причины, по которым берут псевдонимы творческие люди :
Слайд 12
- непрестижность литературной деятельности для человека из высшего сословия ; Екатерина II подписывала свои литературные произведения - И.Е.В, что означает: Императрица Екатерина Великая, а скучные рассуждения о правах, законах снабжала псевдонимами «Любомудров», «Правдомыслов». Видный поэт из царской семьи в XIX веке К. К. Романов подписывал свои стихи и поэтические сборники скромным псевдонимом К.Р.
Слайд 13
- сокрытие настоящего имени из цензурных соображений ; Преследования вынуждали писателей-революционеров к сугубой конспирации. Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский (Грин) - будущий автор «Алых парусов» свой первый рассказ в «Биржевых ведомостях»(1906 г.) подписал А.А. М-въ . Гриневский не мог подписываться своей фамилией, ибо состоял под надзором полиции.
Слайд 14
- негативная оценка женского творчества ; Преодолеть издавна сложившееся предубеждение к творческому труду женщин было нелегко. Поэтому женщины – литераторы часто подписывали свои произведения мужскими именами. Поэтесса Зинаида Гиппиус статьи с критикой публиковала под «говорящим» псевдонимом Антон Крайний. Мариэтта Шаганян свой приключенческий роман «Месс-Менд» выпустила под псевдонимом Джим Доллар.
Слайд 15
- страх перед провалом при публикации первого сочинения ; Первую свою басню Иван Андреевич Крылов подписал И. Кр., затем либо не подписывал басни совсем, либо ставил под ними одну букву К. И только в 37 лет начал подписываться своей фамилией.
Слайд 16
- наличие однофамильцев в литературе ; Автор полюбившейся всем книги «Детство Тёмы» не мог подписать своё произведение настоящей фамилией Михайловский, потому что редактором журнала «Русское богатство», где он начал печататься, был тоже Михайловский. Совпали даже имена: оба были Николаи. Писатель взял псевдоним Н. Гарин.
Слайд 17
- неинтересная, неблагозвучная, а то и вовсе неприличная фамилия. Вот и мучается человек, придумывая яркий, броский и, главное, запоминающийся псевдоним .
Слайд 18
Псевдоним Петр Замойский появился потому, что настоящая фамилия автора повестей "Лапти" и "Подпасок" была Зевалкин Петр Иванович.
Слайд 19
Я артист государственных больших и камерных театров. А на что вам моя фамилия? Она слишком известная, чтобы я вам ее называл. Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» Г. Плеханов, размышляя о судьбе литератора в царской России, заметил: «Каждый русский писатель состоит из тела, души и псевдонима». Творческие люди часто используют псевдонимы. Зачем они это делают? Псевдоним - это в какой-то степени тоже проявление творчества. Можно использовать псевдоним для звучности, для того, чтобы читателям запоминалось.
Слайд 20
Важной проблемой становится классификация псевдонимов. Первой такой попыткой стал трактат Адриена Байе «Авторы, укрывшиеся под чужими, заимствованными, придуманными, ложными, зашифрованными, нарочито изменёнными, вывороченными или переведёнными на другой язык фамилиями», изданный в Париже в 1690 г. Русские литературоведы и библиографы этому вопросу также уделяли большое значение. В 1874 году Г. Геннади составил «Список русских анонимных книг с именами их авторов и переводчиков».
Слайд 21
В настоящее время имеется свыше пятидесяти различных видов псевдонимов, но удовлетворительной и общепризнанной их классификации пока не создано. В литературе, посвященной вопросам изучения псевдонимов, были сделаны попытки их классификации по некоторым специфическим особенностям, внешнему строению и исходному лексическому значению.
Слайд 22
Аллонимы – псевдонимы, которые являются подлинными фамилиями других авторов. Аллоним — имя другого реально существующего или существовавшего лица, используемое автором вместо собственного имени при обозначении авторства произведения. Для того, чтобы именем более раннего и более авторитетного автора придать больше авторитета своему сочинению. А.И.Герцен – Искандер
Слайд 23
Национальные псевдонимы – этнонимы, геонимы ) – подписи, указывающие на национальность автора или местность его проживания Д.Н.Мамин - Мамин-Сибиряк , И.В.Лотарев - Игорь Северянин, Лариса Косач – Квитка – Леся Украинка
Слайд 24
Криптоним — подпись под произведением вместо имени автора, не предполагающая возможности отождествить ее с тем или иным конкретным лицом; иными словами — имя, рассчитанное на то, чтобы скрыть подлинного автора произведения. Подписи в виде инициалов и разнообразных сокращений: Ал.П. - А.С.Пушкин; Б-ов - К.Н.Батюшков; Лайбов - Н.А.Добролюбов (преобразование конечных слогов имени и фамилии: Нико ЛАЙ Добролю БОВ ).
Слайд 25
ТИТЛОНИМЫ - псевдонимы, указывающие на занятие, звание, общественное положение автора. От лат. titulus - титул. Иногда титлоним является прозвищем, которое автору дали соотечественники; оно указывало, что кроме литературы у него имелось другое занятие. Гиясаддин Абуль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури - Омар Хайям Выдающийся персидско-таджикский поэт XI-XII вв. "Хайям" значит "делающий шатры". Этим занимался отец поэта.
