Цель работы – сравнить изображение грозы в живописи и в литературном произведении. В качестве материала исследования взята картина Ж.Мишеля «Гроза» и отрывок из повести А.П.Чехова «Степь», где дано описание грозы. В работе дан глубокий анализ приемов, использованных художником Ж.Мишелем для создания своей картины, и выявлены языковые средства выразительными, при помощи которых писатель А.П.Чехов создает картину грозы.
Сравнение производилось по нескольким характеристикам: цвет, движение, пространство, производимое впечатление.
Вложение | Размер |
---|---|
sechkareva_v.a._gimnaziya_no_21.doc | 93 КБ |
Городское научно-практическое соревнование школьников
«Юниор 2010»
Секция «Литературоведение»
«Изображение грозы в живописи (картина Ж.Мишеля «Гроза») и в художественном произведении (отрывок из повести А.П.Чехова «Степь»)»
Автор работы: Сечкарева Варвара
Андреевна,
гимназия № 21,
3 «В» класс
Научные руководители: Арутюнян Елена Николаевна-
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 21»;
Сермягина Светлана Семеновна- кандидат филологических наук, доцент
кафедры теории языка и славяно-русского языкознания КемГУ.
Кемерово 2010
Оглавление
Характеристика творчества Ж.Мишеля и А.П. Чехова 4
Изображение грозы в картине Ж.Мишеля «Гроза»
и в повести А.П.Чехова «Степь»
3.1 Описание грозы 7
3.2 Классификация выразительных средств языка,
использованных писателем 9
Введение
Цель нашей работы – сравнить изображение грозы в живописи и в литературном произведении. Для этого мы обратились к картине Ж.Мишеля «Гроза» и к отрывку из повести А.П.Чехова «Степь», где дано описание гроза. Мы внимательно изучили, какие приемы использовал художник Ж.Мишель для создания своей картины, и выявили, какими языковыми выразительными способами писатель А.П.Чехов создает картину грозы.
Такое сравнение нам представляется важным, так как мы смогли выяснить возможности изображения грозы с помощью средств живописи и с помощью языковых средств. Кроме того, у нас появилась возможность сопоставить видение грозы разными людьми, жившими в разное время.
Сравнение мы проводили по нескольким характеристикам: цвет, движение, пространство, мое впечатление.
Глава1
Характеристика творчества Ж.Мишеля
Жорж Мишель родился в 1763 г. в Париже. Происходил из семьи со скромным достатком. Образование получил под руководством священника. Затем специально обучался в Нормандии, Германии, Швейцарии. Любимой его темой для изображения были пейзажи. Работал в известном парижском музее Лувр.
Вместе с этим Мишель работал в окрестностях Парижа над небольшими этюдами с натуры и на их основе писал в мастерской картины. Именно он стал первым художником, который сделал пейзаж родной страны главной темой своего творчества.
Мишель не старался изображать красоты дальних земель и признавался, что для вдохновения ему достаточно пейзажа "в четыре лье" вокруг Парижа. Художник никогда не подписывал свои картины и редко проставлял даты их создания, поэтому точно определить дату написания его пейзажей трудно. Его интересовали проблемы передачи пространства, освещения, времени суток, чувств. Работа мазками – это был его любимый способ создания полотен.
Характеристика творчества А.П.Чехова
Антон Павлович Чехов – известный русский писатель XIX века. По образованию он был врач, но всю свою жизнь он наряду с медициной занимался художественным творчеством. Сначала он писал небольшие рассказы, чтобы заработать немного денег, так как семья, в которой он родился, была небогатой. Но постепенно творчество становится для него очень важным. Он старается передать в своих произведениях то, что он чувствовал сам.
Антон Павлович Чехов считается признанным мастером короткого рассказа и краткого описания пейзажа.
Описывать степь писатель стал не случайно. Город Таганрог, в котором он родился, был степной город. Когда он и его братья ездили к дедушке в гости, они долго ехали по степи. Кругом была необъятная ширь, наполненная дурманящими запахами, особыми звуками, шумами, возгласами, и огромное, очень далекое небо над головой.
Картина грозы, описанная им в повести «Степь», - это его воспоминание из детства. Здесь, в степи, он вместе с братьями испытал томительные минуты страха, ужаса перед разъяренными силами природы. Летняя гроза настигла путешественников внезапно. Прятаться было некуда - только под телегу, под мешки, случайно оказавшиеся у возчика, и в объятия матери, Евгении Яковлевны, пытавшейся укрыть собою испуганных детей.
Гроза стремительно пронеслась над степью и стихла так е, как появилась. Вновь сияло солнце, и дети зачарованно смотрели на обновленную землю - сверкающую, праздничную, еще никогда не виданную.
Именно воспоминания детства и легли в основу многих описаний в его произведениях.
Глава2
Изображение грозы в картине Ж.Мишеля «Гроза»
На картине Ж.Мишеля «Гроза» природа величественна. Изображенное открытое пространство еще больше усиливает чувство ожидания, эмоционального напряжения. На картине изображена ранняя осень: на переднем плане мы видим уходящую вдаль дорогу на несжатом поле. Здесь присутствует вся цветовая гамма желтого цвета: от светло-соломенного до коричневато-желтого. Одинаково много как светлых оттенков желтого цвета (бледно-яичный, светло-песочный), так и темных (красновато-желтый, серо-желтый, грязновато-желтый). Чистых цветов нет. Они все смешанные. Резкий переход от одной цветовой гаммы к другой (например, от светло-соломенного к красновато-желтому) позволяет передать порывы сильного ветра. Ветер клонит траву.
