Типы образа Бабы Яги в русских народных сказках
Вложение | Размер |
---|---|
baba-yaga_-_proektnaya_rabota.doc | 94.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Проектная работа
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Выполнили:
ученицы 6 класса «В»
Литюшкина Наталья
Сергеева Анастасия
Руководитель:
учитель литературы
Хитрова Т.А.
Мытищи, 2013
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках.4
Глава 2. Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Развитие образа Бабы-Яги в современной литературе . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Введение
В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. Бабушки и мамы рассказывают сказки малышам, а те постигают великолепный мир чуда и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа.
Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. Одним из таких является Баба-Яга. Кто же она такая?
Мы привыкли видеть ее во многих сказках и часто не представляем их без этого персонажа. Что же в этом образе такого загадочно особенного, что отталкивает, пугает и одновременно притягивает читателей и слушателей к сказкам?
Цель нашей работы – проанализировать образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Баба-Яга; предметом исследования – типы Бабы-Яги в русских народных сказках.
Глава 1. Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках.
Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.
БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.
Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.
По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».
Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».
Внешне Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она, как известно, живёт в лесу в избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка является вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека. Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает.
Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников, например, лебеди. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». Баба-Яга — обладательница огня, например, в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок, как в сказке «Гуси-Лебеди» или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).
Из дома баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём везут по воздуху. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею приделанными к ступе метлою и помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. Скорость у неё при этом фантастическая: ни на обычной лошади, ни на богатырском жеребце её не догонишь. «Под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревет, бывает мор и падеж, кто видит Ягу, становится нем». Оно и понятно: вид стаи чертей, летящих по воздуху, кого угодно лишит дара речи. Часто Яга выезжает из леса за человеческим мясом. Она ест людей, особенно любит жарить похищенных детей.
Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги.
Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живёт за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц. В другой сказке Баба-Яга золотая нога во главе несметной рати воюет против Белого Полянина. Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами — пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы-Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги. Образ Баба-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок – например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Образ Бабы Яго амбивалентен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому началу.
Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.
Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы-Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу-Ягу записано именно в Архангельской области.
Баба-Яга – это кризисный терапевт, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека. Это кризис развития в том числе. «Кризис – это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие» [Эриксон Э.Г.]. Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества во взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).
Когда-то на этих сложных этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-Яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-Яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными. Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-Яга, можно сказать, обладает теми же функциями. Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение. Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла» (проблемами). Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается, т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.
Яга - дарительница или Яга - советчица - это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.
Таким образом, происхождение образа Бабы-Яги остается загадкой. В сказках данный персонаж является проводником между миром мертвых и миром живых.
Глава 2. Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе.
2.1. Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках
Сказки знали разные типы образа Бабы-Яги.
Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: в этой сказке, прислуги Бабы-Яги украли Иванушку, которого она хотела зажарить и съесть. В этой сказке Баба-Яга кажется очень хитрой и беспощадной, она хотела занять чем-нибудь Аленушку, чтобы затопить баню, выпарить девочку и сесть ее. Или можем привести в пример русскую народную сказку «Терешечка», в ней Баба-Яга голосам мамы позвала Терешечку подплыть к ней, тот обознался, и она посадила его в мешок и побежала. Баба-Яга хотела Терешечку зажарить и съесть, но он вместо себя посадил на лопату Аленушку (дочку Бабы-Яги), и Яга съела свою же дочку.
Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Баба-Яга» (в обработке Афанасьева). Там Баба-Яга за хорошую службу давала девочке нарядные платья, но как только девочка провинилась, Баба-Яга сломала ей косточки. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Баба-Яга накормила, напоила и сказала, куда ему идти надо. В роли дарительницы Баба-Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. – за похождениями героя). Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.
Также в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники: «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми это полотенце да махни одним концом – тотчас появится мост. Да смотри, махай украдкой, чтоб сестра не видела» («Звериное молоко»); «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков» («Финист-ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»).
Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой. Например, из русской народной сказки «Баба-яга» мы можем выяснить, что Баба-яга жестокая и злая, это описывается в этих строках: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить».
С Бабой-Ягой иногда действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. Конечно, такая Яга, мать змеев и оборотней-кобылиц, - это не та традиционная русская сказочная Баба-Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Баба-Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (одаривает героя необходимой вещью или дает необходимые сведения). Баба-Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания.
Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:
- она родоначальница;
- она обладает каким-то древним знанием;
- она «управляет» мистическими и природными силами;
- она косвенно связывается с рождением и повитухами;
- внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле;
- она живет в избушке на курьих ножках;
- её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно);
- вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней;
- во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы-Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья);
- она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти);
- у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны;
- она прядет (веретено судьбы);
- в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница;
- что бы эти ипостаси сменили друг друга, главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её;
– главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком;
- сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама;
- дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными);
- она имеет отношение к змеям;
- она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться;
- она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом);
- после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.
Образ Бабы-яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Баба-яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
Образ Бабы-Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнаётся, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
Также образ Бабы-яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звёздная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноимённом анимационном фильме.
В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» эксплуатируются как отрицательный (Яга Ягишна), так и положительный (Овдотья Кузьминична) образ Бабы-Яги.
Таким образом, мы видим, что образ Бабы-Яги популярен не только в русских народных сказках. А успешно используется и в современной литературе.
Заключение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. Одно из чудес – это то, что русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. В облике «лесной старухи» присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?
В ходе исследовательской работы нами проанализировано множество народных сказок, в которых действующим лицом является Баба-Яга, выявлены её типы в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, Баба-Яга – один из самых ярких образов русского фольклора, литературы и культуры.
Список литературы
Твёрдое - мягкое
Ворона
Заяц, косач, медведь и весна
Злая мать и добрая тётя
Калитка в сад