Реферат областного конкурса "Знание - сила", посвященного 150-летию со дня рождения М. К. Тенишевой.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_tvorchestvu_m.k._tenishevoy.doc | 323 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Стодолищенская средняя общеобразовательная школа»
«Несущая прекрасное людям»
Жизнь и деятельность Марии Клавдиевны Тенишевой.
Автор работы: ученица 11 класса
Кузьменкова Екатерина
Руководитель: Кузьменкова Т. А.,
учитель русского языка и литературы
п. Стодолище
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
Талашкино………………………………………………………………….7
Приложение............................................................................................17
Введение
Каковы судьбы русских меценатов конца ХIХ-начала ХХ века? Блестящи и трагичны. Все отдано России, и забвение в конце жизни. Далеко не безумные богатства, расчетливость, много просящих помощи и получающих ее. Жертвования и жертвы, и все во имя России. Такова и судьба княгини Марии Клавдиевны Тенишевой - общественного деятеля, коллекционера, меценатки, прекрасного художника – эмальера. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении.
Имя Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку. В культурной жизни России, с конца прошлого века и до самой войны Тенишева играла роль заметную и очень своеобразную. Ее личные дарования были многосторонни. Еще более широки были ее интересы, и в соответствии с этим ее деятельность коснулась самых различных областей, начиная с сельского хозяйства и кончая организацией русских спектаклей в Париже.
Имя Марии Клавдиевны Тенишевой связано со многими просветительными делами на благо России, но для нас оно более всего олицетворяется с тем, что вобрало в себя ёмкое и многогранное понятие «Талашкино». Так сложилась судьба, что М. К. Тенишева всю жизнь была тесно связана со Смоленщиной. Именно в Талашкине, благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М. К. Тенишевой, на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. А. Врубель, С. Б. Малютин, Н. К. Рерих, П. П. Трубецкой, И. Ф. Стравинский, С. П. Дягилев и др.
Для самой Марии Клавдиевны Талашкино было одним из самых дорогих её сердцу начинаний.
Биография и многогранная деятельность Марии Тенишевой в сфере русской культуры освещены в разных многочисленных исследованиях, но и до сих пор отдельные факты ее жизни и собственное художественное творчество еще недостаточно изучены.
Я считаю, что многие в России еще недостаточно знакомы с жизнью и деятельностью М. К. Тенишевой, ее образ по-прежнему сохраняет некую таинственность и загадочность. Мне кажется несправедливо забыть имя этой великой русской женщины, выдающегося деятеля культурной жизни дореволюционной России конца XIX - начала XX веков.
Актуальность данной проблемы является очевидной, потому, что она связана с одной из самых замечательных страниц в истории культуры нашего края. Мы не можем пройти мимо этого особенно сейчас, вступив в ХХI век, важно сохранить культурное наследие оставленное нашими предками. Особенно хочется обратить внимание на саму личность М. К. Тенишевой, ее жизнь, деятельность, отношение к искусству, отметить ее меценатскую деятельность роль в истории культуры города Смоленска.
Для меня эта тема оказалась актуальна и потому, что, живя на Смоленщине, не раз посещая музей «Русская старина», созданный М. К. Тенишевой, я, тем не менее, очень мало знакома с ее судьбой, особенностями её деятельности. Изучая жизнь и творчество М. К. Тенишевой, меня особенно заинтересовало ее сначала любительское увлечение, а потом уже глубоко профессиональное занятие эмалевым делом.
1. Детство
Драматические испытания преследовали будущую княгиню Тенишеву, начиная с самого момента ее появления на свет. Мария была незаконнорожденной дочерью некоего Клавдия Пятковского, однако с первых дней жизни носила другие отчество и фамилию и звалась Марией Морицовной фон Дезен. Поскольку на обстоятельства рождения девочки в семье было наложено негласное табу, неясной осталась даже точная дата рождения. Настоящая дата ее рождения опубликована в России была совсем недавно - 20 мая /1 июня/ 1858 года.
Отчим Марии был богатым и знатным петербуржцем и, как мог, старался не показывать девочке, что она неродная дочь. Впрочем, та рано поняла это сама – по отношению к себе со стороны собственной матери. Гувернанток и нянек у Марии в детстве хватало, а простой материнской любви, на которую вправе рассчитывать любой ребенок, – увы. “Дитя греха” не давало матери выкинуть из памяти то, о чем она предпочитала поскорее забыть. Страх перед матерью мешает полноте жизни, девочка трепетала перед ней. «Ее черные строгие глаза леденили меня… Мне было жутко…», - вспоминает Тенишева.
Так сложилось, что она не была любима в своей семье, и это наложило особый отпечаток на её тонкую и впечатлительную натуру. Испытывая острое чувство одиночества, она всем существом тянулась к природе и искусству, инстинктивно стремясь прикоснуться к тайне заключённой в них Божественной красоты. Первыми наставниками её были книги: она много и страстно читала, глубоко проникаясь содержанием книг и переживаниями героев. Любила поэзию, и особенно — Никитина и Кольцова, в стихах которых звучали близкие сердцу мотивы родной природы.