На заднем плане справа – холм в темно-кофейной гамме; слева и по центру – открытое пространство с силуэтами отдельных строений, изображенное также в темной коричневой цветовой гамме.
Над всем этим изображено предгрозовое небо, которое и задает цветовую гамму земли. Небо тяжелое, нависающее, с четко оформленными грозовыми тучами. Цветовая гамма от очень светлого, серо-белого до серо-синего с зеленым оттенком. Небо написано особой техникой: быстрыми мазками. Очень резкий цветовой переход позволяет передать движение туч.
Гроза надвигается. К такому мнению помогает прийти световое расположение на картине. Дождя еще нет. Все темное – на заднем плане. Хорошо ощущаются яростные порывы ветра. Вот-вот разразится гроза. Далеко на горизонте, слева, мы видим светлую полосу: гроза надвигается справа, поэтому справа и темнее, тучи кучнее, тень, падающая от них, сделала холм почти черным, земляным.
Художнику удалось передать напряженное состояние природы перед грозой. Картина как будто удерживает наше внимание. Я думаю, что это зрелище сопровождает только шум ветра, все живое в природе замерло. Резкий контраст цвета позволяет дать характеристику ветра как порывистого.
Однако такая природа не пугает, а завораживает. Не случайно на картине нет людей. Они бы здесь были лишними. Природа великолепна и в своем грозном состоянии.
Изображение грозы в повети А.П.Чехова «Степь»
3.1Описание грозы
Изображая грозу, А.П.Чехов использует черно-белую цветовую гамму: «Даль заметно почернела»; «мигала [даль] бледным светом»; «чернота ее [дали]»; «бледная, фосфорическая полоска»; «ясное небо граничило с чернотой»; «черные лохмотья»; «Он [ветер] дул с черной тучи»; «Лунный свет … стал как будто грязнее»; «около самой черной тучи»; «Чернота на небе раскрыла рот»; «Было страшно темно»; «чернела … тьма»; «молнии в потемках казались белее». Причем «черное» и «белое» противопоставляются как светлое и темное, что дает автору возможность использовать различные цветовые оттенки того и другого цвета: «бледная, фосфорическая, белая, ясная» - «черная, грязная». Такая цветовая гамма усиливает противостояние неба и земли, которое обозначено в данном отрывке направлением движения ветра снизу вверх: «вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо…»; «Черные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне».
Контрастное цветовое обозначение в художественном произведении подчеркнуто стремительностью происходящих событий: «Даль … мигала бледным светом»; «как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла»; «мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой»; «Вдруг рванул ветер, … что едва не выхватил у Егорушки узелок»; «рогожа рванулась … и захлопала по тюку и по лицу Егорушки»; «Ветер понёсся …»; «вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо»; «не видно было ничего, кроме блеска молний»; «дыхнула белым огнём»; «молния блеснула». Таким образом, гроза характеризуется быстротой, стремительностью. Все происходит очень мгновенно, сопровождается черным и белым цветом, и поэтому это очень страшно.
У пространства, изображенного в отрывке, нет границ. Есть «даль», «чернота», «где-то очень далеко», «между далью и правым горизонтом», «где ясное небо граничило с чернотой», «на правом и левом горизонте», «ветер …понесся по степи», «около самой черной тучи», «гром … покатился по небу справа налево», «тьма». Изображение пространства усиливает ощущение страха, потому что везде, куда ни посмотрит герой, надвигается гроза. Но все заканчивается «ровным, спокойны шумом дождя». Автор вновь дает очень резкий переход от одного состояния природы к другому, тем самым заставляя нас пережить все чувства вместе с главным героем.
3.2 Классификация выразительных средств языка, использованных писателем
Образ грозы А.П.Чехову удается создать объемным, выразительным с помощью специальных языковых средств. Так в проанализированном нами отрывке используются сравнения, метафоры, эпитеты и прием олицетворения. Всего 30 средств.
Сравнения (7)
Метафоры (3)
Эпитеты (12)
Олицетворение (8)
Ярче всего создают образ грозы как ожившего существа сравнения и олицетворение; метафоры и эпитеты помогают завершить этот образ.
Таким образом, писателю удается с помощью разных возможностей словесного выражения нарисовать яркий и пугающий образ грозы.
Заключение
Сравнив разные формы изображения (языковые и живописные) природного явления, мы пришли к следующим выводам:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица № 1.
Цветовая гамма, использованная А.П.Чеховым при изображении грозы в повести «Степь»
Оттенки черного | Оттенки белого |
1. «Даль заметно почернела» | 1. «мигала [даль] бледным светом» |
2. «чернота ее [дали]» | 2. «бледная, фосфорическая полоска» |
3. «черные лохмотья» |
|
4. «Он [ветер] дул с черной тучи» | |
5. «Лунный свет … стал как будто грязнее» | |
6. «около самой черной тучи» | |
7. «Чернота на небе раскрыла рот» | |
8. «Было страшно темно» | |
9. «чернела … тьма» | |
«ясное небо граничило с чернотой» | |
«молнии в потемках казались белее» |
Таблица 2.
Общее и различное при изображении грозы в живописи и в художественном произведении
Общее | Различное |
1. Обе «грозы» вызывают чувство тревоги и страха. | 1. Живопись: богатая цветовая гамма, светотеневые переходы, техника «мазка», особое расположение предметов на картине. |
2. Ощущается огромная сила стихии, создающей это явление. | 2. Художественное произведение: - черно-белая цветовая гамма, - движение, объемность достигается выразительными средствами языка (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты). |
Никто меня не любит
Рисуем ананас акварелью
Ручей и камень
Лиса-охотница
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку