Как сберечь родную речь? Как сохранить тот русский язык, которым мы пользуемся ? Вот один из актуальных вопросов изучения языка на современном этапе.
Введение
Современное государство невозможно без единого культурного, образовательного, информационного пространства, основой которого является единый государственный язык. Невозможны без него ни единая управленческая вертикаль, ни единая армия. Поэтому забота о русском языке как государственном - это прежде всего забота о сохранении и укреплении единого Российского государства, а значит - забота и обо всех населяющих его народах, и о каждом конкретном российском гражданине. Конституция Российской Федерации впервые закрепила за русским языком статус государственного на всей территории нашей страны.
Велик и могуч русский язык... Чтобы оставаться великим и могучим, язык должен обладать способностью откликаться на все явления жизни, постоянно расширяя словарный запас новыми понятиями. И специалисты в области русского языка и русской культуры - ученые, преподаватели, все ревнители русской словесности - должны приложить максимальные усилия к тому, чтобы он таковым и остался. Ведь русский язык составляет основу самобытности России.
Начало 21 века. Русский язык переживает тяжелые времена. Проблема сохранения русского языка, о которой в течение многих лет с тревогой говорили ученые-русисты, преподаватели , писатели, журналисты, теперь признана и на государственном уровне.
0б этом свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2000 года № 41 «О Совете по русскому языку при Правительстве Российской Федерации», подписанное председателем Правительства В. В. Путиным, которое предусматривает содействие «развитию, распространению и сохранению чистоты русского языка».
Как сберечь родную речь? Как сохранить тот русский язык, которым мы пользуемся ? Вот один из актуальных вопросов изучения языка на современном этапе.
Попытки найти ответ на очень непростой вопрос о сохранении русского языка предпринимали многие ученые, начиная с М.В. Ломоносова. А есть ли среди современных ученых продолжатели дела великого реформатора, т.е. представители мира науки , кто вплотную занимается проблемами современного русского языка? Думаю, не может не быть.
Доказательства - многочисленные работы ученых ведущих вузов страны.
Но наиболее интересными и близкими для меня показались работы Председателя Научно-методического совета ГНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ) по русскому языку, заведующего кафедрой сопоставительного изучения языков Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктора филологических наук, профессора, академика Международной Академии Наук Высшей школы, удостоенного Президентской стипендии для выдающихся ученых России Игоря Григорьевича Милославского. Поэтому предметом моего исследования стали работы этого современного ученого. Областью научных интересов И.Г. Милославского является изучение вопросов активной грамматики русского языка, создание специальных разделов грамматики русского языка, Но, пожалуй, самым важным для меня стал тот факт, что И.Г. Милославский активно выступает в печати по вопросам содержания обучения русскому языку в школе.
Цель исследования – познакомиться с известными трудами И.Г.Милославского и показать вклад современного ученого в дело сохранения и развития русского языка.
Задачи:
1) познакомиться с биографией профессора И.Г.Милославского
2) провести обзор его научных работ, связанных с проблемой
3) проанализировать деятельность ученого как автора очерков для читательских масс
4) рассмотреть работы, связанные с проблемами преподавания русского языка в школе.
Основная часть
Глава 1 Анализ научно – учебной литературы по проблеме
♦ Мое знакомство с научными работами И.Г. Милославского началось со статьи «Мы сохраним тебя, русская речь…» в независимом педагогическом издании «Учительская газета»о 22.07.2003 г.
В своей статье ученый выражает тревогу: «Если радикальные изменения в содержании обучения русскому языку не произойдут, это будет угрожать самому русскому языку, в любви и верности которому так модно сейчас клясться. Нужны не клятвы, а изменение в ясно обозначенном направлении. Ученики, теряющие интерес к занятиям русским языком, свою оценку нынешнему положению дают и, уверен, еще более агрессивно дадут ее в будущем. А если профессиональное сообщество окажется неспособным произвести трудные и абсолютно необходимые перемены, то слово - за нашими государственными и авторитетными общественными деятелями. Кто же именно стоит за личным местоимением 1-го лица множественного числа в строке «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»? Мы в этом случае не только подлежащее, но и субъект, активный производитель действия».
