Цель данной работы-исследовать похоронно-погребальные стихи в русской традиционной культуре села Николаевка, определить место стихов в культуре нашего народа и выявить авторов этих произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
pominalnye_stikhi_narodov_yuzhnogo_urala.docx | 777.75 КБ |
pesennoe_nasledie_.pptx | 894.28 КБ |
Школьный этап конференции исследовательских работ учащихся
«Шаг в будущее» в 2012-2013 учебном году.
МОУ СОШ с.Николаевка, Варненского района, Челябинской области
«Песенное наследие нашей Земли»
(поминальные стихи и песни)
Выполнила Татаринцева Дарья Сергеевна,
ученица 7 класса
Руководитель Богатова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
2012-201
Содержание.
Введение.
«Наша народная поэзия
не уступает в богатстве
ни одному народу в мире».
В. Г. Белинский.
Николаевка славится народной казачьей песней. Старожилы нашего села бережно хранят и передают из поколения в поколение драгоценное песенное наследие нашей земли.
Каждому обряду в нашем селе уделяется особое внимание, но самое строгое и тщательное отношение все-таки проявляется к прощанию с усопшими. И это естественно, так как в «сердце» нашей деревни стоит Храм Святого Николая угодника. (приложение 1)
Собирать, изучать образцы народного творчества - большая, ответственная задача. Одна из ценных проблем современной фольклористики - это проблема местных традиций в народном художественном творчестве. Чем глубже знания об искусстве жителей родного села, тем явственнее обнаруживается, насколько порой несходны по своему строению и характеру звучащие песни в одной территории района, не говоря уже о стране в целом.
Объектом моего исследования будет служить народно-бытовая и традиционно-обрядовая культура села Николаевка Варненского муниципального района Челябинской области.
Предметом исследования является погребальная обрядность, заключающаяся в исполнении поминальных стихов, важнейшей составной славянских древностей.
В данной работе мы ставим цель: исследовать похоронно-погребальные стихи в русской традиционной культуре села Николаевка. Отсюда логически вытекают следующие задачи:
1) Определить место похоронно-погребальных стихов в культуре нашего народа и выявить авторов этих произведений.
2) Выделить основные компоненты погребально-поминального стихотворения в русской православной культуре.
3) Определить значение поминальных стихов.
Методом исследования является изучение специальной литературы по данной теме, беседы со старожилами села, исполнителями поминальных песен.
Экспериментом работы является сопоставление вариантов традиционного мировосприятия и его реализация в соответствующих текстах, и воссоздание, таким образом, недостающих компонентов картины мира рассматриваемой культуры. В работе анализируются разного рода источники: этнографические, устные, письменные, археологические, что помогает доподлинно восстановить песенный ритуал, его особенности и специфику.
Глава 1. «Живы традициям».
Старшее поколение жителей села Николаевка прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья и молитвы, связанные с главными вехами жизненного пути человека: рождением, свадьбой, похоронами.
Жизненная дорога, обозначавшаяся словом «век», состояла, по мнению русского народа, из трех этапов: детства, взрослости и старости. Взрослость считалась временем расцвета, когда человек ставит перед собой множество трудных, семейных и родительских задач и, решая их, выполняет свое предназначение на земле. Детство - это период движения к вершине жизни, время роста, подготовки к выполнению своих жизненных задач, а старость - спуск с вершины, время передачи социальных ролей более молодым людям и период подготовки к уходу в иной мир.
Актуальность заключается в укреплении традиций, связанных с памятью об ушедших, это позволяет думать, что в нашем обществе, несмотря на все трудности и социальные эксперименты, сохранены здоровые основы. Уважение к мертвым свидетельствует об уважении к живым. Люди пытаются сохранить традиции, соблюдая все принятые в наших местах обычаи.
В число этих поминальных обычаев входит и особое поминальное пение, совершаемое негромко, строго, в определенной последовательности, при этом запевают старейшие из присутствующих женщин, остальные негромко подпевают. Похоронные и поминальные песнопения явно подразделяются на два типа – причитания (или плачи) и поминальные песни. Первые похоронные причитания звучат нередко сразу после смерти: умершего просят проснуться, умоляют его простить все обиды. Совершаются такие плачи-причитания также при выносе гроба с телом покойника в последний путь. Причитают исключительно женщины, обычно близкие родственницы покойного (жена, сестра, мать), причем причитание, как правило, представляет собой небольшую импровизацию.
