Данную работу моя ученица посвятила своей бабушке, которая встретила блокаду Ленинграда будучи совсем крохой.
Вложение | Размер |
---|---|
poka_ya_pomnyu_-_ya_zhivu.doc | 334.5 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 506 с углубленным изучением немецкого языка
198260, Санкт-Петербург г, Козлова ул, д. 47, корп. 1 литера А т. 750-72-43
Конференция «ВОЙНА. БЛОКАДА. ЛЕНИНГРАД»
Тема «Пока я помню, – я живу»
(Из детских воспоминаний Наталенковой Валентины Владимировны)
Автор:
Сигнаевская Алиса
Класс: 8 «А»
Руководитель:
Павлухина Татьяна Михайловна
Должность: учитель истории
и обществознания
+7-967-538-85-36
Санкт-Петербург
2012 -2013 учебный год
Содержание
2. Начало блокады
3. В эвакуации. 8
4. Заключение: возвращение домой 9
5.Список использованной литературы и интернет - ресурсов 11
6. Приложение…………………………………………………………………………………….. 12
Неверно, что сейчас от той зимы
Остались лишь могильные холмы.
Она жива, пока живые мы.
(Юрий Воронов)[1]
1. ВВЕДЕНИЕ
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Выпускники школ готовились к выпускному вечеру. Другие школьники уже уехали из города в загородные лагеря, на дачи к родственникам. Девчонки – подростки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – ВОЙНА. На долю жителей нашего города выпали нечеловеческие испытания, связанные с блокадой Ленинграда. 8 сентября немецкие войска заняли город Шлиссельбург…«Основной задачей являлось уничтожение населения, разрушение зданий, и поэтому открывали огонь в то время, когда на улицах города было наибольшее скопление жителей». [2] Началась блокада Ленинграда.
«Дети Великой Отечественной войны"– так называют людей, которые встретили свое детство в блокадном Ленинграде. И дело здесь не только в дате рождения. Этих детей и подростков воспитала война. Война отучила детей плакать: от ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Они четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Дети как будто повзрослели: вместе со своими родителями подростки выходили на строительство оборонительных укреплений города, на тушение фугасных бомб, разборы завалов после бомбежек насколько это было возможно. Жизнь продолжалась, но с каким трудом! Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки. Таким примером является моя бабушка, которая сидела рядом с телом умершего отца…
Тема Великой Отечественной войны и по сегодняшний день остается актуальной: писателями написаны художественные произведения, посвященные подвигу советского народа, режиссерами сняты фильмы о событиях этого периода в истории нашей страны, кадры кинохроники передают нам военные сводки 1941-1945 г.г., ученые – историки пытаются раскрыть нам военные тайны. Многие события, связанные, в частности, с блокадой Ленинграда, еще остаются малоизученными. Возможно, это связано с тем, что некоторые документы военного времени остаются засекреченными. Одним из важных, на мой взгляд, источников по истории Великой Отечественной войны и блокады являются воспоминания участников трагических для Советского Союза событий. Многие жители блокадного Ленинграда, в том числе и подросткового возраста, вели дневники, куда записывали произошедшие за день события. Эти воспоминания опубликованы, например, в книге Валерия Селиванова «Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград.», которую он посвятил своим родителям, отдавшим жизни за Ленинград. В правдивости записей, которые сделаны детской рукой в школьной тетрадке, или блокноте, вряд ли можно усомниться. Но есть еще один источник – детская память. Эта память до сих пор жива в умах уже седых стариков. Кто – то скажет: «Что может рассказать маленький ребенок, он скорей всего, мало что помнит»! Возможно. Но боль, которую принесла война, и радость, которую подарила победа над фашизмом, не забывается.
Тема моей работы выбрана неслучайно: меня заинтересовала история моей семьи во время Великой Отечественной войны и блокады.
Цель - восстановить не только хронологию событий того времени, но сохранить память о моей семье, донести результаты своего исследования до современного поколения. В данной работе я, прежде всего, буду опираться на воспоминания человека, который встретил свое детство в блокадном Ленинграде; попытаюсь сопоставить их отдельные эпизоды с историческими документами, фактами, так или иначе связанными с Великой Отечественной войной и блокадой.
Свою работу я посвящаю моей бабушке - Наталенковой Валентине Владимировне (см. Приложение - фото № 1 из семейного архива), которая, как и многие другие ленинградские дети, не по наслышке знает о бомбежках, голоде, и страхе смерти. Её воспоминания, изложенные в этой работе – это эпизоды из жизни её семьи, которые до сих пор не стерло время. « Пока я помню, я – живу», - говорит моя бабушка.
