Я учусь в 10 классе, и этот важный период, выбор профессионального пути, коснулся и меня. Я долго думала, стараясь оценить свои способности и ответить для себя на вопросы — что у меня лучше получается, к чему я стремлюсь? Также меня заинтересовала ещё одна сторона этого вопроса – как родители влияют на выбор профессии детьми?
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vybore_professii_v_podrostkovom_vozraste.doc | 115 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Прибой
муниципального района Безенчукский Самарской области
адрес: 446242, Самарская область, муниципальный район Безенчукский,
пос. Прибой, ул. Школьная, д. 19,
телефон контакта: 8(84676) 43-3-30
E-mail: sokolin3@yandex.ru
Окружной конкурс проектов в области профессионального самоопределения
«Я И МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
Тема: «Роль семьи в выборе профессии в подростковом возрасте»
Работу выполнила: ученица 10 класса ГБОУ СОШ пос.Прибой Чернышкова Светлана Руководитель проекта: Аганина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ пос.Прибой |
г.о. Чапаевск, 2013
Содержание
Введение | 3 |
Глава I. Общество и семья в профессиональном самоопределении ребенка в подростковом возрасте | |
1.1 Выбор профессии как социальная потребность общества. | 5 |
1.2 Родительская семья и выбор профессии. | 7 |
Глава II. Роль моей семьи в стремлении получить профессию инженера – электротехника | |
2.1 Роль моей семьи в выборе будущей профессии | 12 |
2.2 Профессия инженер-электротехник | 14 |
Заключение | 17 |
Список литературы | 18 |
Введение
Актуальность проблемы.
Я учусь в 10 классе, и этот важный период, выбор профессионального пути, коснулся и меня. Я долго думала, стараясь оценить свои способности и ответить для себя на вопросы — что у меня лучше получается, к чему я стремлюсь? Также меня заинтересовала ещё одна сторона этого вопроса – как родители влияют на выбор профессии детьми?
Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врач, как мама» или «водитель, как папа».
С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.
С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.
Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из взрослых, есть свое представление о работе, которое, порой сами того не замечая, они передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
В любом случае выбор профессии очень важен от родительской позиции, личностной включенности в эту проблему и внимательного отношения к своему ребенку.
Объект исследования: процесс профориентационной работы с подростками в семье.
Предмет исследования: семья в выборе профессии подростком.
Цель работы – изучение роли семьи в выборе профессии в подростковом возрасте.
Гипотеза работы:
Роль семьи в выборе профессии ребенка в подростковом возрасте можно исследовать если:
1. Охарактеризован выбор профессии как социальная потребность общества.
2. Изучена роль родительской семьи в выборе профессии.
3. Раскрыта общая характеристика будущей профессии.
Задачи данной работы:
1. Изучить роль родительской семьи в выборе профессии;
2.Охарактеризовать выбор профессии как социальную потребность общества;
3. Раскрыть общую характеристику профессии инженер-электротехник;
Глава I. Общество и семья в профессиональном самоопределении в подростковом возрасте.
1.1 Выбор профессии как социальная потребность общества
Профессиональное самоопределение молодежи - сложный, многофакторный и многоаспектный процесс. Разными сторонами этого процесса занимаются многие науки. Вопросам выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги[2].
Старший подростковый возраст и ранняя юность – период самого глубокого кризиса.
Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Выбор профессии - это, по существу, выбор жизненного пути, если хотите, выбор судьбы. Работа - главное содержание человеческой жизни. От этой области в большой степени зависят удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, его счастье.
Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка; это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная "отдача". Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.
Не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами во имя личного, а именно сочетание этих интересов во имя общего блага - вот генеральный путь решения сложных проблем профессионального выбора.
К расширению свободы выбора ведут успехи социального развития, рост благосостояния народа, образования и культуры, сдвиги в отраслевой и профессиональной структуре народного хозяйства, особенно быстрые в условиях научно-технической революции.