Одним из любимейших занятий Марии было созерцание произведений искусства — картин и скульптур. «Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках, пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья — картины... Проходили незаметные счастливые часы... Я думала: как это может человек сделать так, как будто всё, что я вижу, — настоящее, живое? Художники, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее? Насмотревшись, я убегала в свою комнату, лихорадочно хватаясь за краски, — но мне никак не удавалось сделать так же хорошо, как этим ''чудным'' людям, художникам», — вспоминала Мария Клавдиевна.
Первые уроки девочка получила дома, это было типично для дворянских семей, и в прошении 1910 года о зачислении в Московский археологический институт Тенишева написала: «домашнего образования». Уроки музыки ей давала гувернантка Софья Павловна, «безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось». Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы «На заре туманной юности», «Как сладко с тобой мне быть», «Не скажу никому».
Быстро подошло и время учебы. Девочку отдают сначала приходящей, затем полной пансионеркой в открывшуюся в 1869 году гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, «ко всякой серьезной деятельности». К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени. Сама Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также «… даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах учениц». Она преследовала цель не только дать девочкам специальные знания, но и воспитать в них патриотические чувства, нравственную основу для семьи и общественной деятельности.
Марией Клавдиевной все ценное, что она получила в гимназии, осознается позже, пока для нее - это смена обстановки. Она вдруг проявила резвость и даже непослушание. «Вначале я училась неровно, плохо: внимание отсутствовало». Русская история и естественные науки были её любимыми предметами.
2. Обучение в Париже
В возрасте шестнадцати лет Мария была выдана замуж за адвоката Р. Николаева. Девушку замуж выдали поспешно, за первого встречного претендента на хорошее приданое, за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого. Немудрено, что скороспелый брак оказался неудачным, не спасло его даже рождение дочери. Пока молодая мать нянчила свою девочку, стремясь окружить ее тем, чего сама была лишена в детстве, муж допоздна пропадал в клубах, просаживая в карты приданое жены.
Живя в атмосфере, чуждой каким-либо духовным и эстетическим запросам, не в силах более терпеть семейные неурядицы, Мария решилась на первый серьезный, самостоятельный поступок, почти немыслимый для благородной женщины конца XIX века, – будучи одаренной великолепным голосом, от которого все приходили в восторг, она однажды, вопреки желанию родных, принимает смелое решение — по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова едет в Париж обучаться пению.
Три года молодая женщина берёт уроки в частной студии известного педагога Матильды Маркези. В этот период она знакомится с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном, с актрисой Александрийского театра М.Г. Савиной, с великим русским писателем И.С. Тургеневым, который тогда жил в Париже.
Здесь, в Париже, в этом средоточии искусств, с новой силой вспыхивает её тяготение к живописи. Наряду с занятиями в вокальной студии, она начинает брать уроки рисования у французского художника Габриэля Жильбера, а впоследствии обучается в Парижской Академии Жюльена, в Петербургской студии Штиглица; пользуется советами русских художников Гоголинского, Репина и других. Отныне изобразительное искусство становится в её жизни ведущим.
А ещё глубоко в её сердце живёт мечта — «посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу»; она мечтает о том, что если бы у неё были средства, она отдала бы их на «крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное»... Так жило в ней предчувствие той большой задачи, ради выполнения которой она пришла в эту жизнь.
Между тем, получив образование у Маркези и став замечательной певицей, Мария Клавдиевна одно время подумывает об артистической карьере. Ей предложили перспективное турне по оперным сценам Франции и Италии. Какое-то время она выступает с концертами. Вот какие отзывы о её выступлениях публиковала пресса: «Слушая её... заслушиваясь и забываясь... вы слышите не только гармоничное, ласкающее слух и нервы пение, но... и живую, полную энергии, огня и страсти, а порой тихой грусти человеческую речь». «...Грациозная вибрация звуков — замечательная, поражающая своею тонкостью и нежностью».
Но однажды начинающей певице популярно объяснили, как тернист путь к славе. Русская певица была молода и красива, а нравы тогдашнего сценического искусства не многим отличались от нынешних. Мария жертвовать нравственными принципами не хотела. Но и попытки добиться успеха самостоятельно потерпели крах. Устроиться на профессиональную сцену никак не удавалось, привезенные из России скудные средства таяли на глазах.
Очень вовремя рядом с Марией оказалась подруга детства княжна Екатерина Святополк-Четвертинская («Киту») – женщина близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Именно она предложила вернуться на родину, сначала в смоленскую лесную глушь – в только что купленное ей имение Талашкино, а потом и в Петербург.
3. Деятельность М. К. Тенишевой в Бежице
После возвращения в Петербург происходит развод с мужем, не пожелавшим жить с “актеркой”. Дочь он забрал и отдал ее в закрытый пансион. Оставленная с мужем дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.
Мария не долго оставалась в одиночестве. На дружеской вечеринке она по обыкновению пела для гостей, а аккомпанировать на виолончели стал князь Вячеслав Николаевич Тенишев – крупнейший российский промышленник, субсидировавший строительство первого в России завода автомобилей, один из зачинателей электромеханического производства. Немалое состояние он создал исключительно благодаря своим незаурядным способностям и упорному труду. Князь Тенишев занимался также большой общественной и научной деятельностью, не чужд был и искусству — любил музыку, сам неплохо играл на виолончели. Это был очень сильный и волевой человек. Он был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ.
О лучшей партии Мария и мечтать не могла. Ее избранник был умен, образован, богат. Судьба наконец улыбнулась и ей, и весной 1892 они обвенчались. Встретив равного себе по внутренней силе спутника жизни, получив княжеский титул и состояние, Мария Клавдиевна постепенно приходит к тому делу, в котором смогли полностью реализоваться дарованные ей природою таланты, возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. И хотя родные мужа не приняли бесприданницу и неудавшуюся актрису, семейное счастье влюбленных это не омрачило.
После свадебного путешествия по Европе новобрачные обосновались в поселке Бежица под Брянском, где князь, активно занимавшийся предпринимательством, вступил во владение рельсопрокатным заводом. Княгиню Тенишеву поразило тяжелое положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие, темнота и безграмотность - на 28 тысяч жителей рабочего поселка одна школа с 400 учениками. В поселке шло почти поголовное пьянство и картежная игра. И над всем этим горстка инженеров и мастеров с непомерно большими окладами и мизерными интересами.
На Брянском заводе, к делам которого имел отношение князь Тенишев и где они прожили первые четыре года совместной жизни, состоялось «боевое крещение» Марии Клавдиевны на новом для неё поприще. Новоиспеченная княгиня, у которой теперь было много свободного времени и денег, решила сделать что-то полезное для простых людей. Вскоре в 1893 году поселке выросло двухэтажное здание ремесленного училища на 60 человек, оборудованное по последнему слову техники. За ним последовали дешевые столовые и магазины для рабочих, заводской клуб. Кроме того, Мария добилась еще и запрета на прием на работу малолетних детей.
Ничуть не смущаясь прозвищем «странной барыни» и сопротивлением чиновничества, Мария Клавдиевна убеждает руководство завода выделить рабочим пустующие земли для строительства домов; она же становится инициатором создания заводского потребительского общества — для того, чтобы все работники завода могли приобретать более дешёвые и качественные вещи и продукты. Однако всё это было не так просто осуществить.
Так промелькнули «четыре года кипучей деятельности и осмысленного труда». Любовь к России, которою пронизана вся жизнь Тенишевой, не была для неё красивой абстрактностью, она выражалась в деятельном сострадании к своему ближнему. Это было началом осуществления мечты Марии Клавдиевны о служении своему народу. «...Во мне сразу проснулась с такой неудержимой силой энергия и инициатива, что всё задуманное вчера на следующий день уже приводилось в исполнение».
Она открывает ещё одну школу — для девочек, где их обучали, помимо основных предметов, кройке и шитью; училище при филиале завода в Екатеринославе.
4. Меценатская деятельность М. К. Тенишевой.
В Петербурге, где затем поселяются Тенишевы, около них собирается круг любителей искусства. Их дом на Английской набережной стал средоточием многих интересов. Одно время он был центром музыкального Петербурга: здесь выступали знаменитости, цвет музыкальной культуры. Однажды сюда был приглашён П.И.Чайковский — Мария Клавдиевна пела для композитора его романсы, которые были любимейшими в её репертуаре. Исполнять романсы Чайковского было для неё «настоящим наслаждением». Чайковский был восхищён её пением, сам аккомпанировал, и они музицировали без конца...
Но более всего дом Тенишевых привлекал художников. В 1891 году Мария Клавдиевна познакомилась с И.Е. Репиным, и это имело для нее исключительное значение, она включается в активную меценатскую деятельность. Первым начинанием в этом плане явилась организация в собственном доме бесплатной рисовальной студии по подготовке талантливой молодежи для Академии художеств, которая открылась 16 ноября 1894 года. Руководил ею И.Е. Репин. Ему помогали А.А.Куренной, П.Е. Мясоедов, Д.А. Щирбиновский. В студию поступали те молодые художники, которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов в Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу И.Е.Репина для многих прошел через студию. В 1897 году Тенишева, опять же при содействии И.Е. Репина, открыла рисовальную школу в Смоленске.
Атмосфера студии была наполнена творческим горением, спорами об искусстве, а желающих заниматься было больше, чем могли вместить её стены. Среди тех, кому “Тенишевская школа” дала путевку в жизнь, были Бруни, И. Билибин, З.Серебрякова, Остроумова-Лебедева.
В 1897 году Тенишева, опять же при содействии И.Е. Репина, открыла рисовальную школу в Смоленске.
Чуть позже, в самый канун ХХ века, Мария Тенишева вместе с другим знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым финансировала журнал “Мир искусства”. Мария Клавдиевна не только финансировала это издание, но и совместно с С.П.Дягилевым приняла самое деятельное участие в разработке его направления. Рождение этого журнала, как и творческого объединения художников с таким же названием, было связано с появлением новых тенденций в русской живописи, со стремлением «уйти от отсталости российской художественной жизни», «от упадочного академизма». Организаторы «Мира искусства» часто собирались на петербургской квартире Тенишевой и горячо обсуждали актуальные проблемы художественной жизни России. Журнал, который, как писал Рерих, «поднял знамя для новых завоеваний искусства», просуществовал до 1904 года.
