презентация на тему :Стилистический анализ художественного текста (отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
Вложение | Размер |
---|---|
stilisticheskiy_analiz_otryvka_iz_romana_l.n.tolstogo_voyna_i_mir.ppt | 2.14 МБ |
Слайд 1
Powerpoint Templates Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Подготовила ученица 11 класса МБОУ СОШ № 18 Аксенова ЕкатеринаСлайд 2
Цели и задачи моего исследования: При стилистическом анализе художественного текста раскрыть особенности словесной формы, выражающей идейное содержание.
Слайд 3
Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Сложная структура содержания романа «Война и мир» передается не отдельными изобразительно-выразительными средствами и приемами, а разнообразным и одновременным их употреблением, образующим целые стилистические совокупности.
Слайд 4
Образ аустерлицкого неба—один из самых важных в композиционном, (а, значит, и художественно-содержательном) плане в романе. Рассмотрим совокупность стилистико-речевых элементов, воплощающих этот образ.
Слайд 5
Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и, желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей,— не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,— совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»
Слайд 6
Небо над Аустерлицем, увиденное раненым Андреем Болконским,— яркий, эмоциональный, запоминающийся художественный образ.
Слайд 7
Что способствует созданию эстетически значимого художественного образа? Это целый сложный комплекс стилистических приемов: композиция повествования, умелый подбор конкретизирующих средств, искусная расстановка акцентов.
Слайд 8
Образ неба дан непосредственно через восприятие Андрея Болконского — как откровение — в экспрессивно-смысловых формах речи героя. ...совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба?).
Слайд 9
Вначале наглядно-зрительный образ переходит в эмоционально-воздействующий. Образ строится по принципу контраста: величественность и спокойная торжественность неба противополагаются тому, что происходит на земле.
Слайд 10
Контраст активно проводится на лексико-семантическом уровне (облака ползут — люди бегут; тихо — кричали; спокойно и торжественно — с озлобленными и испуганными лицами)
Слайд 11
Небезразличным в образно-стилистическом плане является и то, что лексика, характеризующая небо, носит отвлеченный, временами отвлеченно-книжный характер высокое, неизмеримо высокое, бесконечное, тихо, спокойно, торжественно
Слайд 12
Лексика, «рисующая» происходящее на земле,— подчеркнуто конкретная, бытовая (бежал, бежали, кричали, дрались, с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник).
Слайд 13
Контрастны и значимы здесь также и грамматические формы: глаголы, называющие действия на земле, даны в прошедшем времени несовершенного вида, их много, они передают суетность, бессмысленность действий на земле; им противопоставлены глагол настоящего времени ползут и действительное причастие настоящего времени ползущими, конкретизированное наречием тихо, которые подчеркивают неспешность, величавость происходящего в небе.
Слайд 14
Тема неба, как уже говорилось, вводится предложением: Но он ничего не видал. Слово ничего является здесь обобщенным обозначением нелепых и . ненужных, действий людей, описанных в предшествующей части текста. Отрицательной конструкцией, включающей этот элемент, как завесой, задергивается на какое-то время то, что делается на земле.
Слайд 15
Над ним не было ничего уже, кроме неба... Повторением местоимения ничего в сочетании с усиливающим его наречием уже в следующем, тоже отрицательном, предложении достигается выделение нового образа, который получает все более четкое очертание и все больший эмоционально-смысловой вес, благодаря искусной архитектонике последующей части фразы: усилению конкретизации образа способствует оборот с предлогом кроме, который имеет ограничительно-выделительное значение
Слайд 16
стилистико-усилительную роль выполняют также многочисленные повторы (кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого...)
Слайд 17
художественно обусловлена и инверсия распространенных определений, фиксирующая ключевые в экспрессивно-смысловом плане черты образа высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками
Слайд 18
Чем подчеркивается выделение образа неба? Прежде всего, сменой ритма — ритм в конкретизирующей образ части предложения, начиная с паузы (кроме неба, —), имеющей акцентно-выделительную функцию, становится более плавным, ассоциируясь с семантикой важного в художественном отношении словосочетания-эпитета тихо ползущими.
Слайд 19
Авторская интонация, предвосхищая высокий строй мыслей героя и заранее подчиняясь ему, становится торжественно-приподнятой; повторы, инверсии, изменение ритма напрягают эмоциональный тон повествования.
Слайд 20
В монологе Андрея Болконского еще более усиливаются намеченные в авторском повествовании семантико-стилистические акценты, снова повторяются слова высокое, бесконечное; ( ..совсем не так плывут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба?.. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба).