Правильный выбор профессий - важное условие повышения производительности общественного труда, что особенно важно в условиях сокращения возможностей экстенсивного развития народного хозяйства. С другой стороны, повышается степень удовлетворенности работой и жизнью вообще, уменьшается возможность разочарований, связанных с первыми самостоятельными шагами. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Понятно, что общественное поведение высокоразвитой личности ценнее, чем малоразвитой. Все это создает объективные предпосылки для общего повышения качества жизни, сокращения разного рода асоциальных и антисоциальных явлений (пьянство, хулиганство, аморализм) [5].
В мире профессионального разделения труда много сложных, малоисследованных и не всегда широко осознанных проблем.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности [4].
Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.
1.2 Родительская семья и выбор профессии.
В общественных формациях судьба детей определяется главным образом социальным положением родителей. Хотя во всех развитых капиталистических странах существует заметная социальная мобильность, т.е. переход из одних социальных слоев в другие, размеры продвижения "вверх" обычно незначительны. Это хорошо видно по составу студентов. Так, относительные шансы поступления в вуз для молодых людей - представителей привилегированных и непривилегированных слоев в 60-е годы составляли: в Англии-4: 1, во Франции и Японии - 30: 1, в ФРГ - 48: 1, в Испании - 87: 1, в Португалии - 129: 1[2].
При всем том социальное положение родителей сказывается, разумеется, на социальном и профессиональном положении детей. В какой мере?
В кругах интеллигенции образованность весьма ценится. Дети из семей интеллигенции также ориентированы на образование. Между тем некоторая часть молодежи не стремится получить общее среднее и вообще среднее образование, учится лишь по обязанности, что, как хорошо известно, создает в средней школе определенные проблемы. По-видимому, отрицательная установка по отношению к образованию формируется у некоторой части подростков и под влиянием семьи.
Профессиональное самоопределение происходит на основе социальных позиций личности, профессиональная ориентированность молодого человека основывается на его социальной ориентированности. В основе отношения к тем или иным профессиям лежит отношение к наиболее общим социальным ценностям, в частности к труду вообще, труду физическому и умственному, жизни в городе и деревне, знаниям, социальному статусу и т.д.
И если, скажем, деревенская девочка к 15 годам твердо решила, что жить она будет только в городе, а работа у нее должна быть обязательно легкая и чистая, то все усилия школы и общественности ориентировать ее на профессию, скажем, доярки в 16-17 лет, перед окончанием школы, будут тщетными. А основные жизненные установки молодых людей, как мы уже сказали, вырабатывает, прежде всего, семья[4].
Современное общество идет, как известно, к социальной однородности, к изживанию социально-классовых различий. Социальных "верхов" и "низов" в нашем обществе нет. Однако субъективно каждый человек одно социальное положение предпочитает другому. Существуют и определенные массовые предпочтения, в частности, того положения в обществе, для занятия которого обязательно или желательно высшее образование.
Опрос проводился среди учащихся и родителей 9, 11 классов ГБОУ СОШ пос.Прибой (Таблица1).
Таблица 1. Как Вы считаете, насколько для большинства людей важны
следующие цели получения высшего образования?
(по 3-балльной шкале)
Цели получения высшего образования | Ответы детей | Ответы родителей |
Сделать карьеру | 2,41 | 2,23 |
Получать высокую зарплату | 2,62 | 2,52 |
Общаться со сверстниками во время учебы, завести друзей | 2,30 | 2,24 |
Интересно учиться | 2,25 | 2,39 |
Так принято в обществе | 1,52 | 1,51 |
Получить интересную работу | 2,60 | 2,66 |
Заставляют родители | 1,33 | 1,42 |
Получить отсрочку от армии | 1,83 | 1,85 |
Для саморазвития | 2,30 | 2,34 |
Заслужить уважение окружающих | 2,23 | 2,16 |
Завести нужные связи | 2,31 | 2,07 |
Анализ таблицы.
Оценки важности разных целей получения высшего образования у детей и родителей практически совпадают.
Наиболее важной роль высшего образования, как и можно, было ожидать, признается для профессионального роста: возможности иметь высокую зарплату и интересную работу.
