Настоящая работа – это попытка обозначить традиции русской классики, которые восприняло художественное творчество Ф.И.Тютчева.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_rus._klassiki_v_tvorchesve_tyutcheva.doc | 96.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 ПРИ ИК №5»
Традиции русской классической литературы в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева
(учебный проект)
Выполнил: Рубцов Виталий, обучающийся 11 класса
Руководитель: Парпулова Л.Г. –
учитель русского языка и
литературы
КЕМЕРОВО
2012
Традиции русской классической литературы
в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева
Актуальность и значимость проблемы поиска русских классических поэтических традиций в лирическом творчестве Ф.И. Тютчева очевидна. Наследник 18 в., дитя 19 в., Тютчев был одним из самых чутких предтеч века 20. И наш 21 в. прочитал этого поэта как своего современника. Тютчев остался в русской поэзии как живое соединение глубокого содержания воплощенной красотой. В наши дни он оказался в числе наиболее почитаемых русских поэтов. Естественным и привычным стало сочетание имен Ломоносова, Державина, Жуковского, Пушкина и ….. Тютчева.
Творческая судьба Ф. И.Тютчева уникальна. Пробыв более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, он сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Судьбы русского просвещения были дороги поэту. Он высоко ценил поэтическое слово русских классиков. Чтил Ломоносова как самоотверженного борца за национальную самобытность русской культуры; ценил высокую поэзию Г.Р. Державина, поэтический гений В.А. Жуковского. В сознании Тютчева Пушкин был лучшим выразителем «русского ума», стоящим «намного выше всех современных ему французских поэтов».
Творчеству Ф.И. Тютчева посвящены работы многих известных литературоведов, в которых рассматриваются различные аспекты творчества поэта. Одним из первых пристальное внимание на державинские традиции в поэзии Тютчева обратил внимание писатель, литературный критик Ю.Н. Тынянов. По его словам, Державин – «это была та монументальная форма философской лирики», от которой Тютчев отталкивался [2].
В наше поле зрения попала работа А.Д. Григорьевой «Слово в поэзии Тютчева», в которой анализируются особенности тютчевских приемов отбора и организации лексики в лирических произведениях, сопоставляются мотивы лирики Тютчева и Пушкина. Крупный отечественный литературовед, доктор филологических наук К.В. Пигарев в книге «Тютчев и его время» обращает наше внимание на некоторое сходство мотивов и образов поэзии Тютчева и поэзии Баратынского, Дельвига, Вяземского. В книге А.Л. Осповат о первом сборнике Тютчева отмечено противостояние поэзии Пушкина и Тютчева. Л. Озеров, поэт и критик, раскрывает бессмертное содержание поэзии Тютчева и то значение, которое его поэзия имеет для русской культуры. И. В. Золотарева сопоставляет душевное состояние лирического героя Тютчева и состояние, характерное для любовных переживаний героя в творчестве И.С.Тургенева.
В настоящей работе мы попытались обозначить те замечательные традиции русской классики, которые восприняло художественное творчество поэта.
Цель настоящей работы – исследование поэтических традиций русской классической поэзии в лирических произведениях Тютчева.
Достижение цели предполагается через решение следующих задач:
- сравнить «образ мира» М.В. Ломоносова и Ф.И.Тютчева;
- обозначить державинские традиции в поэзии Тютчева;
- раскрыть художественную связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского.
Нами были использованы следующие методы: конспектирование, анализ, синтез, сравнение, интерпретация лирических текстов.
Уникальное художественное творчество Ф.И. Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики. Прежде всего можно говорить о творчестве М.В. Ломоносова с его стремлением передать в поэзии образ мира как космическую беспредельность, бездну, полную звезд.
В известном стихотворении Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» читаем:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Восприятие мира как бесконечности, восторг перед его величием и красотой мы видим в торжественной поэзии Ломоносова.
Ощущение мира как космоса ярко выражено и в лирике природы Тютчева. При этом космос у Тютчева предстает более трагичным, в сложном взаимодействии своих сил, могучих и полярных и человека.