Из беседы с Продан Клавдией Титовной (приложение 2) я узнала о том, что во время погребального обряда исполняется молитвенное пение, включающее как фрагменты православного канонического погребения (фрагменты панихиды, часто поются молитвы Святому духу, Трисвятое), так и фольклорные молитвенные припевы, образованные на основе слегка видоизмененных церковных молитв.
Есть свои особенности и во времени исполнения этих стихов. Как правило, бабушки приходят вечером, освободившись от работы, чтобы разделить горечь утраты с родственниками усопшего. На следующий день утром они снова идут, чтобы проводить покойного молитвенными песнопениями.
Глава 2. «Житейское море».
На вопрос, откуда вы знаете эти стихи, Клавдия Титовна, пояснила, что с детства слышала их из уст своей матери, которая была глубоковерующей женщиной, к вере привела она и свою дочь. В семье Клава была единственным ребенком. Родилась в 1934 году. Мама её родом из села Александровка, а отец местный, коренной. Когда она была совсем маленькой, их семья переехала в Казахстан, в село Есенкуль. Помнит она и голод, и страшное военное время, несмотря на свой детский возраст. В 1963 году они вернулись в Россию, в родную Николаевку. Вышла замуж, родила и воспитала четверых детей. Сегодня Клавдии Титовне 79 лет, но несмотря на свой возраст, она не унывает, всегда готова помочь людям.
Бабушка Клава запевает поминальные песни, свой обряд исполнения певчие начинают со стихотворения «Житейское море». (приложение 3)
Эта песня раскрывает смысл человеческой жизни, свидетельствует о том, что в этом мире на все «Божья воля». В словаре С.И. Ожегова определение выражения Житейское море (книжн, ·ритор. ·устар. ) – это жизнь с ее заботами, волнениями, которая может разрушиться в одночасье: «..Быть может на завтра с разбитой сумою
Я буду скитаться с горячей слезою.
Быть может на завтра сырая могила,
Возьмет безвозвратно кипучую силу..». Образ человека сравнивается с «кипучей силой». Эпитет «сырая могила» усиливает мотив грусти и печали. Поработав в сети интернет, я узнала, что у этой песни много вариантов (приложение 4). Оказалось, что наши исполнительницы не поют 4 и 8 куплет:
Богат ты сегодня, пируешь роскошно,
Но волю Господню узнать невозможно.
Эти строки подтверждают нашу мысль о том, что все в «руках божьих».
Наш компас – над нами, впери в Небо очи.
И с бурей, с волнами, борись среди ночи.
В этом куплете звучит призыв к очищению души живых людей «Наш компас- над нами (Бог)…«Впери», «борись» – глаголы повелительного наклонения усиливают этот мотив призыва к безгрешной жизни, к вере.
В результате исследования этой песни, я узнала, что музыку и слова написал Митрополит Иосиф Ростовский (приложение 5) на стихи неизвестной монахини Новодевичьего монастыря.
«Я умру в чужой стране». (приложение 6)
Душа лирического героя этого стихотворения обращается к птице-пташечке, с просьбой передать печальную весть родителям из чужой страны, усиливая этим горечь утраты.
О расставании души и тела поведала нам поминальная песня «Два голубя». ( приложение 7)
Во время работы я нашла другой вариант этой песни в исполнении Кубанского хора (приложение 8)
Есть ещё одна песня, которую поют наши бабушки совсем недавно.
«Пошла я раз в лес за малиной». (приложение 9)
«Эти песни исполняют у покойника в определенной последовательности, но когда мы начинаем служить, все встают к гробу», - поведала нам Клавдия Титовна, и запевают, перекрестившись:
«Царю небесна, утешителю душе истина И жизни и еще, ещё исполняя
Сокровище благих и жизни подателю прийди, селися мы,
И очисти от всякия скверы и спаси блажи души наши.
А стихом «Святый боже, Святый крепкий» заканчиваем службу.
Святый боже, святый крепкй, святый бессмерный помилуй нас,
со святыми упокой, христе душу раба твоего
Иже еси болезнь и печаль и воздыхания, но жизнь бесконечная
Надгробное рыдание Творящих песнь, Алилуя, алилуя, алилуя.
