“Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть”. (Ф.Достоевский)
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota._obraz_moego_sverstnika_v_proizvedeniyakh.doc | 91 КБ |
Районная научно-практическая конференция
Секция «Литература»
Научно- исследовательская работа по теме:
«Образ моего ровесника в произведениях русской литературы XX века»
ПЛАН.
2.1 Яркие картины деревенской жизни в произведениях В.П. Астафьева.
2.2. «Конь с розовой гривой» - как символ детства и детского счастья.
2.3. Сложный духовный мир и судьба Лены Бессольцевой в повести В.Железникова «Чучело»:
а) знакомство с новым классом;
б) происшествие в 6 «Б»;
в) сцена сожжения чучела – как кульминация трагедии девочки-подростка;
2.4. Победить в себе зло и пробудить добро.
Научно- исследовательская работа по теме: «Образ моего сверстника в произведениях русской литературы XX века».
“Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть”. (Ф.Достоевский)
1. Введение.
Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком. Почему это происходит? Что особенного в мире детства? Любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, притворства, он чист душой. Можно ли сказать, что детство – это безоблачная, беззаботная, беспроблемная пора? Нет, и в детстве есть свои проблемы. И они особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые.
Тема переосмысления поступков интересовала писателей разных поколений, в том числе и современных, например, Владимира Железникова и Виктора Астафьева. Я с большим удовольствием познакомилась с их произведениями «Конь с розовой гривой» и «Чучело». Они были написаны для юных читателей, чтобы показать им, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушает голос совести.
Меня очень тронули эти произведения, и я решила проследить, кто из персонажей задумывается о последствиях своих действий, кто может признать свои ошибки, а кто выступает в роли мстителя, поразмышлять о доброте и жестокости, о верности и предательстве, о подлости и благородстве героев и доказать, что ложное чувство солидарности приводит к жестокости.
Итогом моего исследования будет портрет моего сверстника в произведениях русских писателей XX века.
2. Основная часть
Большую роль в жизни человека играют те люди, которые окружают его в детстве, люди, «что маяками светят нам на сложном, извилистом пути жизни, питают нас своим душевным теплом и живительными соками, как главный, стержневой корень питает дерево». Писатель Виктор Петрович Астафьев считает, что ему повезло на добрых и сердечных людей, хотя жизнь его нельзя назвать спокойной и легкой.
Создаваемая в течение 60-х- 80 годов XX века повесть в рассказах «Последний поклон» представляет собой яркую картину жизни деревни в трудные 30—40-е годы. В откликах на «Последний поклон» критика замечала, что без произведений В.П.Астафьева современной прозе «недоставало терпкого духа жилья, густоты красок деревенского, детдомовского, солдатского и народного быта, живой экспрессии крестьянской речи, а более всего - крутоватых, норовистых характеров».
В рассказе «Гори, гори ясно» В.П.Астафьев писал: «Таково ли свойство детства, что оно кажется сплошной игрой, или на самом деле мы в детстве так много играли, что нам не хватало дня, и мы прихватывали вечера, порой и ночи». «И поныне, когда я вспоминаю игры детства, вздрагивает и сильнее бьется мое сердце, обмирает нутро»,- так писал. В.П.Астафьев. Детство всегда ассоциируется с играми и радостью. Игры Вити Потылицына (Астафьева) – это веселое деревенское детство, которое, по словам писателя, «несмотря на трудное время и сложности, связанные с ранней гибелью мамы, - все-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».
Основная тема рассказов Виктора Петровича Астафьева – тема взросления человека, становления личности. Будущий писатель рано лишился родителей, жил с бабушкой и дедушкой. Став взрослым, Астафьев напишет книгу-воспоминание, книгу-покаяние о деревенском босоногом детстве, о семье, о трудовых буднях и нечастых праздниках, о сибирской природе и о простых людях.
Рассказ «Конь с розовой гривой» - одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Рассказ открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.
Послушайте, какое весёлое название — «Конь с розовой гривой»! Этот рассказ о детстве - чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. Есть такое выражение: “Все мы родом из детства”. Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
Действие рассказа происходит до начала Великой Отечественной войны в одном из сел Красноярского края на берегу Енисея. Приметы этого времени – голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Герой рассказа отправляется в лес «по землянику», так как бабушка пообещала продать в городе собранные мальчиком ягоды и купить ему пряник конем.
«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!». «С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его…» Для ребенка это и лакомство, и игрушка, и нечто большее. В бедной крестьянской семье конь с розовой гривой, купленный в городском магазине, воплощал в себе красивую, сытую жизнь, о которой дети могли только мечтать.