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатного покрова
Сорвав, отбрасывает прочь.
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами.
Вот отчего нам ночь страшна!
(«День и ночь»)
Образ мира у Тютчева, поэта – философа, предстает, подобно Ломоносову, как настоящая бездна, которой со всех сторон окружен человек.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(«Как океан объемлет шар земной…»)
Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. А человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн - собственного внутреннего мира и Вселенной.
Близка поэту 19 века и витийственность, одическая торжественность Ломоносова («Что тонкий пламень в твердь разит?», «Уста премудрых нам гласят…» - у Ломоносова). Но у Тютчева она более согрета страстным и непосредственным чувством. Природа в его стихах мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не безумный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Не то, что мните вы, природа …»
В стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1830) образ мира предстает в виде непостижимой тайны. Ночной ветер - ощутимое проявление бурной природной стихии и хаоса. Поэт вслушивается в звуки этой стихии, намерен разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира. Одна за другой звучат вопросительные интонации:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит страшный голос твой:
То глухо жалобный, то шумно?
Поэт жаждет слиться со «страшными песнями», с тем «беспредельным», что в них ощущается, хочет познать «древний хаос». И в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездну.
О! бурь заснувших не буди-
Под ними хаос шевелится!..
Поэт обращается к беспредельному, возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются отвлеченные слова («беспредельное»), книжные («хаос», «ветр», «сетуешь»). Невольно возникает сравнение с высоким стилем Ломоносова. Но у Тютчева ощущается не только пульсация мысли, но и биение сердца. Эмоциональные переживания лирического героя Тютчева, на наш взгляд, гораздо глубже, чем у Ломоносова. А образ мира, так же как у Ломоносова, сложен и таинственен, природа жива, одухотворена, очеловечена, она - участница событий человеческой жизни как проявление Божественной мудрости.
Державинской поэтикой порождены многие тютчевские произведения.
У поэтов нередко встречаются общие зачины (у Державина: «Что ты заводишь песню военну //Флейте подобно милый снигирь?» («Снигирь»); у Тютчева: «Что ты клонишь над водами, //Ива макушку свою…» (1835)); общие образы: ночь («Видение мурзы» Державина, «Ночное небо так угрюмо…», «День и ночь» Тютчева), водная стихия, портреты, интонации.
Реформатор в поэтическом творчестве, Державин умело использовал различные поэтические приемы. В его стихах, в частности в известном стихотворении «Гроза», использован прием аллитерации - сочетание звуков «р», «гр», «тр», которые выполняют звукоподражательную роль, создают эффект звучания грома («чертят», «гремящих», «раздранных»). Мы не только «слышим» гром, но и «видим» картины природы. Только одно словосочетание передает цвет, но образно, объемно и ярко: «В тьме молнии с багряным блеском». Гром здесь следует рассматривать как метафоричное изображение явления воли Бога. Кажется, что именно гром - вестник Бога, - был источником вдохновения поэта.
Прием аллитерации, так успешно применяемый и открытый Державиным, любил использовать в своем творчестве и Тютчев.
В стихотворении «Весенняя гроза» (1828) природная стихия представлена во всей ее слуховой осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как «повисли перлы дождевые, //И солнце нити золотит», осязаем дождик (он «брызнул») и пыль («летит»). Слышим гром молодых раскатов, птичий гам, не умолкающий в лесу («И гам лесной, и шум нагорный»). И все это сливается в единую «светомузыку», все «вторит весело громам»: и шум проворного потока, и жизнь фауны, и возбуждение человека. Все фонетические средства, подобно Державину, Тютчев подчиняет передаче музыки этой грозы: повторяется слог «гро» (грозу, гром, грохочет), рокочет звук «р» (первый, резвился, играя), шумит громкое «г» (14 раз), эхом отдается «о» (18 раз), «а» (16 раз). У Тютчева это не просто картина грозы. Это передача обновления в природе. Эта гроза может быть названа юной, радостной, красочной, веселой. Не случайно и гром грохочет «в небе голубом», «как бы резвяся и играя».