♦Следующей работой стала публикация "Русский язык как культурная и и
интеллектуальная ценность и как школьный предмет". - журнал "Знамя",2006, № 3.
В этой работе академик приступает к обсуждению вопроса о множестве иностранных слов в русском языке. В последние десятилетия особой агрессивностью отличаются слова английские, а ранее — французские, а еще ранее — немецкие (или русский язык отличается особой к ним восприимчивостью?). И победный марш нецензурных слов и выражений, не только звучащих на улице, в быту, в школе и вузе, но растиражированных теперь в специальных изданиях и даже проникших на театральные подмостки и экран.
♦ В своей статье «Великий, могучий русский язык» в журнале «Наука и жизнь» № 6 за 2009 год Игорь Милославский пытается разобраться в проблемах, с которыми сталкивается в настоящее время русский язык. Он говорит о том, что чтобы оставаться великим и могучим, язык должен обладать способностью откликаться на все явления жизни, постоянно расширяя словарный запас новыми понятиями. Также он отмечает, что в действительности уровень владения родным литературным языком определяется способностью человека точно и полно понимать всё, что он читает или слышит, а также его умением выразить абсолютно точно свои собственные мысли и чувства в зависимости от условий и адресата общения.
В нашем обществе существует множество разнообразных мифологических («не соответствующих реальной действительности») представлений, которые, однако, укоренились в сознании людей весьма прочно. Немало мифологических представлений относится и к такому феномену, как русский язык. Речь, разумеется, идёт не о частных вопросах, касающихся, например, происхождения, правописания или произношения того или другого слова. А в осмыслении вопросов о том, 1) для чего существует язык; 2) как, почему и для чего он, хотя и довольно медленно, изменяется и насколько такие изменения могут быть сознательными; 3) какие цели стоят перед человеком, изучающим свой родной язык, и какова иерархия этих целей.
По всем этим вопросам в головах не только «человека с улицы», но даже авторов многих школьных учебников по русскому языку сформировались либо ложные, либо путаные представления.
♦ В статье «Правила вместо смысла»- журнал «Знамя» 2011, №12 академик И.Г.Милославский поднимает проблему изучения русского языка как неродного. Прежде всего, пишет ученый, необходимо развести два аспекта: русский язык как родной, полученный по рождению и воспитанию, и русский язык как неродной, которому необходимо специально учиться. Так, как обычный читатель этого текста должен обучаться иностранным языкам.
♦ Среди учебной литературы автора много пособий не только для студентов вузов, но и для школьников.
Например, учебник русского языка нового типа « Русский язык для говорения и письма» для учащихся 10-11 классов. Издание состоит из учебного пособия и методических рекомендаций. С его помощью ученики смогут максимально точно и полно понимать содержание устного и письменного текста, а также строить собственные высказывания в соответствии со своим замыслом, что поможет им при сдаче ЕГЭ.
Глава 2 Направления исследования:
♦ страничка биографическая
Чтобы побольше узнать об И.Г. Милославском, я обратилась на сайт
«Рейтинг Лучших Учителей и Преподавателей России», на котором узнала, что он один из ведущих ученых – языковедов страны, специалист по грамматике, словообразованию, лексике русского языка, по проблемам сопоставительного изучения русского языка и иностранного, преподаванию русского языка как родного и как неродного. Заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова. Академик международной академии наук высшей школы. Окончил филологический факультет МГУ. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «История сочетаний согласных звуков в русском языке». В 1982 году защитил в ИРЯ РАН докторскую диссертацию на тему «Вопросы словообразовательного синтеза». С 1962 года год работал на кафедре русского языка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1993 года – профессор кафедры теории и методов преподавания иностранных языков факультета иностранных языков МГУ, с 1994 года – заведующий кафедрой сопоставительного изучения языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ. Читает в МГУ общие курсы лекций по введению в языкознание и современному русскому языку, а также специальные курсы по лексике, грамматике и словообразованию современного русского языка, по сопоставительному изучению русского и других языков.
