Ученическая исследовательская работа по литературе "Трудный поиск истины в творчестве поэта-земляка В. И. Карпочева"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_doc.doc | 105.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Елизаровская средняя общеобразовательная школа
Трудный поиск истины в творчестве
поэта-земляка Валерия Ивановича Карпочева
Выполнила:
ученица 9 класса
Леонова Наталья Вадимовна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Жирнова Светлана Юрьевна
с. Елизарово
2010г
Содержание работы
придуманные истории – темы второй книги стихов «Время греха»……………………………………………………………стр.11
Введение
Цель работы: сформировать своё представление об особенностях поэзии поэта-земляка В. И. Карпочева и показать возможности установления диалогических отношений с его лирическим героем.
Задачи:
Валерий Иванович Карпочев – автор четырёх книг, член Союза писателей России. Его стихи постоянно печатаются в центральных и областных газетах.
Он пришёл в поэзию из музыки, сейчас он автор многих песен о родном крае, солист ансамбля «Старая Гвардия». В торжественные дни в посёлке Сосновское звучит гимн, слова и музыку написал поэт Валерий Карпочев.
Самым главным направлением в его поэзии стала гражданская лирика. Даже личные его стихи гражданственны и публицистичны.
Стихотворным и песенным творчеством занимается со школьной скамьи. Печатался в центральных и областных газетах. Издавался в коллективных сборниках стихотворений «Голоса надежды», «Поклон земле Нижегородской», «Живи родник», «В минуты грусти и волненья». Автор книг «О том, что в сердце», «Время греха», «Осенние журавли».
Он смело откликается на события, происходящие в стране, и пишет будоражащие публицистические стихи, что в поэзии не так уж часто сочетается с тонким лиризмом, свойственным автору. И здесь живое слово не меркнет, только приобретает особую остроту
Гражданственность и публицистичность творчества В. И. Карпочева
Первый цикл сборника «О том, что в сердце» посвящён непреходящим святыням, дорогим сердцу каждого человека – темам Христа, веры, смирения, Божьей благодати, греха, прощения.
В стихотворениях «Глазами Христа», «Великая пятница», «Рождество», «Святки», «Путь на Голгофу» поэт просит прощения от всех нас у Господа за прегрешения, за все ошибки, которых мы столько наделали, и призывает «быть чуточку добрей, храня любовь с рождения до могилы».
Мне нравится особенно из этого цикла стихотворение «Душа у зеркала». Душа, собравшись в неведомые дали, вдруг заговорила с друзьями. Оно перекликается с более поздним стихотворением Валерия Ивановича, напечатанным в районной газете.
«Когда-нибудь я стану просто ветром,
И улечу в неведомые дали,
Но ворочусь однажды в час рассветный,
Жаль, что меня узнаешь ты едва ли», - пишет поэт.
Душа возвращается с утренней прохладой сиреневым настоем и прикасается к родной щеке невидимой рукою.
Заключительные строки стихотворения из этого цикла звучат грустно, по-есенински:
Вот и сейчас российский конь
Жуёт солому в грязном стойле
Под чью-то пьяную гармонь,
А сердце просится на волю…
Вспомнилось мне: «Пьют и плачут вдвоём с непогодиной, дожидаясь улыбчивых дней».
«Я впитал в себя боль» - так назвал поэт вторую рубрику стихов.
Лирическое «Я» звучит во всех стихах: «Исповедь», «Чужая боль», «Долг» и так далее. Во всех стихотворениях чувствуется присутствие поэта: Я и мы, каждое личное дело решается в связи со всеми и со всем.
Больно читать стихотворение: «Сердечная недостаточность».
Строчки жёсткие, так и бьют по сердцу слова крепкого мата (особенно после зарплаты). Горько читать:
Нечто же мы не люди,
Нечто мы просто - стадо?
Тяжело видеть, как в больницу попадает девушка «на грубых костылях, похожая на раненую птицу». («Несовместимость»)
Поэт призывает нас, «сорвав с себя паутину лени, сильнее стать как минимум вдвойне», но для этого нужны «крылья для полёта да взгляд, как утро, не колюч, а светел» («Заповедь»), ещё трудиться «не кое-как, а до семи потов». («Третья осень»)
В стихотворении «Чужая боль» Валерий Иванович даёт оценку своему творчеству, его назначению, размышляет о роли художника в жизни.
