Наследие. Мамонтов и Шаляпин.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 25 КБ |
Филиал муниципального казенного
образовательного учреждения Кудринской
основной общеобразовательной школы
«Пелеговская основная общеобразовательная школа»
Фестиваль
«Быть человеком»
Номинация
«Благотворительность и добровольчество:наследие»
Мамонтов и Шаляпин.
Автор: Логинова Дария, ученица 8 класса и участники творческого клуба «Поиск». Руководитель клуба Миронова Валентина Евгеньевна.
2013 г.
« Театр был переполнен. Он замер при первых звуках необычайного голоса Шаляпина. Все кругом померкло –только Он один, этот, почти мальчик, Сусанин. Публика плакала при фразах: «Взгляни в мое лицо, последняя заря»… Это слова из книги М. Яновского «Шаляпин». А в книге этой рассказывается, как был раскрыт талант знаменитого , известного всему миру, великого оперного певца Федора Ивановича Шаляпина. В начале 20 века это имя было на устах каждого почитателя музыки, оно было известно всем от мала до велика. Да и сейчас мы с гордостью вспоминаем и слушаем этот Золотой Голос России.
Но мало кто знает, что развернулся во всю мощь феноменальный оперный и драматический талант Шаляпина именно в частной опере известного русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова, который в творческой жизни певца сыграл исключительно благодатную роль. А первая встреча двух великих людей России произошла в Нижнем Новгороде во время открывшейся здесь в 1896 году Всероссийской выставки. Мамонтову в это время было пятьдесят пять лет. Он давно мечтал о создании частной оперы, первая попытка создания которой относится ещё к 1880году.
В труппу Савва Иванович набирал молодежь. Целью своей ставил пропаганду русского оперного искусства. Главным дирижёром оперной труппы был И.А. Труффи. Становилась «Русалка» Даргомыжского, «Фауст» Гуно, «Снегурочка» Римского – Корсакова и другие великие творения великих людей.
Но оперу Мамонтова постигла неудача, ему пришлось приглашать итальянских гастролеров. Так продолжалось несколько лет. Мамонтов верил, что придет час, когда он сможет, наконец, осуществить задуманную им программу пропаганды русского национального искусства, хотя навремя ему пришлось отказаться от руководства им же созданным коллективом. И лишь в 1896 году Савва Иванович вернулся к заветной мечте. Начало деятельности своей обновленной труппы он приурочил к открытию в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки. Была завершена постройка в Нижнем прекрасного театрального здания, которое было сдано в аренду известному сценическому деятелю Собольщикову – Самарину. Он искал солидную оперную труппу для театра и передал его на это время Клавдии Винтер. Винтер до поры до времени скрывала, что выступает от имени Мамонтова. Сам же Собольщиков – Самарин был поражен: такого богатства оформления он еще не видывал в своем городе.
Наконец состоялся первый спектакль оперной труппы – 1-ое действие «Жизни за царя» М.И. Глинки с Шаляпиным в роли Сусанина. Успех был ошеломляющий.
Шаляпин сразу же почувствовал разницу в атмосфере императорского театра и труппы Мамонтова. Здесь царили товарищество и взаимопомощь, каких молодой артист не встречал в Петербурге. Да и сам Савва Иванович Мамонтов поразил его. Не считаясь ни с какими затратами, он выписал из столицы лучших певцов и музыкантов, заказал художникам роскошные декорации и костюмы. Все предприятие было организовано с исключительным размахом. Правда, с коммерческой точки зрения первый сезон не оправдал себя – спектакли шли в полупустом зале, убытки Мамонтова исчислялись тысячами. Но и это его не охладило. Осенью он послал Федору Ивановичу Шаляпину предложение бросить казенную сцену и перейти в его оперу, которая тогда начинала свои выступления в Москве. Для того чтобы лучше узнать Шаляпина, Савва Иванович присутствовал на всех его репетициях, проявив себя настоящим ценителем и знатоком искусства.
