СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
«Посвящается моему другу О.С.Ч».
Поговорим о любви.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Взгляды Н.Г. Чернышевского на любовь.
1). Любовь долго продолжаться не может.
2). Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет счастье…
3). Любовь в романе «Что делать?»
4). Дневниковые записи Н.Г. Чернышевского
5). Письма из ссылки.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какая же любовь у Чернышевского была?
Вложение | Размер |
---|---|
n.g._chernyshevskiy_o_lyubvi_rabota_uchashchikhsya.doc | 99 КБ |
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №89"
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА
410086, г. Саратов, ул. Мало - Елшанская, 5; тел./факс: (845-2) 357-326; E-mail: mou-school89@yandex.ru
ВЗГЛЯДЫ ЧЕРНЫШЕВСКОГО НА ЛЮБОВЬ
(по роману «Что делать?», по дневниковым записям и письмам писателя)
Работа учащихся 10 «А» класса
Тарунтаевой Анастасии,
Тарунтаевой Юлии
МОУ «СОШ № 89»
Учитель русского языка
и литературы
Саломахина Наталия Геннадиевна
г.Саратов -2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
«Посвящается моему другу О.С.Ч».
Поговорим о любви.
Взгляды Н.Г. Чернышевского на любовь.
1). Любовь долго продолжаться не может.
2). Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет счастье…
3). Любовь в романе «Что делать?»
4). Дневниковые записи Н.Г. Чернышевского
5). Письма из ссылки.
Какая же любовь у Чернышевского была?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
О любви нам многое рассказано.
Эта тема очень нам близка.
Какая же любовь у Чернышевского
Много лет тому назад была?
Дневники и письма прочитали,
Многое узнали о любви.
Только то, что согревало сердце
Мы в доклад с сестренкою ввели.
Введение
Взрослеющих подростков не может не волновать тема любви. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Актуальность темы обусловлена интересом к вопросу любви как ключевому для понимания глубинных оснований человеческой культуры.
Целью данной работы является в самом общем виде показать наиболее значимые и существенные характеристики любви с точки зрения Н.Г. Чернышевского.
Задачами, поставленными перед работой, являются:
Предметом исследования данной работы является роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», письма и дневниковые записи писателя.
Знакомясь с биографией нашего земляка - Николая Гавриловича Чернышевского (12 (24) июля 1828, Саратов — 17 (29) октября 1889) — русского философа-утописта, революционера, журналиста, редактора, литературного критика, публициста и писателя, мы обратили внимание, что роман «Что делать?» начинается словами: «Посвящается моему другу О.С.Ч.». Кто же это такая О.С.Ч.? Этот вопрос мы с сестрой разрешили без проблем, так как О.С.Ч. – Ольга Сократовна Чернышевская – жена и друг Николая Гавриловича. Из романа мы узнали, что некоторыми чертами живого, самостоятельного и непосредственного характера, вкусами и привычками образ Веры Павловны восходит к Ольге Сократовне. В то же время черты серьезности, возвышенности жизненных идеалов, планы трудового переустройства общества, стремление к образованию не находят себе соответствия в реальном облике жены Чернышевского. Её душевные качества и стремления, как нам показалось из писем, Николай Гаврилович постоянно преувеличивал и в сильно идеализированном виде вложил в образ своей героини. В романе Ольга Сократовна выведена в заключении, также под именем «дамы в трауре».
Главная героиня романа Верочка, впоследствии Вера Павловна, начала борьбу за свое право любить, еще находясь в стане врагов, до встречи с "новыми людьми". Мать хотела выдать ее замуж за богатого, но никчемного человека. Вера совершила смелый поступок, когда пошла наперекор воле матери. Первой союзницей девушки в этой борьбе стала легкомысленная француженка Жюли. Этот образ интересен тем, что автор не осуждает опустившуюся женщину, а показывает, что она свободнее и во многом порядочнее почтенных дам. Вероятно, современники Чернышевского были шокированы тем, что именно в уста продажной женщины он вложил страстный призыв: "Умри, но не давай поцелуя без любви!" Сама же Жюли любить уже не могла и считала себя недостойной любви. Но это нисколько не мешает ей осознать всю ценность истинного чувства — любви.