Помощь и поддержка, моральная и материальная, оказываемая М.К.Тенишевой русским художникам, — это одна из самых замечательных страниц её жизни. В разное время она помогла художникам Баксту, Сомову, Врубелю, Бенуа, Трипольской, Малютину и другим.
Семейная жизнь Тенишевых не была безоблачной. Две сильные натуры, не отличавшиеся кротостью нрава, порой ссорились. Вячеслав Николаевич не одобрял, например, дружбу жены с художниками, считал некоторые из ее финансовых проектов излишними. Тем не менее, он не только предоставлял ей деньги, но и был духовной опорой в жизни.
5. Культурно-просветительская деятельность М. К. Тенишевой. Талашкино
Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. В 1893 году Тенишева уговорила Екатерину продать ей Талашкино, в котором когда-то сама возродилась к жизни после своего парижского фиаско. Управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы. Отныне летние месяцы они проводили здесь, среди чудесной природы, в кругу друзей — художников и музыкантов. Часто устраивались большие прогулки, музыкальные вечера. Сюда приезжали А.Бенуа, В.Васнецов, М.Врубель, К.Коровин, В.Поленов, В.Серов, Н.Рерих и др.
Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве — «родом» из Талашкино.
Но, как это было и раньше на Брянском заводе, Тенишева не могла остаться равнодушной к жизни окружающих её простых людей. «Как-то совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве, — вспоминала она. — Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них». Чтобы помочь крестьянину в его вековечной борьбе с нуждой, Мария Клавдиевна избирает путь просвещения.
В 1894 году Тенишевы покупают у разорившейся помещицы Красноленской хутор Фленово около Талашкино и открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу — с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Тенишева много размышляла о постановке образования в России. Основательно изучив этот вопрос, она отказывается от традиционной системы преподавания и создаёт школу нового типа. Основой всякого образования Мария Клавдиевна считала нравственное воспитание и главную роль в этом деле отводила личности учителя. И потому она с особой тщательностью подходила к вопросу подбора педагогических кадров. В школу были приглашены также опытные специалисты по сельскохозяйственному делу. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.
Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью — от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь «подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных», способных к созиданию. Главным методом воспитания в этой школе было обучение трудом. Работа на участках, где высевались хлебные и кормовые культуры, на ферме, в саду, дежурство на кухне, починка школьной мебели и ремонт помещений — всем этим занимались сами школьники. Помимо огородничества, пчеловодства, маслоделия, сельские дети обучались ремёслам и рукоделию.
В организации школы исключались всякие любительские мотивы. Были приглашены учителя, закончившие специальные учебные заведения. Первые учителя, Панковы, преподавали также детям игру на балалайках, а при создании оркестра был приглашен профессиональный музыкант, выпускник Петербургской консерватории, участник андреевского оркестра народных инструментов В.А. Лидин. Для занятий с учениками в школьных мастерских были приглашены опытные мастера: столяры, резчики по дереву, гончары, а для обучения девочек рукоделию- искусные швеи, вышивальщицы, кружевницы. Секреты мастерства ученикам передавал цвет тогдашней художественной России: Врубель, Серов, Васнецов, Нестеров, Бенуа, Коровин, Рерих, Поленов.
Вскоре находившийся неподалёку от Талашкина хутор Флёново превратился в школьный городок. Было выстроено новое школьное здание (сохранившиеся до наших дней) с удобными классами, библиотекой и учебно-вспомогательными помещениями, для детей-сирот выделено общежитие, мастерские, фруктовый сад, озеро с запрудой и купальней, театр и многое другое. А впоследствии на территории школьного городка появился сказочный домик-теремок, созданный по индивидуальному проекту художника С.В.Малютина.
В Талашкине всячески поощрялись и развились художественные наклонности учащихся.
Вполне закономерно, что из Талашкинской школы и мастерских вышли не только отличные мастера кустарного дела, но и художники. Так, например, первоначальные навыке живописи и рисовании получил здесь А.П. Самусов и весьма одаренный А.П. Мишонов, оба ученики С.В. Малютина.
Кроме того, княгиня организовала оркестр народных инструментов, детский хор, студию художественного слова. Возник в Талашкине самодеятельный театр(200 зрительских мест!). В его постановках творилось все тоже большое и радостное, чем жила и дышала эта удивительная колония энтузиастов обновления старины. Тенишева отлично понимала большое воспитательное значение театра, особенно деревенского. Участниками самодеятельных спектаклей в Талашкинском театре выступали не только учащиеся школы и мастерских, но и мастера, художники, учителя, окрестная молодежь. Ставились в театре небольшие пьесы, произведения Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова. «Сказку о семи богатырях» Тенишева написала сама и часто выступала в качестве актрисы на местной сцене. Иногда устраивались концерты. Все это было бесплатно так, как показывалось крестьянам. Так воплощалась мечта о создании «идейного имения».
