эссе по психологии
На всем протяжении жизненного пути каждый из нас желает он того или нет, постоянно делает тот или иной собственный выбор. В силу нашей жизнедеятельности мы ежедневно ставим перед собой задачи, выбираем пути их решения. Иногда этот выбор этот может показаться незначимым, но это наш выбор, за который мы несем ответственность, за последствия которого нам приходится отвечать. С самых ранних лет родители учат нас анализировать ситуацию, искать пути решения проблемы, принимать ту или иную сторону, взвешивать все «за» и «против» - это делает нас взрослыми шаг за шагом.
Вложение | Размер |
---|---|
эссе по психологии "Перспективы жизннного пути" | 34 КБ |
Соловьёв Марк Олегович, 17.06.1996 г.р.,
учащийся 10-«А» класса МОУ «Венёвская СОШ№2».
Тема работы: «Перспективы жизненного пути».
На всем протяжении жизненного пути каждый из нас желает он того или нет, постоянно делает тот или иной собственный выбор. В силу нашей жизнедеятельности мы ежедневно ставим перед собой задачи, выбираем пути их решения. Иногда этот выбор этот может показаться незначимым, но это наш выбор, за который мы несем ответственность, за последствия которого нам приходится отвечать. С самых ранних лет родители учат нас анализировать ситуацию, искать пути решения проблемы, принимать ту или иную сторону, взвешивать все «за» и «против» - это делает нас взрослыми шаг за шагом.
Путь в жизни не прямая линия (это только в математике – самое короткое расстояние между двумя точками – прямая), а целая сеть из ветвистых дорог, и встав перед проблемой, мы приходим к развилке (как Илюша Муромец к тому примечательному камню – «Налево пойдёшь..»), на которой необходимо решить - куда идти дальше, и мы идем, определяя свою дальнейшую судьбу. Даже простой, на первый взгляд, вопрос: «Пойти ли мне сегодня в школу?», может стать определяющим в дальнейшей судьбе обычного школьника, а в будущем и взрослого человека - крупного бизнесмена или ученого. Возможно, именно пропущенного урока физики не хватит, чтобы развить в нем интерес к науке или исследованиям, сформировать его как человека, способного рассуждать и делать логические выводы. Из вышесказанного уже можно сделать вывод, что любой выбор очень важен.
Приступая к написанию этой работы, я имел уже достаточный опыт в проблеме выбора. Обучаясь в 8 классе одного из лучших учебных заведений Тулы, я столкнулся со сложной задачей: предстоял выбор экзаменов для сдачи экзаменов в профильный класс. На тот момент я не задумывался о будущем и учился посредственно. Но конец учебного года был совсем близок, и предстояло выбрать профиль дальнейшего обучения. Не имея возможности обратиться к школьному психологу, по причине его отсутствия, я самостоятельно начал анализировать собственные способности, опираясь на предрасположенность к определенным предметам и собственные интересы, перелопатил массу литературы и Интернет - ресурсов и пришел к выводу, что пойду по пути одному - не из самых простых, я выбрал химико - биологический профиль. И как выяснилось, не ошибся, учиться стало интересно, появился дополнительный стимул – научно - исследовательская работа и большой объем интересной информации. В своем выборе я опирался на собственный уровень притязаний, самооценку и объективное мнение окружающих: родителей, сверстников и учителей. На мой взгляд, это и есть основные критерии выбора, о которых стоит рассказать подробнее.
С точки зрения психологии, подростковый возраст является определяющим в процессе становления личности и выборе жизненного пути. В этот период происходят глобальные изменения не только во внешнем облике подростка, но и в его внутреннем мире. В этом возрасте происходят изменения в поведении, меняются взгляды на жизнь и осуществляется расстановка приоритетов, проявляются черты взрослеющей личности. Идет постоянный самоанализ (путь еще не всегда адекватный), являющийся одним из путей самопознания, результат которого фиксируется в самооценке подростка. В процессе развития самооценка становится все более уточненной и совершенной. Под влиянием оценки результатов учебы, отношения взрослых и сверстников, вследствие собственного житейского опыта, приобретенного в процессе развития, она становится все более объективной.
Поведение постоянно соотносится с нормами, существующими в обществе - моральными, юридическими и другими. В этот период подросток наиболее подвержен влиянию других людей. Постепенно формируется круг значимых людей, в число которых входят преимущественно его сверстники. Принимая или не принимая ценности группы, подросток так или иначе стремится выделиться в ней, он готов поступиться собственными убеждениями, готов идти против моральных и правовых норм общества, что зачастую является причиной девиантного поведения. Для избежания подобного рода проблем следует формировать не только высокий уровень притязаний, но и реальную основу для этого уровня – через достижения в учебе, в спорте, в общественной деятельности. Есть два пути реализации притязаний. Первый - выбрать путь наименьшей трудности и пройти его полностью, или второй - с преодолением преград и препятствий ощутить радость победы.
Анализируя свои собственные возможности, учитывая нюансы и обстоятельства современной жизни, формируя круг собственных значимых людей - можно добиться больших успехов. Этот период наиболее подходит для формирования ключевых черт личности – силы духа и выдержки. Ведь мир не делится на черное и белое, существует огромное множество оттенков серого. Жизнь диктует собственные условия и ставит множество преград, научиться преодолевать которые стоит научиться как можно раньше, чтобы при выходе во взрослую жизнь быть готовыми к испытаниям судьбы.
Таким образом, проблема выбора жизненного пути - один из главнейших вопросов в жизни человека и в психологии. Чтобы подробно описать всю проблему, не хватит и самой толстой книги, мы же ограниченны в своем небольшом труде требованиями организаторов. Окончить свое небольшое сочинение я хотел бы словами своего наставника Жуковой Елены Николаевны, это, на мой взгляд, высказывание, которое, как нельзя, кстати, подходит при разговоре о самооценке и уровне притязаний: «Никогда не требуй от других того, чего не требуешь от себя».
Н. Гумилёв. Жираф
Кактусы из сада камней
Снег своими руками
Загадка Бабы-Яги
Почта