Опыт работы по проектированию профессионального и жизненного пути: осознание интересов, склонностей, способностей и целей; перспектив саморазвития, инвентаризация достижений.
Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществление рассматривается нами как перспектива личности. Именно в жизненных целях личности выражена «концепция собственного будущего».
Вложение | Размер |
---|---|
планирование карьеры | 1.45 МБ |
Мотивационно-ценностные установки и жизнеутверждающие стремления школьников в ОУ | 74.13 КБ |
Направление: Социальное и психологическое здоровье школьника.
«Мотивационно-ценностные установки
и жизнеутверждающие стремления школьников в ОУ»
Автор работы: | Калин Александр Дмитриевич 9 класс «Г» МБОУ «СОШ № 34», г. Кемерово. |
Научный руководитель: | Киселёва Екатерина Николаевна, педагог-психолог, учитель технологии МБОУ «СОШ № 34». |
Кемерово 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Образ « Я », образ жизни и психическое здоровье. 1.1.Временная перспектива и секреты уверенности в себе………………….8
1.2.О движущих силах природы в ребёнке………………………………….11
Глава 2. Исследование уровня гармоничности образа жизни
Школьников.
2.1. Исследование образа жизнедеятельности старшеклассников………….13
2.2.Исследование базовых стремлений школьников………………………...14
2.3. Эффективность деятельности волонтёрского объединения «Маячок»
по пропаганде здорового образа жизни………………………………………17
Выводы…………………………………………………………………………21
Использованная литература………………………………………………….22
Введение
Здоровье населения является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны, стратегическим потенциалом национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Здоровье – одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания.
Проблема человека, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив, должны стать стержневым компонентом образования, а образовательное учреждение - стартовой площадкой для формирования его жизненного успеха, карьеры. Карьера – успешное продвижение в любой деятельности. Несомненным фактором успешного жизненного самоопределения ребёнка должно быть как физическое, так и психическое его здоровье.
По словам известного философа Ральфа Эмерсона, мерой психического здоровья служит склонность во всем искать положительное. Эмоциональное состояние счастья, привычку мыслить светлыми категориями можно вполне сознательно и систематически развивать. Психологи убеждены в том, что ощущение счастья вызывают не объекты, а идеи, мысли, взгляды, которые человек может сам генерировать и развивать, независимо от окружающих условий. Исследователи также доказали, что оптимистические настроенные, жизнерадостные люди, как правило, преуспевают в жизни значительно чаще, чем пессимисты. Когда мы счастливы, то мыслим лучше, работаем успешнее и чувствуем себя более здоровыми.
Нет уверенности в завтрашнем дне? Но бороться с этим, как это ни парадоксально, надо, начиная с поиска самого себя, собственного самоконтроля и адекватной самооценки. Именно так намного легче отыскать выход из самого затруднительного положения и помочь другим людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» /8/.
Воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к своему здоровью как базовой жизненной ценности. Важно помочь подрастающему поколению понять свои способности, возможности самостоятельного влияния на собственное будущее, продвинуться им в плане своего личностного развития. Важно помочь ребятам правильно ориентироваться в любых обстоятельствах, быть внимательными ко всяким признакам изменений в себе, окружающих людях и самой жизни. И на основании этих знаний умело прогнозировать будущее, использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы и быть активным творцом своего здоровья и своей жизни.
Поэтому, задачу школы мы видим в создании условий для формирования личности, обладающей высоким уровнем информационной компетентности и сформированными компонентами, необходимыми для сохранения и развития здоровья, успешной социализации и адаптации на современном рынке труда. Непрерывность и постоянность развития человека должна быть обеспечена на всех этапах его жизни созданием условий, возможностей и механизмов САМОопределения, САМОразвития и САМОрегуляции.
Понимание себя, поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни делают реальным и осмысленным поиск своего будущего - необходимое условие гармоничной, успешной и здоровой жизни.
Существующая система образования, несмотря на сформированный опыт здоровьясбережения школьников регионального уровня, продолжает оставаться фактором риска для здоровья школьников. Актуальность работы определяется несформированностью у различных категорий учащихся (одарённых детей и учащихся группы социального риска) мотивационно-ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни.
Из противоречия вытекает проблема, которая заключается в необходимости актуализации знаний по пропаганде здорового образа жизни, вовлечении учащихся группы социального риска в культурную и общественную жизнедеятельность образовательного учреждения. Актуальность решения проблемы в условиях озабоченности мирового сообщества здоровьем подрастающего поколения выбор темы моего исследования «Мотивационно-ценностные установки и жизнеутверждающие стремления школьников».