Я впитал в себя боль Пастернака
И с Ахматовскими слезами,
Будто сам в духоте барака
Мерил жизнь четырьмя шагами.
Он осмысливает поэтический труд как тяжёлый, требующий от человека быть сильным, вечно работать, быть готовым ко всему.
Интересен образ его поэтической птицы – поднебесной птахи, которая кричит, не изведав страха: «Я свободнее всех на свете!»
Стихи его не зарисовка бытового плана, а картина с большой, мыслью, обобщением. Они близки к разговорной речи, но этот разговор с самим собой, нелёгкое раздумье, а когда народ дико ржёт, наблюдая, как дерутся молодые женщины на базаре, что «трещат рукава у шуб», поэту и нам становится страшно. («Драка»)
Жалко и бабку Марью, проработавшую за гроши дояркой, и «грамот» полон у неё сундук. Ей утром невмоготу приподняться, она мечтает о прибавке к пенсии, горюет о сыне, живущем в городе, где «сплошная маета», и ведёт козу в базарный день куда-то, наверное, продавать.
«Корни» - третий цикл сборника.
Корни поэта в деревне, где пахнет молоком, где растут родные деревья. В словах «деревня» и «дерево» одинаковые корни. («Словесные изыскания»)
В стихах о деревне Валерий Иванович – тихий лирик.
Тема цикла задана самими названиями стихотворений: «В деревне», «Старый хутор», «Странная деревня» и другие.
Можно обратить внимание на близость раздумий поэта к настроениям стихотворений Николая Алексеевича Некрасова, Сергея Есенина, Николая Рубцова.
«Будто нищая старушка в грязь упала деревушка», и вспоминается бабушка Ненила, что просит у бурмистра Власа дровишек, чтобы починить избушку.
«Пахнет сдобой и пирогами», «Снегом крыши посеребрило», и видишь есенинскую «белую берёзу под моим окном».
Особенностью стихотворений о деревне является трагически-обострённое чувство Родины, её прошлого, настоящего и будущего. Поэт ощущает себя частью огромного мира божьего, а сердце крестьянской России бьётся в его родном Хуторе, куда он приходит весною по распутью раскисших дорог.
Светлое стихотворение «Старый хутор», хотя и печальное:
Тянет хлебом знакомо и веско,
И от этого в доме светлей.
А у Николая Рубцова:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Родной дом, горница, хлеб. Поле, скотина, покос - центр нашего крестьянского мира:
Будет горница полной чашей.
Будут гости за полным столом.
«Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе», - здесь выражена органическая связь человека с миром. В гармонической стихии деревенской жизни поэт нашёл неиссякаемый источник душевного умиротворения и красоты.
«Тебе» - таково название стихов следующего цикла.
Пронзительной нотой звучат эти стихи о любви – давней, несбывшейся и незабытой или обманчиво вечной, или хрупкой, непрочной. Он благодарен своей подруге за терпение. За то, «что она в жизни его посох!» И он бережёт это волшебное счастье. Вспоминает первую любовь:
В радости светлой, желанная, в горе ль
Дни пролетают твои?
И переулок со старыми вишнями,
Вспомнит не раз в час цветения пышного
Наши с тобою шаги…
Рассказывает о своей любви к учительнице, когда он терял дар речи у доски:
И когда мимо шла она,
Звонко цокая каблучками,
Начинал я сходить с ума,
Пол не чувствуя под ногами.
В стихотворениях, посвящённых деду, отражён важнейший момент духовной биографии поэта, выросшего в трудовой среде.
Он слышит голос деда своего, погибшего под Могилёвом в 1941 году, ласково называвшего своего внука Ванюшкой. А бабушку видит совсем молодой девчонкой, («Русская Ассоль») оставшейся солдаткой и ждущей сорок весен своего любимого:
Год от года холодней рассветы,
Сохранившей веру в чудеса,
Видятся за окнами все эти
Дорогие сердцу паруса.
В этих стихотворениях пронзительно звучат темы душевного беспокойства, прощания, смерти, памяти. Валерий Иванович Карпочев, всегда преданный своей земле, поёт «Гимн природе» - так называется подборка его стихов.
Мы слышим «в песне синицы дивный голос далёкой весны», попадаем, словно добрый Кай, в объятиях Снежной Королевы…», когда идёт первый снег, чувствуем связь времён в одноимённом стихотворении, к которому поэт взял эпиграф из Фета:
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Поэт твёрдо убеждён, «лишь красота связует тонкой нитью между собою полотно времён».
