Стилевые особенности. Основные этапы. Владимир Мономах,Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволодlll.
Вложение | Размер |
---|---|
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества | 1.67 МБ |
Слайд 1
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества Выполнила ученица 10 «Д» класса Хорошайлова Александра Проверила: Скорик Марина ИвановнаСлайд 2
использование местного мягкого известняка бутовая кладка: пространство между двумя стенками засыпается бутом (щебень, строительные остатки) и заливается связующим раствором в декоре и резьбе появились романские черты, в главном же — в конструкции, плане, в решении объемов — сказались киевские традиции щелевидные окна, перспективные порталы, обилие рельефов фасады на уровне хоров расчленены аркатурно-колончатым поясом: лопатки, членящие фасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах плоскость прясла выше аркатурного пояса заглублена и образует дополнительное членение. Заметное уменьшение толщины верхней части стены и дополнительное членение, примыкающее к лопатке, выявляют несущие функции опор и подчеркивают усиление нагрузки в нижних участках кладки. Стилевые особенности
Слайд 3
Владимир Мономах Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонительное строительство. В 1108 г. он завершил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя — Владимир. Новый город, как и древний Суздаль, увенчивается каменным храмом. Первые каменные строения: Спасская церковь во Владимире (1108— 1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало XII в.) не дошли до наших дней. Археологические данные свидетельствуют о том, что эти постройки продолжали традиции киевского кирпичного зодчества. Основные этапы
Слайд 4
Юрий Долгорукий Смерть Владимира Мономаха еще больше усилила княжеские распри. Его сын и наследник — Юрий Долгорукий ведет упорную борьбу за киевский престол. Только в конце своего княжения он начинает осуществлять большое стратегическое строительство. В четырех километрах от Суздаля, близ устья р. Каменки, Юрий Долгорукий строит в 1152 г. свою резиденцию. Ограждения княжеского замка в Кидекше явились отражением нараставших противоречий между князем и родовитым боярством, которое он стремился подчинить своей власти. Важное значение княжеского двора в Кидекше подтверждается сохранившейся белокаменной церковью Бориса и Глеба (1152 г.). Ансамбль княжеской резиденции дополнялся гражданскими постройками, частично, возможно, каменными.
Слайд 5
В крупной крепости на Плещеевом озере — Переславле-Залесском — тоже сооружается каменный собор. Внутри кольца мощных земляных валов с деревянными стенами в 1152—1157 гг. возводится Спасо-Преображенский собор . Этот монументальный, несмотря на небольшие размеры, собор имеет характерную объемно-пространственную схему четырехстолпного крестово-купольного храма с хорами
Слайд 7
Андрей Боголюбский Искусство Владимирской земли обретает свои отличительные черты и достигает расцвета при сыне Юрия —Андрее Боголюбском, который перенес стол во Владимир и деревянной стеной укрепил город. Въезды во Владимир с запада и востока замыкали каменные башни Золотых и Серебряных ворот . Белокаменный, высотой в семиэтажный дом, монументальный объем Золотых ворот, прорезан почти четырнадцатиметровой аркой, на нем расположена церковь Ризположения (1164г.). Очевидно, аналогичный облик имели Серебряные ворота. Присвоение главным воротам города наименования Золотых, как в Киеве, свидетельствует о великодержавных замыслах князя.
Слайд 9
Андрей Боголюбский возвел и главную святыню Владимира — Успенский собор (1158—1161гг.), величественный шестистолпный храм с хорами. К основному его объему примыкали три притвора, а западный фасад дополнялся каменными зданиями епископского двора. Поставленный на самом высоком месте, Успенский собор превосходил по высоте (32,3 м) Софию Киевскую. Он должен был олицетворять честолюбивые замыслы владимирского «самовластца» и затмить своим великолепием предыдущие сооружения.
Слайд 11
Горизонтально по всему фасаду владимирского Успенского собора проходит аркатурный пояс; порталы перспективные, окна щелевидные. Прясла украшены скульптурными рельефами. В строительстве собора принимали участие мастера и русские, и иностранные. Пластика белокаменных архитектурных ферм с резными камнями в полукружиях верха стен обогащалась красочной росписью и позолотой. Аркатурно-колончатый пояс был расписан. Между вызолоченными колонками аркатуры встали во весь рост фигуры пророков. Своеобразный облик храма, перетянутого цветным поясом, с окованными, видимо, золоченой медью порталами притворов, как бы впитал в себя языческую приверженность к красочности и праздничной нарядности
Слайд 12
В память об удачном походе суздальских войск на волжских булгар был заложен храм Покрова на Нерли (1165г.). Он посвящен неизвестному в Византии празднику Покрова Богородицы. Так утверждалась аллегорических образах идея божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав «богоизбранного» князя Андрея. Церковь Покрова на реке Нерль — как будто типичный одноглавый четырехстолпный храм XII в. В нем налицо все характерные для владимирского зодчества черты. Но в отличие от Успенского собора он весь устремлен ввысь, в нем преобладают вертикальные линии, что подчеркнуто и узкими пряслами, и окнами, и полуколонками на апсидах, и даже тем, что начиная от аркатурного пояса стены вверху несколько наклонены внутрь.