Цель исследования: определение степени оптимальности соотношения мотивационно-ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни и их реализации в жизнедеятельности школьников.
Объект исследования: учащиеся группы социального риска.
Предмет исследования: базовые стремления личности и жизнеутверждающие тенденции школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования мотивационно-ценностных установок на успешность, здоровье и здоровый образ жизни будет результативным, если в образовательном учреждении:
- осуществляется пропаганда здорового образа жизни в системе «сверстник - сверстнику»;
- ликвидированы противоречия между системой обучения и базовыми потребностями личности.
- используются формы, методы и средства формирования отношения к здоровью как базовой жизненной ценности, необходимой для успешной самореализации в обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы приоритетные подходы к формированию мотивационно-ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни.
2. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность деятельности волонтёрского объединения «Маячок» по пропаганде здорового образа жизни.
3. Сформировать мотивационно-ценностные установки участников образовательного процесса на ведение здорового образа жизни, к развитию и самореализации своих возможностей.
4. Изучить удовлетворённость родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения по вопросам здоровьесбережения и социализации школьников.
Методы исследования. Теоретические - анализ философской, социологической, психолого-педагогической отечественной литературы, изучение опыта по проблеме исслеодования; изучение документов Российской Федерации, определяющих политику государства в области образования и сохранения и развития здоровья учащейся молодежи. Эмпирические, диагностические — опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Амелина Станислава Александровича» г. Кемерово.
Сроки исследования: сентябрь 2011 г. — февраль, 2013 г.
Этапы исследования. Исследование планируется в три этапа.
Первый этап (сентябрь - декабрь 2011 г.) - организационно-поисковый.
1. Исследование состояния проблемы в науке и практике.
2. Выявление путей и средств формирования успешности школьников.
Второй этап (январь – декабрь 2012 г. г.) — исследовательский.
1. Ознакомление с развивающими программами и технологиями развития личности, направленными на формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, умений, навыков, деятельности по сохранению и развитию своего здоровья;
2. Формирование учащимися волонтёрского объединения мотивационно-ценностных установок участников образовательного процесса на ведение здорового образа жизни, к развитию и самореализации своих возможностей.
3. Отработка механизмов эффективного вовлечения подростков группы социального риска и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в общественную и культурную жизнь.
4. Выявление в стиле жизнедеятельности школьников признаков здорового образа жизни.
Третий этап (январь – февраль 2013 г.) — заключительно-обобщающий.
1. Систематизация и обобщение результатов исследования.
2. Оформление результатов исследования.
3. Прогнозирование путей дальнейшего развития школы.
Критерии и показатели успешности формирования жизнеутверждающих тенденций, проявляющихся в стиле жизнедеятельности школьников признаков здорового образа жизни. Познавательный аспект: знания школьников о своём здоровье и здоровом образе жизни. Эмоционально – волевой аспект: сформированность приёмов самоконтроля психоэмоциональных состояний, навыков саморефлексии, самоконтроля и саморегуляции поведения; умение школьника разрабатывать режим дня, режим питания, режим двигательной активности; сформированность ценностных установок, позитивное отношение к занятиям физической культурой, спортивно-массовой деятельности. Деятельностный аспект: наличие в поведении школьников признаков здорового образа жизни; показатели двигательной активности; участие в оздоровительных мероприятиях, в социально-значимых проектах, культурной и общественной деятельности; активизация научно-исследовательской деятельности школьников по сохранению и развитию здоровья.
Прогнозируемые результаты
• организация системы мероприятий по формированию культуры здоровья;
• сформированность осознанного отношения к здоровью как базовой жизненной ценности;
• рост жизнеутверждающих стремлений выпускников школы к сохранению здоровья, саморазвитию и самореализации.
Глава 1. Образ « Я », образ жизни и психическое здоровье
1.1. Временная перспектива и секреты уверенности в себе
Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «я». Способность к осознанному выбору жизненного пути, образ жизни в настоящем в этом возрасте тесно связаны с формированием такого психологического качества, как «образ «я». «Образ «я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности. На развитие представлений о себе оказывают влияние различные факторы: семья, общение со сверстниками, взрослыми, средства массовой информации и т.д. Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и ожидания, представления по поводу будущего придают настоящему в сознании человека определённую ценность, осмысленность. Представления старшеклассника о своём будущем обеспечивают смысловую и временную перспективы личности.
