Работа посвящена истокам происхождения фольклорного образа Бабы Яги. В исследовании описаны различные гипотезы происхождения образа, сформулированы выводы, предложены перспективы изучения темы.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadochnaya_baba_yaga.doc | 91 КБ |
zagadochnaya_baba_yaga.doc | 91 КБ |
Введение
Каждый человек с детства знает, кто такая Баба Яга, и воспринимает ее как представительницу нечистой силы. С образом Бабы Яги мы знакомимся через волшебные сказки, поэтому воспринимаем ее как вымышленный сказочный персонаж. Но действительно ли он является вымышленным? На одном из уроков литературы мы уже выяснили, что Илья Муромец, которого мы считали лишь героем русских былин, – не вымышленный образ, а реальный человек, который жил примерно в XI-XII веках. А что если и Баба Яга когда-то действительно существовала? Жила, например, в X веке в каком-нибудь из городов Древней Руси, была злой и ворчливой одинокой старухой, совершала плохие поступки, поэтому и запомнилась в народе злой. А потом, возможно, сложились о ней истории, народная фантазия придала этому образу магические свойства, так и дошел до нас образ Бабы Яги как отрицательный персонаж волшебных сказок.
Итак, на наш взгляд, Баба-Яга – загадочный образ, со своей интересной историей. Мы решили выяснить, действительно ли Баба Яга – лишь плод народной фантазии, или этот образ имеет реальный прототип.
Цель: Выяснить историю происхождения образа Бабы Яги.
Задачи:
Объект исследования – Баба Яга.
Предмет исследования – история происхождения образа Бабы Яги.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это не вымышленный персонаж, а реальный человек, ставший героем волшебных сказок.
Методы исследования: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.
Образ Бабы Яги в фольклоре, литературе и искусстве
В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.
К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин,В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
Значение имени
Возможно, раскрыть тайну происхождения образа Бабы Яги нам поможет информация об имени героя, поэтому нашу работу начнем с исследования значения имени. Итак, первый вопрос, на который мы ответим: «Что обозначает слово «Яга»?»
Большинство опрошенных людей считают, что слово «Яга» - обозначает ягоду или само имя Бабы Яги.
Отвечая на этот вопрос, мы также обратились к словарным статьям.
Этимологический словарь Макса Фасмера знакомит нас со значением этого имени в разных языках. Так, в сербохорватском языке «Яга» обозначает «ужас», в словенском – «гнев», в чешском и польском языках - "лесная ведьма, злая баба". Интересно значение в украинском и болгарском языках – «ведьма, волосатая гусеница».
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить».
На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.
В других источниках находим следующие определения:
Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Ягать - "кричать, шуметь", вологодское, пермское, сибирское. (Даль), ягайла - "крикун", яжить - "кричать, шуметь, вздорить, браниться".
Ягарма - "наглая, сварливая баба" (по Далю). Связывают со словом ягать «кричать».
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи (Даль "Поверья, суеверия и предрассудки русского народа”).
Яга - "шкура жеребенка", "шуба из козьих шкур мехом наружу" (Даль).
ЯГА - шуба, тулуп, халатного покроя, с откидным воротом. Ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. (М. Власова «Новая абевега русских суеверий»).
В электронном словаре находим определение: Яга – изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное демоническое существо, которым пугали детей. Яга – огрубленное "Яшка". Яшей в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда название "ящур". Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Изучив словарные статьи, мы пришли к выводу, что однозначного толкования слова «Яга» нет. Учитывая большинство мнений ученых, можно составить следующее определение: Баба Яга - это гневная сварливая ведьма, нагоняющая ужас на людей. Она обитает в дремучем лесу и носит шубу из козьих шкур мехом наружу. Однако в одном из определений отмечается изначально положительный характер Бабы Яги, а также утверждаются ее славянско-мифологические корни. Возможно, Баба Яга – изначально не сказочный персонаж и не живой человек, а славянское божество? Интересно, что сказочность образа отмечена только в одном источнике – в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в остальных же работах не отмечается сказочность Бабы Яги. Это дает нам возможность утверждать, что наша гипотеза о реальном происхождении персонажа пока не опровергнута.
