Сейчас мне столько лет, что я не могу сказать, что я взрослый, но я уже совсем не ребенок. Меня не касаются пока проблемы взрослых людей, но в то же время я часто думаю о том, кем хочу быть, что будет со мной. Также я не отказываюсь от детских игр, хотя ростом я догоняю папу. Но бывают минуты, когда я совсем не хочу быть взрослым. Я знаю, что я так беззаботен пока родители опекают меня. Я расстраиваюсь, глядя на утомившуюся мать и много работающего папу. Я часто спрашиваю сам себя: разве я расту для изнеможения и непременной спешки. И когда-нибудь я также буду исполнять свои обязанности. Я знаю, это, вне всякого сомнения, будет со мной, ведь как все создан природой. Мои обязанности расти, познавать, а потом обучать и воспитывать моих детей. Естественно я не знаю, кем я стану! Но мама меня очень любит вдохновляет и поддерживает. Почему?Потому что она всегда старается понять меня. Я занимаюсь танцами и возможно посвящу себя творческой профессии. Но я не вижу ничего плохого в профессии дворника. И это очень плохо, что люди вспоминают о них только в те времена, когда на улице грязь, а вот чистоту они не замечают. Я мог бы стать дворником, потому что считаю его труд очень важным и необходимым.
По моему мнению, большинство проблем взрослых людей придумано ими же. Для них слишком значима точка зрения другого человека. Я считаю, они должны быть самостоятельнее и свободнее. Возможно, я не прав, но когда-нибудь я повзрослею и войду в мир общественных условностей. Но я думаю, что всегда буду стоять на своем, мне кажется, что уступать - удел слабых.
Естественно никто не знает своего будущего, но я понимаю, что наши мамы с папами когда-то также ждали, хотели быть взрослее. Я мечтаю подольше не взрослеть, хочу скопить как можно больше позитивных ощущений, чтоб потом всю жизнь наслаждаться ими.
Вложение | Размер |
---|---|
repka.ppt | 1.94 МБ |
gbou_sosh.doc | 64.5 КБ |
Слайд 1
СКАЗКА НЕ ОБМАН, А ТАЙНА .ГБОУ СОШ № 292 Фрунзенского района
Исследовательская работа
"Как часто люди разных возрастов читают сказки.
Следует ли обращаться к сказке как к источнику мудрости. "
Выполнила :
Морозова Юлия
ученица 4 класса "В"
Руководитель :
Богданова Юлия Хусяиновна
г. Санкт - Петербург, 2013
Содержание :
1.Введение............................................................................................... 3
2.Актуальность моих размышлений и задуманного проекта............. 4
2.1. Выбор цели..................................................................................... 4
2.2.Задачи - шаги в достижении цели................................................. 5
3.Дневник исследования........................................................................ 5
4.Итог....................................................................................................... 8
5. Люди и материалы способствующие моему исследованию........... 9
6. Приложения
1. Введение.
Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Нам кажется, что это выдумки, небылицы, рассказики. Но на самом деле в этих простых рассказах заключена глубокая народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости и бесчестии. И бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти правильный выход.
Сказки - это вымышленная история со счастливом концом и обязательно победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно по этому читать сказки любят и дети, и взрослые.
Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в такой глубокой древности, что, определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего сказки сочиняли крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые не только детям, но и взрослым тоже.
Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх - и любая сказка заканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказок лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись, а рассказы сохранились, как клад полезных и поучительных знаний.
2. Актуальность моих размышлений и задуманного исследования.
2.1. Выбор цели.
Я очень любила сказки, когда была маленькой, потом подрастая, я выбирала их для чтения все реже. И вот недавно бабушка предложила мне прочесть сказку, я улыбнулась, но она мне сказала:"Нередко люди ошибочно полагают, что сказки представляют собой ценность только для детей. На самом деле сказки нужны нам всю нашу жизнь, потому что деликатно учат нас мудрости." Предложенную мне сказку "О Бледно - голубом"(приложение № 1) я прочла. И мне захотелось снова и снова пересказывать ее другим людям.
