Учащиеся 5 класса в своей работе пытались проследить историю происхождения и особенности произношения слова "говорить", частоту его употребление, определив его место в словарном запасе учащихся 5- 9 классов. Результат был
2. Результат эксперимента выявил, что слово говорить является самым употребляемым на уроке, так его в отличие от всех слов чаще всего произносят – 14 раз.
3. Провели творческую работу, написали сказку, в которой использовали 43 однокоренных.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к исследовательской работе | 1.62 МБ |
govori_govori_da_ne_zagovarivaysya.doc | 51 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по русскому языку учитель: Ушакова Е.А. выполнили: учащиеся 5 б класса Горбатенко Н. и Толкунова Д. Г. карасук 2012 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 4Слайд 2
В русском языке около 500 тысяч слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи. Слова — это то единственное, что остается на века. Хэзлитт У.
Слайд 3
Тема исследования : «Говори, говори, да не заговаривайся » Цель: определить степень популярности слова «говорить» в современном языке учащихся 5-9 классов Задачи проекта: - познакомиться с происхождением и формами произношения слова; - отследить лексический, морфологический и словообразовательный состав данного слова - рассмотреть частоту употребления слова «говорить» в речи школьников 5- 9 классов;
Слайд 4
о бъект исследования: Слово «говорить» Гипотеза : уйдет ли когда – нибудь из речи слово «говорить» предмет исследования: слово «говорить» и его место в речи школьников Методы исследования : - исследовать этимологию и происхождение слова; - рассмотреть слово как часть речи; - исследовать словарные статьи «Толкового словаря», словарь «Синонимов и Антонимов», и «Фразеологического» словаря; - опрос учащихся 5 – 9 классов: 1. Какое место по популярности, по вашему мнению, занимает слово «говорить»? 2. Как часто вместо слова «говорить» вы употребляете другие слова? - эксперимент: «Сколько раз в течение часа прозвучало слово говорить?» - ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СКАЗКА.
Слайд 5
Слово берет свое начало от праславянской формы «говор», от которой произошли: украинское слово « говорити », болгарское « го́вор » «разговор», гово́ря «говорю», «речь, разговор», гово́рити «разговаривать» и многие другие слова славянских народов. Происхождение слова «говорить»
Слайд 6
Произношение слова Чистый звук «Г» в основном в сельской местности звучит по – иному. Это можно объяснить историей произношения звука Г, который называется фрикативным. Первое употребление этого звука было обнаружено в новгородских берестяных грамотах 12 века. В разных районах славянской земли фрикативный звук г произносили по – разному, например: г – к, Г – Х, а в некоторые народы его вообще упускали и не произносили: осподь , овори , оснодинъ
Слайд 7
Морфология и морфемика слова Настоящее время прошедшее время повелительное наклонения Морфемный состав слова -Корень: - говор -; суффикс: -и-; глагольное окончание: - ть 1 л. Я говорю́, Мы говори́м ; говори́л , говори́ла ; говори́ли 2 л. Ты говори́шь Вы говори́те ; говори́л , говори́ла , говори́ли ; говори́ 3 л. Он, она, оно говори́т , Они говоря́т ; говори́л , говори́ла , говори́ло ; говори́ли Будущее буду/будешь... говори́ть
Слайд 8
К слову «говорить» мы подобрали 36 однокоренных слов
Слайд 9
Толковый словарь с. И. ожегова говорить - владеть, пользоваться устной речью, языком + 7 значений
Слайд 10
Толковый словарь в. И. даля ГОВОРИ́ТЬ , гова́ривать что, речи, сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить , голдить , голчить , вологодск . го́вчить , произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова + 12 Л\з
Слайд 11
подобрали 104 синонима, 23 устойчивых сочетания и 5 поговорок. Базарить, трепать, молоть, чесать языком… говорить под руку говорит само за себя, говорить загадками… дурак – кто говорит не так…
Слайд 12