К сожалению, поколение «детей войны» уходит из жизни. Поэтому, тем ценнее их воспоминания об этих днях блокадного Ленинграда и тем важнее нам, горожанам XXI века, память о мужестве маленьких героических ленинградцев, выживших в эти страшные 900 дней блокады.
2. НАЧАЛО БЛОКАДЫ
Моя бабушка Валентина Владимировна Наталенкова (родилась 25 мая 1938 г.) – юная жительница блокадного Ленинграда. Когда началась война, моей бабушке шел 4-ый год. Но, не смотря на такой, казалось бы, детский возраст, она помнит отдельные эпизоды жизни своей семьи в блокадном городе.
Война уничтожила почти всю её семью. До войны у бабушки была большая дружная семья: папа - Владимир Федорович, мама - Мария Михайловна и два взрослых брата Михаил и Владимир. Жили они на улице Маклина в доме № 107 кв. 14. Для себя я решила выяснить, где в Санкт-Петербурге находится улица Маклина, на которой в довоенное время жила моя бабушка. Но, когда я взяла карту, улицы с таким названием не обнаружила. Но информация о ней есть в справочной литературе по истории нашего города. Сейчас проспект Маклина (так правильно называлась эта улица в довоенном Ленинграде) – это Английский проспект.[3]
Старший брат Миша сразу пошел на войну. Бабушка помнит, как он приходил прощаться домой перед отправкой на фронт. Это была его последняя встреча с семьей. Он погиб в первый год войны. Володя был младше, он ушел на войну добровольцем. Бабушка так же помнит их последнее прощание. Видимо, это не забывается. Он погиб в конце 1944 года. Совсем немного не дожил до победы.
Папа, Владимир Федорович, остался работать на Кировском заводе. Он занимался эвакуацией завода в Челябинск на Урал на базу Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Меня заинтересовало, почему же именно в этот регион решили перевезти цеха завода? Я решила обратиться к истории Кировского завода в годы войны. На официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации размещена следующая информация об этом уральском заводе: «Челябинский тракторный имел огромную территорию, просторные корпуса цехов, конвейеры, великолепную оснащенность линий, специализированные станки, приспособления. Новые технологии и планировка цехов были рассчитаны на производство тракторов, десятков тысяч машин. Все это создавало прекрасную базу для организации массового производства танков».[4] Здесь же можно ознакомиться с копией документа – это выписка из приказа по народному комиссариату танковой промышленности Союза ССР № 50сс от 6 октября 1941 года: «Танковое производство Кировского завода вместе с кадрами эвакуировать на Челябинский тракторный завод, производство танковых пушек Кировского завода эвакуировать на Уралмашзавод.»[5] (см. Приложение: копия выписки из приказа - ил. № 1).
По данным, опубликованным на сайте www.kzgroup.ru, «в осажденном Ленинграде, в 4-х километрах от передовой, Кировский завод был одним из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. 2,5 тыс. заводчан умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта. На Кировском заводе зарождалось народное ополчение Ленинграда: из рабочих завода был сформирован 1-й стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения. Всего в годы войны на фронтах сражались тысячи кировцев.»[6]
Маленькая Валя со своей мамой оставались в городе. Было очень страшно. Город фашисты обстреливали почти постоянно. Особенно остро ощущались налеты с воздуха, вой вражеских самолетов. И как следствие разрывы авиабомб. Не только стекла трещали, казалось, трещал и воздух.
Бабушка вспоминает: «День как-то проходил легче, когда мама была рядом. Мама шила рукавицы для солдат, специально с двумя пальцами (большим и указательным) иногда и ночью, когда не дежурила на крыше. А днём в промежутках между обстрелами, носила их солдатам. Их передавали через ограду пункта, где формировали части бойцов для фронта. Ребята были молодые 17,18,19-тилетние. Они благодарили маму и говорили, что стрелять удобно и рукам тепло». А ночью было особенно жутко. Мама её уходила дежурить на крышу, гасить и сбрасывать зажигательные бомбы». А маленькая девочка (моя бабушка) одна была ночью в квартире. Она стояла у окна и плакала, кругом вой, разрывы бомб, свет прожекторов, стены и стекла дрожат.
И было очень голодно. Папа приходил с работы один раз в неделю. Шел пешком с Кировского завода до улицы Маклина, приносил в баночке немного супа, который им давали на заводе, покормить маленькую дочку.
