Исследовательская работа раскрывает причины "кризиса" детского чтения.
Материалы работы могут быть использованы на внеклассном чтении по литературе, на внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_detskogo_chteniya.doc | 310 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«КРИЗИС» ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Секция «Литература»
Автор: Тихонов Данил Владиленович
Класс 6 А
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 8»
Руководитель: Винокурова Розалия Хамитовна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 8»
2013
Содержание
Страница
1. ВВЕДЕНИЕ 2-3
2. «КРИЗИС» ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ – ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ» 4-8
3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 9-13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 15
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 16
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 17
8. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 18
Введение
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
А.Мирцхулава
Книга — это особый мир, который подросток воспринимает и умом, и сердцем. Он только начинает жить, у него еще нет достаточного опыта, и неисчерпаемым источником знаний для него должна стать книга. Она запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, на мировосприятие, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти современным человеком в самом высоком понимании этого слова: просвещенным, творческим, интеллигентным, с добрым сердцем, чуткой совестью и одновременно активным, смелым, умеющим постоять за себя и свои убеждения. Сначала у нас был миф о «самой читающей стране в мире». Потом ему на смену пришел миф о том, что «теперь книги никто не читает; особенно – молодежь; особенно – та, что в Интернете». Однако так ли это? Сегодня нам особенно необходимо знание реальной картины подросткового чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.
Цель проекта: исследование влияния времени на уровень культуры чтения людей разных поколений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Актуальность:
Проблемный вопрос: влияет ли время на уровень культуры чтения?
Гипотеза: есть ли взаимосвязь между временем и уровнем культуры чтения учащихся среднего возраста.
Объект исследования: время и культура чтения.
Предмет исследования: культура чтения в 11-12 – летнем возрасте (на примере одноклассников, их родителей, бабушек и дедушек).
Практическая значимость данной работы. Материалы работы могут быть использованы на внеклассном чтении по литературе, на внеклассных мероприятиях.
Мною использованы следующие методы и приемы: поисковый, эвристический, исследовательский, анализа и сравнения, систематизации и обобщения, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования. Также я применил креативные методы: «Если бы..», эвристического наблюдения.
2. «КРИЗИС» ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ – ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
Глубокий глобальный кризис, поразивший все важнейшие сферы духовной жизни человека - культуру, искусство, образование,- носит затянувшийся характер и сказывается на переориентации потребностей человека, которые все чаще носят материальный характер и искаженно влияют на формирование личности. Ученые, педагоги, писатели, социологи бьют тревогу, считая, что хотя большая ответственность в сложившейся ситуации ложится на систему образования, в данной ситуации немаловажна роль и самообразования, которое должно занимать существенное место в становлении личности и ее духовного аспекта. Каждый индивид сам несет ответственность за то, какой личностью он является, за свой сознательный, душевный и духовный уровень, а значит должен сам повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В то же время любая личность, любой человек неотделим от семьи, в которой он родился и воспитывался, от общества, в котором он живет и продуктом которого является. Поэтому проблема, которая стоит за его духовным обнищанием, также является глобальной.
Одним из главных путей воспитания культуры личности человека мы видим в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засилием Интернета, телевидения и некачественной литературы.
Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
Одной из основных причин снижения интереса к чтению социологи считают экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга. Продолжается усиление разрыва между детьми из малообеспеченных слоев населения и детьми из семей с высоким уровнем доходов, в том числе в плане получения информации, книг, мультимедиа и других материалов.
О роли семьи в воспитании потребности в чтении постоянно напоминают педагоги, психологи и другие специалисты. Они считают, что дети будут читать то, что читают родители. Не всякий человек формирует в себе потребность в чтении. Это делает его окружение. Что в ребенка вложили, то и получится. И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама – телевизионные сериалы, ребенок вряд ли будет читать классику.
Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение продолжающаяся реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению.
Библиотекари озабочены тем, что читатели в значительной степени оказались зависимыми от тех изменений, которые произошли в работе книжных издательств, книготорговых фирм, от того, что происходит в культурной и социальной жизни общества, от общего снижения уровня жизни населения, от недостаточного финансирования всех культурных программ. Положение библиотек сейчас напрямую зависит от того, какое место они занимают у местной администрации.
Издатели уже в течение длительного периода времени проявляют беспокойство по поводу снижения интереса к чтению, уменьшения доли свободного времени, используемого человеком для чтения, проблемам функциональной неграмотности. К этому надо добавить, что детская аудитория сегодня — на периферии внимания писателей. У нас практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков темы, почти нет книг, воспитывающих гордость за свою Родину, ее историю, ее героев, формирующих нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.
Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. И эта проблема остро стоит не только в России. Молодые финны предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.