В опросе приняло участие 52 учащегося 1. Какое место по популярности занимает слово «говорить»? а) 1; б) 2, в) 3; 2. Как часто вместо слова говорить вы употребляете другие схожие по смыслу слова? а) никогда; б) иногда; в) часто;
Слайд 13
Эксперимент на уроках русского языка и литературы В течение 1 часа 20 минут мы подсчитывали: сколько раз прозвучит слово «говорить»? В итоге: 4 раза прозвучало слово «говорить» + 10 однокоренных слов. Всего 14 раз
Слайд 14
первый вопрос На первое место поставили 38 человек, на второе – 9 человека, на третье - 5. Результат опроса учащихся
Слайд 15
Второй вопрос 1. «часто» ответили 6 человек; 2. «иногда» - 20; 3. «никогда» - 26 человек
Слайд 16
Провели творческую работу. написали сказку, в которой использовали однокоренных слова 43
Слайд 17
Исходя из выше сказанного, мы сделали такой вывод, что слово «говорить» занимает очень важное место в речи людей. И популярность его с годами меньше не станет, если мы только не разучимся говорить. В результате нашего исследования цель достигнута. Всем спасибо за внимание!!! Вывод:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная образовательная школа № 4
Тема исследовательской работы «Говори, говори, да не заговаривайся»
Выполнили:
Учащиеся 5 б класса:
Горбатенко Надежда, Толкунова Дарья
Руководитель:
Учитель русского языка и
литературы
Ушакова Елена Анатольевна
г. Карасук 2012 г.
С. 2. I Введение.
Мы живем в России и говорим по-русски. Русский – самый великий и самый могучий, который считается одним из самых сложных языков мира. На нём разговаривают и творят великие люди. И мы гордимся тем, что разговариваем на этом прекрасном языке, читаем книги, слушаем песни и с радостью познаем его.
Язык – это средство общения людей, средство их воспитания. Без хорошего знания русского языка, без умения грамотно писать, говорить, пользоваться большим запасом слов – нельзя быть грамотным человеком. Поэтому мы каждый день пополняем свой словарный состав, чтобы свободно общаться на разные темы.
С.3. В русском языке около 500 тысяч слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего 21197. Ученые обнаружили, что 100 наиболее часто встречающихся слов составляют 20% устной и письменной речи.
Об одном из таких слов нам хотелось бы рассказать. Слово «говорить» - история его происхождения и особенности произношения, употребление слова и его место в словарном запасе учащихся 5- 9 классов.
С. 4. Тема исследовательской работы звучит так «Говори, говори, да не заговаривайся!»
Актуальность этой темы заключается в том, чтобы выяснить, какое место в нашей речи занимает слово «говорить», уйдет ли оно когда – нибудь в историю или будет актуальным всегда.
Так как слово «говорить» одно из популярных слово в русском языке. Каждый из нас несколько десятков раз в день произносит его. Но мы даже не задумываемся о том, откуда появилось это слово, какими способами употребления и произношения обладает, какое место занимает в нашей речи и как порой заменяется на слова – жаргонизмы, и мешает нашей речи звучать красиво и лаконично.
С.5. Цель работы: определить степень популярности слова «говорить» в современном языке учащихся 5-9 классов.
С.6. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с происхождением и формами произношения слова;
- отследить лексический, морфологический и словообразовательный состав данного слова
- рассмотреть частоту употребления слова «говорить» в речи школьников 5- 9 классов;
С.7. Объект исследования: Слово «говорить».
Гипотеза: уйдет ли когда – нибудь из употребления слово «говорить»
Предмет исследования: слово «говорить» и его место в речи школьников.
Обзор литературы: для подборки материала мы поработали со словарями: Толковые словари С.И. Ожегова и М.И. Даля, Словарь Синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова ; Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный - Т.Ф. Ефремовой ; Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия), Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова (онлайн версия).
С.8. В работе использовались следующие методы исследования:
- Исследовать этимологию и происхождение слова;
- Рассмотреть слово как часть речи;
- Изучили словарные статьи «Толкового словаря», словаря «Синонимов и Антонимов», и «Фразеологического»;
- Опрос учащихся 5 – 9 классов: 1. Какое место по популярности, по вашему мнению, занимает слово «говорить»? 2. Как часто вместо слова «говорить» вы употребляете другие слова?
- Эксперимент: частота употребления слова. «Сколько раз в течение часа прозвучало слово говорить?
- Творческая работа: сказка «Говори, говори, да не заговаривайся»
С.9. II Исследование.
Слово «говорить» является одним из самых употребляемых слов в русском языке. Происходит оно от слова «говор», и тянет свои корни от праславянской формы «говор», от которой произошли: украинское слово «говорити», болгарское «го́вор» «разговор», гово́ря «говорю», «речь, разговор», гово́рити «разговаривать» и многие другие слова славянских народов. {1} ссылки.
С.10. Даже на сегодняшний день городского жителя от деревенского отличает произношение. Чистый звук Г в сельской местности звучит по – иному. Это можно объяснить историей произношения звука Г, который называется фрикативным.
Первое употребление фрикативного г было обнаружено в новгородских берестяных грамотах 12 века.
В разных районах славянской земли фрикативный звук г произносили по – разному. В одном месте он звучал как К, у другом – как Х, в некоторые народы его вообще упускали и не произносили. Поэтому, о фрикативном произношении г может свидетельствовать и пропуск этой буквы. Можно отметить достаточно часто встречающиеся написания осподь, овори, оснодинъ. В нашей местности в основном в деревнях еще сохранилось употребление этого фрикативного звука. Например: говорить, говорю, говорим, говоришь, говорит.
С.11. Рассматривая морфологические свойства слова, мы выяснили, что глагол «говорить» - глагол несовершенного вида, 2 спряжения, изменяется по лицам и имеет форму настоящего, прошедшего и будущего времени, в прошедшем времени изменяется по родам. Может употребляться в форме повелительного наклонения.
С.12. К слову «Говорить» мы подобрали однокоренные слова. Вот как это выглядит в диаграмме.
С.13-14. Слово «говорить» самое употребляемое и встречается в речи повсеместно. Поработав с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля, мы рассмотрели словарный состав и выяснили, что этот глагол – многозначное слово, т.к. В словаре Ожегова - восемь лексических значений, а в словаре Даля - 13. Результат исследования мы поместили в словаре.
С.15 В отличие от многих слов русского языка слово «говорить» имеет огромное количество синонимов, крылатых выражений, пословиц и поговорок, которые мы часто не только слышим, но и употребляем. Самые употребляемые из них это болтать, базарить, молоть, трепать.
Опрос учащихся 5-9 классов
С .16. Следующая работа по исследованию слова была проведена среди учащихся 5 – 9 классов. Это опрос. Он состоял из двух вопросов, к которым предлагалось три варианта ответа.
С.17. Результаты этого опыта вы можете увидеть на экране. Из пятидесяти двух опрошенных ребят слово «говорить» на первое место поставили 38 человек, на второе – 9 человека, на третье - 5.
Вот таблица употребления слова. Из тех же 52 человек «часто» ответили 6 человек; «иногда» - 20; «никогда» - 26 человек
С.18. Следующее исследование было сделано на уроках русского языка и литературы. В течение 1 часа 20 минут мы подсчитывали: сколько раз за урок прозвучит слово «говорить»? В итоге: слово «говорить» прозвучало 4 раза, и еще 10 однокоренных слов. Всего 14 раз.
С, 19. А еще мы попробовали составить сказку, используя слово «говорить». Послушайте, что у нас получилось.