Версии ученых о происхождении Образа Бабы Яги
Продолжая работу над выявлением истоков происхождения образа Бабы Яги, мы решили обратиться к мнению ученых, занимавшихся исследованием этого вопроса. Полученную нами информацию мы классифицировали следующим образом: версии, опровергающие нашу гипотезу, т. е. те, которые утверждают, что Баба Яга – вымышленный персонаж, и версии, которые косвенно подтверждают гипотезу. Косвенно – потому что они не утверждают наличие конкретного прототипа, но говорят о реальной основе происхождения образа.
Версии, опровергающие гипотезу
Версия первая. Образ Бабы Яги имеет мифологические корни.
Сразу отметим, что мы обнаружили три варианта этой версии.
Вариант 1. В. А. Иванов в книге «Мифы языческой Руси» пишет так: Баба Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Известно, что у славян существовал ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар. Это был ритуал очищения огнем. Но потом, с принятием христианства, появилось представление о том, Баба Яга ест младенцев. Так из берегини Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».) Также ответили почти все наши опрошенные.
Вариант 2. Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии, проводник душ умерших в потусторонний мир. Её еще называют Баба-яга Костяная нога, одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
Ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: "...бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
Эти варианты версии о мифологическом происхождении Бабы Яги не противоречат друг другу, так как оба утверждают роль Бабы Яги как помощницы, берегини.
Но есть и противоположное мнение.
Вариант 3. Под именем Бабы Яги почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворённые явления и силы естества или символы житейских потребностей. Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках.
Мифологическое происхождение образа Бабы Яги подтверждают работы исследователя русских народных сказок, Владимира Яковлевича Проппа. Опираясь на этнографический и мифологический материал, ученый объясняет происхождение сказочных сюжетных моментов. Так например, после узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды».
Версия вторая. Баба Яга – умерший предок.
Эта версия близка мнению о том, что Баба Яга – богиня смерти. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках расположенных над землей на срубленных деревьях. Отсюда, возможно, «избушка на курьих ножках». Люди боялись умерших, их нельзя было тревожить по пустякам, и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях, все-таки это умершие предки. Баба-яга вручала добру молодцу меч-кладенец (умерших хоронили с оружием) или давала совет. Когда открывали отверстие в домовине, то видны были только ноги покойника (Баба-яга костяная нога). Люди верили, что мертвецы летают на гробах - Баба-яга летала на ступе (выдолбленная колода - гроб). Так что Баба Яга - это умерший предок, мертвец, поэтому ей и пугают, даже забыв, что это значит.
Версия третья. Баба Яга – инопланетянка.
Специалист по аномальным явлениям Юрий Росциус считает, что люди не могли придумать Бабу Ягу, так как их сознание было примитивным, и они описывали только то, что видели. И рассказать об увиденном могли только знакомыми им терминами. Например, у индейцев Америки до сих пор хранится устное предание о сошествии с небес на Землю Огненного Бога на огненной колеснице. А в нем, как считают ученые, отразился всего лишь факт падения Аризонского метеорита около 50 тысяч лет назад.
Исследователь пришел к выводу, что Землю в далеком прошлом посетили представители инопланетной цивилизации, среди которых была Баба Яга. Он предлагает доказательства этой версии.
Первое. Русская ступа, как считает ученый, сходна по форме с формами современных ракет, самолетов, торпед.
Второе. В русских сказках мы встречаем такие строки: «Стоит избушка на курьих ножках, нет у нее ни окон, ни дверей. И лежит там Баба Яга, из угла в угол ноги уперла». По всем описаниям Яга была обычного роста. Но тогда почему ее жилище так мало? Если предположить, что описываются габариты и конструкция некоего космического корабля, служащего временным обиталищем Яги на Земле, тогда легко находят объяснение теснота жилища и отсутствие в нем окон и дверей.
Третье. В сказках Баба Яга описывается настоящим страшилищем. Вероятно, она была просто не похожа на землян. А ее внешний вид был обусловлен атмосферой, климатом и другими параметрами жизни на ее планете.
Четвертое. Из сказок: «Она летает за человеческим мясом, варит его и ест». Инопланетянам было бы интересно узнать, из чего мы состоим. Поэтому похищение Бабой Ягой свежих трупов было естественно (может, живых детей она воровала на время, чтобы вставить чип и в будущем сделать их своими «контактёрами»). А ее «колдовство» над кипящими котлами - всего лишь описание работы в химической лаборатории по изготовлению скелетов человека.
Версии о реальной основе происхождении образа Бабы Яги
Версия первая. Баба Яга – жрица.
