Сопоставление образа Алеши Поповича в былине и мультфильме
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_proektnaya_rabota.doc | 75.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Проектная работа
«Сопоставление образа богатыря в былинах и российской мультипликации»
Выполнил:
ученик 6 класса «Б»
Дружинин Александр
Руководитель:
учитель литературы
Хитрова Т.А.
Мытищи, 2013
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Общее понятие о былине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 2. Современные мультфильмы о богатырях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. История создания мультфильма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2. Сопоставительный анализ былинного и мультипликационного
богатыря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Введение
Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него.
Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания.
Русь былинная. Сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Героические былины дошли к нам из глубины веков.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, укрепляли в тяжелые для страны годы дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался ее покорить огнем и мечом.
Начало XXI века ознаменовалось мыслями о новом мире. В прокат вышли новые мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и другие. Нас заинтересовало, насколько точно современные мультфильмы отразили образы богатырей, в частности Алеши Поповича.
Объектом данного исследования стали образы былинных богатырей в современных мультипликационных фильмах.
Предметом исследования являются древнерусские былины и современный отечественный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Цель исследования – сопоставить образ былинного и мультипликационного богатыря.
Данная цель требует решения следующих задач:
Глава 1. Общее понятие о былине
Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было, что имело место в жизни. Иногда народ называет былины «ста́ринами», то есть песнями о старине.
Былины отразили различные стороны кипучей, деятельной и многосторонней жизни нашего народа в прошлом. Многообразны поэтому и темы былин.
1.1. Русские былины
Русский народ, народ - созидатель и труженик, часто должен был по вине чужеземцев-захватчиков оставлять свой труд и с оружием в руках отстаивать право на жизнь. Борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа. Вот почему народ создал множество былин о патриотических подвигах героев национально-освободительной борьбы. Эти былины называют героическими или богатырскими.
Былины, рассказывают o тaкиx сoбытияx, кoтopыe пpoисхoдили в oчeнь дaлeкoe от нac вpeмя. Они пeрeдaвaлись yстнo oт oднoгo пoкoлeния к дpyгoмy. B то вpeмя, кoгдa сoвдaвaлся наш эпос, они имели шиpoкoe paспpoстpaнeниe и были извeстны вo всeй Pyси.
К кoнцy ХIХ вeкa былины пoчти повсеместно исчeзли и сохранились, лишь на севере нашей страны, в селениях, paспoлoженных вoкpyг Онежского озера на побережье Белого моря, по рекам Пинеге, Мeзeни и Печope. B этиx местах были зaписaны лyчшиe нaибoлee xyдoжественные тексты былин. Мнoгиe из зaписанныx здeсь былин сложены в землях Новгородской Pyси, многие зародились в средневековых княжествах Южной Руси, некоторые же созданы в центральных землях – в Ростово-Суздальском, Тверском, Рязанском и других княжествах.
Ha сeвep oни были занесены первыми русскими поселенцами, шедшими из новгородских земель и осваивавшими северные и северо-восточные окраины государства. Блaгoдapя особенностям исторического развития, экономики и культуры русского Севера былины сохранились здесь лучше, чем в других местах.
Записываться былины стали сравнительно поздно. Первым сборником былин были «Древние российские стихотворения», собранные и записанные Киршею Даниловым в середине XVIII века в Западной Сибири.
События, совершавшиеся в жизни восточных славян, не могли не породить стремления рассказать о них. Было сложено много преданий, родилось много легенд, повествующих о жизни и быте славян, о подвигах и деяниях полководцев и воинов древней Руси.
Народ сознавал историческую роль деятелей создававшегося древнерусского государства. О наиболее выдающихся из них слагались народом легенды и предания. Но подлинным героем эпических произведений русского народа являлась Русь, Родина.
Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов – былины сохранились и дошли до наших дней.
Точно указать время сложения отдельных былин очень сложно. Бесспорно былины создавались как живой и непосредственный отклик на события государственной, политической жизни народа.
Русские былины народ поет, точнее, сказывает величественным, мерным речитативом. Когда сказитель, умело выделяя интонациями главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей.
