Рассказ посвящен дню Конституции.
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_pechat_-_kopiya.docx | 18.45 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным
изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области»
Всероссийский конкурс школьных проектов,
посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.
Имею право и обязан.
(рассказ)
Автор: Гаврилова Виктория, ученица
5 «А» класса МБОУ «СОШ №1 с УИОП»
Руководитель: Ивницкий Евгений Иванович,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 с УИОП»
Адрес: 309 640 Белгородская область
город Новый Оскол улица Гагарина 24
2013г.
Приду домой, надо будет убрать в комнате. Потом, может, поиграю, еще и уроки учить…
- Соколов, ты о чем мечтаешь?
- Ни о чем.
- О чем мы сейчас говорили? Что такое право? Какие права и обязанности гражданина ты знаешь?
- А можно я отвечу?
- Соколов прослушал, ну помоги ему Арина.
- Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. Человек имеет право на бесплатное образование, право на свободный труд, защиту от безработицы, право на неприкосновенность жилища.
- Хорошо. А какие обязанности есть у нас с вами?
- Уважать взгляды, свободу других людей; культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
По дороге домой Соколов Саша переживал, что опять не ответил на уроке. А ведь учительница уже предупреждала, что вызовет родителей в школу, если Саша будет невнимательным.
Во дворе Саша встретил ребят из соседнего дома. Они были постарше, и репутация у них была, мягко говоря, не очень хорошая.
- Чего такой невеселый?
- Да, так…
- Наверное, двойку получил?
- Да, не знаю своих прав и обязанностей.
- Это ты про урок конституции? У нас, брат, одно право – делай то, что хочешь, а про обязанности забудь…
Придя домой, Соколов решил, что будет делать то, что хочет. «Уроки делать не хочу, убирать в комнате не буду, а вот в игры я, пожалуй, поиграю» - так Саша и провел свое свободное время.
На следующий день в школе был снова разговор с классным руководителем. Наталья Сергеевна записала замечание в дневник и оставила его дежурить в классе после уроков. «Как ребята говорят – про обязанности забудь? Убегу-ка я с дежурства, может хоть так от меня все отстанут. А то получается, что всем должен».
С такими мыслями Саша отправился домой. Он сел в автобусе на свободное место и решил ни о чем не думать. « Хотя можно помечтать как бы …
- Мальчик! Уступи место бабушке.
-Да, не обязан я никому ничего уступать!
В автобусе сделалась тишина, но никто не обернулся. «Хорошо, хоть никто не услышал». Но один взгляд Саша на себе все-таки встретил, краска выступила у него на лице. С противоположного конца автобуса на него смотрела одноклассница Катя, которая жила рядом с ним.
На остановке вышли вместе, и Саша виновато шел сзади.
- А ты чего так быстро подежурил?
- Да, я.. это…
- Что сбежал? И место в автобусе не уступил?
- Да, это просто так вышло…
- Как вышло?
- Понимаешь, все говорят – должен, обязан…
- Да, об этом нам на уроке конституции Наталья Сергеевна говорила.
- А если я не хочу?
- А если все не захотят, то, что будет?
- Не знаю, что будет. Ребята вон с нашего двора Вовик и Леник говорят – у них никаких обязанностей, а право одно – делаю, что хочу.
- Во-первых, у них есть обязанности, просто они их плохо выполняют, а во-вторых, разве ты хотел бы, чтобы о тебе говорили, так же как и о них?
- Да, наверное, нет.
- Тогда и не ставь их в пример.
- Хорошо, а можно тогда не говорить, что обязан, а просто попросить, как–нибудь по-дружески, понимаешь, Катя? Ты вот помнишь рассказ о волшебном слове?
- Да, помню. А ты знаешь поговорку: « Сделал дело – гуляй смело?»
- Да, знаю.
- И хочешь быть смелым?
- Хочу!
- Тогда поможешь мне завтра в классе подежурить? Завтра моя очередь.
- Конечно, помогу! Я извинюсь перед Натальей Сергеевной и сам попрошусь дежурить после уроков.
Наш герой после разговора с одноклассницей еще сомневался в словах Кати и по дороге домой размышлял о том, стоит ли ему меняться. И вдруг, Саша услышал громкий крик. Не раздумывая, он бросился на знакомый голос. Это был крик Кати, а рядом с ней, насмехаясь, стояли все те же Вовик и Леник.
- О, здравствуй, друг!
- Я тебе не друг.
- А чего так?
- Ты обидел мою подругу.
- Она все умничает!
- Я ее в обиду не дам, поэтому лучше разойдемся по-хорошему.
- Хорошо, мы и не собирались ее обижать, так посмеялись немного.
Когда обидчики ушли, Катя посмотрела в решительные глаза Саши, усмехнулась и сказала: «А я и не думала, что ты такой смелый. Спасибо тебе».
Идя домой, Саша подумал: «Как я мог с ними сдружиться, слушать их совета? Они же просто хулиганы». Дома Сашу ожидало еще одно испытание. Это разговор с родителями. После того, как мама прочитала в дневнике запись классного руководителя, наступила небольшая пауза.
- Как ты это объяснишь, Саша?
- Мама я уже понял, что был неправ. Теперь я буду стараться хорошо выполнять свои обязанности.
- И как ты это понял?
- Я понимаю, что могу быть полезным друзьям. А права и обязанности гражданина, я обязательно выучу, и буду знать.
- Хорошо, Саша, я тебе верю.
На следующий день Саша и Катя ехали домой в автобусе. Они стояли рядом с сидевшими пожилыми людьми. Катя посмотрела на Сашу, затем на бабушку и опять на Сашу. Саша пожал плечами и ответил: « Имею право, но и обязан!»
Мост Леонардо
Юрий Визбор. Милая моя
Северное сияние
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)