Критериями сформированности «Образа «я» являются: в когнитивном плане – полнота, дифференцированность, системность знаний о своих психофизиологических и психологических ресурсах; в эмоциональном – адекватность самооценки и принятие себя; в регуляторном – способность к самоконтролю над своей поведенческой и психической активностью. «Образ собственного Я» меняется в лучшую сторону путем накопления знаний о себе, практического опыта. Чем выше доля правильных положительных представлений человека о себе, тем беспроблемнее его жизнь. Таким образом, «образ «я» служит ядром, на котором формируются образ жизни, ведущие мотивы личности, в том числе и ценностные установки к собственному здоровью как базовой жизненной ценности.
Распознать логику внутреннего и окружающего мира - это основной компас познания. Внутренний мир должен стать для человека таким же важным, как мир, в котором он живёт и действует. Время, потраченное на самопознание, самовоспитание, самоорганизацию и самосовершенствование, обязательно окупится хорошим самочувствием и высокой работоспособностью на долгие годы жизни. Необходимо духовно-нравственное преображение нашей природы.
Познание окружающего и своего внутреннего мира, осознание своего единства с окружающим миром может быть условием гармоничной жизни, не только счастья, но и важного его слагаемого – здоровья.
Человек – творец своего здоровья! Чтобы обладать физическим и душевным здоровьем, иметь здоровые семьи и здоровое общество, каждый человек, независимо от пола и возраста, должен с уважением относится к самому себе и другим. Если мы себя уважаем, если в ладу с собой, то нам нет нужды принижать и подавлять других людей.
«Факторы, способствующие здоровью: оптимизм, труд, творчество, любовь, радость жизни, стремление к искусству, красоте и самосовершенствование сознания. Единственно здоровое состояние человека: 1) человек получает удовольствие от жизни; 2) воспринимает проблемы как интересные задачи; 3) считает, что естественные отношения между людьми – это любовь, радость общения и сотрудничество /9/.
«Мерой психического здоровья служит склонность во всём искать хорошее, мыслить светлыми категориями, категориями успеха. Никогда не поздно сделать своё пребывание на белом свете веселее и радостнее! Оптимизм – мироощущение, проникнутое верой в будущее, в успех, склонность во всём видеть хорошие, светлые стороны. Оптимистически настроенные, жизнерадостные люди преуспевают в жизни значительно чаще, чем пессимисты.
В человеке заложен инстинкт успеха. Успех приходит к тем, кто мыслит категориями успеха. Всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Желание достичь успеха в жизни, карьере представляет собой обычное состояние человека, имеет своеобразный биологический смысл /8/.
Поэтому большое значение психологии не просто в получении результатов диагностик психической деятельности человека, а в использовании их для дальнейшего его развития и саморазвития. Важно помочь человеку научиться жить, правильно мыслить, т.е. понять себя, определить свои достоинства характера, отношение к себе и к окружающему миру, найти своё место в жизни.
В отличие от философов психологу важно не только понять сущность психического здоровья, психологической гармонии, но и научиться измерять эти характеристики. Результатом попытки решения этой задачи является пакет методик «Гармония» кандидата психологических наук О.П. Моткова.
В нем шесть методик, направленных на изучение гармоничности различных компонентов базовой личности человека. Базовая личность - это природный каркас, задающий основные стремления и жизненные ориентации человека. Базовые стремления универсальны - одинаковы у всех людей, но степень их выраженности, узор их соотношений индивидуальны, что зависит как от генетических, так и от внешних факторов. Психологическая гармония - оптимальный баланс между «положительными» и «отрицательными» стремлениями личности. На бытовом уровне это – согласие с собой, людьми и миром, внутренняя уравновешенность, соразмерность желаний и действительности /9/.
Важно, что любые мотивационные личностные образования имеют двойственную, полярную природу: в нас запрограммированы стремления, как к «добрым», так и к «злым» проявлениям. Пакет методик «Гармония» О.И. Моткова показывают высокую эффективность в исследовании старшеклассников. Методика «Образ жизни» позволяет определить локусы дисгармонии и гармонии в образе жизни учащихся. С помощью методики «Базовые стремления» можно определить силу этих стремлений, степень их реализации в поведении, самоощущение обследуемого. Самооценка силы и степени осуществления базовых стремлений составляет существенный компонент Я - личности, в котором систематизируется и обобщается состояние её изначальных, природных потребностей.
