В исследовательской работе на примере плактного и поэтического творчества В. Маяковского раскрыта взаимосвязь цвета с эмоциями человека. Материал заинтересует тех, кто неравнодушен к творчеству поэта. Может быть использован на занятиях по литературе, элективных курсах.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по литературе | 503 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Цвета – эмоции - Маяковский
Секция «Литература»
Автор: Мойсей Виктория Витальевна
Класс 8А
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 8»
Руководитель: Винокурова Розалия Хамитовна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 8»
2013
Содержание
Страницы
Введение 2 - 3
Основная часть 4
1. Теоретическая часть. Значение цвета в психологии 4
2. Практическая часть. 5
2.1 Психология цвета в плакатном творчестве В. Маяковского 5 - 7 2.2 Сводная таблица « Цвета – эмоции – Маяковский» 8
Заключение 9
Использованная литература 10
Приложение 1 І
Приложение 2 ІІ Приложение 3 ІІІ
№ | Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза | Описание метода исследования | Библиография |
1 | Психология цвета | Метод углубленного чтения. Проблемно-поисковый метод. Поиск и добыча информации по данному вопросу, работа с источниками, дополнительной литературой, систематизация полученной информации. | 1. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. - Харьков, 2001. с. 172. 2.Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М., 1957. с. 300-340. 3.Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. - СПб., 2007. |
2 | Гипотеза: выбор цвета в плакатном творчестве В. Маяковского был продиктован не только социальным заказом, но и эмоциональным состоянием, которое он испытывал в тот или иной период жизни. | Метод анализа плакатного творчества В. Маяковского, Поисковый, исследовательский, систематизации и обобщения, выдвижение гипотезы, доказательства или опровержения гипотезы. | 1.Катанян В.А., Альбом: Маяковский - художник. - М., 1963. 2.Катанян В.А., Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1961. 3.Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 т. - М., 1955. |
3 | Практическая часть. Анализ и сопоставление биографии с плакатным и поэтическим творчеством В. Маяковского. | Метод анализа, сопоставления, поиска информации и систематизации. Метод диагностики М. Люшера. | 1.Катанян В.А., Альбом: Маяковский - художник. - М., 1963. 2.Катанян В.А., Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1961. 3.Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 т. - М., 1955. 4.Старостина Т. Маяковский. Плакат. – М., 2007. |
4 | Составление сводной таблицы, диаграмм. | Методы анализа и сравнения, систематизации и обобщения, сопоставления. | 1.Катанян В.А., Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1961. 2.Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 т. - М., 1955. 4.http://www.mayakovsky.info/index.php 3.Lib.ru/Классика: Маяковский Владимир Владимирович. Плакаты |
5 | Анкетирование и диагностирование одноклассников. | Метод анкетирования, анализа, обобщения. Обработка результатов анкетирования. Составление диаграмм, таблиц. Метод цветовой диагностики М. Люшера. | 1.Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. - Харьков, 2001. с. 172. 2.Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. - СПб., 2007. 3.Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1990. |
6 | Составление библиографии. | Метод составление библиографии. | 1.Иванов Г. Готовим юных исследователей. – М.: Народное образование № 6, 1999. 2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.: «Вербум-М», 2001. 3.Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник, - М.: Народное образование, 2001. |
Введение
Цвета подобны эмоциям,
а эмоции цветоподобны.
Кто из нас не слышал фразы: «почернел от горя; покраснел от гнева; побелел от страха»? Случайно ли в народе такое сравнение? О взаимосвязи цвета с эмоциями писал ещё И.В. Гете в своем «Учении о цвете»: «Цвет — продукт света, вызывающий эмоции». [2, 300] Выбор его прямо или косвенно не случаен. По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент жизни, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. У каждой эмоции – свой цвет.
Воздействие цвета хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах ученых, но эта область до конца не изучена. Говоря о психологии цвета важно учитывать тот факт, что в различных культурных группах людей существуют разные точки зрения.
Мы в своем исследовании, опираясь на труды И. Гете, М. Люшера, Б. Базыма, решили раскрыть взаимосвязь цвета с эмоциями на примере знаменитой личности В. Маяковского, человека яркого, эмоционального и талантливого.
Актуальность:
Цель моей работы: раскрыть психологию цвета в плакатном творчестве В. Маяковского.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Нами была выдвинута гипотеза: выбор цвета в плакатном творчестве В. Маяковского был продиктован не только социальным заказом, но и эмоциональным состоянием, которое он испытывал в тот или иной период жизни.
Основные методы исследования: метод углубленного чтения, анализ, сопоставление, оформление результатов, обобщение, анкетирование, цветовая диагностика М. Люшера.
Объект исследования: творчество В. Маяковского.
Предмет исследования: психология цвета и эмоций в плакатном творчестве В. Маяковского.