Как – то Мамонтов в обращении к Шаляпину произнес: «А ведь Сусанин – то не из бояр!». Эти слова очень встревожили артиста, и роль была не просто спета, а сыграна. Вот откуда эти зрительские слезы, вот почему замер зал, вот почему кругом все померкло при первых звуках необычайного голоса Шаляпина. Мамонтов не хвалил и не бранил артиста, он приглядывался к его игре. Он точно угадывал, что в Шаляпине заключены огромные, не раскрывшиеся еще возможности, что ему нужны благоприятные условия для самораскрытия. И Савва Мамонтов дал возможность великому артисту раскрыться, найти себя.
Вот он приглашает Шаляпина в Москву. Условия были более чем приемлемы: ему предлагался круглогодичный оклад в шестьсот рублей в месяц, втрое больше, чем он получал в Мариинском театре. Шаляпин согласился без колебаний. И этот крутой поворот имел большое значение в его судьбе. Условия в частной опере Мамонтова для раскрытия таланта артиста были очень благоприятные. По воспоминаниям Федора Ивановича, Мамонтов сказал ему:
«Феденька, Вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если Вам нужны костюмы, скажите, - и будут костюмы! Если нужно поставить новую оперу – поставим оперу!» «Все это одело мою душу в одежды праздничные,- писал Шаляпин, - и впервые в жизни я почувствовал себя свободным,сильным,способным победить все препятствия».
Действительно, Мамонтову удалось собрать вокруг себя много талантливых людей. Дирижером в частной опере был Рахманинов, художниками – Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов; среди артистов – Цветкова, Ростовцева, Рожанский. А целью создания частной оперы была пропаганда творений «Могучей кучки»: Мусоргского, Римского – Корсакова, Бородина, произведения которых были тогда не в чести на казенных сценах. Они и составили основу репертуара оперы Мамонтова.
Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 года. Он исполнил партию Сусанина в опере Михаила Ивановича Глинки, ту самую, которую со слезами на глазах слушали нижегородцы. Пресса сразу же отметила его недюжинное дарование. Через несколько дней он исполнил партию Мефистофеля в «Фаусте» и заслужил громкий успех. Через два месяца имя его было уже на устах у всех московских театралов. Подлинная же слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского – Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в роли Ивана Грозного, но подлинно шекспировских высот достиг он в роли Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Петровича Мусоргского.
С легкой руки Саввы Ивановича Мамонтова Шаляпин был признан первым оперным певцом России. Дирекция императорских театров, недавно так легко расставшихся с ним, теперь не жалела средств для того, чтобы вновь заполучить Шаляпина на свою сцену. Пребывание в частной труппе Мамонтова можно считать и одним из ключевых эпизодов в биографии певца, важным для него не только в творческом, но и личном плане: летом 1898 года он женился на артистке Мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле Тарнаш.
Кто же такой Савва Иванович Мамонтов, так много сделавший для Шаляпина, первого голоса России? Выходец из старинного торгового рода, известного с 18 века. Промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Родился он в богатой купеческой семье в городе Ялутогорске, учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета.Получил хорошее образование.
Разбогател Савва Иванович на железнодорожном строительстве, был главным акционером железной дороги и ряда заводов. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. В своем подмосковном имении Абрамцево Мамонтов создал «приятный тип жизни». Здесь собирались виднейшие русские художники: Репин, Васнецов, Врубель, Нестеров. Непосредственно в мамонтовском кабинете в Абрамцеве Врубель создал знаменитую картину «Демон», а Васнецов задумал и почти закончил не менее известное полотно «Богатыри», Серов с дочери Мамонтова написал портрет «Девочка с персиками». Приезжавшие сюда художники чувствовали себя среди близких по духу людей и прекрасной природы. Они знали, что всегда могут рассчитывать на помощь и материальную поддержку хозяина. При поддержке Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивающие традиции народного творчества и ремесел. Позднее и сам Савва Иванович занимался художественной керамикой, а изделия мамонтовской мастерской продавались в Москве и были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1899 году, где получили золотую медаль. После смерти известного мецената в его усадьбе Абрамцево был создан музей, в котором разместилась принадлежавшая Мамонтову коллекция произведений живописи, скульптур, изделий из дерева и керамики. А имя этого великого человека, Человека с большой буквы, вложившего неценимый вклад в развитие русской культуры, в том числе и нижегородской, навсегда останется в памяти потомков.
Заяц-хваста
Рисуем тыкву
Для чего нужна астрономия?
Денис-изобретатель (отрывок)
Фокус-покус! Раз, два,три!