Слайд 26
Такой нарицательный псевдоним характеризовал автора лучше, чем придуманная фамилия, и в то же время позволял соблюсти инкогнито. Русский писатель Влади́мир Галактио́нович Короле́нко - Журналист, Летописец Русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин – «Русский путешественник»
Слайд 27
Героним - подписи, в которых авторы указывают на принадлежность им ранее напечатанных произведений. Русский поэт Владимир Тимофеевич Кириллов – «Поэт-солдат» Поэт-самоучка Иван Захарович Суриков – «Крестьянин» Русский писатель Катаев Валентин Петрович- Старик Саббакин
Слайд 28
Эйдоним - имена, характеризующие авторов с физической стороны Часто это – прозвища, данные родными или окружающими. Встречаются эйдонимы очень редко. Римский поэт Публий Овидий Назон («носатый») Римский поэт Квинт Гораций Флакк («лопоухий») Якутский прозаик Н.Е. Мординов Амма Аччыгыйа (маленький человек из Аммы)
Слайд 29
Френонимы указывают на ту или иную черту в характере, творчестве или жизни автора, либо подчеркиваемую им самим, либо подмеченную окружающими. Русский писатель Алексей Максимович Пешков Максим Горький Русский сказочник Павел Петрович Бажов Колдунков
Слайд 30
Хроматоним — псевдоним, в основу которого положено название цвета. (от греч. chroma – цвет). Русский поэт Бори́с Никола́евич Буга́ев - Андрей Белый Русский сатирик Александр Михайлович Гликберг – Саша Чёрный Русский поэт Фофанов Константин Михайлович Акакий Оранжевый
Слайд 31
Фитоним — имя, в основу которого легло название растения (от греч. phitos – растение ). Особенно часто это встречается в украинской литературе Украинский сатирик Павел Михайлович Губенко Остап Вишня Украинская писательница Александра Михайловна Белозерская Ганна Барвинок Игорь Северянин имел еще один псевдоним - Мимоза.
Слайд 32
Псевдоандронимы - подписи, имеющие форму мужского имени, под которым пишут женщины. Писательницы боялись, что издатель не возьмет рукопись, узнав, что та принадлежит перу женщины, читатель отложит книгу по той же причине. Украинская писательница Мария Вилинская Маркович Марко Вовчок Французская писательница Амандина Аврора Люсиль Дюпен - Жорж Санд Русская писательница Авдо́тья Я́ковлевна Пана́ева - Н. Н. Стани́цкий
Слайд 33
Не только авторы – женщины вводили читателей в заблуждение, подписываясь мужскими именами. Склонность к аналогичным мистификациям питали и авторы – мужчины, которые, наоборот, подписывались женскими именами. Такие подписи называются псевдогинимами (от греч. gyne – женщина). Русский поэт Эдуард Багрицкий Нина Воскресенская Французский философ XVIII века Вольтер - Вдова Денни
Слайд 34
Астронимы (или астеронимы ) - подписи, состоящие из одной или нескольких звёздочек: * - Евгений Абрамович Баратынский (русский поэт), ** - Никола́й Алексе́евич Некра́сов (русский поэт), *** - Фёдор Ива́нович Тю́тчев (русский поэт) * ** ***
Слайд 35
Апоконим . Аристоним . Астроним. Ателоним . Геоним (или топоним ). Героним . Гидроним. Инициалы. Инкогнитоним . Ихтионим . Калька. Койноним . Контаминация. Матроним . Метаграмма . Негатоним . Нейтроним . Орнитоним . Пайзоним . Палиноним . Пароним. Патроним. Полуаллоним . Преноним . Проксоним . Псевдоандроним . Псевдогеоним . Псевдогиним . Псевдоинициалы . Псевдокойноним . Псевдоним. Псевдотитлоним . Псевдофреноним . Псевдоэтноним . Стигмоним . Тахаллус . Титлоним . Физионим . Фитоним . Френоним . Хроматоним . Цифроним . Эйдоним . Энтомоним . Этноним. Существует около сотни видов псевдонимов. Некоторые из них:
Слайд 36
Так нужен ли псевдоним для творческой личности?
Слайд 37
Вывод: псевдонимы нужны, НО : Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Но только половина. Остальное зависит от самого автора. Иной с фамилией двойною Пройдет в журналах без следа, Другой под буквою одною Известен многие года… Д.Минаев
Слайд 38
Когда произношу я ваше имя, Мне хочется зевать, скучать, ворчать, В то время как другие имена, Когда их произносишь, открывают Совсем другие двери наших чувств... У. Шекспир.
Слайд 39
Использованная литература Дмитриев В.Г., «Скрывшие свое имя», М., издательство «Наука», 1977 г .; Ожегов С.И., Словарь русского языка, М., ООО «ЛД Инвест », 2003 г .; Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 3 т.- М.: Всесоюзная книжная палата, 1958 г .; http:// propsevdo.ru/litra ; http:// www.dslib.net/russkij-jazyk/psevdonimy-v-sisteme-sovremennoj-russkoj-antroponimii.html ; http:// ru.wikipedia.org/wiki ; http:// pagan.ru/lib/books/history .
Слайд 40
Спасибо за внимание!!
Тигрёнок на подсолнухе
Ворона
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Простые новогодние шары из бумаги
Флейта и Ветер