В зачине, начальная, вводная часть былины, указывается время и место действия, называются герои, о которых пойдет речь в былине.
Зачин былины непосредственно переходит к обрисовке героя произведения, чаще всего показывая его необычное поведение или же говоря об особенно сложном и ответственном поручении, которое ему дается. Такое поручение полезно только герою-богатырю, и это дает возможность выявить особую роль народного героя и подчеркнуть значительность его образа. Характеристика героя, таким образом, намечается уже при самой завязке действия, входящей в зачин былины.
На княжеском пиру все богатыри «пособраны». С ними пирует князь и дает «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается сама былина.
Медленно и плавно развертывается в былине действие. Богатырь седлает своего коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь. «А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего» - так образно-гиперболично рисуется поездка богатыря.
Гипербола вообще характерна для былинного стиля, народ давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Основой для гиперболических описаний эпоса является реальная жизнь и представления о качествах человека, о возможностях, открывающихся перед народом, совершающим подвиги, отстаивающим свою свободу и независимость. Богатырю противостоят полчища врагов, наступающих на Русь, - в былине гиперболично говорится, что врагов черным-черно, что они необозреваемы глазом. Гиперболично описывается сила богатыря. Гипербола типична для изображения врагов Руси – Тугарина Змеевича, Соловья Разбойника и т.д.
Пользуясь гиперболой, сказители получали возможность отчетливее изобразить народных героев и яснее высказать отношение к врагам родной земли. Сама внешность чужеземного захватчика сразу же характеризует его и показывает отношение к нему народа. Страшен Тугарин Змеевич. В вышину-то он шесть сажен, во плечах косая сажень, головище – что пивной котел, а глазища – что пивные чашища. По целой яловой телке Тугарин жрет, по целой чаше в два с половиной ведра вина «охлестывает». Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры. И это чудовище побеждает богатырь Алеша Попович – есаул с богатырской заставы.
1.2. Образ былинного богатыря Алеши Поповича
На рубежах русской земли богатырской заставой стоят три богатыря: Илья, Добрыня, Алеша. Небольшое число богатырей не должно удивлять. Число «три» раньше имело условное значение множественности. Это число первое в порядке чисел, которое содержит представления о многократности. При описании богатырской заставы эта «троичности» встречается и в сложной форме, когда на заставе изображаются шесть, семь, девять, или двенадцать богатырей. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами для того, чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени.
Богатыри выступают на защиту Родины и народа. Не все богатыри прямо или косвенно связываются с крестьянством. Например, Алеша имеет прозвище Попович. О нем говорится, что он сын попа ростовского Леонтия. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина. Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему одному черты.
Прямодушен, справедлив старший из всех – Илья Муромец, не способный ни на какие хитрости и уловки. Добрыня Никитич – богатырь великой силы и смелости. Иной Алеша Попович. Он не так силен, как Илья и Добрыня. «Алеша силой не силен, да напуском смел». Беспредельная смелость Алеши сочетается в нем с ловкостью, ухваткой, находчивостью, сноровкой. Они-то и помогают богатырю уничтожить непобедимого Тугарина Змеевича, пышущего огнем, мечущего искры, летающего на крыльях.
Богатырь Алеша не обладает такими высокими моральными качествами, как Илья и Добрыня. У него бывают легкомысленные поступки, например у него нет никакого плана, он нападает на врага, не думая о последствиях. Алеша Попович также добрый, честный и смелый. Он всегда готов помочь любому, кто в этом нуждается. Для него характерны и другие отрицательные черты. Это происходит из-за отрицательного отношения народа к попам. Так попы бывают скупые, хитрые и продажные, а Алеша таких не любит.
Таким образом, Алеша Попович храбрый, смелый богатырь, но обладает некоторыми отрицательными чертами.
Глава 2. Современные мультфильмы о богатырях
2.1. История создания мультфильма
Создатели мультипликационных фильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и других решили сделать акцент не на героизме, а на занимательности, юморе, не забыли они и о кассовых сборах.