Основная часть.
Взгляды Н.Г. Чернышевского на любовь.
«Любовь долго продолжаться не может…» - писал Н.Г. Чернышевский, но в его жизни все было наоборот. Через всю жизнь он пронес любовь к той, которой посвятил романы «Что делать?» и «Пролог». Окончив в 1850 году Петербургский университет, Чернышевский несколько раз пытался устроиться на службу, но потерпел неудачу и вернулся в родной Саратов, где стал учителем в гимназии. Здесь, в Саратове, 26 января 1853 года на одной вечеринке он и знакомится с Ольгой Сократовной Васильевой. Ольга Васильева родилась в городе Камышине 15 (27) марта 1833 года. Она была дочерью саратовского врача Сократа Васильева. От отца она унаследовала свободолюбивый характер и горячий темперамент, недаром ее звали «гусаром в юбке» Но в тоже время, она была весела, кокетлива и находчива. Она имела успех на всех саратовских балах, от поклонников у нее не было отбоя, но Ольга выбрала неловкого и тихого Николая Чернышевского.
Она обратила на себя внимание своей бойкостью и живостью, и Николай Гаврилович решил полюбезничать с ней. Только вот о чем говорить, чтобы получилось сразу же легко и непринужденно?
«Начну откровенно и прямо: я пылаю к вам страстной любовью…», так напишет в своих воспоминаниях наш земляк – Н.Г. Чернышевский. А затем через несколько дней в своём дневнике продолжит: «А она на самом деле хороша! В самом деле хороша! Увлекательно хороша! Но ещё более мне нравилась живость, бойкость, инициатива её характера и обращения. Не из неё надобно выспрашивать, она сама требует – это решительно необходимо при моём характере… У неё именно такой характер, какой нужен для моего счастья и радости. Это одна из главнейших причин, по которой я хочу иметь своею женою именно её»
(из дневника Н.Г. Чернышевского)
Николай Гаврилович сумел разглядеть в Ольге Сократовне черты, которые пленили его как революционера. Он убедился в том, что эта девушка смелая и мужественная, умевшая спокойно смотреть в глаза опасности. Эти качества Ольги Сократовны раскрылись перед Чернышевским благодаря происшествию, случившемуся вскоре после их знакомства. Вот как об этом случае рассказывает Н.М. Чернышевская в книге «Н.Г. Чернышевский и Саратов». «Была масленица. Молодежь собралась в доме Чесноковых. Сначала угощались блинами, а потом решили поехать кататься. Ольга Сократовна с подругами захотели прокатиться с Гимназической горы на Волгу. Но случилось несчастье: лошади понесли, бешено помчались вниз к Волге. Сани зацепились за ухаб при повороте, опрокинулись и девушки выпали на лед, получив ушибы. Сбежались люди, подняли девушек и развезли по домам, где их уложили в постели. Одна Ольга Сократовна отказалась ехать домой, она вернулась к Чесноковым и со смехом стала рассказывать о случившемся:
«Мы проскакали на Волгу, там сани опрокинулись и разбились. Если бы одна лошадь не упала, нас решительно раздавило бы, убило бы санями. Я упала под низ, другие на меня. Все кричат, ахают, я хохочу. Хотят поднимать меня. « Я сама встану». Я ушибла правый бок и всю правую сторону. Теперь несколько болит, но я скрываю это, нарочно смеясь».
