Марья Болконская… Этот литературный образ создан почти 150 лет назад. Толстой писал: «…ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…» Образы, созданные Л.Н. Толстым, – вечны. Княжна Марья до сих пор привлекает читателей своей искренностью, благородством, сложным внутренним миром. Современных школьников она привлекает своей нравственной чистотой.
Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери… Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.
Это очень нежная и искренняя натура, на которую хочется быть похожей. Это нравственный идеал! Это эталон подражания!!!
Вложение | Размер |
---|---|
marya_bolkonskaya.doc | 61.5 КБ |
Это – именно то строгое, серьезное лицо, которое должно торжественно вынести на себе идею романа из хаоса его подробностей … дать всему смысл и значение.
П.В. Анненков
Нравственный идеал - это совершенная личность, которая воплощает в себе лучшие моральные, нравственные качества и является образцом для подражания. Прежде всего, это открытое, искреннее сердце, которое никогда не ищет выгоды и благодарности. Ведь как гласит библейская мудрость: «Правая рука не должна смотреть, что делает левая». Во-вторых, этот образ должен обладать чувством нравственной ответственности перед окружающими людьми, и не только перед близкими и любимыми, но и просто перед прохожими. Он всегда готов прийти на помощь, не ожидая просьб, так как в современном мире слишком много людей, нуждающихся в сочувствии и сострадании. Думаю, нравственный идеал должен обладать чувством собственного достоинства. Одним словом, это должен быть человек безупречной нравственности.
Всем этим требованиям соответствует образ княжны Марьи Болконской из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
В книге Н.Долининой «По страницам «Войны и мира» я наткнулась на следующую мысль: «Все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу, всем хочется быть, как она, все льстят себя надеждой, что хоть частица Наташи есть в них, - это правда, конечно, есть; в каждой молодой, жаждущей жизни, любви и счастья девушке живет Наташа Ростова. Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям». Мне именно образ Марьи Болконской показался ближе, роднее. Я полюбила ее за безграничную душевную светлость с евангельским смирением, способность к высокой, настоящей, неискусственной любви, за то, что рядом с ней «испорченные светской жизнью» люди становятся лучше, чище, светлее.
Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе. Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое, некрасивое, болезненное лицо», «всегда грустные глаза», «испуганное выражение, которое редко покидало ее». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся духовная жизнь Марьи, богатство ее внутреннего мира.
Княжна принадлежит к старому уважаемому роду, в котором уже давно сформированы жизненные ценности, устои, традиции. И разве могла она вырасти иной, воспитываясь в семье, где «есть только две добродетели: деятельность и ум»? Строгий, суровый князь Николай Андреевич, отец княжны, неизменно требователен и даже резок, он эгоистичен, порой нетерпим в отношениях с дочерью, но вместе с тем умен, трудолюбив, патриотичен, у него свои «вековые» понятия о чести и долге. На их основе он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».
А какие теплые, трепетные отношения княжны с братом, Андреем Болконским. Когда он с беременной женой приехал в Лысые Горы, «послышался крик и звуки поцелуев». «Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку. Сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице брата». А как трогателен момент прощания брата и сестры. «Я тебя благословлю образом. Против твоей воли он спасет и помилует тебя, и обратит к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение», - сказала она дрожащим от волнения голосом, держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке». Провожая брата на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. И он понял, перекрестился и поцеловал образок, подаренный сестрой Машей (как ее называет князь Болконский). Заметно, что старший брат ей доверяет, поддерживает ее, потому что этой искренней девушке нельзя не верить. Святая вера в высшие силы справедливости вызывает уважение.
В атмосфере «правильности», «господствующего разума» и сформировался характер героини. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. Она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича Марья добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими.
Княжна лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Героиня даже смирилась с вечным контролем отца над ее перепиской с «подругой» Жюли Карагиной:
«Еще два письма пропущу, а третье прочту, - строго говорит князь, отдавая ей письмо, - боюсь, много вздору пишете».
Как ясно видны в этих письмах обе девушки: искренне неискренняя Жюли, каждое слово которой как будто продиктовано Анной Павловной Шерер и проверено княгиней Друбецкой, и чистая, умная, естественная в каждой фразе княжна Марья.
«Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука!.. я не могу подавить некоторую скрытную грусть, которую испытываю в глубине сердца…» Так начинает свое письмо Жюли. Читая роман, мы видели ее, видели ее кокетство, ее улыбки, и никакой грусти в ней не было заметно. Княжна принимает каждое слово подруги всерьез, за чистую монету, но в ответе ее – при том, что он написан почти теми же словами, что письмо Жюли, - в ответе ее виден совсем другой человек. В ее письме все – правда. Некрасивая одинокая девушка заперта в деревне с глупой компаньонкой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, - но она жалеет и утешает Жюли.
Ее религия – не пустые речи Анны Павловны о Боге. Бог княжны Марьи – это прежде всего справедливость, служение своим близким, ее вера – это прежде всего требовательность к себе самой, хотя всем другим она прощает слабости, но себе – никогда. Удивительно, что княжна умеет судить, сдерживать и ломать себя, искать именно в себе причины неудач. Какое ценное качество. Так часто нам его не хватает.
Ее сердце готово ко всем чувствам, какие дано испытать человеку: одиночеству, разлуке, разочарованию, потере близкого человека - и она испытывает их. Меня поражает, насколько чист, светел душевный мир княжны. И разве за это она не достойна уважения? Достойна! И еще какого.
Вместе с тем всем существом своим она жаждет простого человеческого счастья. «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».
И вот у героини появляется некая надежда в момент, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Но, к сожалению, княжна совершенно не знает Анатоля — он кажется ей достойным человеком. Перед ней, на её взгляд, «красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Княжна была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении». Однако «жених» приехал не с благими намерениями: его планы оказались корыстны и циничны. Он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и ни о каких глубоких чувствах речь совсем не идет. «Бедняга! Чертовски дурна», - думал в это время про неё Анатоль». Но он, не раздумывая, женился бы, если бы она не отказала. Женился бы на имении и деньгах ее отца, не утруждая себя сомнениями. Умный и проницательный старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру Курагина. Оскорбляют достоинство и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. Думаю, что старый князь еще и втайне испугался расстаться с послушной дочерью, жизнь без которой, как мне кажется, для него немыслима. Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться.
Когда старый князь долгие дни лежал в беспамятстве, взгляды на жизнь Марьи Болконской резко стали меняться. Старик больше не мог руководить дочерью. Еще несколько дней назад княжна, замирая от страха, решилась нарушить волю отца и не уехала в Москву вместе с Николенькой. Она боялась оставить батюшку одного – и, как мне кажется, он был доволен ее решением, хотя кричал на нее и не велел показываться на глаза. «Но теперь, во время болезни отца, она должна отвечать за него так же, как он всю жизнь отвечал за нее», - пишет в своей книге Наталья Долинина. Марья Болконская ужасается тому, что происходит в ее душе, и мучается, и стыдится, и не может перебороть себя. Неужели она не любит отца, если ей приходят мысли о его кончине? Безусловно, любит. И еще больше, чем когда-либо любила, и «никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его».
Княжна Марья – в своем горе, в терзаниях совести, в страхе за отца… «..Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты». А отец умирает. Но умерло только его тело, а душа старого князя Болконского осталась жить: «…он будет жить в дочери, - конечно, она не может сейчас этого понять, об этом думать». Так пишет Наталья Долинина. Так думаю и я. В это время и проснулся в ней нрав отца, и не удивительно, что княжна думала теперь «не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата… Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили её». И в то время, когда пришло время покинуть Богучарово, все чувства Болконской выливаются в быструю, решительную деятельность, как это было у её отца. Но ехать нельзя: «дикие» богучаровские мужики не выпускают княжну, оставаясь под властью французов, чтобы только не потерять свое добро. И обидно читать те страницы, где княжна Марья от всего сердца хочет помочь крестьянам, отдать им свой хлеб – она чувствует, что отец и брат сделали бы то же самое, - а крестьяне не понимают ее, видят лишь хитрость в искреннем желании делать добро.
Николай Ростов явился как спаситель в трудный час ее жизни, «совершил подвиг» и вошел в её судьбу. Она, навсегда «беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда!» – думал Ростов, слушая ее робкий рассказ.- И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» У Николая слезы стояли на глазах. А княжна заметила это и благодарно посмотрела на него тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица». Заметно, что чувства Николая очень искренни, в отличие от Анатоля Курагина, не испытывающего к ней ни тени любви, ведь она показалась ему удивительно безобразной. Именно Ростов увидел все богатство и красоту ее души. «Николай не мог желать жены лучше княжны». Сам того не зная, он ждал женщины, живущей духовной жизнью. Княжна Марья, возникнув на его военной дороге, оказалась именно этой женщиной.
Но ничего этого не было бы, будь старый князь жив и здоров. Никогда крестьяне не осмелились бы спорить с ним, не было бы ни бунта, ни спасения. Ростов купил бы у Алпатыча сено и уехал, даже не увидев княжну Марью, да, наверно, старый князь встретил бы Николая надменно и презрительно, как брата той, которая оскорбила князя Андрея. Теперь все произошло иначе – и получается, что смерть старого князя на самом деле помогла встретиться Болконской со своей судьбой.
А Николаю Ростову и в голову не приходило, что это любовь. «При упоминании о княжне Марье Ростов испытывал непонятное для него самого чувство застенчивости, даже страха». Он преобразился от встречи с княжной: Николай обдумывал свою жизнь, он «с несвойственной ему проницательной наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи…» Но в то же время он оставался собой.
В жизни княжны были еще и последние встречи с братом. Она приехала к Ростовым по трудной объездной дороге, где могли встретиться французы и привезла ребенка – семилетнего Николушку. Она удивляла спутников своей «твердостью духа и деятельностью»: они не знали, что в эти дни опасного переезда и тревоги за брата в ней вновь проснулся нрав отца. Старый князь недаром воспитывал дочь, она вовсе не так беззащитна и беспомощна, как ему думалось. Он не узнал, что дочь его выросла сильной женщиной. Она не отходила от умирающего Андрея последние часы его жизни, как и не отходила от отца перед смертью. И они с Наташей плакали «не от своего личного горя, а от таинства смерти, совершившегося перед ними».
И вот прошло восемь лет с тех пор, как умер старый князь и погиб его сын Андрей. Уже семь лет, как княжна Марья Болконская стала графиней Марьей Ростовой. Все изменилось в Лысых Горах: и дом, и сад, и поместье. Все заново отстроено после войны. «Семья Ростовых крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, на том, что ее вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей», восхищает и удивляет Николая», - рассуждает Н. Долинина. Николай не переставал гордиться своей женой, радуясь, «что она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого». А графиня Марья «чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает». Она женщина и мать, ее главная забота – семья, и она старается сохранить свои отношения с мужем, если даже для этого приходится «кривить душой», но ни в коей мере не обманывать. Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров своих детей. А как заботливо относилась Марья к своему племяннику, оставшемуся без родителей. Как она беспокоится за него, думая: «Он вечно один со своими мыслями». Она буквально заменила ему мать, хотя это кажется невозможным. Но она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье.
Марья Болконская… Этот литературный образ создан почти 150 лет назад. Толстой писал: «…ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…» Образы, созданные Л.Н. Толстым, – вечны. Княжна Марья до сих пор привлекает читателей своей искренностью, благородством, сложным внутренним миром. Меня, современную школьницу, она привлекает своей нравственной чистотой.
Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери… Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.
Это очень нежная и искренняя натура, на которую мне хочется быть похожей. Это мой нравственный идеал! Это мой эталон подражания!!!
Список используемой литературы
Будьте как солнце!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Астрономический календарь. Март, 2019
Одна беседа. Лев Кассиль