Слайд 14
Раскопки Н.Н. Воронина показали, что во времена князя Андрея храм выглядел несколько иначе: он был обнесен с трех сторон галереей-гульбищем и стоял на искусственном холме, вымощенном белыми плитами, возведение которого было необходимо, так как луг весной затопляло. Три широких центральных прясла трех фасадов храма украшены фигурой Давида-псалмопевца, с гуслями на коленях, в окружении зверей и птиц, прославляющего «всю тварь земную». Соединяя в единое целое этот иносказательный гимн Давиду — царю-объединителю (как и князь Андрей), протянулась цепочка женских масок, воспринимавшихся как символ девы Марии.
Слайд 15
Опасаясь боярской верхушки, предусмотрительный князь возвел в 10 км от Владимира укрепленный замок в Боголюбове (1158—1165 гг.), позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, окруженный валом с редкими для того времени каменными стенами и башнями, княжеский двор представлял собой очень сильную крепость. Из въездных ворот открывался ряд вытянувшихся в одну линию белокаменных построек. Композиционным центром ансамбля был собор Рождества Богородицы .
Слайд 16
Перед собором на площади стоял киворий (сень). Восемь колонн из камня поддерживали шатровый верх, который прикрывал чашу с освященной водой. До наших дней сохранилась одна лестничная башня с переходом к церкви. В данном комплексе культовых и гражданских построек проявляются черты владимиро-суздальской школы, превращающей мотив аркатуры в ведущий композиционно-пластический элемент.
Слайд 17
Всеволод III В княжение Всеволода III , прозванного за многочисленное потомство Всеволодом Большое Гнездо, Успенский собор во Владимире получил тот облик, который знаком нам. После пожара 1185 г. собор был перестроен в пятиглавый, обстроен галереей, и таким образом старый Андреевский храм оказался как бы заключенным в новую оболочку.
Слайд 18
На центральном холме Владимира был возведен в честь патрона Всеволода — Дмитрия Солунского — Дмитриевский собор (1194—1197гг.), одноглавый, трехнефный, четырехстолпный, первоначально имевший башни, галереи,. Дмитриевский собор не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. От его внушительно-массивного образа веет эпической силой, что достигается пропорциями: высота стены почти равна ширине .
Слайд 20
Особенностью Дмитриевского собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. В средних закомарах, изображен Давид, а на одном из прясел помещен портрет князя Всеволода с меньшим сыном Дмитрием и подходящими к нему с двух сторон старшими сыновьями. Остальное пространство занято изображением зверей и «птищ», в изобилии заполнено растительным орнаментом, мотивами сказочными и бытовыми. Многие из мотивов имеют давнюю «языческую историю», некогда имели древний магический смысл.
Слайд 21
При преемниках Всеволода III стали возвышаться другие города княжества: Суздаль, Нижний Новгород. При князе Юрии Всеволодовиче был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122—1125, верхняя часть перестроена в XVI в.), шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами.
Слайд 22
Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234) перестроенный в XV в. и ставший в результате перестроек значительно более приземистым. Закомары порталов сохранили килевидную форму. Пространство этого небольшого четырехстолпного храма с одной главой было расширено за счет трех сильно выступающих притворов, причем западный притвор был двухэтажным, и e г o верхней части, находилась княжеская ложа. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. После восстановления он стал более приземистым.
Слайд 24
Здание было сплошь покрыто резьбой. Отдельные фигуры святых и сцены Священного Писания выполнены в основном в горельефе и на отдельных плитах, вставленных в стены, а сплошное узорочье орнамента — растительного и звериного — исполнялось прямо на стенах и в плоской резьбе. Здесь нашли отражение и религиозная, и политическая тематика, и сказочные сюжеты, и воинская тема.
Слайд 25
За столетие владимиро-суздальское искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов, наподобие церкви Бориса и Глеба в Кидекше и Спаса в Переславле-Залесском, до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве. На такой высокой ноте, на таком уровне мастерства было прервано это развитие вторжением Батыевых орд. Владимиро-Суздальской земле суждено было первой принять удар. Но искусство княжества не было уничтожено окончательно, оно сумело оказать решающее влияние на культуру формирующейся Москвы, и в этом огромное историческое значение искусства Владимиро-Суздальской земли в целом. Литература : Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник – М.: Высш. шк., 2005 Пилявский В.И., Тин А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – М.: Архитектура-С, 2004
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Мастер-класс "Корзиночка"
Загадочная система из шести экзопланет
Рисуем "Ночь в лесу"
Заповеди детства и юности
Зимняя сказка