Попытались рассмотреть образ Дуба в русской литературе
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_obraz_duba.doc | 50 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечнинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Майского улуса (района)
Республики Саха (Якутия)
Творческая работа
«Образ дуба в русской литературе»
Выполнила: Рыбалкина Валентина Викторовна, 11 класс
Руководитель: Груздева Н. Н., учитель русского языка и литературы
п. Солнечный
2013 год
Аннотация
Работа посвящена образу дуба в произведениях русских писателей и поэтов.
Когда на уроках литературы изучали роман Л.Н. Толстого «Война и мир», я обратила внимание на эпизод, когда князь Андрей Болконский, возвращаясь в Отрадное, увидел старый развесистый дуб. Выяснив, какую роль в жизни Болконского сыграла эта встреча, я задумалась: «А в каких еще произведениях русских писателей встречается дуб?». Оказалось, что многие писатели и поэты обращались к образу дуба. Это и А.С. Пушкин, и М. Горький, и Муса Джалильи многие другие.
Я бы хотела обратиться к некоторым произведения. Что я почувствовала, что поняла после прочтения этих произведений?
Но прежде, я думаю, нужно поговорить о дубе как о дереве. И я нашла о нем информацию.
Дуб — символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва. Символизировал твердость духа. Являлся знаком долговечности и даже бессмертия. Дуб называют "королем леса". В Древнем Риме венок из дубовых листьев был высшей наградой полководцу-триумфатору; со временем их заменили лавровые венки. Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла.
По шелесту листьев дуба древние евреи предсказывали будущее. Под священным дубом Додоны Сивилла осуществляла свои пророчества. Среди дубовой рощи был построен храм Ваала в Дамаске. Священными дубами была окружена могила Авеля. С дубом у древних евреев ассоциировалось имя Яхве. У Мамврийского дуба проживал Авраам, там и произошло первое явление ему Бога. Дерево достигало 30 м в высоту, имея в обхвате 7 м. Согласно мистериальнои шкале древнеегипетской "Книги мертвых", дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра. В христианской семиотике дуб являлся символом идолопоклонства. Действительно, языческие ритуалы древних славян осуществлялись именно в священных дубравах.
Пруссы окропляли культовый дуб кровью жертвенных животных. Ветхозаветные пророки осуждали соплеменников за "хождение под дубом". С другой стороны, под ветвями дуба хоронили самих пророков. По преданию, у скептика, отрубившего дубовую ветвь, отсохла рука. У Вальтера Скотта вырванный с корнями дуб на щите Айвенго означал потерю наследства.
Дубы являлись атрибутом монархической власти. О "царском дубе" упоминается в Библии. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных революций. Восставшие массы срубали "королевский дуб", что символизировало расправу с венценосными особами.
Для многих народов дуб – священное дерево. Особое место он занимает в культуре кельтов. Слово «друид» в разных вариантах переводится как «мудрый дуб» или «человек-дуб». Друиды считали дерево принадлежащим Дагде, главному из своих богов. Друиды называли дуб "деревом науки".
Славяне, так же, как и римляне считали, что дуб был еще до сотворения мира. Последние посвящали дуб Юпитеру, а желудь называли «югланс» (juglans), или «юпитеров плод». Древние греки посвящали дуб богу солнца, науки и искусства Аполлону. По мнению греческих заклинателей, с помощью дубовой ветви возможно вызвать дождь.
Все эти почести достались дереву не зря. Дуб нужен людям и широко ими используется. Его значение как пищи сегодня, конечно, невелико. Но как источнику прочной и долговечной древесины дубу трудно найти замену.
Известны лекарственные свойства дерева. Кора дуба содержит дубильные вещества, галловую и эллаговую кислоты. Ее отвар применяется как вяжущее средство, для полоскания полости рта и горла, при лечении ожогов.
Да, дуб – удивительное дерево. Не зря писатели и поэты делали его героем своих произведений. Начнем с А.С. Пушкина. Всем известны строчки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». Именно дуб оказался у Лукоморья. Мне кажется, это дерево – средоточие сказочного мироздания у Пушкина.
А.С. Пушкин еще не раз обращался к образу дуба. В его произведении «Дубровский» главный герой Владимир Дубровский общался с Машей Троекуровой через дупло дуба, которое служило для них своеобразным почтовым ящиком. Интересно, что фамилия главного героя имеет тот же корень, что и название дерева. Может быть, для Пушкина Дубровский – олицетворение надежности, верности.