В моих размышлениях над этой сказкой мне помогла моя бабушка. Она предложила подумать над вопросами:"Как относился к себе герой сказки и как он себя проявлял в начале описанных событий?", "Что указывает на то, что отношение героя к себе изменилось ?"Я отвечала, что герой относился к себе плохо, он и внимания на себя не обращал. Бабушка посоветовала мне найти в словаре, что значит слово презрение. Ведь автор употребил именно это слово, рассказывая об отношении Бледно - голубого к себе. Он говорит, что его герой относился к себе с презрением(не осознавал своего таланта). У него была низкая самооценка. Ничего хорошего о себе он не знал, а мог бы узнать, пожелай этого, но такое желание ему не на ум не приходило. Зато у него рос опыт переживания страха и одиночества. Что указывает на то, что отношение к себе у него изменилось? В сказке говорится, что герой еще не знал : у окружающих изменилось к нему отношение и тем не менее, он испытывал счастье, ведь теперь сам к себе относился по-новому. После совершенного им поступка он точно знал, что нужен и что в нем есть смелость проявлять себя в деятельности.
Не могу не выразить моего неодобрения отношению красок к Бледно-голубому в начале сказки. "Что-то не так в их поведении......" - сказала я бабушке. Она согласилась:" Конечно, мы уважаем других за их достижения, за достойное проявление себя, но каждому можно помочь своей верой в него, верой в то, что он очень нужен в нашем мире." Вот бы больше людей в нашем обществе относились к себе и другим также мудро!
Мои, описанные выше, размышления повлекли за собой некие действия. "Что за прелесть эти сказки!"- думала я и спрашивала моих близких и знакомых о том, как часто они читают сказки и бывало ли так, что именно сказка навела их на какую-нибудь мудрую мысль? Из десяти взрослых людей восемь не читали сказок очень давно, двое читали недавно внукам. Все десять вспомнили про разбитое корыто из сказки о рыбаке и рыбке и считали, что эта сказка напоминает им о том, что быть капризным - это плохо. Я рассказывала им две авторские сказки «Сказка Бледно - голубом» и «История Осины». Они согласились с тем, что обе сказки напоминают им о ценности самоуважения, что в современном мире это качество считается очень важным, и добавляли: «… но никто еще не отменял ответственности за то, как ты относишься к другим!». Тут я им еще вопрос задавала: «Что для вас важнее: любить или быть любимым?» Мнения опрошенных разделились так: половина предпочла любить, вторая половина – быть любимыми. Я предложила всем прочесть выше названную сказку, а они заявили о своем намерении впредь читать и перечитывать сказки чаще. Такое проявление себя в кругу своих близких привели меня к мысли о том, что к сказке, как к источнику мудрости, можно привлечь внимание людей разных возрастов, и все они станут общаться со сказками по – новому: как с верными мудрыми друзьями.
Я рассказала своему учителю о моих размышлениях и первых результатах консультирования в кругу близких. Мой учитель понял меня. Она вспомнила фразу из сказки «Снежная королева»: «В жизни не всегда бывает как в сказке, но в сказке всегда бывает как в жизни!» и продолжила: «Сколько волшебных предметов есть в сказках, и в жизни есть много различных нанотехнологий и вещей, чудесно украшающих нашу жизнь, а много ли все они значат без человека-героя, берущего эти волшебные вещи в свои руки. Сказки напоминают современным людям о том, чтобы они становились героями своей жизни, героями нашего Отечества".
Я рассказала своему учителю о том, что у меня выросло желание проверить гепотизу:
"взрослея, люди все реже читают сказки и редко задумываются о том, что они - источник мудрости и деликатно учат нас как поступать в жизни". Сказала, что хочу увлечь моих одноклассников расшифровкой мудрых смыслов в тех сказках, которые нам читали в раннем детстве. Мой учитель поддержал меня и научил, как поставить цель моего исследования. Оказывается цель - это задуманный результат предстоящей деятельности. Еще мы с моим учителем говорили про задачи - шаги в достижении цели. И, наконец, она предложила создать творческую группу из одноклассников-единомышленников.
2.2. Задачи - шаги в достижении цели.
Мое исследование будет проходить в кругу моих одноклассников: узнаю часто ли мои одноклассники читают сказки и вместе определим, действительно ли сказка - источник мудрости.
Скажу, что раньше мы просто испытывали огромное удовольствие, путешествуя со своими любимыми героями, переживая с ними их приключения. Теперь зададимся целью найти спрятанную в сказке ценность.