Согласно данным исследования Национального Фонда искусств США число любителей чтения особенно заметно сократилось среди молодых людей. Эти изменения эксперты фонда объясняют влиянием на американское общество электронных средств массовой информации и Интернета. В Китае главной причиной снижения читаемости называют дефицит времени для чтения, связанный с ускорением жизненного ритма. Другой причиной является развитие новых носителей информации помимо печати.
Спад интереса населения к чтению книг и особенно серьезной литературы наблюдается в разных странах, читаются произведения кратких жанров - статьи в энциклопедиях и справочниках, инструкции и руководства, журналы, прежде всего развлекательного характера, люди все чаще обращаются к электронным носителям. В большей степени это обусловлено тем, что чтение подобных изданий - это получение, прежде всего, актуальной информации. Чтение же книг - это не только получение знаний в виде системы, но и развитие образного мышления, уровня художественного восприятия, познание не только мира, но и самопознание, умение переживать и сопереживать.
Кризис чтения – явление не только российское. В той или иной — а порой и в гораздо большей — степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы. В официальную лексику многих стран вошло понятие «политика в области чтения». Во Франции она стала приоритетной задачей министерства культуры. В США еще в 1985 году была принята государственная программа. В ней недвусмысленно сказано, что «для сохранения и развития американской демократии необходимо срочно превратить Америку в нацию читателей». Для реализации программы был создан Центр книги с местными филиалами в штатах. В Германии аналогичную задачу решает Немецкий фонд чтения. Правительство Великобритании в конце 90-х годов приняло широкомасштабную национальную стратегию в области грамотности.
Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтение детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит целостный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:
Очень показателен опыт Великобритании, где в последнее десятилетие особое беспокойство вызывал уровень навыков чтения школьников (согласно исследованиям их читательские навыки оказывались ниже, чем у их сверстников в других европейских странах). Поэтому правительство в конце 90-х выступило инициатором двух крупных проектов: Национальной стратегии в области грамотности и Национального года чтения. Целями этих широкомасштабных проектов являются развитие навыков чтения у школьников, а также «заинтересовать чтением всех членов общества, максимально расширив круг чтения и его объем», организовать сотрудничество издательств, библиотек, школ и книжной промышленности, чтобы способствовать развитию в обществе привычки к чтению. Для поддержки творцов детских книг (писателей и иллюстраторов) была также учреждена награда и почетное звание «Детский лауреат». Специалист по работе с молодежью Департамента культуры Администрации Графства Дарем, Великобритания, обозначил различные моменты в деятельности правительства Великобритании. Правительство, понимая важность и значимость приобщения населения к чтению, работает по следующим направлениям:
Кроме того, существуют специальные программы для подростков, а также программа «Чтение на лето», где детям в виде игры предлагаются задания на лето, по результатам которых победившему вручается приз.
Рассмотрение положительного британского опыта позволяет поставить актуальный вопрос о государственной и общественной поддержке не только образования в целом, но и чтения в частности. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр отмечал, что в экономике, где доминирует информация и знания, «образование есть ключ ко всему и на всю жизнь», а не только в период обучения в школе и университете.
В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать. Сегодня в России также необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и на государственном уровне. Наступил период, когда все те, от кого зависит защита, поддержка, продвижение идеи важности и необходимости детского чтения, должны объединить свои усилия.
Книги и чтение — только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и творческого человека. Но именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. В огромном потоке информации, с которым постоянно сталкивается современный человек, именно книги и чтение в состоянии давать ему ту, так необходимую для осмысления, обдумывания и воспоминания паузу, без которой невозможно накопить творческий потенциал. Предоставить ему возможность и умение воспользоваться этим островом спокойствия и духовного роста — святая обязанность всех, кто озабочен будущим.
В настоящее время формируется поколение, обладающее невербальным мышлением. В связи с этим возникает вопрос, а нужно ли чтение? Второй вопрос: что и как нужно читать? Важен вопрос: для чего нужно читать? Обозначилась проблема существования на современном этапе ценностей, которые могли быть приемлемы для большинства.
Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность.
Кода-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Потом росло поколение «телевизора» – кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным чтение книг – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна.
Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить окружающих в этом, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.
Вернуть сверстникам тягу к книгам возможно - для этого лишь нужно напомнить им, насколько интересным и увлекательным является чтение. И.П. Осипова в своей статье пишет, что "…чтение является одним из древнейших средств приобщения к знаниям, к культуре, и по мере движения общества по пути научно-технического и культурного прогресса роль его возрастает".
Регулярность обращения к чтению и другим средствам массовой информации
(в % к числу опрошенных)
| Ежедневно | Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц |
Газеты Книги Журналы Радио Телевидение Кино | 82 55 36 71 16 0,2 | 8 15 22 8 22 45 | – 6 14 – 8 88 |
Количество читающих в различных социально-профессиональных группах
(в % к числу опрошенных)
| Газеты | Журналы | Книги |
Специалисты Рабочие Служащие Учащиеся Пенсионеры В целом | 99 99 100 99 99 99 | 98 84 68 90 98 96 | 98 88 72 95 100 89 |
На страницах Интернета провели опрос только с одним вопросом: «Можно ли сказать, что чтение является для вас одним из любимых занятий?». Результаты нас разочаровали, только 25% респондентов ответили положительно. И 16% респондентов дали отрицательный ответ.
Результаты анкетирования родителей, бабушек и дедушек, одноклассников.
(Анкеты прилагаются в приложениях 1,2,3)
Вопросы анкеты | Одноклассники | Родители | Бабушки и дедушки |
1.В возрасте 10-12 лет, читали ли Вы художественную литературу вне программы? | Да – 12 Нет - 18 | Да – 19 Нет - 11 | Да – 27 Нет - 7 |
2.Как часто Вы читали внепрограммную художественную литературу? | Часто- 9 Редко- 21 | Часто- 16 Редко- 14 | Часто- 26 Редко- 8 |
3.Откуда Вы брали книги для чтения? | Домашняя библиотека-12 Школьная библиотека- 9 Покупали- 3 | Домашняя библиотека- 25 Школьная библиотека- 25 Покупали- 25 | Домашняя библиотека-32 Школьная библиотека- 34 Покупали- 25 Брали у друзей-11 |
4. Какова была тематика этой литературы?(о природе, о животных, о войне, другое (укажите) | О природе О животных Мультипликационные герои | О войне Об истории России О приключениях разных героев О дружбе и любви | О войне Об истории страны О космосе О дружбе и любви О великих людях России |
5. Какую художественную литературу предпочитали в 10-12 лет? | Приключенческие рассказы-4 Фэнтэзи-5 Сказки-3 | Рассказы о природе, животных-11 Фантастика- 7 Рассказы о войне- 8 Зарубежные рассказы- 3 | Произведения о войне – 14 Произведения о сильных героях- 13 Произведения о животных, природе- 5 Произведения о космосе- 4 |
6. Каков был жанр этой художественной литературы? | Рассказ Сказка | Рассказ Сказка Новелла Быль | Рассказ Повесть Сказка Научная литература |
7. Важен ли был для Вас внешний вид книги? (красочная обложка, иллюстрации, объем книги) | Да – 30 Нет - 0 | Да – 10 Нет - 20 | Да – 0 Нет - 34 |
1. В возрасте 10-12 лет, читали ли Вы художественную литературу вне программы?
2. Как часто Вы читали внепрограммную художественную литературу?
3. Откуда Вы брали книги для чтения?
5. Какую художественную литературу предпочитали в 10-12 лет?
6. Каков был жанр этой художественной литературы?
7. Важен ли был для Вас внешний вид книги? (красочная обложка, иллюстрации, объем книги)
Результаты исследования показали, что именно время влияет на чтение и читательские вкусы. Наши дедушки и бабушки, представители поколения 50-60 читали много и разной литературы. А вот родители меньше. А мои сверстники совсем не читают художественную литературу. Наша гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С нашей точки зрения, в последнее два десятилетие, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтения детей и юношества. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. И нам пора изменить свою точку зрения как на чтение в целом, так и, особенно, на детское чтение. Ибо сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Мы пришли к следующим выводам:
Литература
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« ВАШИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ»
(можно отметить несколько предложенных вариантов)
Приложение №2
АНКЕТА ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ
« ВАШИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ»
(можно отметить несколько предложенных вариантов)
1.Читаете ли Вы художественную литературу вне программы?
2.Как часто Вы читаете внепрограммную художественную литературу?
3.Откуда Вы берете книги для чтения?
4.Какова была тематика этой литературы?(о природе, о животных, о войне, другое (укажите)______________________________________
Приложение №3
АНКЕТА ДЛЯ бабушек и дедушек
«ВАШИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ»
(можно отметить несколько предложенных вариантов)
1.В возрасте 10-12 лет, читали ли Вы художественную литературу вне программы?
2.Как часто Вы читали внепрограммную художественную литературу?
3.Откуда Вы брали книги для чтения?
4.Какова была тематика этой литературы?(о природе, о животных, о войне, другое (укажите)______________________________________
5.Какую художественную литературу предпочитали в 10-12 лет?
6.Каков был жанр этой художественной литературы?
7.Важен ли был для Вас внешний вид книги? (красочная обложка, иллюстрации, объем книги)
Неньютоновская жидкость
Волшебные звуки ноктюрна
Весенняя гроза
Сказка на ночь про Снеговика
Весёлые польки для детей