Школа была особой заботой Марии Клавдиевны. Где бы ни находилась Тенишева — в Петербурге или за границей, — она продолжала работать для школы, постоянно продумывая её работу и внося всё новые усовершенствования. Для своего любимого детища Мария Клавдиевна жертвовала всем — средствами, временем, домашним покоем. «Ничто не могло отвлечь меня от этого дела, которое я считала важным, даже святым».
Со временем Тенишева при школе учредила художественно-промышленные мастерские: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания. Заведовал ими художник С.Малютин.
Чем глубже вникала Мария Клавдиевна в суть искусства Древней Руси, тем яснее для неё становилось, что именно в этих образцах неугасимой красоты, неотделимых от жизни народа, кроется ключ к возрождению народных художественных ремёсел. Это и было главным в её практических поисках, когда она приступила к созданию своих учебно-художественных мастерских — столярной, резной, керамической, красильной, рукодельной и мастерской для работ по эмали. Задуманные вначале как учебные, мастерские вскоре вышли за эти рамки и превратились в художественно-промышленные.
Среди изделий столярных мастерских большое место занимали балалайки с росписью на деках. Знаменитые художники — Репин, Рерих, Врубель, Коровин — предлагали свои рисунки для росписи балалаек. Больше чем кто-либо сделал таких росписей сам Малютин. В его виртуозных рисунках как бы оживляются с детства знакомые образы былин и сказок. Также расписывалась мебель, сундучки. К производству привлекались и местные умельцы. Только вышивкой занимались 2 тыс. крестьянок.
Красивые и недорогие изделия своих мастерских Тенишева пыталась противопоставить той мещанской безвкусице, которая захлестывала тогдашний быт не только малоимущих слоев населения. Она организовала в Смоленске выставку изделий талашкинских мастерских, где можно было купить или заказать любую из выставленных вещей. С этой же целью в 1901 году в Москве в Столешниковом переулке был открыт магазин талашкинских кустарных изделий «Родник», на витринах, прилавках и складе которого постоянно имелся самый разнообразный выбор всего того, что производилось в мастерских.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже экспонировалось 14 талашкинских балалаек, расписанных К.А. Коровиным, А.Я. Головиным, М.К. Тенишевой, С.В. Малютиным и М.А. Врубелем, росписи которого привлекли наибольшее внимание. Врубель с удивительным артистизмом расписал для Тенишевой несколько балалаек на сказочный сюжет, щедро украсив их растительным узором, в чем-то схожем с его орнаментальными росписями в боковых приделах Владимирского собора в Киеве. На выставке Мария Клавдиевна получила целый ряд заманчивых предложений о продаже своих музыкальных экспонатов. Но она такую сделку отклонила и передала все балалайки в талашкинскую «Скрыню».
6. Увлечение искусством эмали
С Талашкином связано начало большой творческой деятельности М.К.Тенишевой в области эмальевого дела, в котором она достигла высокой степени совершенства и приобрела заслуженную известность.
Ещё во время своего обучения пению в Париже Мария Клавдиевна, посещая музеи, восхищалась эмалями древних мастеров. Археологические раскопки, в которых она участвовала, навсегда определили её интерес к этой области искусства. Не долго думая, сама Тенишева тоже занялась созданием шедевров, видимо, вспомнив авансы, которые выдавал ей ее парижский учитель месье Жулиан. Она решила возродить старинное искусство эмали, к концу XIX столетия в России почти забытое.
Начав «на ощупь» самостоятельные опыты с эмальевым делом, Мария Клавдиевна увидела, что ключ к обновлению этого забытого искусства лежит в том, чтобы найти новые краски для эмалей. В Талашкине была обустроена мастерская с муфельной печью. В результате упорных поисков и длительных опытов Тенишева создала новую палитру красок — более 200 оттенков. По большому счету, это научный подвиг не только художника, но и ученого-химика. Больших успехов она достигла в технике выемчатой эмали — когда эмалью заполняются углубления, выдолбленные на поверхности металлических изделий. Этот старинный способ не практиковался с XIII века. Целеустремленность этой женщины была поистине удивительной: «заболев» эмалью, Тенишева дни и ночи проводила в своих мастерских возле печей и гальванических ванн, а затем отправилась в Париж доучиваться у всемирно известного ювелира Рене Лалика. И удовлетворилась только тогда, когда прославленный мэтр заявил русской княгине, что ему больше нечему ее учить.
И действительно, Мария Клавдиевна была замечательным художником-эмальером. Среди ее работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых). В течение ряда лет она работала над диссертацией «Эмаль и инкрустация», которую с золотой медалью защитила в 1916 году в Московском археологическом институте.
Она сумела стать одним из лучших мастеров Европы, получить статус почетного члена Римского археологического общества, а также членство в нескольких европейских академиях. В начале XX века ее работы можно было встретить на многих крупных международных выставках в Париже, где они получили единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки), в Италии — родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге. Сегодня они украшают фонды Русского музея в Санкт-Петербурге.
Около 30 лет М. К. Тенишева занималась эмальерным делом. Она считала эмаль ни с чем не сравнимой по красоте и благородству отраслью искусства. Оно приносило ей и огорчения, и высокое удовлетворение. Современники высоко оценивали творчество Тенишевой, платили ей любовью и признанием. Это поддерживало ее, особенно в последние годы жизни, когда, несмотря на тяжелую болезнь, княгиня вынуждена была работать на заказ.
Некоторые работы М. К. Тенишевой представлены в приложении.
Среди них пластина "Заморские гости", выполненная по эскизу Н. К. Рериха. Очень выразительна шкатулка "Петух", отлитая из бронзы. В ее украшении художница использует более 12 оттенков эмали. Сказочно наряден переплет альбома из частного собрания в Париже с изображением птицы Сирин и крупных фантастических цветов.
Цветные снимки дают возможность видеть, что Тенишева блестяще владела разными техниками эмальерного дела, свободно сочетая эмаль с деревом, металлом, костью, кожей в оформлении, как плоскостных поверхностей, так и сложных скульптурных композиций.
7. Собирательская деятельность М.К.Тенишевой
Еще одним увлечением М. К. Тенишевой стало коллекционирование. М.К. Тенишева была
крупнейшим коллекционером. Часто выезжая с мужем в Европу, Тенишева скупала там все, что позволяли средства князя: западноевропейскую живопись и скульптуру, китайский фарфор, иранские ковры, японскую гравюру. В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и западноевропейской графики. Ценность этой коллекции определяется и тем, что рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого собирательства и только после тенишевского опыта в России стали коллекционировать графику. Тонкий вкус и великолепное знание живописи помогали ей пополнять свои собрания лишь отборными образцами искусства. При этом ею двигало также стремление охранить эти сокровища от забвения, расхищения или порчи. Все свои коллекции Мария Клавдиевна старалась сделать предметом всеобщего обозрения, сделать их доступными как можно большему числу людей. Её коллекция акварелей и графики, имевшая целью показать историю развития западноевропейской и русской акварельной живописи и рисунка, была одной из лучших в России.
В середине 1890-х годов Мария Клавдиевна совершает поездки по старинным русским городам, которые раскрывают перед нею всё очарование старины, неизвестный ей прежде мир старинной русской утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и прочих чудес, произведенных на свет безвестными мастерами и пылившихся в ветхих амбарах и на полутемных чердаках. Путешествия были в Ярославль, в Ростов, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Кострому, Сергиев Посад, Углич, Новгород, Псков.
Тенишева знала и видела, что вокруг по городам и селам, по монастырям и храмам, по деревенским избам и погостам таились, а чаще всего просто гибли несметные сокровища, созданные русским народом. Мария Клавдиевна обратилась за добрым советом и к помощи тех, кто имел отношение к изучению истории России и памятников ее материальной культуры. Первым откликнулся профессор - археолог В. И. Сизов, основатель Исторического музея в Москве, участник археологических раскопок знаменитых Гнездовских курганов под Смоленском. Сизов обратил внимание Тенишевой на чрезвычайно интересные этнографические ценности, сохранившиеся в Смоленской губернии, особенно в ее отдаленных, глухих деревнях. Советы ученого решили многое. Тенишева окончательно посвятила себя поискам, изучению и собиранию русских древностей и народного искусства. Так было положено начало коллекции русских древностей, разросшейся вскоре до размеров целого музея.
У Тенишевой родился еще более грандиозный план – создать своего рода очаг народной культуры, “фольклорный заповедник”, в котором можно будет растить новые поколения художников и мастеров. «Скрыня» — так вначале назывался музей русской старины. Это старинное русское слово, которое нередко употреблял и Н.К.Рерих, по своему значению близко слову «ларец» и означает хранилище, скрывающее некое сокровище. А сокровище, собранное в «Скрыне», было немалое: каждая коллекция — будь это старинные рукописи, иконы, изделия из металла и дерева, стекло, керамика, вышивка — отличалась полнотой и обилием, которым не было аналогов.
По поручениям Тенишевой неутомимый Барщевский - доверенное лицо Тенишевой по поискам и приобретению уникальных предметов и целых коллекций русских древностей, составитель и хранитель поначалу еще скромной талашкинской «Скрыни», снова и снова колесил по России, наведываясь в заповедные места и добывая редчайшие, поистине бесценные экспонаты для музея.
Примерно к 1898 году талашкинские сундуки, чуланы, чердаки и прочие закутки, по свидетельству самой Тенишевой, оказались заполненными несметными богатствами. Это прежде всего шедевры живописи- уникальные иконы «старого пошиба», первопечатные книги, от объемистых фолиантов, до миниатюрных изданий. Здесь были собраны удивительные образцы народной резьбы и росписи по дереву: украшения крестьянских изб- их наружный декор, внутреннее убранство избы (столы, лавки и скамьи, висячие шкафчики, стоячие шкафы для посуды, сундуки, ларцы, шкатулки, ложки), керамика в ее великолепном многообразии, от простых гончарных поделок, до высокохудожественной майолики, в виде хитроумно разрисованных, иногда с назидательными надписями печных и декоративных изразцов 16,17,18 века. Это и крестьянская одежда, особенно женская, настолько убедительная в цветовых и конструктивных решений, что в ней ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, не разрушив неповторимо трогательной ее красоты. Неотразимое впечатление производили собранные в большом количестве разнохарактерные головные уборы крестьянских девушек и замужних женщин (из Смоленской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской и других губерний). Среди металлических изделий привлекли внимание чеканные серебряные, позолоченные и медные братины 17 века с богатым звериным и растительным орнаментом, чеканные медные кумганы 17 века, медные старинные подсвечники, оловянные сосуды 18 век, оковка деревянных сундучков прорезным железом, кресты, большие железные замки с орнаментом «в прорезь» 18 век.