Через их осознание и интеллектуально-культурную переработку, можно помочь каждому человеку найти более гармоничные пути их удовлетворения в соответствии с внутренними и внешними факторами. Эти методики помогают раскрыть перед человеком возможность психологической самопомощи с целью гармонизации психического состояния, образа жизни, ценностных установок на здоровье как базовой жизненной ценности и т.п.
1.2. О движущих силах природы в ребёнке (автор - известный Учитель, почётный член Российской Академии образования Ш.А. Амонашвили).
«Современные знания природы ребёнка, основных сил его психики дают возможность строить определённую модель о процессах проявления личности, понять стремления ребёнка.
Первое стремление – это есть стремление к развитию, природное состояние ребёнка; развитие прирождённых возможностей происходит в процессе противоречий и преодоления трудностей. Ребёнок сам ищет в окружающей его среде трудности, чтобы преодолеть их. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребёнка как стихия, чем и объясняются его шалости, неразумные и опасные затеи. Этим объясняются также духовные и познавательные запросы ребёнка. В дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем, может быть, не будет доведено до совершенства или даже утеряно, если в школе не будут созданы условия для развития этого стремления.
Второе стремление – это стремление к взрослению. Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они уже есть. Страсть к взрослению сначала незаметно сопровождает страсть к развитию, но постоянно усиливается и начинает влиять на все сферы жизни ребёнка. К дурным привычкам взрослых и дурному влиянию взрослых ребёнок поддаётся тогда, когда в его непосредственной среде близких (родных, учителей, одноклассников-товарищей) он не находит удовлетворения своей природной страсти, перед которой, как перед стихией, он один бессилен.
Стремление к взрослению есть гарант Природы, что из ребёнка может состояться нравственно и духовно чистый, умственно развитый, сознательный и с чувством долга и ответственности человек для общества. Однако условием того, чтобы гарант этот оправдался, является качество процесса образования. Отсюда требования к взрослым, творящим этот процесс: общение с ребёнком на равных, постоянное утверждение в нём личности, проявление доверия, поручение дел взрослых, установление сотруднических взаимоотношений, возложение долга и обязанностей. Надо помочь ребёнку почувствовать себя взрослым там, где он ещё вовсе не взрослый, а ребёнок. На это искусство общения способен педагог, который работает на принципах гуманно-личностной педагогики.
Третье стремление – это стремление к свободе. Ребёнок проявляет её с раннего детства. Ребёнку не нравится постоянное и открытое опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений, нравоучений и т.д. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия взрослыми этой страсти, постоянно возникают конфликты. Понятно, что детям нельзя дозволить всё. Вседозволенность губительно может сказаться на их судьбе. Но запретительная педагогика, все меры наказания являются результатом пресечения стремлений к взрослению и свободе.
В гуманно-личностном педагогическом процессе закон принуждения может быть нивелирован, ибо в нём создаются условия для приглашения и удовлетворения базовых стремлений ребёнка, дальнейшего его развития и становления как личности» /1/.
Глава 2. Исследование уровня гармоничности образа жизни школьников
2.1. Исследование образа жизнедеятельности девятиклассников
Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся человеком, самостоятельно или совместно с учителем, система адаптивно необходимых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешно реализовать своё жизненное предназначение. Или другими словами, это оптимально организованный человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию.
Методика «Образ жизни» позволила определить локусы дисгармонии и гармонии в образе жизни девятиклассников. Большое внимание уделялось изучению соотношения силы стремлений (оценка степени интереса к определённому виду занятий) с уровнем их осуществления в поведении (оценка затрат времени на соответствующее занятие). С помощью данной методики изучается степень гармоничности образа жизни человека.
Все 12 представленных в методике адаптивно необходимых линий жизни, видов деятельности (занятий) равноценны по значимости. Они разбиты на полярные пары. Каждый член такой пары (например, преимущественно умственные и преимущественно физические занятия) является позитивной характеристикой, объективно необходимой для поддержания оптимального функционирования человека.
Учащимся, у которых обнаружен низкий или средний уровень гармоничности образа жизни, следует провести беседу, в которой на примерах показать жизненную необходимость ведения более гармоничного образа жизни. Нужно разъяснить, как реально можно распределять время на адаптивно важные занятия.
Наиболее частыми минусами в образе жизни девятиклассников являются следующие: недостаток физических нагрузок, общения с природой, размышлений над вечными вопросами, творческой деятельности. Учащимся, у которых обнаружен псевдовысокий уровень гармоничности, следует объяснить, что их высокие притязания трудно реализуемы. Это создаёт потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем желаний и уровнем их осуществления.