1. Расскажу учащимся нашего класса о своей встрече со сказкой " История Бледно-голубого", о моих размышлениях про поступки героев этой сказки, о моих впечатлениях от опыта консультирования в кругу семьи и о задуманном исследовании.
2. Проведу анкетирование среди одноклассников "Любишь ли ты читать сказки?" (приложение № 2), " О чем ты любишь читать?" (приложение № 2). Поищу среди тех, кто разделяет мой интерес и предложу им стать сотрудниками.
3. Соберу творческую группу из заинтересованных учащихся для представления старой сказки на новый лад на уроке классного часа и представим ее одноклассникам.
4. Поведу итог исследовательской работы: что узнала, чему научилась, как в дальнейшем использую опыт?
3. Дневник исследования.
3.1. Рассказала "Историю о Бледно-голубом", о начале моего исследования в кругу семьи. Меня внимательно выслушали в классе, мне удалось заинтересовать одноклассников, они выразили согласие участвовать в опросе.
3.2. По результатам анкетирования "Любишь ли ты читать сказки?" выяснилось :
- "Да" ответили 80% (20 человек)
- "Нет" ответили 8% (2 человека)
- "Не очень" ответили 12% (3 человека)
По результатам анкетирования "О чем ты любишь читать?" выяснилось :
- 80% (20 человек) читают сказки
- 10%(человек) читают произведения конкретных авторов
- 7% (человек) читают комиксы
- 3% (человек) читают о животных
Итак, из данной диаграммы (приложение № 3) видно, что из 25 человек обучающихся в 4"В" большинство предпочитают читать сказки.
3.3. Собрала творческую группу из 5 человек. На сборе творческой группы поставила задачу: выбрать вопрос, ответ на который хотим поискать в сказках, предложила темы :
- Хочу поговорить об отношении к самому себе.
- Хочу поговорить об отношениях детей и родителей.
- Хочу поговорить про любовь.
- Хочу поговорить про преодоление препятствий.(приложение № 4)
По первому вопросу "Отношение к себе самому предложу обсудить авторскую сказку "История Осины" (приложение №5). В этой сказке героиня не знала себе цены и очень хотела быть похожей на ольху. Так старалась, что даже заболела. Ей помог солнечный лучик, который признался, что ему она нравится и сделал для нее открытие: она не хуже и не лучше других, и мир вокруг нее привлекательный.
По второму вопросу " Отношение детей и родителей" предложу представить сказку "Репка". Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку и дальше все, кто проживает в доме. О чем эта сказка? О крепкой связи всех домочадцев. Основной смысл этой сказки - предложение жить полной дружной семьей, потому что один человек ну ни как не осилит больших знаний и больших дел.
Желающих поговорить про любовь смогу поддержать тем, что расскажу, как замечательно повествует нам про любовь сказка "Аленький цветочек". В сказках есть много разных предметов - символов, которые помогают открыть нам смысл сказки. Важным "ключиком" к пониманию, о чем речь, является аленький цветочек. Говорится в сказке, что сорвать его позволено редкому человеку. Таким человеком и оказалась героиня сказки - Настенька. В русских сказках, чистая любовь творит чудеса, и в сказке "Аленький цветочек" произошло удивительное превращение лесного чудища в прекрасного принца.
Смогу поддержать и последнюю тему о преодолении препятствий. Предложу обратить внимание на то, как герои в сказках выбирают путь. Героям сказок предлагается выбор из трех путей, когда герой оказывается возле развилки, у камня который предлагает ему три дороги - три опасности: "Направо пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - голову потеряешь, налево пойдешь - и коня, и голову потеряешь". Третий путь заключает в себе первые два, и герой всегда выбирает самый трудный, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата нужны более трудные испытания.
При выборе темы приоритеты были у всех разные. Но большинство интересовала тема "Отношение детей и родителей" (приложение № 4).
Распределили ответственность в группе при подготовке к сообщению "Сказка не обман, а тайна". Каждый из участников моей группы получил определенное задание (приложение № 6).
Мое сообщение "Сказка не обман, а тайна" на примере сказки "Репка" (приложение № 7).
Каждый из нас нередко слышал слова "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Сегодня я хочу обратить ваше внимание на то, что сказка - не обман, а тайна. Каждый образ (репка, аленький цветочек, сапоги - скороходы...), каждый герой и сюжет - это особый ключик, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. От символа к символу, как по волшебному лабиринту. начнем движение к разгадке замысла сказки "Репка"(слайд 1). Репка в славяно - русской культуре - символ достояния и мудрости семьи. Если все вместе, всей семьей, никого не отделяя, принимая каждого как ценность, только так можно осилить большое дело, большое знание, большой достаток...
