Данный материал представляет собой конкурсную работу в форме анализа стихотворения поэта серебряного века М.Кузмина "Пушкин". Работа была написана во время проведения олимпиады школьников "Россия и Беларусь:историческая и духовная общность". Автор рассматривает идейно-художественное своеобразие стихотворения.
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmin._analiz.docx | 30.63 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
города Кирсанова
Тамбовской области
Анализ
стихотворения М. Кузьмина «Пушкин»
Работу выполнила
Морозова Дарья,
обучающаяся 8 «Б» класса
Руководитель:
Турновская Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
2013 год
Стихотворение, посвящённое великому поэту, было написано Михаилом Алексеевичем Кузминым в 1921 году. Впервые оно было опубликовано в № 3 «Вестника литературы» в 1921 году в разделе «Летопись Дома литераторов, с примечанием: «Прочитано на торжественном собрании в Доме литераторов 11 февраля 1921 г.» Это собрание было приурочено к 84-й годовщине со дня смерти Пушкина. Стихотворение вошло в сборник «Нездешние вечера», ставший ярким художественным явлением поэтической культуры начала 20 века.
Сюжет стихотворения несложен. Кузмин вспоминает о А.С. Пушкине и говорит о той роли, которую он сыграл в русской художественной литературе.
Автор рисует идеальный образ поэта. Перед нами предстает живой Пушкин, со всеми его достоинствами и недостатками:
Он – жрец и он весёлый малый,
Пророк и страстный человек.
Кузмин восхищается поэтом, ведь по его словам, Пушкин был человеком довольно простым, но в то же время он был человеком удивительным. Раскрыть сущность Пушкина - это была задача автора.
Сам автор хотел показать нам настоящего Александра Сергеевича, а не такого, каким мы привыкли его считать. И мы узнаем его с новой, неизвестной нам стороны:
Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места.
Чувства Кузмина ярко выражены. Это и восхищение, и умиление, и гордость, и любовь. Он словно ведет разговор с читателями и пытается убедить их в бессмертии Пушкина:
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет.
Ключевой строчкой произведения является: « Он – Пушкин, и бессмертен он!» Его бессмертие заключается в том, что давно написанные им строки до сих пор живут в нашей памяти, в наших сердцах. Его «Москва и лик Петра победный,//Деревня, Моцарт и Жуан,//и мрачный Герман, Всадник Медный» тревожат наши умы, мы «благоговейно и блаженно вкушаем вечной жизни мед».
Кузмин говорит о Пушкине бесхитростными, почти детскими словами. Построение стихотворения отчетливое, образ поэта всем близкий, почти родной. Но как этими элементарными поэтическими средствами достигается неожиданная острота впечатления от стихотворения? Почему знакомые слова в обычных сочетаниях так нас поражают?
Подобно обманчивой пушкинской простоте и легкодоступности, ясность Кузмина при более внимательном взгляде, оказывается, отнюдь не лежит на поверхности. Чтобы более тонко и точно высказать основную идею произведения, Кузьмин использовал разнообразные художественные средства языка. Многочисленные эпитеты: «душа нетленна», «вечной жизни», «родимые слова», «хладный камень», «веселый малый», «страстный человек», «печальной тризне», «светлых именин» - создают яркую и полную картину изображаемого. Метафоры: «Бежит, горя, летучий пламень», «вечной жизни мёд» и другие – добавляют краски к образу поэта. Впечатление диалога с читателем достигается благодаря риторическим вопросам и риторическим восклицаниям:
Романтик, классик, старый, новый?
Он – Пушкин, и бессмертен он!
К чему же школьные оковы
Тому, кто сам себе закон?
Стихотворение написано четырехстопным ямбом и имеет достаточно богатую точную рифму.
Таким образом, за счёт применения определённых художественных изобразительно - выразительных приёмов слово в стихотворении значит больше, чем в обыденной речи, а именно: больше своего лексического значения, зафиксированного в толковых словарях. Так создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
Одеяльце
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Четыре художника. Осень
Солдатская шинель
Ералаш