Жила в деревне еще одна семья – семья Левонтия. Бывший моряк Левонтий работал на бадогах. Когда он приносил домой полученные деньги, в его бедном доме, «где были одни ребятишки, начинался пир горой». После выпитого Левонтий «задавал один и тот же вопрос: « Что же такое жисть?» и начинал буянить. Тетка Васеня – жена Левонтия – была вечно забитой, загнанной. Однако «когда дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было слышать, как в разбитые окна, в распахнутые двери выплескивался дружный хор». Из всей левонтьевской детворы особо выделялся Санька. «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Он был инициатором всех неблаговидных дел, но вместе с тем обладал смелостью и решительностью характера.
Герой рассказа любил Левонтия за широту его натуры. Тот жалел сироту, окружал его «редкостным вниманием», «такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня, и слезы лились рекой..» Герой рассказа еще не понимал, что настоящая любовь проявляется не в пьяном жалении, а в делах. С орлами дяди Левонтия и отправился он по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Именно там и проявится истинное отношение Левонтьевых к мальчику: они бросят его одного на увале без земляники.
Рассказчик – искренний, трудолюбивый и честный человек. В лесу без бабушки он трудится, как трудился бы и при ней. Левонтьевские же ребятишки ведут себя по-другому. Они хитры, ленивы, эгоистичны, поэтому они больше привыкли обвинять в неудачах других, чем себя. Их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению. Когда сестренки и братишки съели все свои ягоды, левонтьевский Санька упрекнул Витю в жадности и трусости. «Санька назвал меня поганым словом»; «Скажи уж лучше – боишься ее ( бабушки) и еще жадный»! «…Чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться», герой рассказа «Вытряхнул ягоды на траву:- Вот! Ешьте вместе со мной!». Санька постепенно втягивает героя в тяжкий обман: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод - и готово дело». Мальчик решается на обман самого близкого человека ради того, чтобы доказать левонтьевким ребятишкам свою «смелость». Но один обман тянет за собой другой. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть три калача.
От имени мальчика автор пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать веселым. Я тоже так думаю.
Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай. А теперь что?» Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке. Он не нашел в себе силы признаться бабушке в том, что он ее обманул и таким образом сделал обманщицей саму бабушку, которая чуть было не продала в городе туесок с травой вместо ягод.
Проснулся он, когда бабушка уже уехала в город на базар. Он играл целый день с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, когда приплывет бабушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания. Санька заметил это и начал опять дразнить мальчика, подговаривать его спрятаться, как будто он утонул. Но Витя нашел в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!»
Однако когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, Витя сбежал от нее и опять нашел возможность оттянуть объяснение. Герой ввязался в игру с ребятами: он понимал, что виноват, и вел себя трусливо. Но сколько не откладывай разговор, он все равно состоится.
“И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
Мальчик кается в своем поступке, не рассчитывая на прощение, тем более на коня с розовой гривой, но, увидев подарок, он удивляется и понимает, как его любит бабушка. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблённому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой? Мне кажется, потому что любила и жалела мальчика, понимала, что всякий может ошибиться, что в этой ситуации не обошлось без влияния левонтьевской детворы, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.
Прощение у бабушки предшествовало наказанию, ведь пряник уже был куплен, а мальчик ещё не повинился. И чем больше мальчик страдает, тем чудеснее и счастливее завершение истории. Автор показывает, что добро более действенно по сравнению с другими средствами воспитания. «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
Конь с розовой гривой, этот пряник стал для мальчика символом вселенской любви и всепрощения родного любящего человека, символом детства и детского счастья. Бабушкина вера во внука стала для Астафьева путеводной звездой в трудной послевоенной жизни.
Обман, жульничество – из разряда человеческих пороков. Воспоминания о них светлыми не назовешь. Однако рассказ «Конь с розовой гривой» оставляет радостный след в душе читателей
Другое произведение, героями которого тоже являются мои сверстники, - это повесть В.Железникова “Чучело”. События, описанные в ней, происходят намного позже, уже в 70-е годы XX века. В повести воспроизведена ситуация, когда много детей, целая группа, обижают, унижают, бьют одного. Эту книгу я читала очень долго, перечитывала отдельные эпизоды, и самые разные мысли и чувства захватывали меня во время чтения, какие-то волны эмоций поднимались во мне. Я плакала вместе с Леной Бессольцевой и страдала, стыдилась, переживала и ненавидела ее одноклассников за их жестокие игры.
Владимир Железников большую часть жизни писал добрые книги о детях. Его жизненная позиция оптимистична: людям надо верить. Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему, светло и весело не может. После долгого перерыва Железников вновь возвратился к письменному столу и написал повесть «Чучело».
Повесть бескомпромиссно, сурово и прямо раскрывает нам сложный духовный мир, трагическую судьбу шестиклассницы Лены Бессольцевой, приехавшей жить к своему дедушке в древний русский городок, что на берегу Оки. Дедушка Николай Николаевич был предан искусству, он тратил последние деньги – сбережения и пенсию – на покупку картин своего предка – крепостного художника, а сам ходил в стареньком, в заплатках, пальто и получил за это от мальчишек обидное прозвище "заплаточник".
