В данной работе рассматривается образ Санкт-Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского на примере романов "Белые ночи" и"Униженные и оскорбленные", которые не входят в школьную программу.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_dostoevskiy.ura_.doc | 86 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №233 с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
ОТ «БЕЛЫХ НОЧЕЙ» К «УНИЖЕННЫМ И ОСКОРБЛЕННЫМ»
(ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО)
(РЕФЕРАТ)
Работа ученицы 9 «А» класса
Смирновой Анастасии
Руководитель – учитель русского языка и литературы Терминасова Ольга Юрьевна.
.
Санкт-Петербург 3013.
Оглавление.
1.Введение. Ф.И.Достоевский в Петербурге. Адреса Достоевского.
2. Таинственный город.
3.Петербург в произведениях Ф.М.Достоевского (общая характеристика).
4. Образ Петербурга в романе «Белые ночи».
5. Образ Петербурга в романе «Униженные и оскорбленные».
6. Сходство и различие изображения города в романах «Белые ночи и «Униженные и оскорбленные».
Цель работы:
рассказать о влиянии образа Петербурга на творчество Ф. Достоевского;
на примерах произведений «Белые ночи» и «Униженные и оскорбленные» показать особенности образа Петербурга в творчестве писателя.
Задачи:
1.Введение. Ф.И.Достоевский в Петербурге. Адреса Достоевского.
Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая творческая личность воспринимает этот образ по-своему. Федор Михайлович Достоевский в своих произведениях создал свой неповторимый образ города.
Петербург покорил юного Достоевского с первой встречи. В1837 году шестнадцатилетний юноша приехал в столицу из Москвы. С этого момента жизнь его была связана с городом на Неве. В общей сложности он прожил здесь 28 лет, дважды вынужденно оставляя Петербург на большие сроки.
Шестнадцатилетний Достоевский, оказавшийся в Петербурге, уже много читал и слышал о нем. Это был город, воспетый Пушкиным, любимым поэтом будущего писателя. В Петербург Достоевский приезжает в особом настроении: недавно умерла его мать, самый близкий для него человек; вскоре он узнает о гибели Пушкина, и эту смерть он воспринимает как личное горе.
К 16-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его – литература. Ранняя смерть матери все перевернула. Отец, оставшись с семью детьми на руках, старших сыновей, Федора и Михаила, решает отдать в специальное военно-инженерное училище в Петербурге – чтобы обеспечить им будущность.
Московское детство, родители, братья, сестры, родной дом – все это осталось по одну сторону жизни; незнакомый город, нежеланная учеба, скитальческая жизнь – по другую.
Как-то Достоевский заметил, что во встрече с городом очень важно первое впечатление. Он увидел Петербург весной, в мае, в преддверии белых ночей – самой поэтической поры города. Юный Достоевский в это время увлекался «возвышенным и прекрасным» – запоем читал Шиллера, любил Гофмана, рыцарские романы. Достоевский не просто знакомится с городом, он странствует по нему, читая стихи, вспоминая историю.
Впервые Петербург предстает перед Достоевским прекрасным, романтическим городом, но, как все романтики, Достоевский чувствует в нем и оборотную, трагическую суть. Он никогда не забывает об истоках Петербурга, об истории его возникновения. Город на костях, родившийся страданиями тысяч людей, никогда не будет для него счастливым. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его будет воспринимать писатель. Белые ночи добавляли к мистическому образу Петербурга дополнительные фантастические краски. Ощущение Петербурга как города-фантома, города-призрака сохранится у Достоевского на всю жизнь.
С января 1838 года, после поступления в Инженерное училище, Достоевский три года проживает в Михайловском замке, самом, может быть, угрюмом и мрачном из всех петербургских зданий. Построенный для Павла I, этот замок стал местом гвардейского заговора: на 40-й день после переезда в него император был убит. Позже замок передали инженерному ведомству, стали называть его Инженерным. А учащиеся в этом заведении полюбили зловещие рассказы о призраке императора, который поселился в замке. Так таинственность сразу же окружила Достоевского. В годы учебы будущий писатель подолгу засиживался с книгой у окна угловой спальни, выходившей на Фонтанку. Из окна были видны и набережная Фонтанки, и церковь Святого Пантелеймона. Близость к церкви была очень важна для Достоевского.
