Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
ivan.ppt | 2.54 МБ |
mkou_gotovaya_rabota_ivan.doc | 52 КБ |
Слайд 1
Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» Выполнила:Акулова Алина, 8класс. ООШ с. Кучумбетово.Слайд 2
Вы прочитали повесть Владимира Богомолова " Иван", написанную в 1957 году?
Слайд 3
В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии
Слайд 4
Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
Слайд 5
Повесть «Иван» Богомолов написал в 1957году.
Слайд 6
Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном.
Слайд 7
На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.
Слайд 8
По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.
Слайд 9
В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.
Слайд 10
"Иваново детство" - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести В. Богомолова «Иван»
Слайд 11
Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Слайд 12
Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради нашей Победы.
МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».
Выполнила:Акулова Алина, 8класс.
Руководитеь:Максименко Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
2012-2013
Введение.
Цели и задачи работы: Показать, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны. Раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец». Доказать, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Наши ровесники тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.
Актуальность темы в современном обществе: Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Современная молодежь не то что про войну, а вообще книгу в руках редко держит. Я считаю, что книги о войне необходимо читать. Ведь в них описан героизм нашего народа, отдавшего жизнь за свою страну. Мы обязаны знать о подвигах наших дедушек и бабушек. Современные подростки должны знать своих героев, покланяться им, учиться у них патриотизму, нравственной чистоте, гордости за тех, кто отстоял Победу!
Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.
Тема войны в русской литературе затрагивалась еще с древних временах. С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война — немаловажная часть жизни Российского государства.
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.
Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.
Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.
В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.
Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.
Идея- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.
Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.
Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.
Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.
В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?
В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.
Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.
Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.
Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…
Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.
По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.
Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.
Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.
- Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»
Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.
Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.
Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.
Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.
И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.
А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:
« - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…
Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?
Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.
И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.
Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…
В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".
Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.
Пятёрки
Флейта и Ветер
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуют дети водопад
Философские стихи Кристины Россетти