♦ страничка «Новый проект»
Знаменателен тот факт, что по проблемам русского языка ученый не только выступает не только как публицист, но и ведет активную просветительскую деятельность среди населения. Очень содержательны и доступны для широких читательских масс очерки И. Г. Милославского в постоянной рубрике «Как сберечь родную речь», которую организовала газета «Известия» в разделе «Родительское собрание». В радио – альманахе «Говорим по –русски» на радио «Эхо Москвы» ученый рассказывает о проблемах и трудностях русского языка в легкой и популярной форме, тем самым способствуя повышению грамотности и правильному использованию русского языка как в разговорной речи, так и на письме.
По названию тем нетрудно догадаться, какие аспекты состояния русского языка волнуют ученого: «Помоги! Не значит «сделай вместо меня», «Элита в словарях и в массовом восприятии», «Род имен существительных и пол живых существ?»,«В кривом зеркале грамматики», «Будьте любезны! Или толерантны?», «Все вместе и никто конкретно» и др. Все эти очерки говорят о событиях, возможных в будущем. О том, что в нем может произойти хорошее и плохое. Без ответственных людей и ответственности в настоящем и близкое, и далекое будущее выглядит незаманчиво. Чтобы даже через десятки и сотни лет имя человека произносили с уважением, он должен обладать этим качеством. Многие читатели не просто откликнулись на него, но и просят "Известия" не бросать эту важнейшую тему.
Из материалов форума:
Надежда Анкудинова, пенсионерка (Кемерово
"Очень понравилось интервью с профессором Милославским. Молодцы! С русским языком у нас у всех действительно беда. И хватит его превращать в средство, которое не только не позволяет нормально общаться, а уже мешает это делать. Мы все давно уже плохо понимаем друг друга. Даже те, кто читает новости по телевидению и радио, часто говорят непонятно, приблизительно. Не останавливайтесь, продолжайте работать в этом направлении".
Михаил Горбалетов, инженер (Москва):
"Мне, как технарю, особенно близка та часть интервью, где обсуждается новый словарь нанотехнологий. Я могу подтвердить, что у нас действительно часто механически переносят английские термины в родной язык и пишут их русскими буквами либо переводят слово в слово. Но мы ведь тем самым обедняем наш язык, а в нем, оказывается, не так уж и много слов по сравнению с тем же английским. И это печально. А вообще спасибо за этот материал".
Депутат Госдумы Алина Кабаева и сказала, что с большим интересом прочитала сначала открытое письмо профессора Милославского, а потом и интервью, в котором Игорь Григорьевич выражает беспокойство состоянием русского языка. Она предложила нашей газете инициировать новый проект - "Родная речь".
"Мне кажется, тема, поднимаемая профессором Милославским, очень важная. Ведь язык - это не просто инструмент общения, но наше культурное достояние и живой организм, который надо хранить и развивать, иначе он перестанет быть современным, - сказала Алина. - Эту тему не только нельзя оставлять, надо привлекать к ее обсуждению общество. Может быть, газете "Известия" сделать постоянную рубрику? Назвать ее, например, "Родная речь"! Ведь лучшей площадки, чем "Известия", не найти, тем более что именно вы инициировали этот разговор. Попробуйте! Уверена: это отличная тема для обсуждения, рубрика будет интересна читателям".
♦ страничка школьная
И.Г.Милославский известен как автор многочисленных учебников для студентов. Но из материалов Дней русской словесности в Саратовском государственном университете от 7 апреля 2009 года я узнала. И.Г.Милославский написал учебник русского языка нового типа для школы «Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? Русский язык для говорения и письма». Познакомившись с этим учебником, я узнала, что пособие учит, как следует отделять информацию о положении дел от информации об отношении автора к этому положению и об отношении автора к собеседнику, как нам научится выбирать именно те слова и словосочетания, которые в зависимости от обстоятельств общения и характера отношений с читателем/собеседником будут поддерживать желаемый автором характер отношений. Это хороший помощник для выпускника при построении диалога с будущими коллегами.
♦ страничка иностранная
Еще одним новым направлением в научной деятельности академика И.Г.Милославского является изучение русского языка как неродного. Прежде чем приступить к решению этой задачи, считает профессор, необходимо развести два аспекта: русский язык как родной, полученный по рождению и воспитанию, и русский язык как неродной, которому необходимо специально учиться. Так, как обычный читатель этого текста должен обучаться иностранным языкам. Слово иностранный, как, например, и слово я и ты, здесь и там, левый и правый, вчера и завтра могут быть совсем по-разному соотнесены с реальностью в зависимости от точки отсчета.