За время жизни в Петербурге Достоевский переезжал 20 раз. Более трех лет он не жил ни в одном доме. Если проследить за теми домами, где после окончания Инженерного училища в августе 1841 года жил писатель, можно обнаружить удивительное пристрастие его к угловым домам. Вот несколько адресов сохранившихся угловых домов, в которых он жил: Владимирский проспект, 11 (1842-1846 гг.), Вознесенский проспект, 8 (1847-1849 гг.). Казначейская ул., 1 (1861-1863 гг.). Казначейская ул., 9 (1864 г.), Казначейская ул., 7 (1864-1867 гг.). Греческий проспект, 6 (1875-1878 гг.), Кузнечный пер., 5 (1846 г., 1878-1881 гг.). В доме № 5 по Кузнечному переулку, где писатель жил дважды (в первый раз - молодым и спустя много лет - уже знаменитым писателем) сегодня музей-квартира Достоевского.
2. Таинственный город.
В Петербурге происходят фантастические события многих произведений Достоевского, зреют безумные идеи, совершаются преступления.
Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачность, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». Автор любит «крупные планы» в своих произведениях, часто представляет читателю своего героя с разных сторон или дает возможность увидеть ситуацию глазами самого героя.
Достоевский, описывая город, свободно переносит дома, меняет владельцев, смещает улицы, добавляет этажи и т. д. Ему нужна не топографическая точность, а емкий образ, характер дома или места действия.
В странном и угрюмом городе необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.
Прозаическое у Достоевского всегда граничит с фантастическим. Он открыл самые главные для Петербурга черты – мечтательность и двойственность. Мечтатель всегда живет двойной жизнью – жизнь-мечта и жизнь-явь. Двойственность же — уже как бы продолжение мечтательности, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.
3.Петербург в произведениях Ф.М.Достоевского (общая характеристика).
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо.
У Достоевского в Петербурге есть свои любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего он не любит лето. Это всегда «духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу» Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но – «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…» Это мысли самого Достоевского.
Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. «Косые лучи заходящего солнца» – этот образ существует почти во всех его романах. Чистые цвета в петербургской палитре Достоевского появляются только тогда, когда их озаряет солнце. В пасмурные дни город мрачен, бесцветен, уныл: преобладают желто-коричневые и серо-зеленые тона. Город, залитый лучами солнца, – любимый образ Достоевского, но это именно «озарения» Петербурга: «солнце у нас такой редкий гость». Более свойственны ему снег, дождь и мокрая снежная канитель. Героям Достоевского как-то ближе больной и холодный вид Петербурга.
Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение. Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…
Все внимание Достоевского было устремлено на людей, и он охватывал только их природу и характер. Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом, и образом их жизни, их чувств и мысли.
И все же именно двойственность Петербурга в произведениях Достоевского поражает больше всего. В зависимости от настроения героев произведения, их чувств, город сам меняется, расцветает от любви или хмурится и тускнеет от разбитых надежд своих жителей.
4. Образ Петербурга в романе «Белые ночи».
« Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):
…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?…
Главный герой романа - мечтатель, проживший всю жизнь в своих фантазиях. Но однажды он встретил девушку и влюбился в нее. Несколько дней он жил настоящей жизнью в надежде, что Настенька ответит ему взаимностью, но она любила другого, а наш герой был для нее только другом, братом. И несчастный человек снова погружается в мечты, но уже не такие лёгкие и счастливые, какими он жил раньше.