Примерные рекомендации: физические нагрузки желательно включать в распорядок недели 3-4 раза по полчаса; общение с природой – хотя бы полдня в субботу или воскресенье; размышления о вечных ценностях и предметах – 1-2 раза в неделю (лучше на природе, в уединении, или дома, когда нет отвлекающих факторов); творчество – хотя бы 1-2 попытки понять что-то новое, иначе подойти к чему-то привычному.
Важно подчеркнуть, что достижение гармонии требует регулярных усилий, развития чувства меры, специальной установки на самоорганизацию гармоничного жизненного процесса. Такую установку полезно включать в свой список актуальных установок самовнушения, который составляется при проведении с учащимися тренинга позитивного мышления, направленного на развитие важных психологических качеств, положительного отношения к себе, людям, природе и миру в целом.
2.2. Исследование базовых стремлений школьников
Удовлетворённость обучением на параллели 10-11-х классов всего 33%. Всего 16 % учащихся 10-ых и 24 % учащихся 11-ых классов испытывают радость от самого процесса учения, познания. В процессе школьного обучения у старшеклассников доминирующими становятся не базовые потребности – в познании и развитии, а успех, избегание неприятностей и благополучие. У каждого третьего школьника доминирует мотивация достижения формальных целей и конформного исполнения официальной учебной деятельности.
Упадок сил неудовлетворённость обучением, неуверенность, низкий уровень учебно–познавательной активности учащихся на уроках напрямую связан с теми уроками, где учитель не создаёт условия для самореализации личности, не повышает интерес к самостоятельному получению дополнительных знаний.
Такое обучение тормозит развитие самосознания, самоуважения и личного творчества старшеклассников. Педагогический процесс по своей направленности остаётся авторитарным.
Базовые стремления являются ядром базовой личности, всего внутреннего мира человека и представляют собой четыре пары полярных стремлений:
1.К жизни, к продолжению жизни – к саморазрушению, к смерти;
2.К силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе – к слабости личности, т.е. к занижению самооценке, к неуверенности;
3.К свободе, опоре преимущественно на себя, самостоятельности – к зависимости, преимущественной опоре на других;
4.К развитию, к самореализации – к избеганию каких-либо изменений в желаниях, отношениях, ценностях, целях и т.п.
Первый полюс каждой пары – это жизнеутверждающие тенденции, потенциально продуктивные для психического, физического и духовного здоровья, полной и гармоничной самореализации природных возможностей человека. Это положительные побуждения личности. Второй полюс каждой пары – это потенциально дезадаптирующие, жизнеподавляющие тенденции. Их преобладание блокирует прогрессивное развитие и самореализацию человека, причиняет вред его здоровью. Такие стремления будем называть отрицательными.
По этим основным параметрам можно ориентировочно определить текущее базовое состояние личности. Оно подвижно и зависит от многих внутренних и внешних факторов, например, от числа жизненных противоречий в данный период, от баланса успехов и неудач в разных сферах жизнедеятельности, от степени развития мужества, мудрости и т.п.
По проведённому нами исследованию, сделаны следующие выводы. Уровень стремления к реализации своих возможностей выше, чем степень реализации этих возможностей во всех классах и на всех параллелях. Эти цифры говорят о том, что у ребёнка в любом возрасте есть огромное стремление к познанию, реализации и утверждению себя, как личности, движение к намеченной цели. С возрастом эти стремления возрастают.
Сила стремлений: в 8-х классах - 70 %, 9 кл. - 72,5%, 11 кл. - 85 %. А степень реализации стремлений этих же стремлений: в 8-х классах - 55 %, в 9 кл. - 65 %, в 11 кл. - 57,5 %.
Низкий процент реализации стремлений мешает самореализации учащихся и быстрому продвижению к намеченной цели. Результаты исследований показывают, что учащиеся не могут себя полностью реализовать, несмотря на высокий уровень силы природных (базовых) потребностей в реализации. Для полного гармоничного развития личности требуется гармоничная взаимосвязь силы и степени реализации стремлений.
Результаты исследований учащихся 11-х классов удивляют. В жизнеутверждающей тенденции уровень силы базовых стремлений псевдовысокий (ПВ), что говорит об очень высоком стремлении к самореализации. Но высокий уровень угнетающих тенденций показывает нам неуверенность старшеклассников в завтрашнем дне, страх перед будущим. Высокие уровни жизнеутверждающих и угнетающих тенденций говорят о реальной оценке своих сил и возможностей. Учащиеся 11-х классов испытывают неуверенность, что смогут реализовать себя настолько, насколько требуют их жизненные силы, их природные возможности.