После поминания усопшего исполняется молитва:
«Упокой господи души усопших раба твоего. Помяни господи, младенца
Слава отцу и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веков аминь,
царство небесное, царство небесное, царство небесное, вечный покой
Вечная память, вечная память, вечная память и вечный покой».
Второе стихотворение, которое исполняют певчие «Господи помилуй, Господи прости» (Приложение10). Тема этого стихотворения - покаяние и ответ человека за свою жизнь. Метафора «донести крест» означает прожить жизнь достойно, праведно. И именно с этой просьбой обращается человек к Богу. Эта песня звучит как исповедь. А написал её старец Николай Гурьянов (приложение 11)
Поминальное стихотворение «Крестик» поют в течение вечера. (приложение12).
Образ символ крестика, защитника человека, проходит через все стихотворение, и после смерти человека он будет оберегать его. Автором этого произведения, как показывают источники, был старец Николай Гурьянов.
Глава 3. «Духовный наставник Русской Православной Церкви XX века».
«…Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие. Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове. Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу. 15 февраля 1942 г. в Риге, в праздник Сретения Господня, он принимает сан священника. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца. Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест.
Наконец, «сухая почва» дала всходы. В церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николая как-то забыли и больше не трогали.
В 70- е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. …Простые наставления старца о том, что надо трудиться, опасаться праздности, избегать пристрастия к вину, любить ближних и по заповеди, быть всем, как слуга, доходили даже до сердец людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах и ожесточенных. Пожалуй, одним из самых известных стало одно из последних напутствий православным христианам: «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Любвеобильно!».
Глава 4. Стихи «старшие» и «младшие»
Продан Клавдия Титовна и Кравченко Елена Георгиевна (приложение 13) вовлекли в мир поминальных стихов, которые произвели на меня большое впечатление, поэтому я решила представить их в данной работе. Кроме записанных мною песен, я проанализировала материалы, найденные в интернете, в литературе, и сделала такие выводы, что поминальные песни относятся к духовным стихам. Условно духовные стихи делят на "старшие" и младшие", "младшие" получили свое название только от времени создания (созданы в последние века). Именно к "младшим" духовным стихам и относятся поминальные стихи.
Духовные стихи - это произведения народной поэзии религиозного характера, исполняемые во внелитургической ситуации. Это значит, что, несмотря на христианские сюжеты и идеи духовных стихов, их нельзя исполнять в церкви, во время службы, это поэзия только для домашнего употребления.
Возникли духовные стихи на Руси очень давно: некоторые ученые, основываясь на книжных источниках, относят их возникновение к 15 веку, другие считают, что они появились на несколько веков раньше, как посредники между книжной христианской и устной народной культурой. Такой посредник был нужен, так как разрыв между этими формами культуры в Древней Руси был очень значителен. Духовные стихи взаимодействовали с народным и церковным искусством. Стихи были распространены почти повсеместно на территории расселения русских, а сейчас традиция их исполнения частично утрачивается. Так в Варненском районе такие стихи исполняют не везде. Из беседы с Клавдией Титовной, я узнала, что наших певчих приглашают в соседние деревни: Арчаглы-Аят, Александровку, и даже в Варну. А вот в селе Бородиновка Варненского района тоже исполняют такие стихи. Все же это позволяет говорить, что духовные стихи не представляют в фольклоре изолированного круга произведений, хотя по своей серьезности, возвышенности содержания и исполнения противостоят большинству разделов устного народного творчества. С одной стороны они отражают народные суеверия, а с другой - выходят на нравственные ценности.
Поводом для создания "младших" стихов послужил церковный раскол в 50 - 70 годы 17 века, но это было творчество относительно малой части населения, упорно сохраняющей "древнее благочестие". Стихи старообрядцев, которые долго не принимали новую веру, отражали драматическую историю, размышления о жизни и смерти, о грешной душе и её посмертной судьбе.
В старообрядческом мире знание духовных стихов, особенно новых, было обязательно для всех, поскольку они участвовали в молениях, где стихи исполнялись хором. Песни бытовали в основном в письменном виде: сохранялись в тетрадях, переписывались, хотя исполнители и знали их наизусть. Письменное бытование "младших" стихов объясняет и наличие в них церковнославянизмов, ( не звешь - не зовешь, блаже-благие (неполногласие характерно для церковнославянского языка), мя - меня, тя - тебя), которые почти не встречаются в "старших" духовных стихах, так как они распространялись устно и были более подвержены влиянию живой речи.