Петербург переживает все страдания своего героя, радуется вместе с ним и печалится, живет с человеком одним дыханием. Главный герой живет в столице уже несколько лет, но он не завел знакомых, у него нет друзей. Его знакомым становится Петербург, он общается с городом, как с человеком, как с хорошим другом. «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: "Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж". Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели. Итак, вы понимаете, читатель, каким образом я знаком со всем Петербургом.»[1.с118]
Писатель очень трогательно описывает и природу нашего города. Она становится живой и нежной. Достоевский рассказывает о природе от лица своего героя, но читателю понятно, что это мысли самого автора.
«Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы опушится, разрядится, упестрится цветами... Как-то не вольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с какою-то сострадательною любовью, иногда же просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, как-то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною, а вы пораженный, упоенный, невольно спрашиваете себя: какая сила заставила блистать таким огнем эти грустные, задумчивые глаза? что вызвало кровь на эти бледные, похудевшие щеки? что облило страстью эти нежные черты лица? отчего так вздымается эта грудь? что так внезапно вызвало силу, жизнь и красоту на лицо бедной девушки, заставило его заблистать такой улыбкой, оживиться таким сверкающим, искрометным смехом? Вы смотрите кругом, вы кого-то ищете, вы догадываетесь... Но миг проходит, и, может быть, назавтра же вы встретите опять тот же задумчивый и рассеянный взгляд, как и прежде, то же бледное лицо, ту же покорность и робость в движениях и даже раскаяние, даже следы какой-то мертвящей тоски и досады за минутное увлечение... И жаль вам, что так скоро, так безвозвратно завяла мгновенная красота, что так обманчиво и напрасно блеснула она перед вами, - жаль оттого, что даже полюбить ее вам не было времени...»
Несомненно, город живёт одним дыханием с главным героем романа. Когда все надежды и мечты человека рушатся, придуманный им мечтательный мир умирает, блекнет, дыхание покидает всё, что мечтатель наделил жизнью в своих фантазиях, меркнет и город в глазах несчастного, перестает быть приветливым и дружелюбным, перестает жить и дышать и превращается в бесчувственную, безжизненную громаду серых камней, чуждых человеческим эмоциям.
«Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие...»[1.с162]
Действие романа вынесено на улицы Петербурга. Такое оригинальное решение принял автор произведения. Возможно, Достоевский сделал так, потому что герой и город неразрывно связаны друг с другом. Писатель хотел подчеркнуть эту связь. Ведь именно на набережной канала Петербурга мечтатель встречает девушку, которую в короткий срок полюбил. Все их встречи проходили на улицах города. Автор не стал переполнять свое произведение описанием комнат, мебели. Он просто вынес эти чудные встречи на улицы города. Он дает нам понять, что в этом произведении нужно всецело обратить внимание на героев и на их чувства, а не отвлекаться на описания интерьеров. Город в этом плане подошел отлично. Здесь не нужно до мелочей описывать обстановку, детали. Здесь есть небо, улицы, набережные и белые ночи – все, что нужно мечтателю.
Следует обратить внимание на тот факт, что в «Белых ночах» отсутствуют конкретные адреса, даже названия улиц. Мы только знаем, что мечтатель и Настенька встречаются на набережной канала на краю города. Можно предположить, что это Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова) и район Коломны. Но общение главного героя с городом не ограничивается одним районом. Он пешком путешествует по Петербургу, наслаждаясь фантастической красотой белых ночей, гуляет по набережной Фонтанки, и Черной речке, выходит за городскую заставу. Созданный писателем удивительно светлый, «приветливый, трогательный образ города больше никогда не встретится нам ни в одном романе Достоевского.
Структура произведения весьма своеобразна. Роман состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»). Такая композиция как нельзя лучше подходит для описания несчастий, случившихся с человеком. Ведь мечты, они, как сон, они длятся ночью, а на утро рассеиваются, как туман. Но и несчастья эти (любовь Настеньки, ее ожидание любимого) не воспринимаются читателем как трагедия. Ее слезы светлые легкие, как призрачная белая ночь.
5. Образ Петербурга в романе «Униженные и оскорбленные».
«Униженные и оскорбленные» - это первое большое произведение, написанное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был опубликован в 1861 году в журнале «Время» под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок неудавшегося литератора» с посвящением брату М. М. Достоевскому.
Время действия романа несколько размыто. Рассказчик Ваня воспитывался в семье бедного помещика Ихменева, вместе с его дочерью Наташей. Более состоятельный сосед Ихменева по усадьбе, князь Валковский, оценив хозяйственность Ихменева, назначает его своим управляющим, а позднее просит его некоторое время руководить воспитанием своего сына Алёши. Однако вскоре после приезда Алёши в дом Ихменева возникают слухи о том, что Ихменев хочет женить Алёшу на своей дочери, всячески поощряя их отношения, а также не вполне честно управляет имением князя, присваивая себе некоторые суммы. Князь начинает процесс против Ихменева. Дело осложняется тем, что Алёша и Наташа надумали заключить союз вопреки воле своих родителей. Ваня любит Наташу и берётся во всём содействовать ей.
Другая ветвь романа связана с 13-летней девочкой-подростком Еленой, которую Ваня спасает из рук жестокой опекунши. Он приютил её у себя. История её матери неожиданно переплетается с историей Наташи.
Действие романа происходит в Санкт-Петербурге, причём при описании многих мест действия и перемещения героев по городу писатель стремится к топографической точности. Так, в книге упоминаются Вознесенский проспект, где происходит встреча рассказчика со стариком Иеремией Смитом, Большая Морская улица, на которой находится ресторан, в котором происходит знаменательная беседа рассказчика с князем Валковским, и так далее.
В самом начале романа Достоевский уже описывает город и свое самое любимое явление в этом городе – закат. «Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»[2.c165]
Но это лишь начало. На протяжении всего романа город, как невидимый, но очень важный герой, меняется в зависимости от ситуации. Когда героям плохо, погода ухудшается, когда наступают минуты радости, выходит солнце.
В один из самых кульминационных моментов романа случается гроза. Город как бы переживает все, что пережила маленькая несчастная девочка Нелли, сопровождая ее рассказ раскатами грома и ливнем. «Находила туча. Всё последнее время погода стояла жаркая и удушливая, но теперь послышался где-то далеко первый, ранний весенний гром. Ветер пронесся по пыльным улицам» «Мы всё еще сидели и молчали; я обдумывал, что начать. В комнате было сумрачно; надвигалась черная туча, и вновь послышался отдаленный раскат грома». В каждом слове рассказа Нелли чувствовались боль и отчаяние. Это было похоже на бурю. «В эту минуту раздался довольно сильный удар грома, и дождь крупным ливнем застучал в стекла; в комнате стемнело. Старушка словно испугалась и перекрестилась. Мы все вдруг остановились». Но буря прошла. И невзгоды героев прошли. Вышло солнце.
Но все же конец романа несчастливый. Бедняжка Нелли умирает, а Иван и Наташа уже никогда не будут счастливы. Семья Ихменевых уезжает из города. Петербург их не принял. Анна Андреевна, как и в начале романа, «ходила как потерянная. Петербург ее пугал. Она вздыхала и трусила, плакала о прежнем житье-бытье»[. Петербург всегда был глух к мольбам о помощи. Это холодный, недобрый город. Он не любит приезжих. Мало кто смог, приехав из других мест, ужиться здесь. Приезжих людей он пугает своей холодностью, мнимым радушием красивых фасадов и явным безразличием холодных подвалов и грязных дворов. Город никогда не будет местом счастливой развязки. Он может лишь ненадолго порадоваться за своих героев, а потом снова станет мрачным и бездушным.
В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.
6. Сходство и различие изображения города в романах «Белые ночи и «Униженные и оскорбленные»
«Белые ночи» и «Бедных людей» разделяет 13 лет. В жизни Достоевского за эти годы произошло немало перемен.
22 декабря 1849 суд и приговор к смертной казни на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни сошёл с ума.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.. В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой.