Самое свежее стихотворение Валерия Ивановича в районном вестнике – «Январская капель». Оно о Рождестве и Крещении, а заканчивается тревожно:
Уж скоро выйдет срок
отпраздновать Крещенье,
А в сердце неуют,
И я не знаю, как
Январская капель
рождает ощущенье
Того, что всё у нас
по-прежнему не так…
Последние части сборника названы так: «Теория относительности» и «Современная мозаика».
Многие стихи этих циклов очень личные, и повествование в них ведётся от первого лица:
Я лишь искра в ночи…
Я лишь солнечный блик…
Я дыхание трав…
Я сомневаюсь…
Я был совсем юнцом…(«Диалектика»)
Я услышал имя («Акростих»)
Любимый знак поэта – многоточие. Я думаю, что это указывает на какую-то незавершённость высказывания, на поиск. («Ситуация», «Картина», «Размышления о собаке»)
И мрачными уродливыми пнями
Нам будут петь ветра за упокой…(«Дерево»)
Его стихи пронизывают свет, но первый луч зовёт в постылую реальность («Я не люблю»), дни текут резиновые «Пилигрим» -
Жизнь унылая, как немое кино («Безвременье»)
«Говорим, говорим, говорила, тонут мысли в словесной рвоте» («Сколько можно?!»)
Стихи какие-то беспокойные, колючие, злые. Они написаны больше десяти лет назад, в них много боли, трудного поиска истины. Строчки его стихов бьют беспощадно:
Сколько можно себя жалеть,
Упиваясь своим уродством?!..
Грустно он размышляет над обидными несуразностями нашей жизни в стихотворении «С понедельника», «Вечер в день рождения» и другие. Как жить, как относиться к работе, семье, близким друзьям – мысли поэта улетают в мир сказочный:
Где оставит следы
Ночью маленький принц.
Стихотворение «Красная гора», единственное из этого сборника, которое он назвал балладой.
Красная гора – это местечко в Сосновском районе, недалеко от села Сурулово.
Баллада – это остросюжетная стихотворная новелла; для неё обязательно романтическое воспевание подвига: отряд русских ратников попадает в засаду, их всего двадцать. На двадцать дозорных – двести татарских супостатов:
И кинулись русичи в сечу,
Бесстрашно разя супостатов.
Расправив могучие плечи,
Под звон удалого булата.
И пал со словами молитвы последний русич:
«Не слышно ни крика, ни стона.
Лишь ветер косматые брови
Запутал в берёзках по склонам,
Что бурыми стали от крови –
И нынче родник тихо плачет
О ком-то хрустальной слезою». -
а люди приходят сюда, чтобы найти утешенье, почувствовать силу, вдохновение. Поэт чувствует, как река пробивает новое русло.
Любовь и боль, время греха, память крови, крестьянская жизнь, не
придуманные истории
В становлении поэта очень важной была и вторая книга, названная «Время греха». Эту книгу, как и первую, поэт композиционно строит из небольших стихотворных циклов, каждый из которых – отклик на какую-то определённую тему: о людях села, песни родной природе, любовь к женщине.
Он в гуще проблем, размышляет о судьбе людей: «Если моё слово кому-то поможет – буду, счастлив,» - сказал поэт на нашей встрече. Многие стихи этого сборника посвящены конкретным людям: друзьям, поэтам, учителям. Он остро чувствует чужую боль, искренне сострадает ей:
Человека выжали, как лимон,
Да выбросили на свалку.
Вот идёт вдоль посёлка он
Хмурый, большой и жалкий,
Будто с собственных похорон.
Одинокие старики, заброшенные деревни, всеми забытые, смиренно уходящие в небытиё, вызывают у него чувство огромной вины.
Прости меня, любимая страна,
Прости за то, что я родился русским.
В этой книге он не изменил избранным темам, глубоким житейским раздумьям, искреннему состраданию.
Любовь и боль, время греха, память крови, крестьянская жизнь, не придуманные истории – основные темы этой книги.
«Русь», «В Нижнем», «На большой Покровке», «Моя Земля», «Честь» - уже сами заголовки стихотворений говорят о многом:
Каждый человек – как солнце,
Вокруг которого сотни планет…
Далее поэт пишет:
И чем больше тепла отдаётся ближним,
Тем ярче божественный свет души,
И чище становится он, и выше
Заветных помыслов рубежи.
Много в его стихах христианской символики. Она органично вытекает из его понимания России. Для него Россия – это и кресты, деревянные с берёзовыми «руками» («Моя земля»), и «старинные» дома нижегородских «двориков», и алтарь порушенного храма («Отечество»), и терпение родного народа. В каждой строчке его книги огромная любовь и безмерная боль.
И в пору на всё ощетиниться зверем,
Или «по-черному» с горя запить
Только нельзя мне в Россию не верить,
Только нельзя мне её не любить.
Россия прошлая и Россия будущая соединены для Валерия Карпочева единой духовной нитью. Прошедшее для него не отвлечённые события, а часть его собственной духовной судьбы.
И верно знает только Иисус,
О чём сейчас невольно я подумал», - пишет он в поэме «Житие Иоанна Предтечи».
А с площади, как прежде – «На Москву!»
Зовёт нас Минин выручать столицу.
Поэт верит, что его голос будет для больной Отчизны «тихим колокольцем в неистребимом ожидании солнца»
«Осенние журавли» - третья книга поэта
Эта книга вышла в родном Сосновском, небольшим тиражом. В новой книге Валерий Карпочева есть такие строки:
Таит диковинное слово
Чуть слышный шелест спелых трав.
И в жаркий полдень на губах
Румяных ягод вкус медовый.
Слово, названное здесь диковинным, - это наименование речки, возле которой вырос автор. В самом заглавии – грусть утрат, тоска по улетающей красоте. Действительно, тема потери чего-то доброго и важного стала сквозной в сборнике. Решает её автор по-разному:
очень тепло, лирично, когда речь заходит о природе, русском селе, о дорогих людях.
В стихотворении, посвященном памяти бабушки, поэт пишет:
Жив человек, покуда память,
Как хлеб насущный, будет с нами.
Мне часто дом твой старый снится,
Где ты, верна своей привычке,
Пройдя босой по половицам,
На тёмной кухне чиркнешь спичкой.
«Живи в веках, Сосновая столица!» - восклицает поэт, улыбается, «как легко узнать при встрече сосновчан, едва распевно начинают «окать».
Поэт печалится о заброшенной деревне Глядково, где почти «не рождаются дети», «и вширь раздается погост». А бабёнка по-прежнему барина ждет. И только тоненький огонёк негаснущей надежды, которой должен зажечь в сердцах людей Господь. («Новогоднее»)
Грусть, нежность, ностальгия – таковы краски его стихов. («В кузне», «Зимняя дорога», «Русь жива»)
И в этом сборнике стихи колючие, насмешливые, злые.
Пляшет тощая, как свечка, жена пастуха – «Нюрочка» - Нюраша, платьице в горошек, после стакана, а потом
В магазине будет клянчить, хлебушка кусок «под запись». («Нюра»)
Грустные стихи поэта, написанные во время болезни, в районной больнице. («Утро», «Ожидание», « В больнице»)
Почему русские люди сами себе злодеи? Этот вопрос тревожит Валерия Карпочева. Он растворён в жгучей боли многих строк, рисующих разор села и «людских душ»: «Конец зимы», «Вторые руки», «Вася Буслаев», Валерию Ивановичу, человеку крестьянских кровей, хорошо удаётся выразить своё отношение к жизни через обращение к природе.
Природа близка к каждому, значит, поэт находит верный путь к сердцам читателей.
«Ель в пальтишке до колен поднимает свои оснеженные руки…», а «весёлые грачи на гнезде ставят вновь заплаты».
Знакома каждая тропинка,
И минул пусть немалый срок,
Я ничего забыть не смог…
Ах, ручеёк, моя слезинка. («Шилекша»)
Поэт чуток ко всему живому, ко всякому проявлению жизни, ему знакома «каждая тропинка», «где пьют ёлки – воздух чистый».
Гимном весне звучит стихотворение «В марте». Всё радует поэта: и солнце, и ручейки, и царственные берёзки ему «строят глазки».
Понравилось мне стихотворение-миниатюра «Жаворонок», построенное на сравнении пения птицы с «вечным зовом начинающей борозды».
Потом солнце ласково согревает землю, и весь мир наполняется любовью на «сотни лет, на сотни лет». («Пасхальное»)
В стихах о природе много олицетворений, эпитетов. Богата цветовая гамма, («бездонное небо», «пресветлый Китеж», «звездная», «сыпь», «терпкий воздух», «седая позёмка», «морозный блеск», и мир вокруг, «как чёрно-белое кино»).