В стихотворении «Весенние воды» (1830) не только метафорическое богатство, ритм, размер, но и звукопись стихов (частое воспроизведение согласных «б», «г», «д», «л»), и их музыка - все подчинено картине праздничного разлива весенних вод, явившихся на смену зимней спячке. Желая передать динамику происходящего в природе (разлив бегущих по весне вод), Тютчев широко применяет лексические повторы («бегут-бегут», «весна-весна»), нагнетает глаголы, передающие энергичное движение («шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят»). Поэт заставляет читателя любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Тютчев дорожит каждой минутой жизни природы, ведь природа у поэта - символ вечности и бесконечности. Подобные философские размышления мы находим и в поэтике Державина.
Как и у Державина, есть у Тютчева сложные и двойные прилагательные: «громокипящий», «порфирородный», «всеславянский»: яркие праздничные краски, переливающиеся как драгоценные камни: «пылью огнецветной ниспасть», день «хрустальный», «и лучезарны вечера…», «чистая и теплая лазурь». Державиным порождена присущая Тютчеву возвышенность стиха.
Существенна, на наш взгляд, взаимосвязь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность, в значительной степени, определилась принадлежностью к одному художественному направлению – романтизму. Способствовали их сближению и частые встречи в доме Тютчевых, в Кремле, в Чудовом монастыре, на озере Комо в Италии, в Петербурге. «От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию души человеческой» [1].
Постижение мира путем сопоставления его с миром природы, ярко выраженное у Жуковского, нашло своеобразное выражение и в художественном стиле Тютчева. На наш взгляд, элегия «Море» Жуковского и стихотворение «Фонтан» Тютчева близки по мироощущению и стилю поэтов.
«Стою очарован над бездной твоей» - лирический герой Жуковского как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей «глубокою тайной». Движения моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы-метафоры и олицетворения: «дышишь», «ласкает», «горишь», «блещешь», «бьешься», «воешь», «подъемлешь», «вздымаешь», «дрожишь». Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить. По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта – романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований. Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Небо «далекое», «светлое», «ясное», «чистое». Борьба моря с враждебными темными силами символизирует борьбу человека со злом. Философичность стихотворения Тютчева «Фонтан» созвучна с главной мыслью Жуковского. В нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Вторая строфа:
О, смертной мысли водомет,
О, водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет? -
это развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая, подобно фонтану, устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчеркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли. В финале стихотворения звучит мысль о том, что мир до конца непостижим для человека. Как и Жуковский, Тютчев восхищен чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды. Оба поэта сформулировали вопрос: «Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?», на который, возможно, мы никогда не найдем ответ.
Позиция Жуковского – романтика, главное в стихах которого не пейзаж, а размышления о жизни и судьбах человеческих, его особый интерес к миру человеческой души, нашли воплощение и в художественной манере Тютчева, в его поэтическом стиле, в его представлениях об одухотворенности человеческого бытия и «пронизанности божественным началом».
Заключение
Итак, в настоящей работе мы рассмотрели традиции русской классической литературы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева.
Лучшие завоевания и творческие достижения русских поэтов учел в своем развитии Тютчев. Его космическое восприятие образа мира близко ощущению мира как непостижимой Вселенной Ломоносова; державинской поэтикой порождена метафоричность, ритм, звукопись стихов Тютчева; поэтика Жуковского во многом определила стиль и индивидуально-творческое сознание поэта. Говоря об общности поэзии Тютчева и русских классиков, мы отчетливо видим, что поэт воспринял и преломил их традиции в своей собственной оригинальной и универсальной системе, подчинив эти традиции своим идейным задачам, своему неповторимому содержанию и поискам в области художественной формы.
Литература
О путнике
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сказка на ночь про Снеговика
Как нарисовать лимон акварелью
Три способа изобразить акварелью отражения в воде