Весьма существенен также сам процесс учебы –для общения и саморазвития.
Наименее важным выглядит «внешнее принуждение» (со стороны родителей, норм общества, необходимости отсрочки от армии).
Оценка важности профессий выпускниками ГБОУ СОШ пос.Прибой видна и из приведенной таблицы(2)
Таблица 2. Что наиболее важно при выборе будущей профессии
(средний балл по 3-балльной шкале)
Эта профессия нравится | 2,68 |
Высокий заработок | 2,59 |
Перспективы хорошей карьеры Соответствие моим способностям | 2,42 2,42 |
Это интересная, творческая профессия | 2,25 |
Престижность профессии | 2,18 |
Легко найти работу | 2,10 |
Возможность найти работу за рубежом | 1,95 |
Советы родителей | 1,74 |
На выбор профессии определенное влияние оказывает наличие связей с
людьми, работающими по этой специальности: 17,3% школьников отметили,
что по выбранной ими профессии работает кто-то из их родителей, 25,7% –
другие родственники, 55,3% – знакомые семьи. Наличие таких связей дает
возможность получить информацию о будущей профессии, создать ее
имидж, даже если прямо не помогает поступлению в вуз. Это подтверждает
важность внешнего социального капитала семьи.
Однако возможности достижения определенного положения у выходцев из разных семей пока различны, даже при единых установках, при желании достичь одного и того же. Так, в Российских вузах широко представлены все слои современного общества, однако относительная частота поступления в вуз у детей, скажем, интеллигенции и детей из сельской местности существенно различна. Кроме того, дети интеллигенции и колхозников по-разному распределяются между вузами, факультетами, специальностями.
Среди последних больше доля поступающих в сельскохозяйственные, инженерные, педагогические вузы; среди первых - на гуманитарные факультеты и на те, после окончания, которых больше вероятность работы в науке.
По-видимому, возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений невозможна. А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы.
Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой. Городские мальчики и девочки нередко совершенно незнакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.
В этом отношении существенные преимущества имеет деревня. Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знает сельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Ко времени окончания школы и даже девятого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило, и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять несложные поломки сельскохозяйственных машин.
Знают, какие требования предъявляют те или иные сельские профессии к человеку, что они дают человеку в материальном и иных отношениях.
Сельские подростки имеют более реальные представления о том, насколько они сами соответствуют требованиям, которые тот или иной вид занятий предъявляет к человеку.
Городские дети всего этого лишены. С рядом профессий они, конечно, знакомы, однако не с позиции работника, а с позиции того, на кого этот работник воздействует, с кем он, так или иначе, воздействует (профессии учителя, продавца, милиционера и т.д.).
Разумеется, городской школьник понаслышке или вприглядку имеет некоторые представления о широком круге профессий, однако это совсем не те знания, которые помогают обоснованно, с пользой для себя и общества выбрать занятие. Семья здесь тоже мало чем может помочь, поскольку знания о профессиях у подавляющего большинства людей ограничены обычно лишь теми занятиями, к которым они сами имеют отношение. Несравненно больше роль семьи в социальной ориентации, в нацеливании детей на те или иные социальные позиции.
На профессиональной ориентации молодежи, последующем выборе и при выборе профессии сильно сказываются представления о будущей семейной жизни молодых людей - их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу и обществе вообще. Особенно сильно это отражается на профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении девушек. Они при выборе профессии в значительно большей степени, чем юноши, учитывают требования будущих социальных ролей жены, матери, хозяйки дома.
Как правило, у мужчин семейная жизнь подчиняется требованиям профессиональной жизни, у женщин, наоборот, профессиональная жизнь в значительной мере подчинена семейной. И хотя в этой области произошли и происходят существенные изменения, требования будущей семьи весьма настоятельны, и пренебрегать ими невозможно. Нередко у женщин можно наблюдать конфликты профессиональных и семейных ролей. Так, скажем, женщине - геологу-поисковику, проводящей ежегодно по нескольку месяцев и "поле", в семейной жизни приходится несладко.
Общество изживает плоское и примитивное понимание равноправия мужчин и женщин в труде как абсолютного равенства, тождества.
В большинстве случаев родительская семья старается ориентировать дочь на "женскую" или нейтральную в половом отношении профессию.
В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки.
Поэтому в последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей[5].
Глава II. Роль моей семьи в стремлении получить профессию инженера – электротехника.
2.1. Роль моей семьи в выборе будущей профессии.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия. [3].
В 15-17 – летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. Поэтому наиболее эффективной следует признать консультацию, в которой принимают участие родители.
Наверное, возникает вопрос - а зачем такое теоретическое исследование влияния семьи на выбор будущей профессии?
Да потому, что я сначала думала, что моя старшая сестра Валентина неправильно выбрала профессию, ведь она, как и папа Вячеслав Егорович, будущий инженер-электротехник. Что за мужскую работу выбрала сестра, чем она вообще будет заниматься, неужели так же как и папа будет связана с электроснабжением? Но ведь это совсем не женская работа, куда смотрят родители? Возмущалась я.
Говорят, на ошибках учатся.
Я с детства интересовалась техникой – мой папа электротехник. Я регулярно наблюдала, как он паяет платы, чинит кабеля и т.д. Моё первое самостоятельное изучение какого-либо технического устройства началось с компьютера. Его родители купили, когда я училась ещё в начальных классах, тогда я и начала активно его изучать по энциклопедии, купленной следом. Папа эти начинания поддерживал. Я росла, рос и мой интерес к этой профессии, но как сделать выбор?
Мне это правильно помогла сделать семья. Как?
1. Нашли и прочитали вместе специальную литературу о заинтересовавшей профессии.
2. Поговорили с человеком этой профессии у папы на работе (они не скрывали, что работа трудная).
3. Посетили вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов.
4. Узнали о перспективах трудоустройства и профессионального роста.
5. Помогли правильно оценить свои слабые и сильные стороны, т.е. реально оценить свои способности.
6. Разговаривали со мной о личностных особенностях моего здоровья.
Все это в совокупности и привело меня к решению, что я ошибалась в неправильности выбора профессии моей сестрой. Вы не поверите, но я уже твердо решила, что буду третьим человеком в семье Чернышковых, который получит профессию инженер-электротехник.
А какие перспективы у меня, сейчас поделюсь.
2.2 Профессия инженер-электротехник.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Инженер-электротехник - специалист с высшим техническим образованием по системам электроснабжения.
Электроэнергетика является важнейшей отраслью народного хозяйства страны. Практически сегодня нет отрасли человеческой деятельности, где бы не использовали электрическую энергию.
Потребности в электричестве стремительно растут. Значительный рост его производства во многом зависит от работы энергетиков.
Инженер-электрик работает на предприятиях энергетики и электрификации, на промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятиях, в проектных, конструкторских и научных организациях.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Содержание труда инженера-электрика зависит от его специализации и места трудовой деятельности. В обязанности инженера-электрика входят:
- проектирование, конструирование электрической части промышленных установок и оборудования, систем электроснабжения городов, предприятий и т.д., конструирование электрических машин и аппаратов;
- разработка технологических процессов электроснабжения;
- обеспечение монтажа, наладки, испытания и технического обслуживания электрооборудования;
- планирование ремонта электрооборудования, составление технического задания на реконструкцию действующего и создание нового оборудования;
- расчет экономической эффективности внедряемых технологических и проектных решений;
Таким образом, основная цель деятельности инженера-электрика – проектирование, конструирование и контроль состояния электрической части установок и оборудования, систем электроснабжении
Основной предмет труда – знаковые системы (чертежи, схемы, цифры, документы), сопутствующие – техника (электротехнические системы), и человек (организация и управление).
В своей работе инженер-электрик использует вещественные (орудийные) средства труда –
ручные (карандаш, ручка),
электрифицированные (телефон, калькулятор, ПК),
измерительные устройства (линейка, штангенциркуль).
Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – техническое, логическое мышление, пространственное воображение, долговременная и оперативная память, хорошая концентрация и распределение внимания; хорошая координация всего тела, деловая речь, а также органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние.
Работа инженера-электрика имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
- техническими характеристиками производственного оборудования;
- правилами внутреннего распорядка, правилами и нормами охраны труда,
- правилами техники безопасности.
Труд специалиста имеет такую организацию, при которой он свою работу выполняет и индивидуально, и в составе коллектива (инженерный и рабочий).
Функционально инженер-электрик является и организатором собственной работы, самостоятельно планируя и распределяя рабочую нагрузку, и организатором работы других людей – членов рабочего коллектива (электрики).
Контакты у инженера-электрика немногочисленные – с коллегами по работе и подчиненными.
Ответственность у инженера-электрика повышенная материальная – за правильное расходование и целевое использование рабочих материалов и средств и за жизнь и здоровье пользователей электрооборудования.
Инженер-электрик работает в комфортных условиях – в помещении, рабочее место – письменный стол; рабочая поза – «сидя», а также непосредственно на производстве, рядом с электрооборудованием.
Психофизиологическую напряженность в работу инженера-электрика вносят следующие факторы:
- повышенная материальная ответственность и за жизнь и здоровье людей;
- возможность опасности для жизни – поражение электрическим током;
- необходимость удерживать в памяти большой объем информации .
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
техническое, логическое мышление;
пространственное воображение;
способность к концентрации и распределению внимания;
хорошая оперативная и долговременная память;
хороший объемный и линейный глазомер;
развитая координация движений кистей рук
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
личная организованность;
ответственность;
самостоятельность;
организаторские способности;
усидчивость;
аккуратность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа специалиста не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно-психическими;
опорно-двигательного аппарата;
зрительного и слухового анализаторов;
речеголосового аппарата. [6].
Проанализировав эту информацию, я поняла, что большинство необходимых качеств у меня есть, а те, которые отсутствуют, можно развить или получить в процессе обучения. Противопоказаний также нет. Таким образом, я считаю, что здесь влияние родителей можно оценить как положительное, потому что мои взгляды и их совпали, а также мои личные качества и склонности подходят мне для выбранной профессии.
Заключение
В нашей стране существуют многие тысячи профессий. Абстрактно говоря, каждый молодой человек может выбирать свое будущее дело из всего этого необозримого многообразия. Практически, однако, спектр возможных выборов всегда значительно уже.
Если бы даже человек имел представление обо всех профессиях, реально он должен выбирать из того профессионального набора, который существует.
Выбор профессии – одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком, вступающим в “мир взрослых людей”.
Её решение связано с огромным многообразием различного рода факторов:
- интересами, склонностями, способностями учащегося;
- позицией родителей и всего ближайшего окружения подростка и юноши;
- популярностью профессии для молодого человека;
- социальной значимостью данной профессии в жизни общества;
- экономическими перспективами трудовой деятельности.
“Разумный учёт” всех этих факторов позволяет избежать многих проблем, связанных с “ошибочным выбором” профессии.
Но в то же время, каждый ли молодой человек способен самостоятельно осуществить этот “разумный учёт”?
Полагаю, далеко не каждый.
Поэтому наиболее эффективной следует признать профконсультацию, в которой принимают участие родители
Призвание к той или иной профессии совсем не означает, что у каждого «на роду написано» быть писателем или космонавтом, рабочим или сельским тружеником, юристом или инженером. Мир профессий широк и изменчив. На наших глазах возникают новые профессии, обогащаются старые. Все они имеют свои особенности, секреты, и в каждой из них кто-то непременно находит свое призвание.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – Москва.: Наука, 2004-320с.
2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – Москва.: Педагогика,2006. – 160 с.
3. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – Москва.: Гардарики, 2005. – 408 с.
4. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Москва.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва.: Академия, 2008.-220с.
Интернет ресурсы
6. http://ru.wikipedia.org/
Всему свой срок
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Рисуют дети водопад
Стеклянный Человечек
Кто самый сильный?