К этому надо присоединить старинные серьги золотые с жемчужинами, серебряные с эмалевой росписью, изображающей птиц 17 век, некоторые с яхонтовыми бусами или золоченые со стразом (поддельным алмазом) и жемчугом, с подвесками в виде листиков и цветков, с бирюзой и голубыми камнями 18 век.
В развернутой экспозиции и частично в фондах «Русская старина» насчитывалось около восьми тысяч номеров, значительная часть которого относится к этнографии и народным промыслам крестьян Смоленской губернии.
Впоследствии в этом музее Мария Клавдиевна размещала и лучшие изделия талашкинских мастерских. Здесь были представлены также находки из курганов Днепровской поймы на Смоленщине. В этих археологических экспедициях участвовала сама княгиня и другие археологи, в том числе и Рерих.
8. История коллекции М. К. Тенишевой
В 1903 году, овдовев, княгиня получила право распоряжаться состоянием покойного мужа. И начала с того, что русскую и зарубежную графику (500 работ) подарила Русскому музею. В их числе — картины Серова, Врубеля, Бенуа, Малютина, Билибина, Поленова, Рериха. Свою огромную художественную коллекцию, которая оценивалось в несколько миллионов рублей она преподнесла в дар Смоленску, купив участок земли в центре города и выстроив там здание для музея.
Однако смоленской коллекция стала не сразу. В Смоленске тенишевский музей открылся в разгар буйных событий 1905 года. В городе происходили революционные выступления. М. К. Тенишева закрыла свою школу во Фленове и Талашкинские мастерские и переехала в Смоленск. Здесь у нее возникли серьезные опасения за целость экспонатов музея, которому угрожал разгром. Такая попытка нападения на музей была уже предпринята.
В 1905 году после появления первых прокламаций с призывами жечь “дома буржуев” основательница музея перебралась вместе со всеми экспонатами в Париж. В 1907 году Тенишева по приглашению французского правительства представляет свою коллекцию в Лувре, где она вызвала настоящую сенсацию: редчайшие иконы, русский фарфор, резьба по слоновой и моржовой кости, коллекция царских одежд, расшитых золотом и серебром, украшенные жемчугом кокошники, исторические реликвии.
Французы не сомневались, что все привезенные шедевры объедут музеи мира, после чего экспонаты разойдутся по частным коллекциям. Однако надеждам мировых аукционных домов не суждено было сбыться: Тенишева, как и обещала, вернула в Смоленск все экспонаты, поставив городским властям три условия. Первое: собрание навечно останется в Смоленске. Второе: ни один экспонат ни при каких условиях не будет передан в другие музеи. И, наконец, третье: дарительница оставляла за собой право пополнять экспозицию новыми работами и содержать ее за свой счет. Эти условия неукоснительно выполнялись до октября 1917 года.
В 1911 году Тенишева официально передала в дар Смоленску знаменитый, первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». На торжестве, посвящённом передаче музея, приветственное слово от Института зачитал Н.К.Рерих. Мария Клавдиевна мудро рассудила: «Храмы, музеи и памятники строятся не для современников, а для будущих поколений. Нужно отбросить личную вражду, обиды, всё это сметётся смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине. Я ведь всегда любила её, любила детей и работала для них, как умела».
Ключи от музея «Русская старина» Мария Клавдиевна преподнесла на декоративном блюде, украшенном ею дарственной надписью, выполненной в технике выемчатой эмали: «Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию и да пребудут во веки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского...»
Княгиня удостоилась звания почётной гражданки Смоленска, а одна из улиц города была названа Тенишевской. В честь этого события была выпущена также медаль с изображением М.К.Тенишевой.
Тенишевская коллекция была очень велика. Но, к сожалению, часть коллекции исчезла разными путями: украдена, уничтожена, утеряна. Вещи из Талашкина, картины, мебель разграблены еще в 20-е годы.
В годы Великой Отечественной войны оккупанты вывезли из Смоленска в Вильнюс 11 вагонов музейных ценностей. В марте 1943 года из фонда смоленских музеев были вывезены археологические коллекции, фарфор, хрусталь, майолика, образцы резьбы по дереву, картины, редкие ткани, произведение скульптуры (35 ящиков); древние книги и гравюры (11 ящиков); древние иконы (4 ящика). Часть этих коллекций были позднее обнаружена и возвращена в Смоленск, но многие экспонаты пропали. Все что оставалось в городе расхищали. Такова судьба бесценных сокровищ, которые собирала для нас М.К. Тенишева и ее помощники.
Революция застала Марию Тенишеву во Франции, откуда на родину она уже не вернулась. Купив под Парижем участок земли, названный «Малым Талашкиным», княгиня не бедствовала, потому что нашла себе новое дело – наладила обучение детей эмигрантов эмальерному искусству, придумывала костюмы к русским балетам. Работала неустанно, изумляя окружающих трудолюбием, до самой смерти, наступившей в 1928 г.
