Вложение | Размер |
---|---|
rech.pptx | 1.91 МБ |
kultura_rechi._rechevoy_etiket.doc | 253.5 КБ |
Слайд 1
«Культура. Речевой этикет» Работу выполнила: Аникина Александра ученица 4 «в» класса, МБОУ СОШ №92 Руководитель: Королькова С.В., учитель психологии начальных классов МБОУ СОШ №92.Слайд 2
Цель Познакомиться с особенностями русской речевой культуры, проследить взаимосвязь речевой культуры с культурой поведения людей.
Слайд 3
Гипотеза исследования Младшим школьникам необходимо накапливать полезные навыки речевого общения, так как многие испытывают затруднения в их применении.
Слайд 4
Задачи Краткое знакомство с наукой «Риторика», основами культуры речи, понятиями: «Язык», «Речь», «Речевой этикет», «Формулы этикета». Поиск исторического значения понятий: «Речевой этикет», «Этические выражения», «Культура речи». Выявить уровень информированность учащихся в знании основных правил «Речевого этикета», обобщить значимость проводимого исследования. Анализ и обобщение полученных результатов исследования
Слайд 5
Современная русская речевая культура «Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость». Сервантес.
Слайд 6
Старик Хоттабыч Апчхи – оглушительно чихнул неизвестный старичок и пал ниц . Приветствую тебя о прекрасный и мудрый отрок ! Словесное выражение приветствия сочетается здесь с со невербальным знаком почитания и покорности с особой этикетной позой выражения благодарности за своё спасение.
Слайд 7
Современная русская речевая культура Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Общение - обмен информацией.
Слайд 8
Виды речи Внешняя Диалогичная Монологическая речь Письменная речь Внутренняя речь Жестовая речь .
Слайд 9
«Риторика» «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Михаил Ломоносов «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово». Анна Ахматова.
Слайд 10
«Этикет» Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми, зеркало отражения языковой и общей культуры человека .
Слайд 11
Современная русская речевая культура
Слайд 12
«Культура речи» Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются: содержательность логичность доказательность убедительность ясность понятность
Слайд 13
Знание формул речевого этикета в общении. « Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание».
Слайд 14
Формулы приветствия. Тест «Приветствие», проведенный на занятии по культуре речевого общения, помог разделить всех опрошенных на 3 группы, каждой группе учащихся были даны рекомендации: №1.«Вы, вероятно, вежливый человек. У вас есть шанс устанавливать хорошие контакты с людьми». №2. «Будьте внимательнее. У вас могут быть ненужные недоразумения». №3. «Боюсь за ваше будущее. Оно может не состояться из-за пустяков».
Слайд 15
Формулы извинения На одном из уроков психологии общения мы познакомились с формулой вежливого отказа вежливый отказ = отказать, используя вежливое слово
Слайд 16
Результаты наблюдения Пропускали: вежливые слова – 30% учащихся; обращение по имени – 17% учащихся доброжелательную интонацию – 45 % учащихся; выразительные движения – 25 % учащихся; причину отказа – 12 % учащихся .
Слайд 17
На первом этапе познакомились с результатами опроса по теме С целью выявления индивидуальных особенности речевой культуры младших школьников, частотой применения этических выражений в речи.
Слайд 18
Первые результаты анкетирования Дают объяснение понятию «этикет» – 85% Знают определение понятия «речевой этикет» – 74% Употребляют часто вежливые обращения в общении – 70 % Приводят примеры, «этикетных выражений» – 85% Стареются соблюдают правила речевого этикета – 58 %
Слайд 19
Результаты повторного анкетирования
Слайд 20
Проверка полученных результатов На практике из собственных наблюдений за неделю, выявили: Употребляют вежливые слова при общении со сверстниками, немногие, приветствуют не всех. Чаще друзей и учителей. Если в коридоре школы видят много учителей, среди которых классный руководитель и гости, часто забывают приветствовать всех. Во время обеда в школьной столовой, знают все, но чаще всего забывают желать «Приятного аппетита!» Забывают о комплиментах, или говорят их чаще всего учителям, затем друзьям и очень редко одноклассникам.
Слайд 21
Вывод В ходе проводимого исследования гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение, уровень формирования навыков речевой культуры младших школьников индивидуальный, культура личности зависит от желания каждого соблюдать правила пользования языком выявили что, уровень формирования навыков речевого общения младших школьников зависит от желания каждого соблюдать правила пользования языком. И не тот воспитанный и культурный кто много знает а тот, кто помнит что язык является первостепенной культурой народа и дан для многого, помогает установлению доброжелательных и дружеских взаимоотношений .