Эта теория относит происхождение Бабы Яги к временам матриархата. Матриарха́т является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества. Матриархат предполагал процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие. Отсюда множество заданий, которые приходится выполнять герою в волшебных сказках: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее. Не случайно одна из версий определяет значение слова «Яга» как «решающий».
Таким образом, Баба Яга определяла качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок
Версия вторая. Баба Яга – ведунья или знахарка
Эта версия не противоречит предыдущей. Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.
Версия третья. Баба Яга – это женщина из племени Ягов.
В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Они жили в районе города Туапсе и были кровожадными и свирепыми воинами. Есть предположение, что они были людоедами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде – отсюда куриные ноги – сваи. Возможно, что Баба Яга – это женщина из племени Ягов.
Заключение
Проведя исследование истории происхождения образа Бабы Яги, мы выявили шесть существующих мнений по этому вопросу:
Все варианты можно разделить на версии, опровергающие нашу гипотезу, т. е. те, которые утверждают, что Баба Яга – вымышленный персонаж, и версии, которые косвенно подтверждают ее. Косвенно – потому что они не называют конкретного человека, который является прототипом Бабы Яги, но говорят о реальной основе происхождения образа.
Самой интересной и вместе с тем невероятной теорией, на наш взгляд, является версия о том, что Баба Яга имеет инопланетное происхождение. Учитывая остальные мнения ученых, можно предположить, что представления о славянском божестве и факты жизни древних женщин-жриц, женщин – знахарок слились в единый образ Бабы Яги, который теперь живет в волшебных сказках.
Итак, мы приходим к выводу, что единого мнения о происхождении образа Бабы Яги не существует, но ни одна из теорий не называет конкретного человека, который мог быть прототипом Бабы Яги. Наша гипотеза не подтверждена. Образ Бабы Яги по-прежнему остается загадочным.
В ходе исследования мы сделали еще одно небольшое открытие. Оказывается, у Бабы Яги есть своя «родина» и день рождения. В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы Яги, там же был создан музей Бабы Яги. В современной Украине день рождения Бабы Яги празднуют 13 января. Этот факт вызывает еще ряд вопросов:
Поиск ответов на эти вопросы может стать материалом следующей исследовательской работы.
Литература
Введение
Каждый человек с детства знает, кто такая Баба Яга, и воспринимает ее как представительницу нечистой силы. С образом Бабы Яги мы знакомимся через волшебные сказки, поэтому воспринимаем ее как вымышленный сказочный персонаж. Но действительно ли он является вымышленным? На одном из уроков литературы мы уже выяснили, что Илья Муромец, которого мы считали лишь героем русских былин, – не вымышленный образ, а реальный человек, который жил примерно в XI-XII веках. А что если и Баба Яга когда-то действительно существовала? Жила, например, в X веке в каком-нибудь из городов Древней Руси, была злой и ворчливой одинокой старухой, совершала плохие поступки, поэтому и запомнилась в народе злой. А потом, возможно, сложились о ней истории, народная фантазия придала этому образу магические свойства, так и дошел до нас образ Бабы Яги как отрицательный персонаж волшебных сказок.
Итак, на наш взгляд, Баба-Яга – загадочный образ, со своей интересной историей. Мы решили выяснить, действительно ли Баба Яга – лишь плод народной фантазии, или этот образ имеет реальный прототип.
Цель: Выяснить историю происхождения образа Бабы Яги.
Задачи:
Объект исследования – Баба Яга.
Предмет исследования – история происхождения образа Бабы Яги.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это не вымышленный персонаж, а реальный человек, ставший героем волшебных сказок.
Методы исследования: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.
Образ Бабы Яги в фольклоре, литературе и искусстве
В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.
К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин,В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
Значение имени
Возможно, раскрыть тайну происхождения образа Бабы Яги нам поможет информация об имени героя, поэтому нашу работу начнем с исследования значения имени. Итак, первый вопрос, на который мы ответим: «Что обозначает слово «Яга»?»
Большинство опрошенных людей считают, что слово «Яга» - обозначает ягоду или само имя Бабы Яги.
Отвечая на этот вопрос, мы также обратились к словарным статьям.
Этимологический словарь Макса Фасмера знакомит нас со значением этого имени в разных языках. Так, в сербохорватском языке «Яга» обозначает «ужас», в словенском – «гнев», в чешском и польском языках - "лесная ведьма, злая баба". Интересно значение в украинском и болгарском языках – «ведьма, волосатая гусеница».
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить».
На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.
В других источниках находим следующие определения:
Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Ягать - "кричать, шуметь", вологодское, пермское, сибирское. (Даль), ягайла - "крикун", яжить - "кричать, шуметь, вздорить, браниться".
Ягарма - "наглая, сварливая баба" (по Далю). Связывают со словом ягать «кричать».
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи (Даль "Поверья, суеверия и предрассудки русского народа”).
Яга - "шкура жеребенка", "шуба из козьих шкур мехом наружу" (Даль).
ЯГА - шуба, тулуп, халатного покроя, с откидным воротом. Ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. (М. Власова «Новая абевега русских суеверий»).
В электронном словаре находим определение: Яга – изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное демоническое существо, которым пугали детей. Яга – огрубленное "Яшка". Яшей в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда название "ящур". Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Изучив словарные статьи, мы пришли к выводу, что однозначного толкования слова «Яга» нет. Учитывая большинство мнений ученых, можно составить следующее определение: Баба Яга - это гневная сварливая ведьма, нагоняющая ужас на людей. Она обитает в дремучем лесу и носит шубу из козьих шкур мехом наружу. Однако в одном из определений отмечается изначально положительный характер Бабы Яги, а также утверждаются ее славянско-мифологические корни. Возможно, Баба Яга – изначально не сказочный персонаж и не живой человек, а славянское божество? Интересно, что сказочность образа отмечена только в одном источнике – в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в остальных же работах не отмечается сказочность Бабы Яги. Это дает нам возможность утверждать, что наша гипотеза о реальном происхождении персонажа пока не опровергнута.
Версии ученых о происхождении Образа Бабы Яги
Продолжая работу над выявлением истоков происхождения образа Бабы Яги, мы решили обратиться к мнению ученых, занимавшихся исследованием этого вопроса. Полученную нами информацию мы классифицировали следующим образом: версии, опровергающие нашу гипотезу, т. е. те, которые утверждают, что Баба Яга – вымышленный персонаж, и версии, которые косвенно подтверждают гипотезу. Косвенно – потому что они не утверждают наличие конкретного прототипа, но говорят о реальной основе происхождения образа.
Версии, опровергающие гипотезу
Версия первая. Образ Бабы Яги имеет мифологические корни.
Сразу отметим, что мы обнаружили три варианта этой версии.
Вариант 1. В. А. Иванов в книге «Мифы языческой Руси» пишет так: Баба Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Известно, что у славян существовал ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар. Это был ритуал очищения огнем. Но потом, с принятием христианства, появилось представление о том, Баба Яга ест младенцев. Так из берегини Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».) Также ответили почти все наши опрошенные.
Вариант 2. Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии, проводник душ умерших в потусторонний мир. Её еще называют Баба-яга Костяная нога, одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
Ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: "...бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
Эти варианты версии о мифологическом происхождении Бабы Яги не противоречат друг другу, так как оба утверждают роль Бабы Яги как помощницы, берегини.
Но есть и противоположное мнение.
Вариант 3. Под именем Бабы Яги почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворённые явления и силы естества или символы житейских потребностей. Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках.
Мифологическое происхождение образа Бабы Яги подтверждают работы исследователя русских народных сказок, Владимира Яковлевича Проппа. Опираясь на этнографический и мифологический материал, ученый объясняет происхождение сказочных сюжетных моментов. Так например, после узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды».
Версия вторая. Баба Яга – умерший предок.
Эта версия близка мнению о том, что Баба Яга – богиня смерти. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках расположенных над землей на срубленных деревьях. Отсюда, возможно, «избушка на курьих ножках». Люди боялись умерших, их нельзя было тревожить по пустякам, и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях, все-таки это умершие предки. Баба-яга вручала добру молодцу меч-кладенец (умерших хоронили с оружием) или давала совет. Когда открывали отверстие в домовине, то видны были только ноги покойника (Баба-яга костяная нога). Люди верили, что мертвецы летают на гробах - Баба-яга летала на ступе (выдолбленная колода - гроб). Так что Баба Яга - это умерший предок, мертвец, поэтому ей и пугают, даже забыв, что это значит.
Версия третья. Баба Яга – инопланетянка.
