Цель работы: определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма?
Вложение | Размер |
---|---|
baba_yaga.docx | 48.49 КБ |
Содержание.
Введение……………………………………………………………… 2
Глава 1. Происхождение образа Бабы Яги………………………. 4
Глава 2. Описание волшебного образа Бабы – Яги……………. 6
Глава 3. Разнообразие образов Бабы-Яги в волшебных
детских сказках……………………………………………………. 9
Глава 4. Анализ сказок……………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………
Приложения…………………………………………………………
Введение.
Актуальность.
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной.
Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
Объект исследования – Баба-Яга в волшебных сказках.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в волшебных сказках.
Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
2. Проследить, менялся ли образ Бабы-Яги со временем.
3. Проанализировать и обобщить полученные данные.
Гипотеза исследования:
Я считаю, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:
Исследование проводилось на основе русских народных сказок.
Методы исследования:
Структура исследовательской работы:
.
Баба-Яга – известный персонаж волшебных сказок. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим. Как отмечает исследователь–сказочник А.К.Афанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.
По мнению Иванова В.В., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»).
В. Даль пишет, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны» [8]. «Кости у неё местами выходят наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» [21]. Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.
Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.
Обратимся к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов: баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам.
Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.
Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого.
Слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи.. Слово же «яга» в переводе с древнего – змей. "Ага" со многих тюркских языков переводится как "старейшая, верховная".
Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.
Костяная нога.
Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе-образ одноногой Яги. Её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Уже само наименование - яга - означает «злая» и одновременно «больная». С ним связана и такая постоянная примета бабы-яги, как костяная нога. В некоторых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой.
Курьи ножки.
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»
В древности существовал обычай хоронить умерших на курганах (на возвышенностях). Избушка Бабы Яги также стоит высоко над землёй – «на курьих ножках». Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойн
Выводы по главе 1-й:
Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям это Страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи.
В. Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» <Даль, 1882>.
В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-само-секом».,
В поверьях Архангельской губернии Баба-Яга — «нечистая сила женского пола, не имеющая мужа»; «сидит в избе на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на какухе; ездит в ступах и пожирает людей». «Баба-Яга почитается воровкою детей, поэтому и пугают детей: „У! У! Хам те... Баба-то Яга схватит... подико, поди, вот она, тут и есть за дверями!"» <Ефименко, 1877>.
Крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».
Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу: «Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т.д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), чёрных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.
ика.
Выводы к главе 2-й:
3.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках.
Двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.
Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.
«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).
Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
У неё необычная чаще всего – костяная нога.
«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).
«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная Королева»).
Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
Яга-воительница;
Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).
Яга-похитительница
Наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
Яга-дарительница.
Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).
Яга-советчица
Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать: «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).
Яга-повелительница сил природы и животного мира
Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём:
«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько» «Баба- Яга».
Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.
Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей, внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).
Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).
Выводы по главе 3-й:
Глава 4. Анализ сказок.
Я прочитала11 русских народных сказок о Бабе Яге и пришли к выводу:
Заключение
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Исследование только частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Список используемой литературы
Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило, злая старуха-колдунья.
Яга – язвить, причинять боль, мучить.
«Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).
Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Сказка об одной Тайне
Снежная книга
Знакомимся с плотностью жидкостей
Сказка на ночь про Снеговика
"Разделите так, как делили работу..."