Николай Гаврилович слушал девушку с увлечением, любуясь её разгоревшимися глазами и пылающими огнём щеками. В этот вечер он записал у себя в дневнике, что в нём «разгорелось восхищение ею» и что Олга Сократовна – « красавица! Первая красавица на свете». Так он называл свою жену всю жизнь, хотя она и не была красавицей в настоящем смысле слова.Но молодой Чернышевский сумел увидеть в Ольге Сократовне внутреннюю красоту, которая пленила и покорила его. Именно такой должна была быть его избранница, спутница жизни: отважная, смелая, чуждая мелочности и пошлости.
Сердце Чернышевского безраздельно было отдано этой девушке навсегда.
«У неё именно такой характер, какой нужен для моего счастья и радости. И это одна из главнейших причин, по которой я хочу иметь своею женой именно её», - записал он в дневнике.
19 февраля Чернышевский сделал предложение Ольге Сократовне.
В тот же день он начал вести особый дневник, посвященный ухаживанию и женитьбе – «ДНЕВНИК моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье». Из него мы узнаем о колебаниях Чернышевского в отношении женитьбы. Сначала она кажется ему препятствием по идейным соображениям: «Мой образ мыслей таков, что раньше или позже я непременно попадусь, - поэтому я не могу связывать ничьей судьбы со своей». Н.Г. Чернышевский решает, что это препятствие исчезнет, если он честно расскажет невесте о возможности своей трагической судьбы, а Ольга Сократовна согласится разделить её с ним. Решившись на «серьёзный разговор» с невестой, Чернышевский шел на риск разрыва. Запись в его дневнике откровенна и необычна. Свое признание в любви он сопровождал делу русской революции:
- С моей стороны было бы низостью, подлостью связывать с своею жизнью ещё чью-нибудь и потому, что я не уверен в том, долго ли буду пользоваться жизнью и свободою. У меня такой образ мыслей, что я должен с минуту на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает на сколько времени… Кроме того, у нас будет скоро бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем…
Это непременно будет. Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это. Вместе с тем растет и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей. Вот готова искра, которая должна зажечь этот пожар. Сомнение одно – когда это вспыхнет? Может быть лет через десять, но я думаю, скорее. А если вспыхнет, я, несмотря на свою трусость, не буду в состоянии удержаться. Я приму участие.
Среди других прогнозов, высказанных Чернышевским невесте, один был связан с намерением писать: «Если бы у нас цензура была хоть несколько послабее, не хвалясь скажу, что имел бы голос в нашей литературе»
Влюбленный жених цитирует строки из томика стихов А.Кольцова, подаренного невесте; эта книга станет символом его любви:
Как весна, хороша
Ты, невеста моя.
Ольга Сократовна Васильева, женщина, вызывавшая у друзей и знакомых ее мужа самые противоречивые чувства. Одни считали ее необыкновенной личностью, достойной подругой и вдохновительницей писателя. Другие резко осуждали за легкомыслие и пренебрежение к интересам и творчеству мужа. Как бы то ни было, сам Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. По его мнению, новую, свободную жизнь необходимо было приближать и готовить. Прежде всего, конечно же, следовало стремиться к революции, но приветствовалось также и освобождение от любых форм рабства и угнетения – в том числе и семейного. Именно поэтому писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке – идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Именно так и поступил Николай Гаврилович в своей семейной жизни, разрешая своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу, как свою собственность. Позже личный опыт писателя, безусловно, отразился в любовной линии романа «Что делать?». Этот роман он напишет в казематах Петропавловской крепости, куда он попадет за революционную деятельность.
