Автор данной работы стал призёром конкурса на лучшую статью о Великой Отечественной войне (http://www.vfmgiu.ru/konkurs/Competitions-2007-2008/Article-SWW/index.html), организованного Вяземским филиалом МГИУ в 2008 году. Цель публикации этой работы почти пятилетней давности - познакомить посетителей сайта с ветераном педагогического труда, Чеповеком и Учителем, который для меня, её ученицы и коллеги, был и является примером во всём
Вложение | Размер |
---|---|
statya_posvyashchyonnaya_63-letiyu_pobedy.doc | 53 КБ |
МОУ СЕМЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2
СТАТЬЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ 63-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
Работу выполнил
обучающийся 10 класса
Ващенков Артём Геннадьевич
Руководитель
Петрова Елена Анатольевна
-1-
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ РЯДОМ
Я знаком с ней всю свою жизнь. Эта пожилая женщина живёт в соседнем доме. Она – бабушка моего друга. Бывшая учительница. Нет, не бывшая, просто – учительница, ведь учитель - это категория вечная, это навсегда. Она всегда в движении, в работе. Никогда никому не отказывает в поддержке, всегда поможет и добрым словом и делом. Пользуется огромным уважением у односельчан. Обладает прекрасным чувством юмора, никогда не брюзжит и не жалуется. Очень эрудированный человек, прекрасный собеседник. И, в отличие от большинства пожилых людей, не осуждает современную молодёжь, прекрасно понимает все проблемы нашего поколения, общается с молодыми на равных. Ефросинья Григорьевна Лазарева. Ветеран Великой Отечественной войны.
Почти ежедневно встречаясь, мы с Ефросиньей Григорьевной здороваемся, разговариваем на какие-то житейские, бытовые темы. Но сегодня я договариваюсь с ней об особой, можно сказать «официальной», встрече: мне хочется побольше узнать о её жизни, о войне. И вот мы сидим в уютной комнате, Ефросинья Григорьевна рассказывает, я время от времени задаю вопросы и, слушая тихий, ровный, такой «учительский» голос, смотрю на свою собеседницу.
Часто о внешности пожилых женщин говорят «со следами былой красоты»… К Ефросинье Григорьевне эта фраза не применима. И сейчас, в свои восемьдесят два года, она по-настоящему красива. Красота её строгая и мягкая одновременно. Классический профиль, высокий лоб, гладко зачёсанные назад волосы. И глаза – зеркало души – добрые, мудрые, проницательные и совсем-совсем молодые. А руки – большие, с узловатыми натруженными суставами. Благородное, одухотворённое лицо – и руки много и тяжело работавшего физически человека… Эта контрастная на первый взгляд картина – наглядная иллюстрация жизни. Это лицо человека, в течение многих лет сеявшего разумное, доброе, вечное. Это руки, с ранних лет познавшие нелёгкий крестьянский труд; руки, ковавшие Победу, восстанавливавшие разрушенное войной хозяйство; руки, не знавшие и не знающие отдыха.
Ефросинья Григорьевна родилась в деревне Бекасово Вяземского района в крестьянской семье. Само собой разумеется, что с раннего детства пришлось много трудиться, помогать родителям по хозяйству, да и время тогда было ой какое тяжёлое! Но Ефросинья Григорьевна не говорит о трудностях, малую родину она вспоминает с нежностью, с тихой, светлой грустью:
- Бекасово… Это ведь не только моя родина, там родились и мои дети: сын Александр и дочь Валентина. До сих пор я связана незримыми нитями с этой деревней, хотя она давно уже исчезла с лица земли. Мне часто снятся две длинные параллельные улицы, покой которых охраняют вековые вётлы.
Особенно остры воспоминания детства. В каждом времени года были свои прелести.
Год начинался с сентября. Школа. Это радость.
Зима. Зимние забавы: горка, санки – это незабываемо!
Весна! Как только появлялись первые проталины, мы, ребятишки, до позднего вечера пропадали на улице, играли в любимые игры: в «Палочку-выручалочку», «Лапту».
Летом начиналась трудовая жизнь. Сенокос. Прополка льна. Эту культуру лелеяли, за ней ухаживали, потому что она была прибыльна. В полдень бежали на речку Хицу. Смех, весёлые голоса звенели над водной гладью.