Похоронили ее на парижском кладбище Сен-Женевьев де Буа, как и многих знаменитых соотечественников, которых также выгнали на чужбину.
В 1930 г. в Праге ученики Марии Клавдиевны восстановили и издали ее диссертацию, в 1933 г. во Франции была опубликована ее книга «Впечатления моей жизни» (у нас – в 1991 г.). В 1950-е гг. ее знакомые передали Смоленску драгоценности, оставленные княгиней перед отъездом в Париж. Удивительное дело – честь и достоинство: даже в голодные военные годы они не посягнули на то, что было доверено, не присвоили ни одного предмета, указанного в описи, составленной самой владелицей!
Добрая память о меценате и собранная коллекция произведений искусства остались на родине.
9. Выводы
Если попытаться кратко выразить то, чем была наполнена жизнь Марии Клавдиевны Тенишевой, то, пожалуй, наиболее полно существу её натуры ответит понятие созидательства. Именно так — «созидательницей и собирательницей» назвал её Н. К. Рерих. Она с одинаковым рвением создавала школы и музеи, собирала коллекции произведений искусства, окружала исключительной заботой нуждавшихся в поддержке художников, жертвовала на всевозможные стипендии, научные исследования. Многое, очень многое сделала княгиня Тенишева для своей Родины, которую страстно любила, и недаром современники называли её «гордостью всей России».
М.К. Тенишева сыграла большую роль в русском искусстве конца ХIХ — начала ХХ века. По размаху ее деятельность близка С.И. Мамонтову, С.П. Дягилеву. С ними она была не только знакома, но и сотрудничала.
В Талашкине открылась замечательная страница жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и этнографических коллекций. На протяжении почти четверти века, начиная с 1893 года, Талашкино являлось крупнейшим художественным центром России, сыгравшим огромную роль в истории русского искусства. За всем этим стояла княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, организатор и руководитель этой большой работы. Она и сама была прекрасной художницей: не только рисовала, но, основательно изучив историю и технику эмали, специализировалась в эмальерных работах, тем самым, возродив древнее и забытое искусство. Здесь заполнялась знаменитая «Скрыня» - вначале так называли талашкинцы созданный Марией Клавдиевной историко-этнографический музей «Русская старина».
Судьба щедро одарила Тенишеву общением, дружбой со светлейшими умами эпохи — Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия…
Будучи человеком состоятельным, меценаткой М. К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших русских журналов начала двадцатого века “Мир искусства”. Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта.
Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции. Умерла в 1928 году в Париже. Похоронена на кладбище Сэн-Клу.
III. Заключение
Работа над данной темой значительно расширила мои знания в вопросах культуры Смоленщины и вообще России. Я узнала много интересных фактов из жизни одной из замечательнейших женщин России – Марии Клавдиевны Тенишевой. Щедрость души княгини М.К.Тенишевой в служении благородному делу, задуманному в юности, не знала пределов, энергия казалась неиссякаемой, а решительность – всепобеждающей.
Эта великая женщина смогла в полной мере проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора- просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.
Я надеюсь, что материал, собранный мной позволит хоть в какой-то степени привлечь внимание моих сверстников к необходимости изучения огромного наследия Тенишевой, заинтересует в более глубоком знакомстве с этапами жизни и деятельности этого талантливого человека.
Мне кажется, что я только слегка соприкоснулась с интересной и насыщенной жизнью княгини Тенишевой, а это значит, что работа в этом направлении будет мной продолжена. Так как я интересуюсь искусством, то для меня будет интересно более подробно познакомиться с коллекцией, собранной М. К. Тенишевой и хранящейся в музее «Русская старина». Так же в ближайшее время я планирую посетить музей в Талашкино и своими глазами увидеть место, прославленное Тенишевой. Я думаю, что это будет интересно многим, кто интересуется деятельностью Тенишевой и историей русской культуры.
Также хочется надеяться, что имя М. К. Тенишевой не будет забыто ее потомками, потому что люди, столько сделавшие для своего Отечества, не должны им быть забыты, не должны быть забыты своим народом, ради которого все это делалось.
Список литературы
«Искусство», 1991 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
"Заморские гости". Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.
Кожаный переплет с металлической пластиной, украшенной выемчатой эмалью. Вензель из букв "НКР" - инициалы Николая Константиновича Рериха.
Незаконченная пластина.
Бронзовый сундучок, на крышке которого изображен сюжет, перекликающийся с народными сказками. Художница использовала не менее десяти тонов эмалей.
Шкатулка "Петух". Двенадцать оттенков эмалей покрывают эту небольшую скульптурку со всех сторон. Разноцветная эмаль прекрасно сочетается с белым жемчугом.
Пластина с изображением стилизованной совы.
Бронзовые подсвечники на две и одну свечу.
Картуш двери. 1911
Авторские копии блюда и солонки с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II во время посещения им смоленского музея "Русская старина" 31 августа 1912 года.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Пустой колос голову кверху носит
Сорняки
Мальчик и колокольчики ландышей
Два плуга