Слайд 22
Спасибо за внимание До новых встреч
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №92
с углубленным изучением отдельных предметов»
20-я научно-практическая конференция «Мы – будущее России»
секция «Культура и искусство».
Тема: «Культура. Речевой этикет»
Работу выполнили:
Аникина Александра ученица 4 «в» класса
Соломатова Елизавета ученица 4 «в» класса
Научный руководитель:
Королькова Светлана Валерьевна,
учитель психологии школы № 92.
Кемерово - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
1.1. Современная русская речевая культура……………………………………4
1.2. Краткая история возникновения науки «Риторика», понятий «Этикет» «Культура речи»………………………………………………………………….5 Глава 2. 2.1 Знание формул речевого этикета ………………………………………….8
2.2 Результаты наблюдений на соблюдение правил речевого этикета ……..11 Заключение……………………………………………………………………..16
Приложение……………………………………………………………………..17
Литература………………………………………………………………………18
Введение
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Так писал наш великий поэт А. С. Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека. Современный этикет наследует традиции и обычаи всех времён и народов. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. У каждого человека есть свои этикетные ворожения, которыми он умет применять, затрагивающие чувства, сознание и поведение, подчёркивающие уважительное и доброжелательное отношение к людям. Только в процессе воспитания и социализации человек, становясь личностью и все, более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Речевой этикет во многом способствует культуре общения. Подчинить свою речь жаргону, обходясь десятком слов,- это значит обеднить свою жизнь, резко ограничить круг, в котором ты действуешь как человек разумный, культурный, воспитанный. «Дикость» порождает «дикость». Она распространяется, как инфекция. И бороться с ней нужно, как с эпидемией, - всем вместе и каждому в отдельности. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека.
Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых этических выражений.
Цель данной работы: познакомиться с особенностями русской речевой культуры, проследить взаимосвязь речевой культуры с культурой поведения людей.
Теоретическая значимость исследования: расширение представлений о речевой культуре человека.
Практическая значимость исследования: закрепление полезных навыков способствующих сохранению чистоты русского языка, обучение применению форм доброжелательного обращения в общении, «этических выражений» в речевом общении.
Цель: изучение особенностей речевой культуры, характеризующей этические нормы общения, определить, какую помощь в повседневной жизни оказывает нам речевой этикет.
Гипотеза: младшие школьники, демонстрируя хорошие знания вежливого поведения, часто не осознают, что такое речевой этикет, как не соблюдают его в речевой деятельности, поэтому им необходимо развивать навыки речевого общения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи:
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: - теоретические: анализ научно – методической литературы; - практические: обсуждение, эксперимент, наблюдение, анкетирование.
Глава 1.
1. 1. Современная русская речевая культура
«Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость».
Сервантес.
Если в речи выражается психология отдельно взятого человека, то в языке отражается психология целого народа, говорящего на данном языке. Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Общение - обмен информацией, а язык есть система знаков. Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения. В речевой деятельности выделяют следующие виды речи.
Внешняя – основное средство общения, речь, произносимая вслух. Разновидностью устной речи является:
Диалогичная - речь, активно поддерживаемая одним собеседником Монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, придавая им законченную форму, сопровождается мимикой и жестами, паузами и интонациями, которые подчеркивают отношение говорящего к содержанию разговора. Письменная речь, строится при помощи письменных знаков. Внутренняя речь недоступна прямому наблюдению и отличается свернутостью (в частности, опускаются многие члены предложения, происходит «выпадение» гласных звуков), она специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме.
Жестовая речь.
В любом общении существуют различные неречевые средства, в частности жесты, которые дополняют или выражают отношение говорящего к содержанию сообщения. Особая роль использования жестов в искусстве - пантомима, опера, драма. Психологи считают, что люди составляют мнение о нас по четырем основным критериям:
Что мы делаем. Как мы выглядим. Что мы говорим. Как мы говорим.
Из выше сказанного следует, что 25% впечатлений о нас сложиться от нашей речи.
Язык служит для:
— общения;
— регуляции совместной деятельности;
— выражения мыслей;
— передачи и закрепления общественно-исторического опыта.
Речь — это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно — с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности. Сравните людей мало и неохотно говорящих и разговорчивых; интересных и оригинальных собеседников и надоедливых, скучных; постоянно читающих эрудитов и людей, засыпающих на первой странице. Основным показателем хорошей речи является достаточный словарный запас и адекватное использование языковых средств: знание значений слов и соответствующее их употребление, понимание логических связей между словами, умение грамматически правильно построить фразу.
1.2. Краткая история возникновения науки «Риторика», понятий «Этикет» и «Культура речи»
«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». М. В. Ломоносов
Риторика - наука, об искусстве красноречия – существует, с древнейших времён занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.
Риторика опирается на следующие науки:
Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.
Риторика - это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи. На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула «риторика - искусство убеждать». В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это «искусство говорить хорошо». В средние века - это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство - явление историческое, и оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывая ту историческую эпоху, которая его породила.
Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:
Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета. С наступлением эпохи просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения, этикет предполагает определенные манеры поведения и требует выполнения формул вежливости.
Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются: а) содержательность - продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того; б) логичность - обоснованность, и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны, и подчинены единой мысли.
в) доказательность - достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;
г) убедительность - способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами;
д) ясность - каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли;
е) понятность - пользование словами и терминами, понятными собеседнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление жаргонных выражений.
Тогда что речь может рассказать нам о культуре человеке? Из наблюдений не трудно заметить, что одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…
Ещё А. С. Пушкин заметил, что о человеке многое может рассказать его речи. Нас заинтересовала эта точка зрения, и мы решили поближе познакомиться с понятием речевой этикет, узнать о его значении в нашей жизни. Знакомясь с теорией вопроса, мы узнали, что речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: «Мудрая речь заставляет врага опустить меч». «Все беды человека от его языка». «Корову ловят за рога, людей за язык». «Слово - стрела, выпустишь - не вернешь». «Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя». Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов. Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Мы каждый день и по многу раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов. Мы сочувствуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим - и все это так, выбираем свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи.
Глава 2.
2.1. Знание формул речевого этикета в общении.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай, благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их.
Изучив литературу по теме, мы выделила несколько этикетных формул: формулы благодарности, формулы извинения, формулы приветствия, формулы вежливого отказа.
Формулы благодарности. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своем стихотворении поэтесса Веселовская
Слова с рожденья ждет жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», я обратилась к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я назвала 3 слова. Много это или мало? Я думаю, что это очень мало. Этот небольшой список пополнили мои одноклассники. Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни.
1-ое наблюдение. «Употребление слов благодарности в общественном транспорте».
Выяснили, что люди благодарят в следующих случаях: а) водитель продал билет, б) кто-то кому-то уступил место, в) передали деньги на билет через кого-то. Чаще всего употребляют слово «спасибо», иногда «благодарю Вас». К сожалению, нередко за услугу не благодарят.
2-ое наблюдение. «Употребление слов благодарности в родной школе (в раздевалке, столовой, библиотеке)».
Результаты, в общем- то совпадают с результатами предыдущих наблюдений. Чувство благодарности чаще всего выражается словом «спасибо» и «большое спасибо»
3-е наблюдение. «Употребление слов благодарности в магазине».
Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали, чтобы кто-то благодарил продавца. Видимо, считают, что продавец и так обойдется. А то, что эти женщины работают, помогают выбрать товар, стараются сделать нам приятное – не берется во внимание. Им грубят, даже иногда обзывают.
Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Вот некоторые из них:
Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Смотрите, какое богатство! Им мы, ученики, должны постепенно овладевать. Конечно, за один раз нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.
Я узнала, что ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В ситуацию благодарности входят три основных компонента:
1) человек, которого благодарят;
2) человек, который благодарит;
3) услуга.
Необходимо учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. Для этого можно предложить следующее практическое задание:
Вы едете в автобусе и попросили передать деньги на билет. Пассажир выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить его за данную услугу?
Выберите из двух вариантов правильный:
-Благодарю.
-Моя благодарность не знает границ.
Правильный ответ: надо использовать первое выражение, так как вторую формулу употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет. Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость. Задания для тренировки применения формул благодарности я представила в разработке классного часа по культуре речевого общения, на котором мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, дарить людям добро.
Формулы приветствия.
Язык впитал в себя, и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. А начинается это с приветствия.
В русском языке существуют десятки способов приветствия.
Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер! А вот попробуй-ка сосчитать, сколько раз ты поздоровался за день. Не забудь маму, бабушку, папу, братишку. И если ты поздороваешься с котенком, пощекотав его за ухом, - уверяю тебя, он не обидится. А потом ты выходишь на улицу, проходишь мимо соседей, и опять говоришь: «Здравствуйте! Добрый день!» А они ласково тебе улыбаются. Во дворе ты встречаешь друзей. Им уже можно просто сказать: « Привет!»
И так целый день. Пока, наконец, не наступит вечер, и ты не пойдешь спать, сказав всем «Спокойной ночи!».
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного; ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия.
Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы применяем во взаимоотношениях.
Мы формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю- и я тебя знаю. Мы утратили элемент доброжелательности в приветствии.
А приветствие – это пожелание. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы».
Тест «Приветствие», проведенный на занятии по культуре речевого общения, помог разделить всех опрошенных на 3 группы, каждой группе учащихся были даны рекомендации:
№1.«Вы, вероятно, вежливый человек. У вас есть шанс устанавливать хорошие контакты с людьми».
№2. «Будьте внимательнее. У вас могут быть ненужные недоразумения».
№3. «Боюсь за ваше будущее. Оно может не состояться из-за пустяков».
Формулы извинения за беспокойство и за поступок.
С этими формулами мы познакомили учащихся на занятии по культуре речевого общения, на котором присутствующие решали практические задачи и получали оценку своего поведения с точки зрения применения речевого этикета.
Например:
№1.Представьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.
3. Здравствуйте! Извините, Маша дома?
№2.
Вы, конечно, помните сказку «ТРИ МЕДВЕДЯ», в которой говорится, как Машенька заблудилась и попала в дом к медведям? И помните, что в конце сказки приходят медведи и Машенька убегает? А что бы могла сказать Маша медведям?
Выберите номер ответа, который Вам больше всего понравился
1.Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.
2.Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.
3.Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесет меня домой. А моя бабушка даст ему меда и малины.
2.3. Результаты наблюдений на соблюдение правил речевого этикета в общении.
Речь тесно связана с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие. Приветствие: если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет предписывает следующие формулы: разрешите с Вами познакомится; Я хотел бы с Вами познакомиться; Давайте познакомимся. При посещении учреждения, необходимо ему представиться, используются формулы: Позвольте (разрешите) представиться Моя фамилия Колесников. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер. Помимо общепринятых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро пожаловать!; Моё почтение! делая им знак доброжелательства. Здравствуйте, радует нас. Как бы то ни было, но этикетный знак приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю. Обращение: Обращение – один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета. Следовать, речевому этикету принято в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен познавать эти этикетные формулы и учиться правильно, использовать их в своей речи. По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми. Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и определяют наше собственное поведение. Культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово. В деловом общении нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении представителем, которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет всегда. По правилам культуры общения, недопустимо навязывать своё мнение – очень некрасиво, и неэффективно. Такая манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и разговор не состоится. Если Вы мало того, что не слушаете своего собеседника, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника.
Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете, мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе. Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего собеседника или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с обращения: «Вам не кажется, что…». Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта. Основные моменты нашей речи, на которые следует обращать внимание.
Словарный запас.
Если Вы мало читаете, то вскоре заметите, что становится трудно подобрать нужное слово. Начинают появляться слова-сорняки, повторение сказанного. Какой же отсюда выход? Больше читать и общаться вживую, а не по Интернету.
Ударение.
Иногда встречаются слова, которые можно произносить по-разному. Например: «каталог», «позвонит», «жалюзи» и т.д. Без словаря правильное произношение не выяснить, поэтому если сомневаетесь в этих словах – лучше пропускайте.
Лишние слова
Например: «Я, типа, ну как бы, имел в виду ответ А», «Типа рабочий транзистор», «Короче, прибор работает, и все такое». Наиболее часто повторяются слова «короче», «типа», «как бы выразиться», «в общем», «что-то около». Избавиться от этого не сложно. Одной-двух недель тренировок достаточно для придания Вашим предложениям настоящей литературной красоты.
Тон
Запишите свою речь на диктофон. Потом прослушайте сами и дайте послушать другим. Спросите товарищей, что им не нравится в вашей речи, и исправьте это.
Сложная речь
Можете сказать проще – говорите.
Вроде все понятно и правильно, но впечатление совсем не то. Следите за этим. Если Вы говорите по-русски, то употребляйте только русские слова. Умейте слушать.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Соблюдение формулы вежливого отказа оказалось для нас самым трудным заданием. Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются.