Наша работа имеет практическую значимость для людей, занимающихся психологией цвета, тех, кому интересна личность Маяковского, и может быть использована на занятиях по психологии, изобразительному искусству, литературе, элективных курсах.
Основная часть
1. Теоретическая часть. Значение цвета в психологии.
Глубинная связь цвета с эмоциональным состоянием человека доказана уже давно.
Один из способов познать себя, осознать свои проблемы и их причины, оценить свои истинные цели, состояние души и тела предлагает тест Макса Люшера. Макс Люшер - швейцарский ученый-психолог, выделивший психологию цвета в отдельную науку. Свой знаменитый тест, основанный на определении того, какие цвета человек предпочитает, а какие отвергает, Люшер составил еще в 40-е годы ХХ века. [8, 128]
Макс Люшер не только выявил закономерные связи между цветом и эмоциями, но и провел масштабные статистические исследования, которые подтвердили объективный характер психологических значений разных цветов.
Ниже приводится описание основных цветов в психологии. На основании предпочтения того или иного цвета можно сделать вывод об эмоциональном состоянии человека.
Черный - цвет кризисного состояния, ощущения ненужности и депрессии.
Красный - цвет бунтарства, пролитой крови в борьбе, эпатажности, отторжения всего традиционного. Красный цвет также символизирует возбуждение, энергетизм, страсть.
Синий - цвет надежды, состояния удовольствия, комфорта и независимости.
Зеленый - цвет природы, позитива, стремления к обновлению.
Желтый - цвет оптимизма, символизирует расслабление и освобождение от проблем, давления или ограничивающих, сковывающих обстоятельств.
Фиолетовый - цвет, символизирующий тревогу и неудовлетворенность.
Коричневый – цвет спокойствия и умиротворения.
Серый - цвет нейтральный, символизирующий отсутствие активности, желание найти защиту. [8, 130]
Таким образом, человек - существо крайне эмоциональное. Печаль и радость, покой и тревога - больший спектр его эмоциональной палитры, который может меняться в течение жизни, и связан как с различными внешними влияниями, так и с особенностями внутреннего состояния. Цветовая диагностика Люшера позволяет не только определить эмоциональное состояние человека, но и причины их возникновения.
В. Маяковский был не только поэтом, но и замечательным художником, создателем большого количества плакатов. Всего им было нарисовано 3.000 плакатов, из них сохранилось только 1.500.
Чтобы доказать, что выбор цвета в плакатном творчестве В. Маяковского был продиктован не только социальным заказом, но и эмоциональным состоянием, которое он испытывал в тот или иной период жизни, мы рассмотрели 1.199 плакатов, созданных с 1920 года по 1930 год, (период плакатного творчества В. Маяковского), выявили доминирующие цвета, раскрыли их значение в психологии, согласно цветовой диагностике М. Люшера, сопоставили с событиями, происходившими с В. Маяковским в тот или иной период жизни, и соотнесли со строками стихотворения того же периода. В результате чего мы пришли к интересным открытиям, представленным ниже.
На плакатах В. Маяковского 1920 г. («Оружие Антанты – деньги») доминирующим цветом является красный цвет. (Приложение 2) С точки зрения психологии, красный цвет символизирует бунтарство, отторжение традиционного, эпатажность, страсть. Можно ли сказать, что выбор цвета был продиктован только социальным заказом? Думаем, нет. Красный цвет был близок Маяковскому по духу. Бунтарство, отход от всего традиционного – принцип жизни молодого Маяковского. В этот период он активно работает в «Окнах РОСТА», пропагандирует мировую революцию, закончил писать поэму «150 000 000». [4, 27] В стихотворении 1920 г. «Красный еж» Маяковский написал следующие строки:
Голой рукою нас не возьмешь.
Товарищи,- все под ружья!
Красная Армия — Красный еж -
Железная сила содружья.
Кроме того, он находится в состоянии ожидания любви, прекрасной и невероятной, любви далекой от пошлости и обывательщины.
В 1922 г. Маяковский в своих плакатах («Резинотрест»), помимо красного, вводит зеленый цвет. (Приложение 2) Данное сочетание, по мнению психологов, очень благоприятное, символизирует позитивный эмоциональный настрой, стремление к обновлению. События 1922 года подтверждают это. Маяковского стали много печатать в «Известиях» и других крупнейших изданиях, он мог себе позволить вместе с семейством Брик часто и подолгу проживать за границей. В 1922 году Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» большую статью о футуристах и о Маяковском и организовала ему выступления. Все 9 дней они жили в отеле «Бельвю», и там же была закончена поэма «Люблю». [4, 32] Вот что писал сам Маяковский в этот период:
Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты.
Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
На плакатах Маяковского 1923 года («Трудящиеся, не нужны дороговизна и НЭП») явно доминирует синий цвет. (Приложение 2) С точки зрения психологии, синий символизирует независимость, комфорт, состояние удовольствия, надежду. Действительно, 1923 год ознаменован для Маяковского творческим подъемом и новыми надеждами. Именно в этот год он вместе с Бриками вылетел в Германию, где отдыхал в течение двух месяцев. К тому же отношения Лили Брик с Маяковским в какой-то степени успокоились. [4, 40] В стихотворении «На Земле мир» (1923 г.) поэт писал:
Радостный крик греми -
это не краса ли?!
Наконец
наступил мир,
подписанный в Версале.
Плакаты 1924 года в большинстве своем сочетают в себе два цвета: красный и черный. Такое сочетание, даже в минимальных пропорциях символизирует, по мнению психологов, чувство злости и угнетения психики. А преобладающий черный цвет, как на плакате «Читайте журнал «Молодая гвардия» (Приложение 2), говорит о пребывании человека в кризисном состоянии, ощущении себя лишним и чужим. Могли ли события, происходившие в жизни Маяковского, вызвать подобное состояние? Да, именно в 1924 году он расстается с Л. Брик. Разрыв с любимой женщиной всегда был для него болезнен и мучителен, кроме того, Маяковский разочаровывается в революции, которую считал своей и в которую беззаветно верил. [4, 45] Строки из стихотворения «Юбилейное», написанные в 1924 г., наиболее точно передают эмоциональное состояние поэта в этот период:
Вот грудная клетка.
Слушайте, уже не стук, а стон;
тревожусь я о нем,
Я теперь свободен
от любви
и от плакатов.
Шкурой
ревности медведь
лежит когтист.
(1924 г.)
На плакатах 1925 года («Книги») вновь доминирует красный цвет. (Приложение 2) В психологии данный цвет, помимо бунтарства и эпатажности, может означать ещё власть, энергетизм и страсть. Что же могло вызвать подобное состояние? В 1925 году в жизни Маяковского состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке, также он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В Нью-Йорке Маяковский познакомился с Элли Джонс, эмигранткой из России. [4, 55] В цикле «Стихи об Америке» (1925 г.) он напишет:
То стынешь в блеске лунного лака,
то стонешь, облитый пеною ран.
Смотрю, смотрю – и всегда одинаков,
любим, близок мне океан.
На плакатах 1930 года, последнего периода жизни, (плакат «Долой безобразников по женской линии!») В.Маяковский все чаще использует черный цвет, который не только доминирует, но и является фоном. (Приложение 2) Черный цвет в психологии, как мы уже говорили, выражает кризисное состояние, ощущение ненужности, депрессию. Что же происходило с Маяковским в 1930 году? 1930 год был для него кризисным, причем кризисное состояние доходит до своего пика. В феврале этого года Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Постоянные срывы в изданиях, вечно ускользающая любовь Лили, непонимание и одиночество к тому моменту угнетали поэта. Немаловажно, что за два дня до самоубийства, 9 апреля, у него была встреча в Политехническом музее с читателями, где собралась в основном комсомолия; было много хамских выкриков с мест. В какой-то момент он потерял самообладание, сел на ступеньки, ведущие со сцены, опустил голову на руки. [4, 70] В стихотворении «Любит? не любит? Я руки ломаю...» (1930 г.) он напишет следующие строки:
Как говорят - инцидент исперчен,
любовная лодка разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
В результате сопоставления цвета, эмоций, событий и стихотворений получились следующие результаты:
Заключение
Таким образом, между цветом и эмоциями человека существует тесная связь. Проведенное исследование доказало, что цвет позволяет не только определить эмоциональное состояние человека, но и причины их возникновения.
Применяя методику М. Люшера, мы раскрыли значение основных цветов в психологии, проанализировали плакатное творчество В. Маяковского, выявив доминирующие цвета: красный, черный, синий и зеленый. Раскрыв значение доминирующих цветов в психологии, сопоставили их с биографией и стихотворениями В. Маяковского, в результате чего создали сводную таблицу «Цвета – эмоции - Маяковский», наглядно иллюстрирующую вывод о том, что на выбор цвета влияет эмоциональное состояние человека, которое он испытывает в определенный период.
Значит, наша гипотеза подтвердилась. Выбор цвета в плакатном творчестве В. Маяковского был продиктован не только социальным заказом, но и эмоциональным состоянием, которое он испытывал в тот или иной период жизни.
Проблема исследования актуальна и заинтересует людей, занимающихся психологией цвета и интересующихся жизнью и творчеством В. Маяковского, и может быть использована на занятиях по психологии, изобразительному искусству, литературе, элективных курсах.
В заключение исследовательской работы хочу привести строки из стихотворения В. Маяковского «Ночь», еще раз доказывающие взаимосвязь цвета с эмоциями:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Использованная литература
Использованные ресурсы
Городецкая роспись
Лавовая лампа
Сладость для сердца
Рисуем лошадь акварелью
Снег своими руками