Я жду, что Ефросинья Григорьевна скажет о том, как тяжело тогда жилось в деревне, и, не дождавшись, спрашиваю:
- Но ведь это же очень трудно – работать наравне со взрослыми, тем более летом, во время каникул?
Моя собеседница улыбается:
- Что же в этом трудного? Мы не представляли свою жизнь без труда. После хорошей работы и отдых слаще. Работа, какой бы трудной она ни была, приносит радость, когда видишь её результаты.
-2-
С лица Ефросиньи Григорьевны сходит улыбка, оно становится строгим, даже, пожалуй, суровым. Она повторяет:
- Нет, это нетрудно.
И продолжает:
- Трудное и страшное было впереди… В 1941 году я окончила Афанасовскую семилетнюю школу, поступила в 8 класс Семлёвской средней школы. Но учёба была прервана войной. Вместо школьных занятий на наши плечи легли новые заботы.
Подростки вместе со взрослыми торопились собрать урожай (а урожай 41-го был отличный), сооружали укрытия, рыли окопы на случай бомбёжки, делали светомаскировку на окнах, помогали семьям красноармейцев. Было тяжело, но тяжело не столько физически, сколько морально: враг топтал родную землю.
Положение на фронте с каждым днём ухудшалось. Наша армия с боями отступала.
7 октября – чёрный день - фашисты захватили нашу территорию. Начались мучительные дни немецкой оккупации. Семнадцать месяцев казались вечностью. Опасность грозила каждый час, но мы верили, что придёт освобождение. И оно пришло.
На рассвете 13 марта 1943 года в деревню вошли наши войска.
У молодёжи было страстное желание отомстить за гибель людей, за поруганную землю, за разрушенные города и сёла. Юноши и девушки шли в военкомат, просились на фронт. Мне удалось добиться своего. 1 августа 1943 года я была зачислена в войсковую часть п/п 66550 Полевой армейский военный продовольственный склад 2493 Пятой армии, в подразделение снабженцев. Задача снабженцев состояла в том, чтобы обеспечить армию продуктами питания.
Долгий и трудный путь пришлось мне пройти с воинской частью п/п 66550: Смоленщина, Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия… Известие о Победе застало меня в Рыбинске, там стоял наш эшелон (Пятую армию перебрасывали на Дальний Восток). Это была такая радость, такое счастье, описать словами которые невозможно! Там и закончилась моя воинская служба. Предстояла дорога домой…
Ефросинья Григорьевна замолчала, глаза её смотрели как бы сквозь меня… Она снова переживала своё военное прошлое. Вспоминала страшный военный путь, там было всё: бомбёжки, гибель под бомбами друзей и подруг и тяжелый, изнуряющий труд…
Я, конечно, вижу, как нелегки для неё эти воспоминания, но всё-таки прошу рассказать о самом страшном этапе в её военной биографии.
- Для меня это бои за Кёнинсберг. Сутки мы стояли на переправе. Мосты были взорваны. Был сооружён понтонный мост с двухсторонним движением. У переправы целая вереница машин. Проходят машины с солдатами, боеприпасами, продовольствием, дымят походные кухни. Ревут моторы. Гудит земля под тяжестью огромного людского потока и скопища техники. Город окутан густым туманом, смешанным с дымом. Это был ад на земле.
Кёнинсберг представлял собой неприступную крепость. Представь себе: 15 фортов, каждый площадью от 7 до 10 га. Толщина кирпичной кладки стен – 3-4 метра. Форт окружён рвом, наполненным водой, шириной до 15 метров, глубиной до 5 метров. Форт состоял из 3-х этажей: первый (верхний) - боевой (пулемёты, орудия), второй (ниже) – казармы на 400-500 человек, третий (на глубине 15 метров) – склады с боеприпасами, продовольствием, хранилищем для питьевой воды, подземные электростанции.
Овладеть фортами было нелегко. Для нанесения удара по укреплениям использовали артиллерию особой мощности. 2 апреля из 48 орудий начали артподготовку. Три дня с утра до ночи бухали сверхтяжёлые орудия. Путь в город был открыт. 7-9 апреля шли уличные бои. Уже 8 апреля в боях наступил перелом. Фашисты подразделениями, а потом и частями самовольно сдавались в плен. Утром 10 апреля в Кёнинсберге наступила тишина. Штурм был завершён.