Специалист по аномальным явлениям Юрий Росциус считает, что люди не могли придумать Бабу Ягу, так как их сознание было примитивным, и они описывали только то, что видели. И рассказать об увиденном могли только знакомыми им терминами. Например, у индейцев Америки до сих пор хранится устное предание о сошествии с небес на Землю Огненного Бога на огненной колеснице. А в нем, как считают ученые, отразился всего лишь факт падения Аризонского метеорита около 50 тысяч лет назад.
Исследователь пришел к выводу, что Землю в далеком прошлом посетили представители инопланетной цивилизации, среди которых была Баба Яга. Он предлагает доказательства этой версии.
Первое. Русская ступа, как считает ученый, сходна по форме с формами современных ракет, самолетов, торпед.
Второе. В русских сказках мы встречаем такие строки: «Стоит избушка на курьих ножках, нет у нее ни окон, ни дверей. И лежит там Баба Яга, из угла в угол ноги уперла». По всем описаниям Яга была обычного роста. Но тогда почему ее жилище так мало? Если предположить, что описываются габариты и конструкция некоего космического корабля, служащего временным обиталищем Яги на Земле, тогда легко находят объяснение теснота жилища и отсутствие в нем окон и дверей.
Третье. В сказках Баба Яга описывается настоящим страшилищем. Вероятно, она была просто не похожа на землян. А ее внешний вид был обусловлен атмосферой, климатом и другими параметрами жизни на ее планете.
Четвертое. Из сказок: «Она летает за человеческим мясом, варит его и ест». Инопланетянам было бы интересно узнать, из чего мы состоим. Поэтому похищение Бабой Ягой свежих трупов было естественно (может, живых детей она воровала на время, чтобы вставить чип и в будущем сделать их своими «контактёрами»). А ее «колдовство» над кипящими котлами - всего лишь описание работы в химической лаборатории по изготовлению скелетов человека.
Версии о реальной основе происхождении образа Бабы Яги
Версия первая. Баба Яга – жрица.
Эта теория относит происхождение Бабы Яги к временам матриархата. Матриарха́т является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества. Матриархат предполагал процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие. Отсюда множество заданий, которые приходится выполнять герою в волшебных сказках: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее. Не случайно одна из версий определяет значение слова «Яга» как «решающий».
Таким образом, Баба Яга определяла качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок
Версия вторая. Баба Яга – ведунья или знахарка
Эта версия не противоречит предыдущей. Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.
Версия третья. Баба Яга – это женщина из племени Ягов.
В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Они жили в районе города Туапсе и были кровожадными и свирепыми воинами. Есть предположение, что они были людоедами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде – отсюда куриные ноги – сваи. Возможно, что Баба Яга – это женщина из племени Ягов.
Заключение
Проведя исследование истории происхождения образа Бабы Яги, мы выявили шесть существующих мнений по этому вопросу:
Все варианты можно разделить на версии, опровергающие нашу гипотезу, т. е. те, которые утверждают, что Баба Яга – вымышленный персонаж, и версии, которые косвенно подтверждают ее. Косвенно – потому что они не называют конкретного человека, который является прототипом Бабы Яги, но говорят о реальной основе происхождения образа.
Самой интересной и вместе с тем невероятной теорией, на наш взгляд, является версия о том, что Баба Яга имеет инопланетное происхождение. Учитывая остальные мнения ученых, можно предположить, что представления о славянском божестве и факты жизни древних женщин-жриц, женщин – знахарок слились в единый образ Бабы Яги, который теперь живет в волшебных сказках.
Итак, мы приходим к выводу, что единого мнения о происхождении образа Бабы Яги не существует, но ни одна из теорий не называет конкретного человека, который мог быть прототипом Бабы Яги. Наша гипотеза не подтверждена. Образ Бабы Яги по-прежнему остается загадочным.
В ходе исследования мы сделали еще одно небольшое открытие. Оказывается, у Бабы Яги есть своя «родина» и день рождения. В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы Яги, там же был создан музей Бабы Яги. В современной Украине день рождения Бабы Яги празднуют 13 января. Этот факт вызывает еще ряд вопросов:
Поиск ответов на эти вопросы может стать материалом следующей исследовательской работы.
Литература
Проказы старухи-зимы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Хитрость Дидоны
Мороз Иванович
Воздух - музыкант