Слайд 21
Многократные повторы этих слов в речи князя Андрея мотивированы психологически: они передают потрясение, вызванное неожиданным открытием героя. Очень экспрессивно противопоставление высокого бесконечного неба тому, что происходит на земле.
Слайд 22
бежали, кричали, дрались, тащили... Стилистически значимо также то, что глаголы, обозначающие действия людей на земле, расположены в порядке нарастания бессмысленности этих действий, создавая своего рода смысловую градацию
Слайд 23
Ритм текста И ритм в этой части текста какой-то укорачивающийся, убыстряющийся, передающий суету людей; в тексте же, «рисующем» небо, ритм замедленный, плавный.
Слайд 24
Как связан образ неба с Аустерлицким сражением? Образ неба бросает свет на все Аустерлицкое сражение. В этом свете отчетливо и резко вырисовываются мелкое тщеславие и ложное величие главных организаторов никому не нужной бойни — императора Александра I и Наполеона, их ничтожность, эгоизм, самовлюбленность, позерство.
Слайд 25
Как воспринимает князь Андрей Наполеона, после того, как увидел небо? Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял.
Слайд 26
(небо — справедливое доброе) Образ неба получает здесь дальнейшее развитие — выдвигаются новые признаки , придающие образу экспрессивно-оценочный характер, максимально сгущающие его эмоциональное содержание.
Слайд 27
Князь Андрей не нашел пока ответа на вопрос о смысле жизни, но отрицательный опыт — и Наполеонов, и свой — он осудил мужественно и честно: Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!
Слайд 28
Вывод: У Толстого — сложный периодический синтаксис, очень длинные предложения. Писатель нередко прибегает к сосредоточению в том или ином «ударном» месте произведения целой группы стилистических приемов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.
Слайд 29
Вывод: Основными составляющими в этом взаимодействии являются метафора, антитеза, сравнение, различные виды повторов, градация, параллелизм, инверсия. Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе представляет собой динамическое единство, которое ощущается в живом движении контекста.
Слайд 30
Вывод: Конкретное содержание образа в условиях более широкого контекста переосмысляется его семантическая структура расширяется за счет различных эмоционально-смысловых приращений, которые, взаимодействуя с буквальным содержанием образа, обогащаются в читательском восприятии все новыми, неожиданными ассоциациями
Слайд 31
Вывод: Сосредоточение на коротком отрезке текста целого комплекса различных стилистических приемов резко повышает экспрессию, выделяет наиболее значимые участки текста и, пожалуй, в наибольшей степени обнаруживает его индивидуально-стилистическое своеобразие
Слайд 32
Вывод: . Стилистические приемы, сочетания изобразительных средств приобретают ценность и значение лишь в связи с эстетической интенцией, которая их диктует. Их употребление обусловлено не только задачей создания того или иного стилистического эффекта на том или ином участке текста, но и глубокой внутренней связью с другими компонентами художественной структуры, сложным образом переплетающимися друг с другом, взаимообусловливающими друг друга и формирующими художественное содержание.
Слайд 33
Андрей, в бездушной синеве неба, но не того неба, которое мы видим каждый день, неба, состоящего из кислорода, азота и прочих химических изысков, порождение природы и ума человеческого. Нет! В другом небе надо искать спасение. В небе чистом, грозном, вечном, всеобъемлющем, живом и непоколебимом. И только те, кто найдут такое небо смогут постичь сладость смерти и истинного возрождения к жизни, ибо она - единственная ценность которую мы можем отдать или отнять у этого неба, далекого, но прекрасного. И Андрей нашел свое небо, то, что живет в душе у каждого из нас. Поэтому для него Аустерлиц - не только место поражения, но и победы, хоть и вынужденной, над самим собой.
Слайд 34
Литература 1.Пустовалов П.С, Сенкевич Н.П. Пособие по развитию речи. М: Просвешение,1987; 2. Кожина М.Н. "Стилистика русского языка. М: Просвещение, 1993; 2. Бондалетов В.Д. Стилистика русского языка / под ред. М.Н. Шанского. Л., 1982; 4. Кожин АН., Крылова О.А., Одинцов ВВ. Функциональные типы русской речи. М.,1982; 5. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.,1980; 6. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М.,1964; 7. Григорьев В.П. Поэтика слова. М,1979; 8. Васильева А.Н. Художественная речь. М, 1983.
Иван Васильевич меняет профессию
Три коробки с орехами
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Для чего нужна астрономия?
Ледяная внучка