А музыка его стихов завораживает: мы слышим звон колоколов, «живя надеждой изменить хоть что-то», вместе с поэтом лишаемся сна и «стучимся ветром в двери», слышим звуки треснутой скрипки, которой забивает гвозди пьяный плотник.
Звенят копыта, когда ночью идёт обоз, в окно стучится «горе, высохшим кустом», ворон бьёт крылом, «воет ветер в стебельках полыни», «скулит о чём-то чайник на плите», «стучится дятел в рыхлый бок сосны», «будто косточки на счётах, выводят сальдо воробьи», «бьют от стужи чечётку зубы», «вздыхает сугроб в глухом овраге», «река Серёжа ворчит на сонных перекатах», и мы слышим «тоскливый голос журавлей».
С музыкальным творчеством Валерия Ивановича я познакомился на одном из музыкальных школьных вечеров. В нём Валерий Иванович проносит непоколебимую любовь к России, к своему родному краю.
Одну из своих лирических песен Валерий Иванович посвящает своей родной деревне. Он постоянно и настойчиво вслушивается в биение народного сердца, в могучее дыхание своей малой родины:
Есть где-то места веселее и краше,
Но Родины нету милей.
Стоит на пригорке Виткулово наше
Среди золотистых полей. («Песня о Виткулове»)
Валерий Иванович испытывает переживания. На него неодолимо ложатся тревоги и заботы, слёзы и печаль, светлые и радостные мгновения его жизни. Все эти чувства он выражает в своих романсах. («Я так устал»)
Песни и романсы, написанные в миноре, своей лиричностью тревожат сердце и глубоко проникают в душу. («И стороной проходит день», «Осень», «Блюз»)
Очень понравились мне акварельные пейзажные зарисовки В.В. Ширыбанова, нашего местного поэта и художника. Задушевные какие-то, наполненные мыслью. Они хорошо иллюстрируют стихи поэта. Стихи его заставили меня видеть в названиях деревень, сёл, речек их судьбу («На Серёже», «Леонтьевский соловей», «Иржа», «В Константинове», «Шилекша», «Кишма»).
Стихи поэта осиротели бы без таких слов, как родина, родной дом, родное село, отчий край, родительский кров, посёлок милый, малая Родина, загадочная Русь, Россия. Осиротели бы как дети без матери и отца.
О стихотворении «Галчонок» из этого сборника мне хочется сказать отдельно. Это зарисовка с урока, где, на задней парте, «похожий на галчонка, взъерошенный, щупленький мальчонка сидит, щёку рукою подперев».
«Глаза его как две смешинки, а тетрадный лист сверкает белизной, хотя «уже урока скоро середина». Раскрывшийся мир ребёнка-«галчонка», «и кажется напрасною затея, ему пытаться что-то доказать».
В четвёртом сборнике, названном «Январская капель», поэт признаётся в любви к родному Сосновскому краю, и людям, живущим рядом.
Ведь несём мы по жизни с гордостью
Имя звонкое «Сосновчане»!
Главная тема этого сборника – тема родины, малой и большой великой России.
И не может быть малой Родины
Посредине большой России.
Любовь к Родине у Валерия Ивановича Карпочева строга и печальна. Это истинная любовь – русская любовь – жалость.
Не буду спорить, мало в час вечерний
В моих стихах руладят соловьи…
В других тонах поруганной деревне
Звучит моё признание в любви.
К этому сборнику он взял эпиграфом строки поэта Николая Рубцова, подчёркивая свою любовь к нему.
Вспоминает Сергея Есенина, ему снится рязанское село и «видится тихое Радово».
Улыбается утру сирень
Белозубой улыбкой Есенина.
Валерий Иванович счастлив, что он имеет честь быть земляком «поэта и гражданина Ивана Михалыча Рогова», о чём он говорит в стихотворении «И.М.Рогову в честь 90-летия».
Всех этих поэтов объединяет глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. И всё это они передают нам – в наследство, на память.
«Январская капель»
« Это талантливая книга», - пишет о ней Александр Фигарёв, член Союза писателей России.
Стихи этого сборника особенно музыкальны. Хочется петь их: «Не гони», «Обида», «Моё окно открыто в сад», «Перекрёстки судеб», «О Сосновском», «Вновь молчим.