Мы уже упоминали, что в центре сюжета романа – история молодой девушки, Верочки, Веры Павловны, уходящей из семьи, чтобы освободиться от гнета своей деспотической матери. Единственным способом для совершения такого шага в то время могло быть супружество, и Вера Павловна заключает фиктивный брак со своим учителем Лопуховым. Знакомство Верочки и Лопухова стало переломным в ее судьбе. В немногословном студенте она нашла первого единомышленника и своего верного друга. Он стал ее спасителем, помог ей вырваться из мрачного подвала на яркий солнечный свет. В своем первом сне освобожденная Вера выпускает на волю других девушек и впервые знакомится с так называемой "невестой всех женихов". Кем она является на самом деле, станет ясно только в четвертом сне. Верочка не могла не полюбить Лопухова, и была очень счастлива, когда выходила за него замуж. Автор подробно описывает нам, какие порядки установились в "новой" семье. Лопухов хвалил свою жену за то, чего прежние мужья и представить себе не могли, — за самостоятельность. Чернышевский отстаивает революционную по тем временам мысль, что женщина должна во всем иметь равные с мужчиной права.
В альбоме Ольге Сократовны рукой Николая Гавриловича Чернышевского выведено: « Женщина должна быть равна с мужчиной. До сих пор этого не было. Женщина всегда была рабою. Жена должна быть равна мужу». И Н.Г. Чернышевский строил так свою жизнь, что всегда оставался незаметным её руководителем, чтобы Ольга Сократовна никогда не чувствовала на себе позорного ярма, называемого «обладанием». Он дал жене возможность проявить инициативу, и Ольге Сократовне принадлежала идея «нейтральной комнаты», которая получила своё развитие в романе «Что делать?». Его пламенным сердцем владела мечта о единой любви. «Я хочу любить только одну во всю жизнь, - писал он 5 марта 1853 года в дневнике, - я хочу, чтобы моё сердце не только после брака , но и раньше брака не принадлежало никому, кроме той, которая будет моей женой… Пусть у меня будет одна любовь. Второй любви я не хочу». Действительно, слова эти стали пророческими. Чернышевский оказался верен своему обету. Он отдал своё кристально чистое чувство только одной женщине, ставшей его женой.
Нам кажется, что вопрос равноправия актуален и в день сегодняшний. Многие проблемы, поднятые в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Волнуют молодежь. Известный русский революционер П.Кропоткин писал. Что роман Чернышевского стал своего рода откровением и программой.
«Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-либо другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодёжь, как эта повесть Н.Г. Чернышевского. Она сделалась своего рода знаменем для русской молодёжи».
Счастливы ли в любви герои романа Лопухов и Вера Павловна? Да, некоторое время они живут в полном согласии. Но постепенно в душе у героини появляется смутное ощущение, что ей чего-то не хватает. В третьем сне открывается причина этого беспокойства. То чувство, которое она испытывает к "миленькому", вовсе не любовь, а неправильно понятая благодарность. Мало того, по-настоящему она любит лучшего друга своего мужа, и Кирсанов любит Веру Павловну уже много лет. Нам кажется, в романе "Что делать?" именно любовь подвергает проверке на прочность верность героев идеалам "новой" жизни. И Лопухов, и Кирсанов, и Верочка проходят это испытание. В своих мучениях они предстают перед нами не героями, а просто хорошими, порядочными людьми. Разрешение этого любовного треугольника очень оригинально. "Проницательному читателю" просто невозможно поверить в существование такого решения. Но автора не заботит мнение обывателя, потому что оно для него неинтересно.
Проверке чувством подвергается и "особенный человек" Рахметов. "Я не должен любить",— говорит он и делает из себя железного воина, но любовь проникает под его броню и заставляет с болью воскликнуть: "...и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить. Ну да ничего, пройдет". Он, конечно, героическая личность, но нам его жалко, потому что человек, который душит в себе любовь, становится бесчувственной машиной. Впоследствии он может только рассуждать о чувствах, но верить ему в этих вопросах не стоит. Рахметов говорит Верочке о ревности: "В развитом человеке не следует быть ей. Это искаженное чувство... это следствие взгляда на человека как на мою принадлежность, как на вещь". Слова правильные, но что может знать об этом суровый воин? Об этом может говорить только тот, кто любит и побеждает в себе оскорбительную для другого ревность.