«Говори, говори, да не заговаривайся»
В одной деревне Разговорное жила семья. Да такая разговорчивая, что не в сказке сказать, ни пером описать. И фамилия у них была подстать им – Говорухины. Отец – Говорун, мать – Говорунья и детки – говорятки. Вот раз Говорун и Говорунья на рынок отправились за продуктами, а говорят своих дома оставили, да строго – настрого наказали им на со двора не выходить и с чужими не разговаривать. А говорятам так с родителями захотелось поехать, что они украдкой, никому не говоря, в телеге схоронились. Вот едут они полем, едут лесом. Смотрят - впереди старец идет . Говорун и говорит:
- Здравствуй, дедушка. Садись, мы тебя подвезем.
- Спасибо, люди добрые. Дорога дальняя, а за разговором, да с хорошими говорунами и время быстро пролетит. Очень люблю с людьми поговорить на темы разные.
- И не говори, дедушка. Каждое слово хорошее говорит само за себя. А хорошее слово только хорошим человеком молвится.
Спрашивает Говоруха:
- А ты, стар человек, куда путь держишь?
Отвечает старец:
- Загадкам говорить не буду, а так скажу: путь мой лежит не далеко – не близко, а название само за себя говорит «Поговоркино», село такое. Слыхали, али нет?
- Да, как не слыхать? Мы как раз туда путь держим, на базар, за покупками разными. – сказала Говоруха.
Некоторое время ехали моча, ни слова не говоря. Тут старец говорит:
- А детки у вас есть?
- Есть – отвечает Говорун, - Дочка Говорена, да сынок - Говорок.
- А чего вы их в соломе прячете? – спрашивает старичок.
- Ты что , стар человек? Ты ж говори, говори, да не заговаривайся. Дети наши дома остались. – раскричалась Говоруха.
- Говорить на ветер не буду, хозяюшка, а то, что вижу , само за себя говорит.
Говоруха сено разгребла, а ребята там тихохонько лежат. Что и говорить, обидела зря старого человека. Стали они ребят своих бранить, а те оправдываются, да перепираются. Правду говорить себе досадней. Что и говорить, а простить пришлось говорят. Ведь детки любимые. Перед старичком извинилась Говоруха. А старичок сказал:
- Молода ты еще, да глупа. Совет тебе дам: тот дурак, кто говорит не так.
Улыбнулась женщина и сказала:
- я запомню, дедушка. Больше зря говорить не буду.
Посмотрела она на говорят своих , да как рассмеется. Весело ей стало, что эти чертенята, почти всю дорогу молчком проехали. Ведь так их и секундочки помолчать не заставишь. А тут столько времени прошло. А вместе с ней и все рассмеялись. А Говорун сидел улыбался и думал хорошо, что старичок им на пути попался, да бабу уму разуму научил. А еще думал, как хорошо, что говорята его с ними едут. Ведь, когда вместе, оно и спокойнее». Когда в село заехали, старичок слез, поклонился, да дальше отправился. А Говорухины на базар отправились за покупками.
III Результат исследования (Надя)
С. 20. В конце исследования мы достигли таких результатов:
Вывод:
Исходя из выше сказанного, мы сделали такой вывод, что слово «говорить» занимает очень важное место в речи людей. И популярность его с годами меньше не станет, если мы только не разучимся говорить. В результате нашего исследования цель достигнута.
Литература:
1. В.В.Иванов. Историческая грамматика русского языка - с. 394
2. Из книги Б. А. Успенского "История русского литературного языка (ХІ-XVII вв.)" Москва 2002
3. В.В.Иванов. Историческая грамматика русского языка - с. 108 - ссылка на Шахматова
4. Толковый словарь С.И Ожегова
5. Толковый словарь В.И. Даля
6. Фразеологический словарь
7. Словарь синонимов.
8. интернет - Википедия
Сказка "Морозко"
Астрономический календарь. Март, 2019
Ветер и Солнце
Почта
Денис-изобретатель (отрывок)