В басне И. А. Крылова «Свинья под дубом» дуб тоже главное действующее лицо. Свинья, наевшись желудей до сыта до отвала, выспавшись по деревом, решила у него и корни подрыть. Она, глупая, не понимала, что без корней дерево погибнет и она лишится своих вкусных желудей. Опять же дуб здесь выбран не просто так. Здесь дуб как символ мироздания, основа основ. А когда я прочитала, что друиды считали дуб древом науки, то подумала о том, почему именно такую мораль написал Крылов:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Оказывается, М. Горький пробовал себя в качестве поэта. В конце 1880-х годов он написал поэму "Песнь старого дуба", но она получила отрицательный отзыв Короленко. Тогда автор решил, что как поэт он не состоялся и уничтожил рукопись.
У Ю. Нагибина есть замечательно добрый рассказ «Зимний дуб». Действие разворачивается в школе. Главный герой Савушкин постоянно опаздывает на уроки русского языка. Учительницу Анну Васильевну это очень раздражало. Ей всего 24 года. Работает она два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя. Ее знают, ценят, уважают. Да, Анна Васильевна – хороший человек, но она немного самоуверенна.
«Урок изучения существительного». Его прерывает опоздавший Савушкин. Очередное опоздание ученика выводит из себя молодую учительницу. К тому же он потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного – «зимний дуб». «Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!»
Действительно, учительница еще очень молода и неопытна. Она могла бы попросить мальчика рассказать о его примере. А почему именно «зимний дуб»? Почему не летний или какой-нибудь другой?
Но несмотря ни на что, мальчик не мог скрыть своей радости, в его словах была «счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце». «Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме».
И вот они пошли Савушкин и Анна Васильевна домой к Савушкину. Повел он учительницу той дорогой, какой сам ходит. Пока шли, рассматривали ручей, зимний лес. И вдруг…
«Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в голубые морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
– Так вот он, зимний дуб!
Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.
Нисколько не ведая, что творится в душе учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем.
– Анна Васильевна, поглядите!..
Он с усилием отвалил глыбу снега, облипшую понизу землей с остатками гниющих трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими паутинно – тонкими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.
– Вон кок укутался! – Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым его одеялом. Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся крошечный гротик с бахромой сосулек на своде. В нем сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона, ее жестко растянутая по костяку кожа казалась отлакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.
– Притворяется, – засмеялся Савушкин, – будто мертвая. А дай солнышку пригреть, заскачет, ой-ой как!
Он продолжал водить ее по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц козявок. Одни хоронились под корнями , другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь леса…
Многое поняла молодая учительница, как-то вдруг осознав увиденное. «Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежде, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего.
Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке».
Этот дуб как «теремок», всем места возле него хватает. Дуб – хранитель леса, его хозяин. Когда Ю. Нагибин пишет о том, «что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек…» создается ощущение, что мальчик – «дубок», тонко чувствующий, чутко все понимающий, будущий хранитель природы, родной земли.
Когда я искала в Интернете материал по моей теме, то наткнулась на стихотворение неизвестного мне поэта. Вот оно.
ДУБ
Стоит в полюшке дуб одинокий.
Занесла его ветром судьба.
Вырос дуб коренастый, высокий.
Между дубом и ветром борьба.
Ветер гнёт его ветви зимою,
Летом тоже спокойствия нет:
Гнёт к земле ветер крону с листвою
И несёт дубу множество бед.
Но осенней дождливой порою
И, как будто того не хотя,
Ветер жёлуди вдаль как метлою,
Разбросал детей дуба шутя.
Взойдёт поросль вновь молодая.
Протечёт время словно река,
Но наступит пора золотая,
И останется дуб на века.
На Земле есть такие народы,
Сколько их не корчуй и не гни,
Они крепки как дуб от природы,
Не оставят сгоревшие пни.
Автор – Поздний
Читая это стихотворение, я думала о нас, о нашем народе. Сколько же ему пришлось испытать, вынести. Но он как тот дуб, который ломала и корежила судьба, стоит крепко и непоколебимо.
И конечно же нельзя не написать о дубе из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Дважды встречается Андрей Болконский с дубом. Первая встреча состоялась, когда Андрей ехал из Богучарова в Отрадное. Возле дороги он увидел «старого, сердитого и презрительного урода», оголенного и корявого среди свежей зелени. Дуб «думает мыслями князя Андрея» и говорит об обмане в жизни, о безнадежности, о бесплодности надежд на счастье. «Таков и я», – думает он, глубоко ошибаясь. Встреча с Пьером Безуховым, а потом с Наташей Ростовой пробуждает князя Андрея к жизни. На обратном пути он видит все тот же дуб, но уже обновленный, полный жизненных соков, позеленевший и помолодевший. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», – окончательно и бесповоротно решает для себя князь Андрей. И, как этот дуб, он устремляется к жизни, к свету, обновлению.
Использованная литература:
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Смекалка против Змея-Горыныча
Фокус-покус! Раз, два,три!
Невидимое письмо
Швейня