Стихи сложены в силлабо-тонической системе стихосложения (одинаковое количество слогов и ударений в строках или парах строк). К концу 19 века стихи старообрядцев уже полностью опираются на утвердившуюся литературную норму стихосложения с силлабо-тоническим принципом построения. Напев стихов, связанный с популярными народными песнями конца 19 - начала 20 века, одинаковый у всех исполнителей. В представленных мною стихах сохранился местный диалект исполнения.
Заключение.
В результате своего исследования я обнаружила, что у некоторых стихов, которые исполняют певчие, есть конкретные авторы. Это такие, как «Крестик», «Житейское море», «Господи, помилуй, Господи, прости», а вот стихотворение « Я умру в чужой стране…», «Два голубя», относится, как мне кажется, к «младшим» стихам.
Ещё одна особенность заключается в том, что поминальные стихи, в основном, построены в форме лирического монолога, что придает им большую выразительность.
Образы и символы, которые встречаются здесь, типичны для фольклора:
река, море, как символ жизни: "житейское море играет волною", девушка - " пташечка крылата".
Тематика стихов связана с обстоятельством их исполнения. Они являются неотъемлемой частью поминального обряда, хотя раньше их и "на моленьях в моленной пели". Cтихи пелись, поэтому певчие их называют сегодня поминальными песнями. Бабушек специально приглашают к покойному для исполнения. «Нынче редко стали звать, - отмечает Клавдия Титовна, - да и умирать реже стали,- как ей кажется».
Строгой последовательности в пении стихов нет, но служить начинают с молитвы «Царю небесному, утешителю души…», исполнитель отмечает, что стих "Житейское море " должен петься первым.
Певчие приходят в первый и второй день вечером, а в день похорон "за два часа до выноса тела", "у нас всё в 12 часов выносят, вот в 10 часов и начинали петь".
Перед исполнением стиха исполнители крестились со словами: "Господи помилуй, во имя отца и сына и святаго духа". В конце стиха часто можно услышать троекратное «алилуя», что означает молитвенное хвалебное слово, обращенное к Богу.
Совсем немногие из наиболее пожилых жительниц нашего села помнят и запевают поминальные песни. Опасаясь, что они могут быть утрачены при смене поколений, мы попытались собрать этот, на наш взгляд, ценный материал, чтобы сохранить песенное наследие нашей земли. Полученные материалы будут представлять интерес не только для исследователей старины, но и послужат продолжением традиций нашего села. Эту работу можно будет использовать на уроках МХК и краеведения, при изучении фольклорного творчества Южного Урала. По собранным материалам можно создать сборник поминальных стихов, исполняемых в селе Николаевка.
Список литературы.
1.Жимулева Екатерина Игоревна
Православная и фольклорная певческие традиции: проблемы взаимодействия.
2.Крылова Снежана. Поминальное слово в русской поэзии 2000-х годов.
Источники:
3.http://www.pravmir.ru/starec-nikolaj-guryanov-pomogi-mne-bozhe-krest-svoj-donesti/
4.http://bratinafolk.com/assets/files/music/prospali_myi_prodremali.mp3
6.http://www.0zd.ru/literatura/folklornye_tradicii_vologodchiny.html
7.http://kozelsk.ru/
8. http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение I
Храм в честь Николая Чудотворца
Приложение II.
Продан Клавдия Титовна.
Приложение III.
«Житейское море»
Житейское море играет волною,
В нем радость и горе всегда предо мною.
Сегодня я весел и жизни доволен,
В раздолье круг тесен, а завтра я болен
Никто не ручится, что завтра случится,
Никто не узнает, что завтра с нём станет.
Быть может на завтра с разбитой сумою
И буду скитаться с горячей слезою.
Быть может на завтра сырая могила,
Возьмет безвозвратно кипучую силу,
Как море житейско, как море житейско,
Волна за волною, волна за волною.
Приложение IV
«Житейское море»
Житейское море
Играет волнами.
В нём радость и горе
Всегда перед нами.
Никто не ручится,
Никто не узнает,
Что может случиться,
Что завтра с ним станет.
Сегодня ты весел
И жизнью доволен.
Раздолья круг тесен,
А завтра ты болен.
Богат ты сегодня,
Пируешь роскошно,
Но волю Господню
Узнать невозможно.
И, может быть, завтра
Сроднишься с сумою:
Пойдёшь ты скитаться
С горячей слезою.
А, может быть, завтра
Сырая могила
Возьмёт безвозвратно
Кипучую силу.
Так в море житейском
Волна за волною
Сменяются резко
Под нашей ладьёю.
Наш компас – над нами,
Впери в Небо очи.
И с бурей, с волнами
Борись среди ночи.
Житейское море
Играет волнами.
В нём радость и горе
Всегда перед нами.
Приложение V.
Митрополит Иосиф Ростовский
Приложение VI.
Я умру в чужой стране, Там зароют в ров глубокий.
Все забудут обо мне, Все забудут об о мне,
Все забудут обо мне. Ты зачем сюда влетела?
Бедна пташечка, скажи, Бедна пташечка, скажи.
Или ты мня пожалела. Поплачь, вместе погрустим,
Поплачь, вместе погрустим. Ты слетай-ка в край далекий
К отцу, к матери родной, К отцу, к матери родной,
Передай-ка весть печальну, Что меня на свете нет,
Что меня на свете нет. Все на свете нажить можно, Но меня не воскресишь.
Приложение VII.
«Два голубя»
Проспали мы, продремали мы Сию царствию небеснаю,
А мы голуби, мы не белаи. Мы не голуби, мы не белаи,
А мы ангелы хранители, Дай душе, дай с телом покровители.
А мы были, были на белой горе, А видели диву дивнаю -
Как душа, дай с телом расставалася, Расставалася, распрощалася:
Ты прости, ты прощай тело белое, Душа грешная.
Тело белое, душа грешная. Как тебе, дай тело во земле лежать,
А мене, дай душе на ответ идти Ко Господу, ко небесному.
Полетела душа на восход солнушка, А там все Раи позакрытаи,
Позакрытаи, позамкнутаи. Полетела душа на закат солнушка.
А там все Ады пораскрытаи, Пораскрытаи, разомкнутаи.
Там горят, дай, костры невгасимаи, Там кипят, дай, смолы невталимаи.
Ужаснулася Душа про свои телеса. Телеса вы мои, а вы белаи,
Что же вы, телеса, вы наделали? То за то тебе Душа, что не стерпливала,
За то тебе голова, что не вразумела, В воскреснай день во грех вошла,
Отца, матерю свою за собой увела.
Приложение VIII
«Два голубя»
Проспали мы, продремали . Все царствие, все небесное.
Прилетали к нам два-та голубя. Два-та голубя, два-та сизыя Алилуя, алилуя.
Мы не голуби, мы не сизыя, А мы ангелы, два архангела.
Где бывали мы, где летали мы. Где душа-та с телом расставалася,
Расставалася, распрощалася. Как тебе-то телу во гробу лежать.
А мене-то душе на суду стоять. На суду стоять, всё грехи сдавать. Алилуя, алилуя, алилуя.
Приложение IX .
«Пошла я раз в лес за малиной»
Пошла я раз в лес за малиной, Малины я там не нашла
Нашла гроб да могилу, котора травой заросла.
Упала я там на колени, И стала я горько рыдать.
Мамаша, ты спишь и не слышишь, Как дочка рыдает твоя.
Мамаша из гроба отвечает, Не плачь ты, сиротка моя.
Возьмут тебя люди чужие, И будешь ты им, как своя.
А кто мене косу расчешет, А кто мне её заплетет.
А кто меня, молодую. Под венец поведет.
Приложение X.
Господи, помилуй, Господи, прости
Помоги мне Боже крест мой донести.
Ты прошел с любовью свой тернистый путь,
Нес ты крест безмолвный, надрывая грудь.
Из-за нас, распятых, много ты терпел.
За врагов молился, за врагов скорбел.
Я же слаб душою, телом тоже слаб,
И страстей греховных я преступный раб.
Я великий грешник на своем пути,
Господи, помилуй, Господи, прости.
Помоги мне, Боже, дай мне крепких сил,
Чтоб я свои страсти в сердце погасил.
Помоги мне, боже, щедрою рукой.
И пошли терпенье, радость и покой.
Я великий грешник на земном пути,
Господи, помилуй, Господи, прости.