18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.
6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск.
Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского. Он сильно повлиял на духовные воззрения писателя. Достоевский стал религиозным человеком.
30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет
№ 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».
Перечисленные выше события не могли не сказаться на характере и мироощущении писателя, что в свою очередь нашло отражение в его творчестве. Эти изменения становятся очевидны, если сравнить героев-рассказчиков «Белых ночей» и «Униженных и оскорбленных». На первый взгляд трудно сказать, что они чем-то похожи. Мечтатель и Иван – герои разных этапов жизни автора. Первый наивен и мечтателен, второй уже умудрен жизнью. Но, не-смотря на это, у них есть что-то общее: оба героя обладали внутренней безграничной добротой. Они оба искренне любили, надеялись. Но их надежды не были оправданы. Герой «Белых Ночей» искренне полюбил Настеньку, поверил в ее слова , а она, как только увидела того, которого так долго ждала, который ей не отвечал, тут же упорхнула, как птичка, от несчастного мечтателя, чья жизнь была теперь разбита. И хотя герой всегда понимал, что так и будет, он не оставил Настю в трудную для нее минуту и поддержал ее. Для этого нужно иметь добрейшее сердце и чистейшую душу.
Иван, герой «Униженных и оскорбленных», тоже обманулся в надеждах. Он искренне любил Наташу, надеялся на счастливую жизнь с ней (не без оснований) – «Между нами уже было сказано одно словечко, и я услышал, наконец, как Наташа, потупив головку и полу раскрыв свои губки, почти шепотом сказала мне: да». Но Наташа обманула его. Пока ее родители оставили вопрос о замужестве дочери на время, Наташа переменила свои чувства и полюбила Алёшу. Но, несмотря на это, Иван не отвернулся от Наташи и, более того, активно помогал ей строить ее непростую жизнь. Такое отношение к людям говорит о том, что это очень добрый, бескорыстный человек.
Кроме того, есть еще одна общая черта между этими молодыми людьми. Они оба жили в Петербурге и любили его. Город их принял. Мечтатель дружил с Петербургом, как с живым существом, жил здесь, радовался приходу весны, любил этот город. Иван тоже любил его, радовался солнцу. Он не уехал вместе с Ихменевыми, которых этот город не принял. Здесь была его работа, его дом, его жизнь.
Быть может, Достоевский описывает именно таких, с одной стороны несчастных, но с другой – счастливых героев именно потому, что они жили в Петербурге, ведь это город разочарований и разбитых надежд. Только сильные люди, способные справиться с тяжестью города, могут жить в нем, работать и даже любить. Но сила не может приходить просто так. Герои пережили невзгоды, можно сказать, учились на собственном горьком опыте. Этот опыт помог им стать сильнее, не сломаться под тяжестью серого и холодного, равнодушного к людским бедам, Петербурга, полюбить этот город и стать по – своему счастливыми.
Вывод.
В жизни Достоевского было много испытаний, повлиявших на его творчество. Ссылка и жизнь в остроге сильно сказались на нем. Но не только события формировали его творческую личность.
Встреча с Петербургом произвела на него неизгладимое впечатление. Достоевский смог полюбить этот город такой же странной любовью, как и герои его произведений.
Город оказал большое влияние на творчество Достоевского. Произведения, написанные в Петербурге и о Петербурге, можно объединить в отдельную, совершенно необыкновенную группу. Они ни с чем не сравнимы. Город живет в произведениях собственной жизнью, и это необыкновенно.
Литературное творчество Достоевского и Санкт-Петербург связаны между собой одним дыханием, одним порывом. Одно не может обойтись без другого, создавая при этом какой - то полу-реальный и полупридуманный мир, в который хочется окунуться и бродить, бродить по городу, открывая все новые и новые его стороны.
Список источников
Для чего нужна астрономия?
Как напиться обезьяне?
Дымковский петушок
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Одна беседа. Лев Кассиль