Цель работы :
Целью исследования является определение значимости идеи танца и изучение конкретных проявлений «танцевальной» образности в литературе Серебряного века.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_tantsa_v_tvorchestve2003_a.ppt | 1.46 МБ |
Слайд 1
Работу выполнила ученица 11 «Б» Рабцевич Анастасия Олеговна Учитель : Егорова Елена Анатольевна Образ танца в творчестве А.БлокаСлайд 2
Введение. Актуальность темы: Значимость исследования заключается в том, что к широкому спектру смежных искусств, в контексте которого изучается литература, добавляется ещё одно - искусство танца. Это позволяет выйти на более высокий и продуктивный уровень интерпретации художественных текстов. Цель работы : Целью исследования является определение значимости идеи танца и изучение конкретных проявлений «танцевальной» образности в литературе Серебряного века.
Слайд 3
Введение. Задачи исследования: 1. рассмотреть танец как культурную универсалию Серебряного века; 2. определить художественные функции танцевальных мотивов в литературе конца 19 - начала 20 века (на материале произведений А.Блока);
Слайд 4
ТАНЕЦ В КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА «…жить - это занятие приятное, вроде танца - неутомимого и бешеного танца…» (М.Горький в письме к Л.Средину ) Идея танца интегрирует в себе оттенки других родственных идей: музыку, освобождение плоти, язычество, игру, ритм. Однако по сравнению с этими сложными и довольно абстрактными категориями танец легко становится непосредственным предметом изображения.
Слайд 5
ТАНЕЦ В КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В лирике И.Бродского классический балет выступает объектом иронии, а танец становится символом недостижимого совершенсвтва («Испанская танцовщица», поэма «Шестие»). Марина Палей в «Славянском акценте» использует «танцевальную» образность для того, чтобы предельно конкретно выразить одну из главных тем в литературе 20 века - тему одиночества.
Слайд 6
Если Максимилиан Волошин выступал скорее как теоретик танца, художественный критик, то Михаил Кузьмин стремился приёмы танцевального искусства воплощать «на практике», перенося их в область поэтического творчества. Поэзия Кузьмина, представляющая собой гармоничное взаимодействие ритма, пластики и мелодики, является одним из ярких примеров, иллюстрирующих «синтетичность» культуры серебряного века . ТАНЕЦ В КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Слайд 7
Танец принадлежит к тем метафорам, история которых может составить всемирную историю, однако для понимания символики танца в русской литературе рубежа веков нет необходимости забираться слишком далеко. Важен ближайший контекст. ТАНЕЦ В КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Танец в культурном сознании серебряного века стал символом особой модели существования человека в его радостной, свободной и непосредственной приобщённости бытию. Это состояние М.М.Бахтин определил как «одержание бытиём».
Слайд 8
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА В танце его захватывал, прежде всего, момент приобщения к стихийности бытия: «Я превращусь в осенний куст золотой, одетый сеткой дождя на лесной поляне. Ветер повеет и мои, колючие мои руки запляшут свободно».
Слайд 9
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА «О, что мне закатный румянец, Что злые тревоги разлук? Всё в мире - кружащийся танец И встречи трепещущих рук.» Танец у Блока выступает в двух ипостасях. Прежде всего, как знак безвольного приобщения, почти растворения в стихии .
Слайд 10
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА «Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги! Эй, желтенькие лютики, Весенние цветки! Там с посвистом да с присвистом Гуляют до зари, Кусточки тихим шелестом Кивают мне: смотри. Смотрю я - руки вскинула, В широкий пляс пошла, Цветами всех осыпала И в песне изошла...» («Гармоника, гармоника! ...») Другой очень важный смысловой аспект танца — связь со стихией национальной жизни.
Слайд 11
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА «По-видимому, это апогей приближения нашей лирики к стихии музыки. Блок раскрывается здесь впервые вполне и притом по-новому, как поэт истинно дионисийских и демонических, глубоко оккультных переживаний. Звук, ритмика и ассонансы пленительны. Упоительное хмелевое движение. Хмель метели, нега Гафиза в снежном кружении, сладострастие вихревой влюблённой гибели».
Слайд 12
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. «МУЗЫКА МИРА» Связи Блока с музыкой глубоки и необычайно своеобразны. «Музыка мира» раскрывается в поэзии Блока чрезвычайно многогранно. Видное место занимают образы, связанные с музыкальными явлениями жизни.
Слайд 13
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА Ведущую роль в песенном мире Блока играет песенное начало. Песня, пение органически входят в большинство стихотворений поэта, в его драматические произведения. Поют персонажи Блока, поёт природа, поёт ветровые песни Россия, «баюкает песнью время», и сам поэт «создаёт зданье» из песен, его «дух обнажённый для всех поёт». Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла Над берегом Невы и за чертой столицы?
Слайд 14
Подобно многим своим современникам Блок отдал щедрую дань «цыганскому искусству», которое получило широкое распространение на русской эстраде конца 19 — начала20 века. Цыганские образы в стихах поэта получили различное толкование, но неизменным оставалась их тесная связь с песенным и танцевальным искусством. ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА
Слайд 15
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕМБРЫ. Инструментальные тембры тоже служили у Блока не только звуковой колористической краской, но и действенным средством раскрытия душевного мира человека, создания определённой эмоциональной атмосферы.
Слайд 16
ТАНЕЦ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ. «...Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи…»
Слайд 17
Заключение. Вывод: Между искусством танца и «искусством слова» существуют многочисленные и разнообразные по художественным функциям образные и стилевые параллели. Более того, благодаря взаимодействию танцевального искусства и литературы в русской поэзии и прозе наблюдается интенсивно проявившаяся на разных уровнях формальной организации текста тенденции к формированию нового, «синтетического» стиля. К Блоку неизменно обращаются музыканты. Поэт притягивает к себе многогранностью поэтического видения мира и неповторимой музыкальностью стиха. На тексты Блока композиторами создано множество произведений. Музыкальная блокиана в самых различных её аспектах всё более становится предметом внимания и изучения.
Лупленый бочок
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Волшебные звуки ноктюрна
Два плуга
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца