учитель
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_olovyannogo_daniila_1.doc | 32 КБ |
Недавно после ссоры с мамой я сидел и размышлял, откуда между нами возникает недопонимание, и разные неприятные слова, и упрёки в адрес друг друга. Прокручивал в голове фразы свои и мамины, выкинуть их из головы не получалось, перед глазами возникало расстроенное, заплаканное, растерянное лицо самого любимого человека на Земле. Я появился у мамы, когда она была совсем юной, беззаботной и не признающей строгих правил воспитания. Помню, однажды, когда я учился в первом классе, мама пришла встречать меня из школы, а мой одноклассник решил, что это моя сестра. Ещё помню, как мы катались на роликах, было очень радостно и весело, прекрасный парк, ветер с залива, счастливые мамины глаза и ощущение полной свободы!
Теперь я выше мамы, читаю книги с её полки, размышляю о жизни и не упускаю возможности озвучить свои мысли и идеи, не задумываясь о реакции ! Вот и эта ссора произошла по принципиальному вопросу временного отсутствия у меня учебной мотивации, а если честно, из-за того, что я почувствовал себя слишком взрослым и растерялся, а, как известно, лучшая защита-это нападение! И вот я сижу в комнате один и рассматриваю корешки книг на полке! Бенджамин Спок «Ребёнок и уход за ним», Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», Януш Корчак «Как любить ребёнка», открываю последнюю, мама заходит в комнату, улыбается, увидев название, и садится рядом, листает книгу, читает вслух отрывки.
« Где счастье, в чем оно? Знаешь ли ты дорогу к нему? И существуют ли те, кто знает? Справишься ли ты с этим? Можно ли все предвидеть, ото всего защитить? Твой мотылек над бурлящим потоком жизни. Как придать ему твердости, а не снижать полета, как укрепить его крылья, а не подрезать их?»
Я сидел, слушал и решил узнать больше об этом человеке и его педагогических идеях. Мой интерес к Корчаку случаен и ситуативен, но он потряс меня нестандартным для педагога взглядом на ребенка. Корчак смотрит на ребенка глазами добрыми, понимающими, мудрыми. Ребенок у Корчака добрый и сердечный, «по натуре и душевен и щедр». Он растет, меняется – это его труд, его работа. И Корчак призывает относиться бережно и с пониманием к этому нелегкому труду растущего человека. Такой взгляд позволяет увидеть ребенка сильным, способным решать проблемы. Уважение к ребёнку для Корчака не пустые слова и естественно вытекает из веры в него. Пренебрежение к ребенку со стороны взрослых, насилие, диктаторство связаны с их неверием в ребенка, в его способность самостоятельно делать свой выбор. Корчак писал, что взрослые относятся к ребенку, как к маленькому, неумелому, непонимающему, слабому. Следуя этой логике, получается, что ребенок во всех отношениях слабее, «хуже» взрослого. Корчак приводит примеры того, что во многих случаях ребенок не только не слабее, не хуже взрослого, а иногда и превосходит его. Ведь взрослея, люди утрачивают очень многое…Искренние эмоции, доброту и сердечность.
Ребёнок не только растёт, но и сопротивляется неблагоприятным условиям, он может выстоять перед армией взрослых, пытающихся его переделать, заключить в привычные рамки, ведь так спокойней взрослым! Корчак пишет о глубинном одиночестве ребенка не как о недостатке, а как о реальности жизни, он говорит о творческом одиночестве, которое, мне кажется, бывает иногда очень полезно! Корчак признает за ребенком право и возможность нести ответственность за свою жизнь, осуществлять свободный выбор.
Конечно, какое-то ограничение свободы реально всегда существует, т.к. абсолютной свободы не бывает – но должно остаться открытым окно в будущее. Проблемы у меня зачастую возникают именно тогда, когда мне мешают быть самим собой, когда я не могу опереться на свои силы и возможности. Может быть, по этой же причине из хороших детей вырастают не очень хорошие взрослые?!
У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя судьба. Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя!
Мне пятнадцать, и я в пути, рядом со мной много чутких, человечных людей, которые пришли в профессию по велению сердца, по призванию! Мы шагаем вместе, помня о подвиге Януша Корчака, который не захотел расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.
Я живу в 21 веке, но знаю, Корчак-учитель на все времена!
«УЧИТЕЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
Автор:
ученик 9 «Б» класса ГБОУ школы №181
Центрального района
Оловянный Даниил
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Тихомирова Ирина Александровна
Санкт-Петербург
2013
Акварель + трафарет = ?
За чашкой чая
Ералаш
На горке
Мост Леонардо