На одном из уроков психологии общения мы познакомились с формулой вежливого отказа, провели, наблюдение как учащиеся нашего класса пользуются формулой вежливого отказа, на примерах с разыгрыванием привычных жизненных ситуаций в общении. Задание продемонстрировать вежливый отказ = отказать, используя вежливое слово, доброжелательную интонацию, уверенно глядя в глаза собеседнику + объяснить причину, по которой ты не можешь отказать. При выполнении задания часто пропускали:
вежливые слова – 30% учащихся;
обращение по имени – 17% учащихся
доброжелательную интонацию – 45 % учащихся;
выразительные движения – 25 % учащихся; причину отказа – 12 % учащихся.
Познакомились с советами, какой должна быть речь:
По завершению задания пришли к выводу: что организуя общение важно помнить о многом, о настроении, голосе, жестах, интонации и замечать причины поведения, быть приветливыми и вежливыми в обращении. В продолжение провели обсуждение по теме: «Что речь может рассказать нам о культуре человеке?» (см. пр. № 2). В результате наблюдения пришли к выводу, культурный человек, прежде всего, должен быть вежлив. Гораздо труднее быть, ответственным и справедливым. Но стоит вспомнить, насколько облегчает людям жизнь вежливость и насколько усложняют и даже отравляют её грубость. Значение вежливости в человеческом общении трудно переоценить. Для этого необходимо стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам культуры общения говорящего или слушающего.
Обобщение результатов проводимого исследования
Задача первого этапа
Анкетирование 2-4 классов на знание правил этикета (см. пр № 1)
На I этапе познакомились с результаты опроса по теме: «Что такое «этикет» и «речевой этикет?». Нашли первое подтверждения нашей гипотезы исследования, понятия «этикет» знают многие, но затрудняются в определении понятия «речевой этикет».
Результаты анкетирования 116 учащихся 2 - 4 классов, представлены на экране:
Получены повторные результаты
«Высокий уровень знаний» – 34% «Средний » – 53 % «Недостаточный» – 19%
Задача второго этапа
Выявление причин приводящих к нарушению речевой культуры. Для учащихся учащимися 4 классов была подготовлена презентация по теме: «Как мы говорим?». В ходе обсуждения выявили проблему для многих не знание способ как вежливо отказаться от предложения ненужной вам помощи, как выразить неодобрение, как сказать «нет» чтобы не обидеть, как выразить благодарность, поставили задачу познакомиться способам, регулирующим этические отношения с окружающими, распатроненными в общении формулами речевого этикета. Провели диспут по теме: «Что речь может рассказать нам о культуре человеке?» Результаты представлены на экране. Как речь способствует улучшению качества общения между людьми.
Мы решили провести эксперимент, и проверили достоверность полученных результаты на знание правил речевого этикета. Изменив формулировку вопросов на обращения к повседневной жизни, и подтверждение индивидуально для каждого на собственном примере как выполняются правила, которые всем знакомы правила речевого этикета? На практике из собственных наблюдений за неделю, выявили:
Применение этикетных выражений в повседневной жизни приблизительно в 2 раза ниже уровня продемонстрированных теоретических знаний. Анализ полученных результатов подтверждает значимость проводимого исследования, понятие культура говорения, культура слушанья, культура вербальной и невербальной речи проявляется не только в речевой деятельности, из всего сказанного следует: что совершенствуя культуру речи младший школьник, развивается как личность. Для её изучения не достаточно знать только правила этикета, необходимо само общение, поэтому у каждого должна быть личная ответственность за свою речь и свой результат. А этикетные и коммутативные нормы моделируют условия необходимые для общения.
Задача III этапа подведение итогов
Выявить отличительные особенности в соблюдении правил речевого этикета учащимися 4 «в» класса.
Обобщая результаты проводимого исследования можно сделать вывод: уровень формирования навыков речевого младших школьников индивидуальный, а культура речи оценивается и рассматривается как требование выполнения языковых правил пользования языком, такие важные средства общения как невербальные в этом случае не рассматриваются. Это дает основания рассматривать культуру речи культуру речевой деятельности. Для повышения культуры личности необходимо не только знать правила речевого этикета, а стремится им следовать, закреплять формулы речевого этикета в общении, помнить от чего зависит качество общения, (см. пр №3), принимать активное участие в обсуждении причин приводящих к нарушению речевого общения. Из выше сказанного можно сделать вывод: знать правил речевого этикета не достаточно, необходимо их выполнять. Выдвинутая ранее гипотеза исследования нашла своё подтверждение, младшие школьники, хорошо зная правила речевого этикета, испытывают затруднения в их применении, многим трудно понять своё речевое поведение, закрепить на собственных примерах формулы вежливого обращения. Из полученных наблюдений мы выявили, что манера речевого общения зависит от поведения, и предполагает соблюдение определенных правил, не кому не разрешено грубить, и следует запомнить, что вежливость влияет на уровень образованности человека.