В четвертом сне Веры Павловны Н. Г. Чернышевский разворачивает перед читателями картину идеального будущего. В ней большое место занимает любовь. Перед нами проходит вся история человечества с точки зрения эволюции любви. Верочка, наконец, узнает имя своей путеводной звезды, "сестры всех сестер" и "невесты всех женихов": "...это слово — равноправность... "Из него, из равенства, и свобода во мне, без которой нет меня". Вероятно, этим автор хотел сказать, что без свободы выбора и равенства прав истинная любовь не может существовать в нашем мире.
В завершающей части романа перед нами предстает Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов и его новая жена Катя. Они выглядят абсолютно счастливыми людьми, в том числе и в любви. Чернышевский рад за своих главных героев: "...немногими испытано, что очаровательность, которую всему дает любовь, вовсе не должна... быть мимолетным явлением в жизни человека". Счастье Любви будет вечным, только "надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу да нынешнее понятие о правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь".
Женитьба, по мнению Чернышевского, должна отвечать его убеждениям о женском равноправии: «По моим понятиям, женщина занимает недостойное место в семействе. Меня возмущает всякое неравенство. Женщина должна быть равною мужчине… Каждый порядочный человек обязан, по моим понятиям, ставить свою жену выше себя – этот временный перевес необходим для будущего равенства…»
Для нас это было открытием, когда мы прочитали эти строки, потому что видим из бытовых примеров совсем другую жизнь, где мужчина, даже любящий свою жену, часто не ставит её так, как Н.Г. Чернышевский ставил свою жену.
Разумеется, основные записи в дневнике носят любовно-интимный характер: «Я люблю ее как любовник, но еще больше люблю ее как муж. Я люблю ее как Ромео любит Джульетту…»
Сначала Чернышевский признался в любви Ольге, а затем стал отговаривать ее от союза с ним, говоря о том, что взгляды могут привести его на каторгу, но Ольгу Сократовну никакие доводы не остановили. Он сделает запись в своём дневнике: «Она решительно умнее всех, кого я только не видывал! Это гениальный ум! Это гениальный такт!
- Итак, я люблю ее. Я не надеюсь найти другую, к которой я мог бы так сильно привязаться, я даже не могу представить себе, никак не могу представить себе, чтобы могло быть существо более по моему характеру, более по моему сердцу, чтобы какой то бы ни было идеал был выше ЕЁ».
- «Она мой идеал, или скажу просто: я не в состоянии представить себе идеала, который был бы выше ее, я не могу даже вообразить себе ничего выше, лучше её. Она мой идеал, но идеал не потому, чтобы я идеально смотрел на нее, я вижу её, как она есть, я не украшаю её в моем воображении, нет - потому что в ней всё, что может быть лучшего, всё, что может пленять, обворожать, заставить биться радостью и счастьем моё сердце»
Чернышевский мечтал о такой невесте, чьё положение улучшилось бы благодаря браку с ним. Николай Гаврилович нисколько не сомневается в счастье, которое посылает ему Всевышний. Это счастье – Ольга Сократовна.
- Как бы то ни было, дело решено. Я не отступлю, не усомнюсь ни в себе, ни в ней. Только бы иметь её своею женою, только бы устроить свои дела, а то я буду, наверное, с ней счастливее, чем со всякой другой. Я решительно спокоен… Я знаю её.
Жажда любви преодолевала тягостные сомнения. Словно заклинание, повторял он слова:
-Но любишь ли ты меня или ещё не любишь, ты полюбишь меня, полюбишь! Ты слишком добра, слишком проницательна, чтоб не оценить моей привязанности к тебе, моей преданности тебе.
- Это женщина, с которой я буду счастлив, как только могу быть счастлив от женщины. В ней моё счастье, в ней.
Она выбирает меня, - значит, думает найти во мне свое счастье. Это всего важнее, без этого я никогда бы не решился для своего счастия рисковать ее счастием. Она думает быть счастлива со мною – хорошо; если так, я не колеблюсь.
Николай Гаврилович, объясняясь в любви, предупреждал свою возлюбленную, что не уверен в том, долго ли будет пользоваться жизнью и свободою.
3 апреля состоялось обручение, а свадьба, как и было намечено, состоялась 29 апреля.
- Я чувствую себя совершенно другим человеком… Я стал решителен, смел; мои сомнения, мои колебания исчезли. Теперь у меня есть воля, теперь у меня есть характер, теперь у меня есть энергия.
- Я человек, которым не будут пренебрегать. Я человек нужный…
Молодые уехали в Петербург. В городе на Неве Николай Гаврилович Чернышевский посвятил себя целиком литературе и революционной работе. К несчастью, 7 июля 1862 года за свою революционную деятельность Чернышевский был арестован и препровожден в Петропавловскую крепость. 19 мая 1864 над ним был публично совершен обряд «гражданской казни». Николая Гавриловича Чернышевского вывели на площадь, повесив на грудь доску с надписью «государственный преступник», сломали над его головой шпагу и вынудили простоять несколько часов, прикованным цепями к столбу. Через два года он вышел из крепости и был отправлен в Сибирь. Ольга Сократовна в 1866 году предприняла поездку в Сибирь для свидания с мужем.
Пройдет много лет и из далекого Вилюйска Н.Г. Чернышевский напишет:
- Милый мой дружочек, Оленька!
Готовлюсь праздновать Твой день рождения. Это и день Твоих именин – два самые главные мои праздника. А день нашей свадьбы? - Милая моя Радость, да ты припомни: разве я одобрял Тебя за то, что Ты рассудила принять мое предложение?.. Едем до церкви, я опять за то же самое, только с приличною перемене обстоятельств моей проповеди, переменою: «Вот, Ольга Сократовна, не послушались Вы моего совета. Покорно благодарю вас. Жаль, разумеется, что не послушались.… Смешные были мы с Тобой, жена и муж. Смешные, моя милая Радость…
Николай Гаврилович писал письма жене своей, Ольге Сократовне, из ссылки, продолжавшейся почти всю его жизнь (с 1862г.), включая ещё семь лет каторги и два года крепости. Будучи человеком чрезвычайно высокого морального образа мыслей и нежно любя Ольгу Сократовну, Чернышевский в письмах к жене старался всячески скрыть от нее тягости ссылки, а одно время совершенно прекратил ей писать, стараясь вычеркнуть себя из ее жизни, чтобы дать ей возможность выйти вторично замуж и снова обрести личное счастье (его письма к А. И. Пыпину).
11 октября 1872 г. Вилюйск Милый друг мой, Оленька!
Ты знаешь, что Твоя любовь ко мне - все счастье моей жизни. Стало быть, нечего говорить о том желал ли б я, чтобы жить нам с Тобою вместе, если б это было возможно. Но возможно ли это, - вопрос, который подлежит решению в Петербурге. От кого зависит решение, я не знаю определительно. Полагаю, что для удовлетворительного решения необходимо вынесение дела на Высочайшее усмотрение. Без того, нельзя решить вопроса так, чтобы Твое спокойствие подле меня было достаточно обеспечено. Почему я так думаю, пусть будет все равно. Пусть будет довольно для Тебя знать, что я так думаю. Умоляю Тебя, пощади себя. Не предпринимай поездки с такими недостаточными гарантиями, как в 1866 году. Заклинаю Тебя, пощади себя.
И если бы оказалось, что можно Тебе ехать жить со мною, то видеть Тебя здесь, - и не здесь только, но хоть бы где-нибудь е Якутской области, - хоть бы в самом Якутске, - было бы смертельным мучением для меня. Не подвергай меня такому страданию.
Но мне одному,- мужчине, здоровому, - привыкшему жить в тех условиях, в каких живу, - мне здесь недурно. Это я говорю Тебе по совести: моя жизнь здесь достаточна хороша для меня. Я совершенно здоров.