Я прошу Ефросинью Григорьевну рассказать о жизни после войны. Она рассказывает о своей деятельности на ниве народного образования: начинала работать в Издешковском районе ( сначала учителем в Крюковской начальной школе, потом преподавала историю в
-3-
Козулинской семилетней школе, в 1953 году была переведена на должность инспектора школ). В 1957 году вернулась в родной Вяземский район, работала в Щелкановской школе, а с 1970 года – в Семлёвской средней школе №2, откуда в 1998 году и ушла на заслуженный отдых. Пятьдесят лет отдала эта замечательная женщина педагогическому труду!
Слушая рассказ Ефросиньи Григорьевны о её трудовой деятельности, я заметил такую особенность: о себе она говорит очень кратко, просто констатируя факты. Но как увлечённо рассказывает о своих учениках (сколько же их было за пятьдесят лет!), о талантливых коллегах! О личных достижениях умалчивает. Но я-то знаю, что было их немало, что Учитель она от Бога. Я общался с бывшими учениками Ефросиньи Григорьевны (одна из них – моя мать), с какой любовью, признательностью, с каким уважением говорят они о своей учительнице! Как отзываются о ней учителя нашей Семлевской средней школы №2! Говорят о ней как о прекрасном специалисте, знающем свой предмет как никто другой. Вспоминают, какие чудесные вечера при свечах проводила она со своими учениками! Какие незабываемые встречи с интересными и заслуженными людьми организовывала! Именно она создала в школе кукольный театр; сколько замечательных спектаклей было подготовлено под её руководством! Выступали и в школе, и в сельском клубе, и в детском саду. Коллектив кружка занимал призовые места на районных и областных смотрах.
Но главное детище Ефросиньи Григорьевны – школьный музей, открытие которого состоялось 9 мая 1975 года. Экспонаты собирали ученики и учителя. Но вся работа по систематизации материала была выполнена преподавателем истории Ефросиньей Григорьевной Лазаревой. Она же оформила музейную комнату. А потом долгие годы заведовала музеем, готовила учеников- экскурсоводов, проводила экскурсии сама, вела поисковую работу, расширяла экспозицию. И уже находясь на заслуженном отдыхе, в течение нескольких лет не оставляла эту работу. Сейчас музеем заведует Букина Зинаида Александровна, тоже бывшая ученица Ефросиньи Григорьевны. А сама она частый и очень желанный гость в нашей школе, выступает перед учениками, проводит Уроки мужества в музее. Никто лучше её не знает историю нашего села, наших знаменитых земляков, она может рассказать о жизненном и боевом пути каждого ветерана-односельчанина, о сельских трудовых династиях!
В заключение нашей встречи мы с Ефросиньей Григорьевной рассматриваем фотографии из её архива. И эти фотодокументы тоже о многом говорят.
Фотографии, сделанные в походах… Узнаю, что Ефросинья Григорьевна со своими учениками исходила практически весь Вяземский район: она организовывала походы по местам боевой славы. Собранные материалы хранятся в школьном музее.
Учитель с учениками на картофельном поле… Ефросинья Григорьевна поясняет, что раньше ученики и учителя школы помогали совхозу в сельхозработах, и не несколько дней в году, а полтора-два месяца: осенью трудились на уборке картофеля, льна, на току; весной выбирали из буртов семенной картофель. А ещё приходилось и коров на совхозной ферме доить.
Я смотрю на натруженные руки, перебирающие фотографии. Да, не только указку и ручку держали руки сельского учителя, но и много тяжёлой, грубой работы переделали…
Фото с ветеранами… Многих из них уже нет в живых… Но Ефросинья Григорьевна помнит всех. О каждом есть материалы в музее, и память о них будет жить.
А вот фото Ефросиньи Григорьевны, датированное маем 1995-го. На строгом учительском платье – правительственные награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией», медаль Жукова, юбилейные медали. А под фотографиями в папке - почётные грамоты, целая стопка. «За доблестный труд», «За успехи в обучении и воспитании», «За активную работу в профсоюзе». Эти документы досказали мне всё, о чём скромно умолчала Ефросинья Григорьевна…
9 мая 2008 года наша страна будет отмечать шестьдесят третью годовщину Победы. И как всегда придёт с букетом цветов к обелиску почтить память погибших пожилая женщина
-4-
с удивительно молодыми глазами. Учитель. Ветеран Великой Отечественной войны. Ефросинья Григорьевна Лазарева.
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сказка "Колосок"
Весенняя сказка
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем акварельное мороженое