Заключение
Всем – и детям, и взрослым – нравится, когда их хвалят, но не многие, отвечая на вопросы по речевому этикету, писали, я самый вежливый. Бывают случаи, когда ты не знаешь встать или сесть, сказать что- то или промолчать, уйти или остаться. И вот тогда приходит на помощь наука – вежливость. Законы ее очень простые, но без них нельзя стать настоящему воспитанным человеком. Все ценные качества в характере и личности формируются при воздействии народного традиционного воспитания традиций речевого этикета: «И не тот воспитанный и культурный кто много знает, а, тот помнит, что язык является первостепенной культурой народа и дан для многого и помогает установлению доброжелательных и дружеских взаимоотношений». Чем больше гуманных традиций у народа, тем богаче содержательнее его речевой этикет. Народ в своих пословицах, поговорках и мудрых изречениях подчеркивает, как важно использовать богатства языка. Важность воспитательного воздействия речевого этикета подчёркнута в колыбельной песни, в народной педагогике много примеров благожелательных форм обращения, с появлением языка формируется и развивает народный речевой этикет. Истории, сохранила много примеров ворожений с традициями и обычаями которые сегодня и не встретишь. «Ты пришел, словно солнце пришло» знак приветствия. «Да обернётся день твоей жизни тысячей солнечных лет!», пожелания в день свадьбы, «Да соединится твой оборванный волос» пожелание выздоровления. Вежливый человек стремится все делать так, чтобы никому не мешать, чтобы никто не обижался, не думал, что к нему плохо относятся. Ребята, старайтесь не торопитесь по любому поводу делать замечания взрослым, и поправлять их. Если вам кажется, что они сказали что-то не так, наберитесь терпения, когда вы останетесь наедине, и задайте все интересующие вас вопросы. Обдуманное поведение младших и уважительное отношение поможет сохранению народных традиции речевого этикета, которые когда то начинались с колыбели с помощью речи – которую по праву можно назвать величайшим изобретением человечества. Проявлять человеку эти моральных качеств помогает речь, сопровождающаяся телодвижениями, мимикой и жестами. По мнению народа, речь человека показатель его ума, интеллектуального потенциала личности.
Приложение №1
Анкета на знание правил речевого этикета для учащихся 2-3 классов
1. Употребляете ли вы вежливые слова при общении со сверстниками?
А. Да.
Б. Иногда.
В. Нет.
2. В коридоре школы вы видите много учителей, среди которых ваш учитель. Ваши действия:
А. Поздороваюсь со всеми учителями.
Б. Поздороваюсь только со своим учителем.
В. Не поздороваюсь.
3. Если на улице вы кого-то случайно толкнули:
А. Извинитесь
Б. Укажите на другого человека
В. Промолчите
4. Что нужно говорить перед обедом в школьной столовой? А. «Приятного аппетита!»
Б. «Налетай!»
В. Есть, молча
5. Кто должен первым здороваться?
А. Дети
Б. Взрослые
В. Никто
6. Что нужно сказать, если товарищ угостил вас конфетой? А. «спасибо!»
Б. «дай еще»
В. ничего
7. Что нужно сказать соседу по парте, который чихнул во время урока?
А. «Будь здоров!»
Б. «Тихо!»
В. ничего
8. Говорите ли вы своим товарищам комплименты?
А. да
Б. иногда
В. Нет
Результаты анкетирования: «А» - 4, «Б» - 2, «В» - 0. 22 – 32 Вы умеете разговаривать с взрослыми и ровесниками точно, выразительно и вежливо.12 – 22 очков. Вам стоит быть более вежливым. До 10 очков. Вы груб
Приложение №2
Тематика вопросов для проведения дискуссии с учащимися 4 классов по теме: «Что речь может рассказать о культуре поведения человеке?»
Приложение №3
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
Литература
Саша. 1. Цель данной работы: познакомиться с особенностями русской речевой культуры, проследить взаимосвязь речевой культуры с культурой поведения людей.
Теоретическая значимость исследования: расширение представлений о речевой культуре человека.
Практическая значимость исследования: закрепление полезных навыков способствующих сохранению чистоты русского языка, обучение применению форм доброжелательного обращения в общении, «этических выражений» в речевом общении.
Цель: познакомиться с особенностями русской речевой культуры, проследить взаимосвязь речевой культуры с культурой поведения людей.
Гипотеза: младшим школьникам необходимо накапливать полезные навыки речевого общения, так как многие испытывают затруднения в их применении.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: - теоретические: анализ научно – методической литературы; - практические: обсуждение, эксперимент, наблюдение, анкетирование.
2. Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Общение - обмен информацией, а язык есть система знаков. Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения.
5. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение «как живем, так и выражаемся» - только половина правды; вторая ее половина «как выражаемся, так и живем» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
6. В любом общении существуют различные неречевые средства, в частности жесты, которые дополняют или выражают отношение говорящего к содержанию сообщения. Особая роль использования жестов в искусстве - пантомима, опера, драма.
6. Краткая история возникновения науки «Риторика», понятий «Этикет» и «Культура речи». «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». М.Ломоносов
Сл. 9 Этикет предписывает следующие формулы: разрешите с Вами познакомится; Я хотела бы с Вами познакомиться; Давайте познакомимся. При посещении учреждения, необходимо ему представиться, используются формулы: Позвольте (разрешите) представиться Моя фамилия Аникина. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер. Помимо общепринятых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рада Вас видеть!; Добро пожаловать!; Моё почтение! делая им знак доброжелательства. Здравствуйте, радует нас. Этикетный знак приветствия нужен хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю. Изучив литературу по теме, мы выделила несколько этикетных формул: формулы приветствия, формулы благодарности, формулы извинения, формулы вежливого отказа.
7. Сл. 10 Культура речи обязывает человека выполнять обязательные правила речевого общения: содержательность, логичность доказательность, убедительность, ясность, понятность.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», я обратилась к словарю Сл.11 Ожегова. «Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: при ответах на знание правил речевого этикета наиболее частыми были спасибо, большое спасибо, реже благодарю вас, вы меня выручили, как я вам благодарен. Мы узнали, что ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В ситуацию благодарности входят три основных компонента: человек, которого благодарят; человек, который благодарит; услуга.
Сл 12 Тест «Приветствие», проведенный на занятии по культуре речевого общения, помог разделить всех опрошенных на 3 группы, каждой группе учащихся были даны рекомендации: №1.«Вы, вероятно, вежливый человек. У вас есть шанс устанавливать хорошие контакты с людьми». №2. «Будьте внимательнее. У вас могут быть ненужные недоразумения». №3. «Боюсь за ваше будущее. Этикетный знак приветствия нужен хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю. Изучив литературу по теме, мы выделила несколько этикетных формул: формулы приветствия, формулы благодарности, формулы извинения, формулы вежливого отказа. Язык впитал в себя, и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. В русском языке существуют десятки способов. Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер! Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.
Лиза. Задача первого этапа!!!!
Задача второго этапа
Изучить общественное мнение в начале исследования многие утверждали - это речь это оформление своих мыслей в слова. Работая по выбранной теме мы доказали, что это ошибочное мнение. Провели обсуждение по теме: «Что речь может рассказать о культуре поведения человеке?» Вопросы к беседе представлены в приложении №2. В ходе обсуждении выявили частые причины, приводящие к нарушению правил речевого этикета, вот некоторые из них: не умение пользоваться обращениями, представляться, знакомиться, не знание способ вежливого отказа, как сказать «нет» чтобы не обидеть, как вежливо выразить благодарность, извиниться. Знакомство с этикетными выражениями и особенностями речевой культуры, расширило наши представления в знании речевого этикета. Организуя общение важно помнить о многом, о настроении, голосе, жестах, интонации и замечать причины поведения, быть приветливыми и вежливым.
Результаты повторного анкетирования представлены на экране Сл 17. Соблюдают правила речевого этикета в общении примерно – 42% (подтверждая примерами), «Показывают высокий уровень знаний правил речевого этикета» – 34%, «Средний » – 47 % «Недостаточный» – 19%
Сл 18. В результате наблюдения, выяснили, какие вежливые слова употребляют в общении, кого чаще приветствуют, знают все, но часто забывают желать «Приятного аппетита!», приветствовать одноклассников, благодарить, выражать комплимент, чаще всего выражают его учителям или друзьям.
Применение этикетных выражений в повседневной жизни на практике оказалось приблизительно в 2 раза ниже первых результатов исследования.