(слайд 2)"Выросла репка большая пребольшая..."В такой семье может вырасти, где бабка за дедку, внучка за бабку...все - одна команда! Позвал дед бабку, прибежала бабка - подчинилась, она первой помощницей мужу является. Позвала бабка внучку и та прибежала (поспешила отозваться согласием, поддержкой). Чему здесь можно научиться? Сплочению всех членов семьи для достижения цели. Упрямое непослушание, неподчинение указывает на то, что семья для этого человека не ценность и многого он в жизни не добьется. Даже если человек вдалеке от семьи, но она в его мыслях - это значит, что вся семья его силой поддерживает.
(слайд 3)Раньше я думала, что понимаю смысл слов - бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка, пра, пра...Готовясь к сообщению, мне попалась удивительная информация одного автора. Вот что он пишет: " У тебя двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прародителей и т.д. Если посчитать дальше, то увидишь, что теоретически за 1000 прошедших лет на земле жили 550 миллиардов твоих прямых предков. Это более, чем в 90 раз больше нынешнего населения планеты. В тебе воплощено все человечество. Все едино. И каждый уникален." В сказке "Репка" кроме мудрости о взаимоотношениях разных поколений есть важнейшая мысль о связи, единстве всех форм жизни и форм существования. Сказка "Репка" существовала в стародавние времена еще у славян. Творцом всех богов и всего сущего в представлении славян был Род. Славяне почитали его как главного бога. Теперь и мы произнося такие привычные для слуха слова: Родина, родители, родственники..., будем помнить про такой важный корень род в этих словах и про то, что и я, и ты, и он, и она - каждый часть всего живого на земле.
Теперь читая сказку "Репка" я сумею рассказать о большом значении семьи. Дружная семья с любой бедой справится, "любую репку вытащит".Расскажу. что в общем деле важен вклад любого, даже самого маленького его участника. Вы же помните. что именно после помощи маленькой мышки всей семье удалось вытянуть репку.
3.4. После данного сообщения задала ребятам вопрос "Изменилось ли у вас отношение к сказкам? Помогла ли вам сказка отыскать мудрый совет?"
Все ребята были единодушны в том, что у них совершенно изменилось отношение к сказке "Репка", что образно говоря, она для них теперь словно драгоценная шкатулка с сокровищами. А главное сокровище - это мысль о том, что каждый ценность и все мы единое целое - класс, народ, человечество.
Итог.
Конец делу - венец! Общими усилиями нашей творческой группы и всех, кто способствовал моей исследовательской работе, "вытащили репку" и все, кто был к этому причастен стали немного счастливее.
Мое исследование привело меня к следующим выводам: выдвинутая гипотеза верна.
- Взрослея люди реже читают сказки.
- Я, мои одноклассники и мои близкие изменили отношение к сказкам. Открытие мудрости, заложенной в них - это увлекательный процесс, ведь сказки - не оторваны от реальности, они хранители информации о русском народе, его обычаях. Мне кажется, что в сказках есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
Что нового узнала во время работы? Выделю главное:
- убедилась, что бабушка была права когда говорила, что люди ошибаются, считая, что сказки забава для детей;
- теперь я знаю точно, что надо верить в то, что сможешь сделать большое дело, надо напомнить себе "я смогу!";
- вокруг много людей, которые приходят тебе на помощь.
Будет ли иметь продолжение моя работа и стану ли применять приобретенный опыт? Обязательно продолжу. Может быть вместе с ребятами нашей творческой группы. Новыми открытиями будем делиться с окружающими.
Люди и материалы способствовавшие моей исследовательской работе.
1.Морозова Н.В. - моя бабушка
2.Богданова Ю.К. - мой учитель
3.Морозова Т.П. - моя мама
4.А.Лопатина, М.Скребцова "Вечная мудрость сказок"- Издательство" Амрита", 2007 г.
5."Батюшки. ру" - Детские сказки. Путешествия сквозь века
6.Проект "Живые сказки" - креативный директор О.Хамков
Хрюк на ёлке
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Машенька - ветреные косы
Филимоновская игрушка
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев