Материал об истоках зарождения и развитии устного народного творчества - былинах
Вложение | Размер |
---|---|
dolgaya_zhizn_bylin.doc | 34.5 КБ |
МОУ СОШ №1 с. Измалково
Факультативный материал по литературе на тему:
Выполнил: Попов Дмитрий
учащийся 7А класса
Руководитель: Зароченцева Л.А.
ИЗМАЛКОВО
2007
ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ БЫЛИН
Итак, зарождение былин, если судить по их самым древним элементам, можно отнести к эпохе первобытнообщинного строя. Но окончательно, как особый вид народного художественного творчества, былины сформировались в условиях существования классов и государства.
Народ вел непрерывную борьбу с угнетателями, а следовательно, и с государственной властью. Но он поддерживал государство и власть, когда речь шла о внешних врагах, о сопротивлении захватчикам. Отсюда, между прочим, и двойственное отношение былин к князю Владимиру. Когда он воспринимается как представитель господствующего класса, бояр-феодалов, он ненавистен народу, былина высмеивает, осуждает его. А как глава единого и сильного Русского государства он – герой положительный, он – «ласковый», «красное солнышко». Его как главу государства охраняют богатыри, они отстаивают его достоинство, его честь, его семью, когда иноземные захватчики приходят в Киев.
Русский былевой эпос – государственный эпос. Центральная идея, проходящая почти через все былины, – идея защиты государства, русской земли. Не только Илья Муромец, но и другие главные герои русских былин – Добрыня Никитич и Алеша Попович совершают лишь воинские подвиги. Они стоят на богатырской заставе, охраняют Киев, побивают всех врагов, как бы они ни назывались; Соловей Разбойник или Идолище, Тугарин, Змей Горыныч или Калин-царь.
В былине «Алеша Попович убивает татарина» так и говорится об этом:
Еще было во городе Киеве,
Что у ласкового князя у Владимира,
Еще было на дворе ведь три богатыря,
Проживали все у князя у Владимира,
Оберегатели были красну Киеву,
Что тому ли князю всё Владимиру,
Апраксее-то же были королевичне,
Как любимой-то ведь Князевой племяненке,
Еще душечке-то были Марфе Митревне.
Особняком в русском эпосе стоит былина о Вольге и Микуле.
Князь Вольга едет за данью, встречает по дороге пашущего крестьянина и приглашает его с собой. Крестьянин соглашается. Таково содержание былины. Как видим, она не является воинской, в ней не происходит никаких сражений. В образе чудесного пахаря-богатыря Микулы Селяниновича, считают ученые, запечатлен трудовой подвиг наших предков – переход от охоты и собирательства к пашенному земледелию. Это действительно исторический подвиг, знаменующий новый этап в жизни славян.
Нет здесь и классовых столкновений. Но былина построена на противопоставлении: крестьянин – князь. Во всех случаях противопоставления верх одерживает крестьянин. Ни двое, ни трое дружинников, ни вся княжеская дружина не в состоянии сдвинуть с места соху Микулы, а Микула легко закидывает ее за куст одной рукой. Сам князь на своем коне позорно отстает от крестьянской кобылки (и он машет Микуле шляпой: мол, подожди). Микула Селянинович – настоящий богатырь. Когда на него напали разбойники, он побил их; он везет соль в мешках по сорок пудов. И поле его бескрайнее — богатырское поле, и соха его – богатырская, и лошадь – богатырская, и работа – богатырская... За два дня до встречи слышит Вольга, как Микула пашет землю:
А орет-то в поле ратай, понукивает,
А у ратая сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивают...
Это описание – одно из удивительных художественных достижений русского фольклора. А сам образ Микулы Селяниновича, могучего, независимого, знающего себе цену и вместе с тем скромного землепашца, поражает своим размахом, силой обобщения. Немногие герои литературы могут стать вровень с ним.
Русские былины, в том виде, в каком они дошли до нас, складывались не единовременно, а постепенно, на протяжении десятилетий и даже столетии.
Со второй половины XI века, когда единое Киевское государство распадается на обособленные феодальные княжества, в наиболее крупных и культурно развитых княжествах по уже известным образцам создаются былины о местных героях-богатырях. Такие былины появляются в богатом Новгороде, в Ростово-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах. В последующие столетия былинное творчество ослабевает. Со времен татаро-монгольского нашествия новых произведений почти не создается. Но старые былины продолжали жить и в эпоху татаро-монгольского ига, и позднее, когда после освобождения Руси новым центром, вокруг которого началось собирание русских земель, стала Москва.
Каждая эпоха вносила в былины какие-то свои черты. Поэтому на вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. В каждой былине есть и очень древние и более поздние детали. Например, в одном и том же произведении упоминаются и палица, и чемодан; в одном произведении соединяются персонажи, которые жили в разных столетиях, называются города и поселения, существовавшие в разные эпохи; нередко смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. В былинном образе Владимира сохранилось воспоминание не только о Владимире Святославиче, который княжил в Киеве с 978 по 1015 год, но и о Владимире Мономахе, и, возможно, о других князьях. Владимир жил в X – начале XI века; в былинах он современник татарского нашествия, которое происходило в XIII веке.
Но не нужно думать, что былина – это какая-то мешанина, в которой нет ни складу ни ладу. Новые исторические события, новые жизненные детали, новые герои входили в старые былины естественно, органически. Происходила непрерывная художественная переработка нового материала. Каждый раз, в каждом исполнении былина представала перед слушателями законченным художественным произведением, со своим замыслом, со своей идеей.
Ералаш
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Нарисуем попугая цветными карандашами
Юрий Алексеевич Гагарин
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"