Благодарю Сашу за его письмо. Целую его и Машу.
Тысячи и тысячи раз обнимаю и целую Тебя, моя милая.
Твой Н. Чернышевский
Заключение.
Разлука почти в двадцать лет, конечно, внесла коррективы в отношения Николая Гавриловича и Ольги Сократовны. Вернувшись после ссылки в Саратов, он попытается быть «счастливым», но это ему удастся с трудом.
В 1889 его перевели в Саратов, а через пять месяцев
в ночь с 16 на 17 октября Николай Гаврилович скончался от кровоизлияния в мозг.
Каковы же были взгляды Н.Г. Чернышевского на любовь? Как нам показалось, что в романе «Что делать?» развернута философско-этическая концепция любви, которую можно назвать вполне новаторской и не потерявшей актуальности в наше время. Чтобы стать «разумным эгоистом» мужчина должен полюбить женщину. При этом любовь это не страсть или страдание, а скорее разумный и эгоистический расчет, но не в материальной или социальной сфере, а в духовной. Брак следует заключать именно по этому расчету. Н.Г. Чернышевский считал, что истинная любовь возможна в том случае, если мужчина выступает в роли учителя, а женщина в роли ученицы. Главный нравственный принцип Н.Г. Чернышевского – «люби другого, как самого себя».
Чернышевский разработал весьма оригинальную типологию любви в своем романе «Что делать?» и реализовал её на практике, что мы видим из писем и дневниковых записей писателя.
Первая разновидность – еще не любовь, а смесь разных чувств, иллюстрированная в романе на примере чувств М. Сторешникова к Вере Павловне. Такое чувство может вызвать только жалость, а жалость унижает человека и её не должно быть в гармоническом обществе.
Вторая разновидность – любовь страдание. Такая любовь предполагает неравенство партнеров, бескорыстная забота о слабом близком. Такова, например, любовь А.М. Кирсанова к смертельно больной Н. Крюковой.
Третья разновидность или истинная страсть –она лишена жалости и жертвенности. Это положительная созидательная любовь, такая как у Д.С. Лопухова и Веры Павловны. Есть в этом чувстве и болезненное мучение, которое свойственно зрелым отношениям. Но настоящая любовь, по мнению Чернышевского, чувство «Спокойное и ровное».
Четвертая разновидность – более спокойное, зрелое, но в тоже время более нежное и интимное чувство. Это чувство мы видим на примере любви А.М. Кирсанова и Веры Павловны. Такая любовь с течением времени не угасает, а становится все сильнее и сильнее.
У каждого человека – своя жизнь, своя любовь. Любовь Н.Г. Чернышевского – это страсть, страдание, величайшая нежность, огромнейшее доверие, равноправие, искренняя радость любящего сердца, доверие, вера и надежда.
Дневниковые записи завершены.
Точки над «й» расставлены.
Мы ВАМ рассказали о любви
Николая Гавриловича к Ольге Сократовне.
Список используемой литературы.
Саратовское государственное издательство, 1949 год;
Приволжское книжное издательство, 1978 год;
Воспоминания. Заметки. Материалы.
Издательство «Лнипро», Киев;
М. «Просвещение», 1976 год;
6. А. Ланщиков Н.Г. Чернышевский, М. «Современник», 1982 год;
7. Н.Г. Чернышевский. Фотографии и документы. М. Просвещение, 1998 год;
8. Демченко А.А.. Николай Гаврилович Чернышевский: к к 180-летию со дня рождения; Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика. 2009г. Т 9. - Вып.1., стр. 36-44
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Фотографии Н.Г. Чернышевского и Ольги Васильевой-Чернышевской.
2. Презентация
Круговорот воды в пакете
Развешиваем детские рисунки дома
Волшебная фортепианная музыка
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Снежная книга