Верю в чудо, люблю, говорю спасибо, влюблён, прощаю, дорожу. Мы как-то редко употребляем такие слова, а Валерий Иванович их не стесняется. Чувство любви и благодарности переполняет его.
И прикрикнуть бы встречному радостно:
«Здравствуй!»
Вот только бы до смерти его не испугать.
Валерий Иванович Карпочев принял участие в литературном конкурсе на лучшее поэтическое произведение в честь Дня Победы. В конкурсе принимали участие опытные поэты и ветераны-фронтовики. Всех удивило, что именно Карпочев – человек поколения, знавшего о Великой Отечественной войне только по книгам, кинофильмам и рассказам ветеранов, написал самые яркие стихи о войне, заняв в областном конкурсе первое место.
В его стихах о войне звучит правда, в них нет высоких громких слов. Они звучат не только от собственного имени, но и от лица людей, не пришедших с войны.
Поэт хочет угадать, о чём думал дед, когда уходил на фронт, «и как бы оно всё вышло, случись нам судьбу выбирать?»
И ему хочется на мгновение прижаться к дедовской щеке, «но с фотографии солдат глядит в глаза с грустинкой нежной, как будто в чём-то виноват». («Зависть»)
Часто поэт мысленно обращается к деду, которого не знал и не видел, стал старше которого.
Всё ждёт в душе моей мальчишки,
Когда с войны вернётся дед…
Обида, боль и тоска звучит в сердце «неходячего ветерана, бывшего Гвардии сержанта, которого пришла поздравить с Днём Победы «востроглазая девчонка», а у него на столе «ковш воды и пустой стакан». («Праздник»)
Трогает сердце стихотворение «Ивану Рогову»,
Идёт легко, ни разу не убит,
Домой с войны поэт и воин – Рогов…
У него даже есть поэма «Дядя Вася», посвящённая всем рядовым Великой Отечественной, дожившим до Победы. Эпиграфом к поэме Валерий Иванович взял строчки горьковского поэта Александра Люкина.
Я, матушка Россия,
С просьбой к тебе великой:
Будет ежели трудно,
Меня окликай…
Они перекликаются с рассказом о судьбе дяди Васи – фронтовике, вернувшегося с войны в родной «Металлист».
Вспоминается Василий Тёркин Александра Твардовского, который всё умел делать: на гармони играть, часы чинить, песни петь. А дядя Вася тоже никому не откажет в помощи:
К базару забить поросёнка,
Корову ль вдруг подлечить,
Иль валенки трети посёлка
К морозам добротно подшить.
И только людское «спасибо!»
Ему за благие дела…
Тем, кому выпало счастье живым возвратиться с войны, поэт благодарен:
Но помнит с любовью Россия,
И шапки пред ними долой!
Ты с нами наш дядя Василий,
Последней войны рядовой.
К 60-летию Победы были написаны новые стихи поэта, память о войне – это как душевная опора.
Говорят, что нашему времени не нужны стихи. А я думаю, чем тяжелее время, тем более его облегчает поэзия. Конечно, не любая, а только высокая, вызванная порывом души.
Когда к «бумаге подносят перо,
И не уснуть до самого рассвета
Затем, чтоб в ком-то пробудить добро,
Открыв его нехитрые секреты».
Как у Пушкина: «Бумага просится к перу, перо – к бумаге. Минута – и стихи невольно потекут…»
Стихи Валерия Ивановича Карпочева мне также близки, как и стихи Александра Сергеевича Пушкина, Николая Алексеевича Некрасова, Сергея Есенина, Александра Трифоновича Твардовского, Николая Рубцова.
У каждого было своё время. У всех – непростое. Но всегда Россия выживала благодаря тем, кто, несмотря ни на что любил её, сострадал ей и помогал. Творчество Валерия Ивановича Карпочева, поэта-гражданина нашей сосновской земли, находит всё больше почитателей, волнует, всё больше заставляет думать о жизни, размышлять о своей судьбе.
Список литературы:
М., 1974
5. Сборники произведений В.И. Карпочева:
6. «Поклон отчей Земле», статья Юрия Адрианова, члена Союза писателей России, председателя правления Нижегородского отделения Всероссийского фонда культуры. НН. 1993 г.
Ворона
Именинный пирог
Денис-изобретатель (отрывок)
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем кактусы акварелью