Из данных исследования видно, что с возрастом у школьников увеличивается стремление и способность реализовывать свои возможности, гармоничность природного ядра личности. Однако, у учащихся 11-х классов сила базовых стремлений 85 %, а степень реализации базовых стремлений всего 57,5 %. Реальное самоутверждение, уверенность, гармоничное «Я» у школьников будет только тогда, когда в учебной деятельности будут созданы условия каждому отдельному учащемуся для реализации природного творческого потенциала. Уровень удовлетворения базовых стремлений у старшеклассников очень низкий. Именно отсюда, неудовлетворённость обучением, процессом познания и снижение учебной мотивации у старшеклассников. Связано это с обострением противоречий между системой обучения и базовыми потребностями школьников. Наша гипотеза подтвердилась.
«Мы убедились в том, что упадок сил, неудовлетворённость обучением, неуверенность, низкий уровень учебно–познавательной активности учащихся на уроках напрямую связан с теми уроками, где учитель не создаёт условия для самореализации личности, не повышает интерес к самостоятельному получению дополнительных знаний.
Такое обучение тормозит развитие самосознания, самоуважения и личного творчества старшеклассников. В процессе школьного обучения у старшеклассников доминирующими становятся не базовые потребности – в познании и развитии, а успех, избегание неприятностей и благополучие. У каждого третьего школьника доминирует мотивация достижения формальных целей и конформного исполнения официальной учебной деятельности. Это свидетельствует о необходимости коренной перестройки педагогического сознания. В изменении направленности педагогического процесса в сторону личностно-ориентированного и здоровьесберегающего, непрерывном повышении профессионализма и психологической компетентности педагога, мы видим хорошие возможности сохранения здоровья школьников и повышения их учебно - познавательной активности естественным путём» /14/.
2.3.Эффективность деятельности волонтёрского объединения «Маячок» по пропаганде здорового образа жизни
Свою жизнеспособность и плодотворность доказала идея пропаганды здорового образа жизни и ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи как добровольных участников (через развитие волонтерского движения).
Накоплен опыт их работы по пропаганде здорового образа жизни в отдельных классах и группах детей, на параллелях классов. Отработаны механизмы эффективного вовлечения подростков социального риска и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в общественную и культурную жизнь. Члены волонтерского объединения «Маячок» ориентируют обучающихся группы социального риска на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение их в работу по пропаганде здорового образа жизни. Занятия волонтёров с младшими школьниками и подростками социального риска способствуют: повышению мотивации; формированию осознания ценности себя и других, умению жить в гармонии с собой и окружающим миром; формированию потребности к труду и самореализации в будущей профессиональной деятельности. Координацию деятельности волонтеров и психологическое сопровождение работы волонтерской группы осуществляет социальный педагог Добровольская С.Р. (педагог-психолог по образованию).
Цели деятельности:
- формирование культуры жизненного самоопределения обучающихся и осознанного их отношения к своему здоровью как базовой жизненной ценности;
- ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по пропаганде здорового образа жизни;
- формирование стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем;
- пропаганда и утверждение ценностей здоровья, свободы выбора и уникальности каждого человека.
Задачи волонтерского объединения:
Основные направления деятельности:
В школе традиционными стали мероприятия, раскрывающие особенности содержательной и перспективной работы по профилактике вредных привычек среди подростков группы социального риска:
Результативность деятельности волонтёрского объединения подтверждена рядом обобщённых итогов. Об этом свидетельствуют следующие показатели:
Выводы
1. Для успешной самореализации в любой деятельности, требуется высокий уровень самосознания и адаптивности выпускника, осознанного и бережного отношения к своему здоровью как базовой жизненной ценности.
2. Уровень самосознания и успешность обучения у ребят, прежде всего, связаны с их стремлениями, потребностями и взглядами на будущее, взглядами на роль учёбы в полноценном жизненном самоопределении, с тем, какой личностный смысл они вкладывают сами в своё обучение, сохранение здоровья.
Гипотеза исследования: процесс формирования мотивационно-ценностных установок на успешность, здоровье и здоровый образ жизни будет результативным, если в образовательном учреждении осуществляется пропаганда здорового образа жизни в системе «сверстник - сверстнику», ликвидированы противоречия между системой обучения и базовыми потребностями личности, используются формы, методы и средства формирования отношения к здоровью как базовой жизненной ценности, необходимой для успешной самореализации в обществе, подтвердилась.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Пчёлки на разведках
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Что есть на свете красота?