♦ страничка экзаменационная
Как будущую выпускницу школы меня не мог не волновать вопрос о сдаче ЕГЭ по русскому языку. Как же относится профессор к такой форме сдачи экзамена? Ответ я нашла в «Российской газете» за 2009 год и в газете «Известия» за 2012 год в интервью председателя Научно-методического совета ФИПИ по русскому языку И.Г.Милославского (оказывается, именно его подпись скрепляет все подготовленные для выпускника задания).
Российская газета: Игорь Григорьевич, в ЕГЭ по математике задания части А гарантируют "тройку". В ЕГЭ по русскому языку такой же принцип?
Игорь Милославский: Задания в части А очень легкие. Вот возьмем А 24 из демоверсии: надо расставить запятые в предложении "В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру во времена княжения которого состоялось крещение Руси". И предлагаются варианты ответа. Правильный - под цифрой 2, запятая - после слова "Владимиру". Часть А и часть В - вопросы, посвященные в основном не столько владению языком, сколько знаниям о языке. Школьник должен, например, уметь определять род существительного, чтобы правильно написать окончание... Это, извините, примитив.
Ценность представляет часть С, где ученику предлагается мало-мальски проблемный текст, к которому надо выразить свое отношение, привести какую-то аргументацию. На основании этого текста определяется способность участвовать в дискуссии, выражать свое мнение, аргументировать соображения и идеи. Замысел очень правильный.
Известия: Игорь Григорьевич, что это за книга "ЕГЭ, сдавайся!" ? Очередное пособие по подготовке к ЕГЭ, каких сегодня и без того великое множество?
Игорь Милославский: В том и дело, что нет! Это не учебник и не пособие, а абсолютно отдельная и во многом, не побоюсь этого слова, уникальная книга. По крайней мере, таких изданий на российском рынке учебно-педагогической литературы еще не было.
Глава 3. Результаты исследования
Рассмотрение проблем, связанных с состоянием и сохранением русского языка, особенно значимо в современных условиях, поскольку сегодня высказываются серьезные опасения по поводу необратимости негативных процессов, которые могут привести к обесцениванию русского слова. Но язык – это саморазвивающийся механизм, который умеет самоочищаться, избавляться от излишнего, ненужного.
Использование материалов работ, связанных с изучением проблем русского языка, изучение материалов СМИ и высказываний слушателей и читателей о деятельности И.Г.Милославского - все это помогло решить поставленные задачи и ответить на вопрос, определенный в цели исследования. « Наш великий и могучий язык должен быть «живым, как жизнь», а, следовательно, постоянно пополняться новыми и новыми значениями старых слов, реагируя таким образом на стремительно меняющуюся действительность. Необходимо, однако, серьезно и целенаправленно позаботиться о качестве современного русского языка». Познакомившись с работами академика И.Г.Милославского - ученого, просветителя, реформатора, автора учебников, можно с уверенностью сказать, что современная наука серьезно занимается проблемами русского языка ,что дело, начатое М.В.Ломоносовым, имеет достойных продолжателей и в 21веке.
Список используемой литературы
1. «Учительская газета»о 22.07.2003 г.
2. Журнал "Знамя", 2006, № 3.
3. Журнал «Наука и жизнь» № 6 за 2009 год
4. Журнал «Знамя» 2011, №12
5. Учебник « Русский язык для говорения и письма» для учащихся 10-11 классов.
6. Книга «Культура речи и русская грамматика». 2002 г.
Интернет-ресурсы
http://www.moiuchitelya.ru/index.php/moskva/miloslavskiy-igor-grigorevich/
http://www.nkj.ru/archive/articles/15881/
http://magazines.russ.ru/znamia/2011/12/mi14.html
http://www.izvestia.ru/news/345080
http://www.izvestia.ru/news/362907
интернет-странице Дней русской словесности.
http://www.kabaeva-alina.ru/sport/speech/index.php
http://viperson.ru/main.php?rating=1&sort=1&step=100&limit=30300&Grating=1
http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/809953-echo/#element-text
Будьте как солнце!
Лепесток и цветок
Большое - маленькое
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Тупое - острое