Приложение XI
Как надо мною совершили обряд крещения святой,
Тогда на грудь мне положили Мой милый крестик золотой.
Он с той поры мне стал защитник, Он с той поры всегда со мной.
Он с той поры мне стал защитник, Он с той поры всегда со мной.
Заветный крестик надеваю, Как бы защитник во пути.
Ему вручу свое желанье, Всю волю, молодость свою.
Пусть сохранит он нареканье, Он душу грешную мою.
Душа все к вышнему стремится. А здесь все блещет крестик мой.
Когда родны мои сойдутся, И распрощаются со мной,
А на груди моей холодной лежит мой крестик золотой.
Приложение XII.
Старец Николай Гурьянов.
Приложение XIII.
Беседа с Кравченко Еленой Георгиевной.
Слайд 1
«Песенное наследие нашей земли» ( поминальные стихи и песни) «Наша народная поэзия не уступает в богатстве ни одному народу в мире» В. Г. Белинский Исследовательская работа Татаринцевой Дарьи ученицы 7 класс МОУ СОШ с. Николаевка. Руководитель : Богатова Т.М.Слайд 2
Храм Святого Николая чудотворца
Слайд 3
Объект исследования народно-бытовая и традиционно-обрядовая культура села Николаевка Варненского муниципального района Челябинской области.
Слайд 4
Предмет исследования погребальная обрядность, заключающаяся в исполнении поминальных стихов, как важнейшей составной славянских древностей.
Слайд 5
Цель: исследовать похоронно-погребальные стихи в русской традиционной культуре села Николаевка
Слайд 6
Задачи: 1 ) Определить место похоронно-погребальных стихов в культуре нашего народа и выявить авторов этих произведений. 2) Выделить основные компоненты погребально-поминального стихотворения в русской православной культуре. 3) Определить значение поминальных стихов.
Слайд 7
Методы исследования. -изучение литературы по данной теме; -беседы (интервьюирование) со старожилами села, исполнителями поминальных песен; -анализ разного рода источников. Эксперимент- сопоставление варианта традиционного мировосприятия и его реализация в соответствующих текстах
Слайд 8
Продан Клавдия Титовна
Слайд 9
Кравченко Елена Георгиевна
Слайд 10
Митрополит Иосиф Ростовский Житейское море Играет волнами. В нём радость и горе Всегда перед нами. Никто не ручится , Никто не узнает, Что может случиться, Что завтра с ним станет.
Слайд 11
старец Николай Гурьянов В 1909-м в селе Чудские Заходы Санкт-Петербургской губернии родился мальчик, нареченный Николаем.
Слайд 12
Поминальный стих «Крестик» Как надо мною совершили обряд крещения святой, Тогда на грудь мне положили Мой милый крестик золотой. Он с той поры мне стал защитник, Он с той поры всегда со мной. Заветный крестик надеваю, Как бы защитник во пути…
Слайд 13
«Младшие стихи» Я умру в чужой стране, Там зароют в ров глубокий. Все забудут обо мне, Ты зачем сюда влетела? Бедна пташечка, скажи, Или ты мня пожалела. Поплачь, вместе погрустим, Ты слетай-ка в край далекий К отцу, к матери родной, Передай-ка весть печальну , Что меня на свете нет, Все на свете нажить можно, Но меня не воскресишь.
Слайд 14
Практическая значимость. Ценный материал для исследователей старины; Продолжение традиций нашей малой Родины; Сохранение местного фольклорного творчества; Создание сборника поминальных стихов с. Николаевка.
Слайд 15
Список используемой литературы: 1. Жимулева Екатерина Игоревна Православная и фольклорная певческие традиции: проблемы взаимодействия. 2. Крылова Снежана . Поминальное слово в русской поэзии 2000-х годов. Источники: 3.http://www.pravmir.ru/starec-nikolaj-guryanov-pomogi-mne-bozhe-krest-svoj-donesti/ 4.http://bratinafolk.com/assets/files/music/prospali_myi_prodremali.mp3 5. http://www.coolreferat.com 6. http://www.0zd.ru/ literatura / folklornye_tradicii_vologodchiny.html 7.http://kozelsk.ru/ 8. http://ru.wikipedia.org/wiki
Новый снимок Юпитера
Несчастный Андрей
Горка
Зимний лес в вашем доме
Лиса и волк