Трудным и странным стало знакомство Лены Бессольцевой с классом и одноклассниками. Привел её в класс Рыжий, давился от хохота. От волнения Лена запнулась, и они с Рыжим повалились на пол, у нее задралось платье, все высыпалось из портфеля. А потом весь класс, смеясь, приклеил ей кличку, обидную и незаслуженную, «чучело». За что такое обидное прозвище? За то, что ни на кого не похожа. Многое испытала эта девочка от своих одноклассников, это были разные ребята. Злее и бессердечнее всех была Железная Кнопка. Она первая объявила бойкот Лене, она подначивала ребят. В классе был мальчик Валька, который сдавал собак по рублю на живодёрню. Хитрее всех была Шмакова (Лена даже называла её «лисой») которая, зная кто предатель и видя, как её одноклассники издеваются над Леной Бессольцевой, никому ничего не сказала. Но среди них был и особенный мальчик – герой, рыцарь – из книги, как тогда казалось – Димка Сомов. Для Лены он совершал добрые поступки - сапоги свои отдал ей и носки, заступался в классе, в обнимку шел с ней по улице. Но он - Дима Сомов – стал подлым трусом и предателем, которого волнует лишь то, что происходит с ним, жизнь других людей его не касается. Она верила ему безоговорочно, и для нее было просто недоступно, что Димка еще и на подлость способен, на предательство.
Невольно вспоминаются строки одного стихотворения:
Закрыв глаза, смотрела на тебя,
Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.
Обманывалась, вымысел любя.
Куда же ослепленье это делось?
Ты рухнул с пьедестала,
И тотчас прозрела я,
Но как сознаться тяжко:
Всем сердцем я платила за алмаз,
А оказался он простой стекляшкой.
Почти все Ленины одноклассники вели себя одинаково, все хотели задеть и обидеть Лену, отомстить «предателю». Еще чуть–чуть и случилась бы беда, свершилось бы преступление…
Основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками послужило следующее происшествие - однажды 6 «Б» класс зашел в кабинет физики, а на доске была записка Маргариты Ивановны “Ребята, у вас будет урок литературы”. Ребята стерли записку и пошли всем классом в кино. В это время Димка Сомов вспомнил, что забыл копилку с деньгами в классе и вернулся. Встретился с Маргаритой Ивановной и под ее нажимом все рассказал. А все одноклассники подумали, что их предала Лена.
История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Её одноклассники совершают ужасные, бессердечные поступки. Много детей, целая группа обижают, унижают, бьют Лену, а она даже ни в чем не виновата. В выходке, проделанной командой Железной Кнопки, есть состав преступления. Но несут ли какую-нибудь ответственность за свои поступки 11-12-летние подростки?
Самой сильной сценой повести, я думаю, является сцена сожжения чучела. Это кульминационный момент, когда острота детского мировосприятия при пустячности события для взрослых выросла в глазах девочки-подростка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших, замкнутый круг из равнодушия и жестокости одноклассников сыграло роль детонатора процесса
Ребята считают это лишь шуткой, лишь игрой, развлечением. А для Лены это мучение, испытание. В горящем чучеле Лена увидела себя. «… Я совсем перестала бояться… Я подумала: если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру… Я замерла – ждала в последний раз… Я не выдержала и закричала… Я почувствовала, как огонь охватил меня… Я закричала… Я бросилась к костру… Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала». В жизни «чучелом» действительно была Лена, а пламенем – злость, ненависть и злоба одноклассников.
Я читала и сравнивала. Сравнивала Лену и себя. Я поняла ее. Я полюбила ее всем сердцем. Господи, как жалко, что она только героиня книги, а не живая девочка, что нельзя ей подать руку и поговорить.
Я думаю, что все те события, что происходили с Леной, пока она была на костре, заставили её по-новому взглянуть на Диму, на своих одноклассников, на своё отношение к жизни. « Я пришла на костер одним человеком, а на встречу Димке поднялась совсем другим». Жизнерадостная, открытая и легковерная Ленка увидела, какие злые, жестокие и бессердечные у неё одноклассники, какой на самом деле Дима, предатель и трус.
«-У меня спичек нет,- тихо сказал Димка… - Стоял около чучела, низко опустив голову… ссутулился и казался каким-то маленьким.. он был маленький и некрепкий… упал на колени и низко опустил голову… он чиркнул спичкой… вскочил и торопливо отбежал в сторону». Лена, наконец, поняла и убедилась, что трусость рождает подлость.
До того, как произошла эта ужасная история, Лена была отрытая и доверчивая девочка, после она стала заметно замкнутее, почти перестала верить людям. Она была честным и чистым человеком, она вела себя храбро, самоотверженно и благородно. Когда все объявили бойкот Диме Сомову, она была против, потому что она пережила то же самое, что предстояло пережить Диме. Димка Сомов давно уже перестал быть в её глазах героем. Лена говорит дедушке: "Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус". Димка не пришел на помощь Лене, когда одноклассники сжигали чучело, а когда события приняли критический оборот, совершил более грязное предательство – переметнулся на сторону недругов девочки. Но Лена просто боялась в это верить. Она опять и опять оправдывает его мысленно, хочет его остановить. У девочки золотое сердце. Её доброта, милосердие и самоотверженность помогли изменить даже таких людей, как её одноклассники.
В конце концов, они узнали, кто прав, а кто виноват, поняли и высоко оценили благородство Ленки Бессольцевой и выразили свое презрение Димке Сомову – за его душевную трусость, за двоедушие. Правда восторжествовала, но слишком поздно. Боль, нанесенная человеческой несправедливостью и жестокостью, не затихнет в сердце девочки. Такое не забывается.
Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич уже приняли решение покинуть город. Они оставили город, картины и дом, такой дорогой для сердца дедушки, передали в дар городу, и уехали. То, что теперь дом Бессольцевых принадлежал городу, произвело на ребят ошеломляющее впечатление. На прощание дедушка подарил классу старинную картину, на которой была изображена прапрабабушка Лены. Самое удивительное то, что Лена и женщина, изображенная на полотне, были поразительно похожи. Эта картина злым ребятам будет всегда напоминать о жестокости и заставлять их раскаиваться. Что-то перевернулось в душах одноклассников, и тогда ребята по-другому посмотрели на мир. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».
На классной доске появились покаянные слова «Чучело, прости нас!». И на всю жизнь потрясет ребят открытие – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять.… И никогда никого не будут травить». Хочется надеяться, что ребята смогут измениться.
Владимир Железников написал непростую повесть. Автор зовет нас подумать, как победить в себе зло и пробудить добро. Ведь причина жестокости одноклассников Леночки Бессольцевой кроется в душевной пустоте, в разрушении личности, желании быть «железными кнопками» - бессердечными и безжалостными, «рыжими» - боящимися выделиться, «попиками» - чувствующими себя рабами. Может быть, этим ребятам никто не объяснил в детстве, что доброта – это отзывчивость, стремление делать добро, сострадание – это способность переживать чужую боль, а милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания. Вина за это лежит на родителях и семье, на равнодушии учителей и в нежелании замечать плохое в своих учениках и выносить это на «вид». Так проще, так живут многие.
За Лену дедушка спокоен и даже несказанно рад, ведь «она обладала теми чудными качествами характера, которые требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них». В семье Бессольцевых знают и берегут свою родословную. Ведь память о семье дает любовь нам силы заботиться друг о друге, дает желание сберечь все лучшее, учит уважать свой род, свою страну. Память делает человека сильнее и увереннее в себе.
3. Заключение.
«Легче не поддаться пороку в начале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время падения»,- писал просветитель Григорий Богослов. Эти слова относятся к каждому, а особенно – к нам, подросткам.
Какими же я увидела своих сверстников в произведениях русских писателей XX века? Очень разными: с горячими, любящими сердцами, ранимыми чистыми душами, наивных, искренних, прекрасных, честных, благородных, храбрых, и в то же время с дурными чертами: неискренних, жестоких, лживых, бессердечных, равнодушных, способных на предательство. Каждый человек совершает поступки, которые могут быть ошибкой. Нельзя прожить жизнь, не совершая их, но очень важно научиться быть справедливым в оценке себя и своих поступков. Поэтому, герои по-настоящему испытывают стыд и раскаяние, пытаются разобраться в своих чувствах и делах. Герои извлекают жизненные уроки: в любой ситуации надо контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим. А еще ребята поняли, что главное в жизни - это доброта, прощение и милосердие. Ведь смогла же Лена Бессольцева, несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, не ожесточиться, а проникнуться жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам. Да и бабушка купила пряник конем, хотя внук ее очень обидел.
Мальчишки и девчонки, мои далекие сверстники! Проблемы, решаемые вами, остаются актуальными и сегодня. Вы заставили меня по-новому взглянуть на взаимоотношения ребят в моем классе, на свое поведение и поведение моих одноклассников. Главное, я поняла, что нельзя быть жестоким к окружающим тебя людям, надо уметь защищать свое достоинство и не допускать унижения достоинства другого человека, надо уметь все прощать. В мире и сейчас много жестокости, но если каждый из нас не совершит подлого поступка, зла на земле будет намного меньше.
Свою работу я хочу закончить стихами Виктора Потапова:
Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок…
Список литературы
Золотой циркуль
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Большое - маленькое
Вода может клеить?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Комментарии
благодарность
Спасибо, очень интересная работа