Антонимы. Виды антонимов. Анализ произведений омских поэтов.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_erlana_1.doc | 66 КБ |
Городской фестиваль творческих проектов
«Держава»
«Антонимы в считалках, загадках, частушках омских поэтов»
Секция:
«Литературное творчество народов Омского Прииртышья»
Выполнил: Пшембаев Ерлан Маратович,
ученик 53класса
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Руководитель: Васильева Елена
Анатольевна, учитель нач. классов
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Омск-2013
План:
а) антоним (словарь С.И.Ожегова);
б) способы образования антонимов;
в) виды антонимов;
г) антитеза и оксюморон
-2-
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что белое более отчетливо воспринимается на черном фоне, выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее темной ночью, Гулливер кажется могучим великаном рядом с лилипутами, но в стране великанов сам становиться беспомощным карликом.
Резко противопоставленные явления и понятия воспринимаются более остро, чем неконтрастные. Это свойство психики человека обычно учитывается в музыке, живописи, литературе. Именно это свойство русских слов и привлекло меня при выполнении моей работы «Антонимы в считалках, загадках, частушках Омских поэтов».
Цель работы: узнать часто ли Омские поэты используют антонимы при создании считалок, загадок, частушек
Для достижения этой цели мы поставили задачи:
-3-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Если мы обратимся к словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова, то прочтем: «АНТОНИМ – слово, противоположное по лексическому значению другому слову. Термин употребляется в языкознании. Например, светлый - темный». Антонимы образуют антонимические пары, то есть пары слов, противоположных по значению.
Мы провели исследование и обнаружили, что антонимические пары встречаются практически во всех частях речи (за исключением местоимений). Например, ложь-правда (существительные), быстрый - медленный (прилагательные), хорошо - плохо (наречия), молчать - говорить (глаголы), один - миллион (числительные), предлоги (в- из), частицы (да - нет), междометия (здравствуй- прощай).
Если исследовать способы образования антонимов, то можно обнаружить, что антонимы могут быть образованы путем:
Отсюда делаем вывод, различают антонимы разнокорневые, или лексические (смех - слезы), и однокорневые (приехал - уехал).
В художественной речи для большей выразительности нередко используются в роли антонимов слова в иносказательном, переносном или символическом значении, например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин)
Слова волна – камень, стихи- проза, лед- пламень в своих прямых значениях не являются антонимами, но в произведении А.Пушкина выступают как образные противопоставления.
Антонимы такого типа, обладающие противоположным значением только в данном тексте, называются контекстуальными антонимами, или окказионализмами (остальные антонимы будем считать языковыми).
Также можно заметить, что если перед нами многозначное слово, то и антонимы у одного и того же слова будут различны. (Это явление в русском языке называют внутренней антонимией).
Докажем:
Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий ветер – знойный ветер
Свежий журнал – вчерашний журнал.
Бледный луч – яркий луч
Бледное лицо – румяное лицо
бледный рассказ – интересный, запоминающийся рассказ.
И наоборот, антонимическими могут быть целые группы синонимов. Например, смелый, храбрый, отважный, мужественный, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый - противоположны группе: боязливый, пугливый, трусливый.
Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон.
Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
Оксюморон – это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
-4-
Свойство контраста было известно еще нашим далеким предкам, об этом говорит древнее русское народное творчество.
Целью моей работы был изучение не всего русского фольклора, а только его части – пословиц, поговорок, загадок и частушек, и употребление здесь антонимов, поэтому обратимся к практической части моей работы, которую я составил, изучая устное творчество.
-5-
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЧАСТУШКИ.
Замуж выйдешь- как придется.
Не придется песни петь,
Будешь голосом реветь.
Как живая говорит.
Холостой идет гуляет,
А женатый дома спит.
Ты, гармошка венская!
Милый любит городскую,
А я деревенская!
Виктория Багринцева
СЧИТАЛКИ.
Два – другой денёк пришёл.
Остальные не спешили
Три, четыре – дни решили:
В обгонялки не играть,
Друг за дружкою шагать.
Пять, шесть, семь – они успели
Путь пройти к концу недели.
Александр Распопин
ЗАГАДКИ.
Домик родной,
Все дружно живут,
Как их зовут.
Маргарита Удовиченко
И сердце заводное,
А на лице торчат одни усы.
И день и ночь
Идут без выходного
Александр Распопин
-6-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, если анализировать употребление антонимов в произведениях Омских поэтов, то можно сделать следующие выводы:
И наконец, чтобы быть разносторонним человеком, грамотным и образованным, нужно изучать богатейший запас русского языка, который богат не только антонимами, но и синонимами, омонимами.
-7-
ЛИТЕРАТУРА.
-8-
О чем поет Шотландская волынка?
За еду птицы готовы собирать мусор
Кто чем богат, тот тем и делится!
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Яблоко