Проект "Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""
Вложение | Размер |
---|---|
put_iskaniy_pera_bezukhova.ppt | 735.5 КБ |
Слайд 1
ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Пьер Безухов — один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.Слайд 2
Обыкновенные и необыкновенные приключения Обыкновенные и необыкновенные приключения, о которых я хочу рассказать, случились в начале прошлого века в Петербурге и Москве. Но, может быть, вам знакомы эти приключения. Поэтому не стану пересказывать их, а только скажу, что многие удивительные события, о которых пойдет речь, произошли с молодым человеком, приехавшим в 1805 году в Петербург из Парижа, где он учился. Этот молодой человек был незаконным сыном вельможи, владевшего миллионами. Вот оглавление книги, которую можно было бы написать о нашем герое:
Слайд 3
Письмо Безухова к Наташе Ростовой
Слайд 4
Оглавление: Часть I. ВНЕБРАЧНЫЙ СЫН Глава 1. Сын миллионера приезжает из Парижа. Глава 2. Роковое пари. Глава 3. Полицейский на медведе. Глава 4. Тайна мозаикового портфеля. Глава 5. Граф умер — да здравствует граф! Часть II. ВЕЛЬМОЖА Глава 1. Красавица любуется табакеркой. Глава 2. Граф в халате. Глава 3. Свадьба. Глава 4. Добрые дела миллионера. Глава 5. Дуэль. Глава 6. Новая любовь. Часть III. ПЛЕННЫЙ Глава 1. Великая битва. Глава 2. Графа подозревают. Глава 3. Миллионер исчез из дома. Глава 4. Переодетый граф ищет оружие. Глава 5. Встреча с любимой. Глава 6. Пистолет в руках сумасшедшего. Глава 7. Убить Наполеона! Глава 8. Граф спасает ребенка из пылающего дома. Глава 9. Ожерелье красавицы-армянки. Глава 10. Под конвоем французских улан. Часть IV. СЧАСТЛИВЕЦ Глава 1. Суд над поджигателями. Глава 2. Русский граф и французский маршал. Глава 3. Расстрел. Глава 4. Лиловая собачонка. Глава 5. Освобождение. Глава 6. Граф встречает любимую. Эпилог. Счастливая семья графа.
Слайд 5
Надеюсь, что вы узнали человека, о жизни которого пойдет речь. Это Пьер Безухов, герой романа Толстого "Война и мир". Оглавление книги выглядело бы примерно так, если бы ее написал другой писатель, не Толстой. Одни только приключения Пьера в занятой французами Москве могли бы составить увлекательнейший роман вроде "Графа Монте-Кристо". Подумать только, этот богач, одевший и вооруживший на свои средства полк в тысячу солдат (вспомните, сколько усилий нужно было приложить д'Артаньяну, чтобы купить себе лошадь и мундир мушкетера); этот миллионер прячется в чужом доме, в соседней комнате с сумасшедшим, просит чужого слугу достать ему кучерской кафтан и пистолет! От кого он прячется? Тут сплетение обстоятельств, достойное романов Дюма. Всесильный главнокомандующий Москвы Растопчин недоволен его связями с подозрительными лицами и требует, чтобы он немедленно покинул город. Но он не хочет уезжать из Москвы, потому что решил убить Наполеона и тем спасти свое отечество и всю Европу. Кроме того, его жена-красавица требует развода, и наш герой избегает объяснений с ее посланным... Пистолет, который ему достали, попадает в руки сумасшедшего — тот стреляет в вошедшего в дом французского офицера. Наш граф отводит руку безумца и спасает француза... Какая трогательная сцена дружбы двух вчерашних врагов! В порыве откровенности благородный граф открывает новому другу великую тайну своей жизни: он много лет любит одну женщину, любил ее еще девочкой, и эта любовь останется с ним навсегда. Наутро после разговора со спасенным французом граф отправляется исполнить свое намерение и убить Наполеона. Правда, пистолет ему не удается спрятать, приходится взять тупой кинжал, но это его не смущает. По дороге он встречает рыдающую женщину. "Девочка!.. Дочь..." — кричит женщина. — "Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!" Благородный граф, конечно, бросается на помощь и находит ребенка в саду горящего дома. Вернувшись с девочкой, он уже не находит ее родителей, но зато встречает молодую армянку, показавшуюся ему "совершенством восточной красоты". Французский солдат пытается сорвать с красавицы ожерелье. Но наш граф "бросился на француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног..." Чем не граф Монте-Кристо со спасенной им гречанкой Гайде?