Сценарий мультфильмов написал семнадцатилетний уроженец Днепропетровска Максим Свешников, найденный петербургскими мультипликаторами студии «Мельница» по Интернету.
А вот как рассказывает о процессе создания мультфильмов режиссер Константин Бронзит в одном из своих интервью: «Былинный материал мы не выбирали, он появился благодаря Максиму Свешникову. В этом смысле нам повезло: студия стояла перед вопросом «что запускать?», и тут вдруг сценарий, причем не про каких-нибудь «аладдинов», которых и в Китае могут сделать, а наше, родное, о чем зритель давно скучает. А вот лубочную эстетику – очень простую, но яркую пришлось оперативно выбирать. Поискали, красивые картинки порисовали, немножко вспомнили иллюстратора Юрия Васнецова. С диалогами у молодого сценариста было почти все в порядке, но вот по части событий меня как режиссера многое не устраивало. Как вы верно сказали «Мы навалились всем колхозом», чтобы срочно наработать события и связать их в единый клубок. Придумаем одно-два, отсылаем Свешникову, он через пару дней присылает нам диалоги. Вот в такой тесной связке мы и работали».
Как мы видим, у мультипликаторов ушло немного времени на написание сценария и запуск мультфильма.
2.2. Сопоставительный анализ былинного и мультипликационного
богатыря
Былинный богатырь Алеша Попович родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой тройки богатырей. Он хитрый, несколько легкомысленный, например, у него нет никакого плана, он нападает на врага, не думая о последствиях, склонен к веселью и шутке. У него бывают легкомысленные поступки. Алеша Попович также добрый, честный и смелый. Он всегда готов помочь любому, кто в этом нуждается. Для него характерны и другие отрицательные черты. Это происходит из-за отрицательного отношения народа к попам. Так попы бывают скупые, хитрые и продажные, а Алеша таких не любит.
Алеша Попович был героем. Он не испугался Тугарина Змея и пошел с ним биться и в итоге победил. В мультфильмах Алёша Попович — самый младший богатырь, немного глуповат, но весел и честен. Не смог обучиться грамоте, первый его подвиг окончился провалом, он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь и родной город Ростов.
Мультфильм получился очень смешной и интересный, очень интересно наблюдать за сюжетом мультфильма.
Былинный Алеша Попович умный, сильный, его подвиги никогда не кончались провалом. Мультипликационный Алеша Попович немного глупый, веселый, честный, но не всегда его подвиги проходили гладко, некоторые из них оканчивались провалом.
Авторы мультфильмов погружают своих персонажей в древний мир, но наделяют современными характерами. Из-за этого «идеальный образ» богатыря разрушается, на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект.
Юмор в былине присутствует, но как очистительный вздох после тяжелого боя, а в мультфильме юмор выступает на первом плане.
В былине Алеша отличается смекалкой и сообразительностью, чего, к сожалению, нет в мультфильме, где в основном подчеркивается грубая физическая сила, которая является важной, но не основной в образе богатыря.
Таким образом, мы видим, что между былиной и мультфильмом есть существенная разница.
Заключение
Былины – патриотичные песни, которые воспевают доблесть русских богатырей.
В своей работе мы проанализировали образ былинного богатыря Алеши Поповича и современный мультфильм, снятый по мотивам былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Мы выявили некоторые сходства между образом былинного и мультипликационного богатыря и сюжетом, а именно: сюжет былины в целом сохранен, некоторые персонажи также остались неизменными. Но мы обнаружили некоторые различия, а именно: появился новый персонаж (Конь Юлий). В мультфильме современный характер, которым наделен богатырь, не вписывается в былинный жанр, из-за чего возникает комический эффект.
Смех выступает в мультфильме на первом месте, когда в былине юмор – очистительное средство после тяжелого боя.
Мы считаем, что данный мультфильм смешной, интересный, но больше создан для взрослых, чем для детей. Сначала у детей должно сформироваться патриотическое мировоззрение благодаря русским былинам, а потом можно ради развлечения посмотреть мультипликационный фильм.
Список литературы
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Мать-и-мачеха
Золотая хохлома