10. В книге «Речевой этикет и культура общения» исследователь речевого этикета Н. И. Формановская предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Вот некоторые из них: Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Смотрите, какое богатство! За один раз нам не запомнить, некоторые из них мы будем употреблять в речи.
11. Работа по выбранной теме познакомила нас с понятиями культура: произношения, слушанья, вербальной и невербальной речи, она проявляется не только в речевой деятельности, мы пришли к выводу что, совершенствуя культуру речи младшие школьники, развивают общую культуру личности.
Лиза. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи:
1. Познакомиться с наукой «Риторика», основами культуры речи, понятиями: «Язык», «Речь», «Речевой этикет», «Формулы этикета».
2. Найти объяснение историческому значению понятий: «Речевой этикет», «Этические выражения», «Культура речи».
3. Выявить уровня знаний и выполнение правила «речевой этикет» в общении, подтверждение выдвинутой гипотезы исследования.
2. Речь — это язык в действии. Общение - обмен информацией.
Речь связана с личностью человека его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности.
Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение.
Виды речи.
Внешняя – основное средство общения, речь, произносимая вслух.
Диалогичная - речь одним собеседником, монологичная речь - обращенная к другим людям. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, придавая им законченную форму, сопровождается мимикой жестами, паузами и интонациями, которые подчеркивают отношение говорящего к содержанию разговора. Письменная речь - письменные знаки. Внутренняя речь - недоступна прямому наблюдению.
Во времена эпохи возрождения одной из ведущих была наука риторика - искусство убеждать. Риторика связана с такими науками как философия, логика, психология, педагогика, этика и эстетика.
3. Сл 5. «Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость». Этикет имеет французское происхождение, в переводе означает этикетка, появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Речь тесно связана с этикой. Этика определяет выполнение определенных манер поведения в общении, требует выполнения речевых действиях, формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие. Если встречаются незнакомые люди, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего
4. Сл 9. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте и мышлении.
На I этапе нашли первое подтверждения нашей гипотезы исследования, понятия «этикет» знают многие, но затрудняются в определении понятия «речевой этикет».
Результаты анкетирования 116 учащихся 2 - 4 классов, представлены на экране: первые результаты представлены на экране. Сл -16. Дают определение понятию « этикет» – 85%. Употребляют наиболее часто вежливые обращения в общении – 64 %. Приводят примеры, с применением «этикетных выражений» –85%. Соблюдают правила речевого этикета в общении – 42%
Познакомились с советами, какой должна быть речь:
5. Основные моменты нашей речи, на которые следует обращать внимание.
Словарный запас.
Если Вы мало читаете, то вскоре заметите, что становится трудно подобрать нужное слово. Начинают появляться слова-сорняки, повторение сказанного. Какой же отсюда выход? Больше читать и общаться вживую, а не по Интернету.
Ударение.
Иногда встречаются слова, которые можно произносить по-разному. Например: «каталог», «позвонит», «жалюзи» и т.д. Без словаря правильное произношение не выяснить, поэтому если сомневаетесь в этих словах – лучше пропускайте.
Лишние слова
Например: «Я, типа, ну как бы, имел в виду ответ А», «Короче, прибор работает, и все такое». Наиболее часто повторяются слова «короче», «типа», «как бы выразиться», «в общем», «что-то около». Избавиться от этого не можно с помощью тренировок.
Тон, запишите свою речь на диктофон. Потом прослушайте сами и дайте послушать другим. Спросите товарищей, что им не нравится в вашей речи, и исправьте это.
Сложная речь
Можете сказать проще – говорите.
6. Умейте слушать
В результате наблюдения пришли к выводу, культурный человек, прежде всего, должен быть вежлив. Гораздо труднее быть, ответственным и справедливым. Важность соблюдения правил речевого этикета, хорошо отражается в русских пословицах и поговорках. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: «Мудрая речь заставляет врага опустить меч». «Все беды человека от его языка». «Корову ловят за рога, людей за язык». «Слово - стрела, выпустишь - не вернешь».
7. Вывод:
знакомство с понятиями культура речи, речевой этикет познакомила нас понятием культура как произношение, слушанье, вербальная и невербальная речь. Мы получили возможность проверить собственные знания, стремились «образцу», демонстрировали навыки речевого общения, закрепляли формулы речевого этикета и в заключении своего выступления хотим прочить Вам стихотворение. Спасибо за внимание!
Нарисуем попугая цветными карандашами
Новый снимок Юпитера
Разноцветное дерево
У меня в портфеле
Всему свой срок