Слайд 6
На долю графа выпало еще много испытаний. Его судили как поджигателя. Он предстал перед самым жестоким из французских маршалов — Даву; на его глазах расстреляли пять арестованных, а он стоял шестым. Но, конечно, все кончается хорошо — граф освобожден из плена русскими партизанами; жена его умерла, и он может теперь жениться на любимой; в эпилоге мы видим крохотного сына на громадной ладони графа; все приключения кончились; впереди — покой и радость... Вот такую увлекательную книгу мог написать Лев Толстой — ведь все хитросплетения судьбы Пьера Безухова взяты из его романа, придуманы им. Почему же он не написал приключенческого романа, а написал "Войну и мир", читать которую некоторым из вас кажется скучным? Неужели потому, что не умел? Лев Толстой умел все. Но он не хотел писать роман о приключениях.
Слайд 7
В приключенческом романе автор может не показывать читателю, как изменяется характер его героя. Мы с радостным удивлением узнаем в мудром и сдержанном графе Монте-Кристо простоватого матроса Дантеса; нам даже понятно, что изменения этого характера произошли под влиянием аббата Фариа. Но мы не присутствовали при духовном росте будущего графа Монте-Кристо. Нам довольно того, что человек изменился; теперь он живет иначе, поступает иначе. У Толстого двадцатилетний Пьер в салоне Анны Павловны и тридцатипятилетний Пьер в эпилоге — член петербургского тайного общества — разные люди; и самая важная для Толстого писательская задача — заставить нас увидеть своими глазами, как изменился характер Пьера, как неопытный юноша становится зрелым человеком с огромным будущим. Вот это как мы видели на протяжении многих страниц романа; через всю жизнь Пьера прошло мучительное недовольство собой, стремление улучшать и воспитывать себя.
Слайд 8
Но после придуманного, неестественного плана убийства Наполеона, которым Пьер "мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное — не по трудностям, но по несвойственности дела со своей природой"; после того как он провел несколько дней в поисках решимости, — Пьер на пожаре "как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока". Здесь было его место, здесь он "почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей. Он чувствовал себя молодым, веселым, ловким и решительным". Оказалось, что спасти чужую девочку легче, чем нести ее, прижимая к себе: испуганный ребенок визжит "отчаянно-злобным голосом" и кусает своего спасителя "сопливым ртом". Но Пьер "сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка", преодолел чувство гадливости. Все это гораздо менее героично, чем ходить по Москве с кинжалом за пазухой в поисках Наполеона, но требует не меньших душевных усилий, и Пьер находит в себе силы, чтобы в нем победило добро. В последнюю минуту, когда его уводят французские солдаты, Пьер вдруг возвращается к прежнему неестественному, выдуманному миру: "сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь", он заявляет французам, что спасенная им девочка — его дочь. Этот детски-нелепый, мальчишеский поступок удивил самого Пьера и удивляет нас. Но такие "срывы" могут случиться с каждым человеком на его пути к зрелости, и Толстой не боится показать их, как не боится представить Пьера в смешном или недостаточно героическом виде. Главное для Толстого — не вызвать у читателей слепое восхищение героем, а заставить нас сочувствовать, сострадать ему, жить его жизнью, разделять его сомнения. Восхищение же придет в свой час, когда Пьер достигнет той нравственной высоты, к которой он стремится с первых страниц романа.
Слайд 9
Слайд 10
Война 1912 года В 19 12 году наступает война, тем самым призывая Пьера к действиям. Охваченный патриотическим чувством, Пьер Безухов на свои деньги нанимает армию и остается в Москве с целью убить Наполеона, так как считает себя избранником для этого дела. Он считает, что убив Наполеона, война прекратится. Он попадает в плен, но там проявляется в нем что-то мужское и это помогает ему в плену. Крестьяне видят в нем своего человека и делятся с ним самым сокровенным. Благодаря Платону Каратаеву Пьеру открылась истина того, что счастливая жизнь заключается в удовлетворении естественных потребностей. И Пьер начинает помогать всем: пленным, раненым, французам чем он может. После плена Пьер возвращается просветленный. Теперь он готов стоять грудью за свое отечество, что и делает, когда его освобождают из плена. Пьера не очень долюбливали в обществе, но когда он совершил суперпоступки, отношение к нему изменилось. У Пьера возникает идея роевого начала. Это значит, что человек сам по себе не один и один человек не может существовать сам. Выводит его из этого состояния любовь к Наташе.
Слайд 11
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Зимний дуб
Убунту: я существую, потому что мы существуем