А однажды у них был праздник. Папа - Владимир Федорович, где-то по дороге поймал кота. Кота сварили, пригласили соседей. Они тоже голодали. И …. сварили суп с котом. Бабушка помнит, что за столом говорили, что в какой-то квартире умирает дедушка, что надо ему снести бульончика… После бульончика дедушка прожил еще две недели. Этот случай говорит о том, что люди в блокадном Ленинграде помогали друг другу. Для нас, живущих в мирное время, это кажется особенно диким… Но это было.
А потом была эвакуация…. « В блокированном Ленинграде к началу сентября 1941 г. оказалось 2 544 000 человек, в том числе около 400 тысяч детей дошкольного и школьного возраста».[7] На мой вопрос, в какой период времени эвакуировалась её семья, бабушка ответила, что точной даты не помнит, кроме того, что было уже холодно, на улицах лежал снег. Я попыталась восстановить эту дату следующим образом: у бабушки есть знак «Житель блокадного Ленинграда», который «вручается прожившим не менее четырёх месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года)»[8] (см. Приложение – фото № 2 из семейного архива). Сопоставила этот факт с датой вышеуказанной выписки из приказа об эвакуации цехов Кировского завода в Челябинск. Благодаря такому небольшому исследованию, мной был сделан вывод о том, что дата эвакуации – январь 1942 года.
Мою бабушку вместе с родителями посадили в маленький грузовой самолет. Летели 2 или 3 семьи работников Кировского завода. Было человек 10-12. Грузили какие-то ящики или коробки (предположительно с документами). Бабушка с её мамой разместились в хвостовой части самолета на тюках. Вылетели ночью без опознавательных знаков. Задача одна - перелететь линию фронта незамеченными. К сожалению, пилоту это не удалось. Самолет был обстрелян фашистами. Пилот проявлял искусство пилотирования, увертываясь от вражеского обстрела. Внутри самолета все смешалось: люди, тюки, коробки. Был ужас. Пилота ранило, но он все-таки перелетел линию фронта и посадил подбитую машину в чистом поле. Люди выходили из самолета все израненные, в синяках, многие в крови. Выжили все, кроме её папы. Папа, Владимир Федорович, был убит.
Бабушка вспоминает: «Ночь просидели у костра. На рассвете мужчины ушли разыскивать какой-нибудь населенный пункт. Когда совсем было светло, пришла лошадь с телегой. Папу на носилках положили на телегу, меня посадили рядом с телом отца и все оправились в путь. Шли долго. Когда пришли в населенный пункт, папу на носилках внесли в какое-то здание, положили его на пол в коридоре, а меня опять посадили рядом.» Её мама - Мария Михайловна - пошла оформлять различные документы. Взад и вперед ходили люди, а маленькая девочка Валя так и сидела с умершим папой. Когда ей хотелось спать, она прикладывала голову к папе на грудь. Затем просыпалась и ждала маму. Периодически прибегала мама, приносила сухарик и поила кипяточком. Этим населенным пунктом оказалась станция «Подборовье» на востоке Ленинградской области. Там и похоронили папу. Дальнейший их путь на Урал продолжился по железной дороге.
3. В ЭВАКУАЦИИ
В Челябинске было спокойно, не выли сирены, не летали самолеты и не стреляли пушки. Бабушку устроили в детский сад в группу таких же, как она, ленинградских детей. Её мама работала на Челябинском Тракторном заводе, отделением которого стали теперь эвакуированные цеха Кировского завода; ленинградцев там было много. Первые три месяца мамы не выходили с завода, спали там же, в цеху, налаживали производство танков и снарядов для фронта для скорейшей победы над врагом. Все мечтали о победе.
В детском саду было тепло, чисто, были игрушки, но кормили очень скудно, а ленинградские дети были очень истощены (см. Приложение – фото № 3 из семейного архива). Некоторые воспитатели и нянечки были из Ленинграда. Все время хотелось кушать, и было скучно без мамы.
Бабушка рассказала о таком случае: «Не завезли, видимо, никакой еды. Не было ни завтрака, ни обеда, ни ужина. Нам не разрешали вставать, и мы лежали в кроватях день и ночь. Воспитатели давали детям горячий кипяточек прямо в кроватки». Сколько дети так пролежали бабушка не помнит. Но голод кончился, привезли еду. Ночью их подняли с кроватей, привели на кухню. Всем дали по куску хлеба, который был посыпан сахарным песком. Сказали что больше нельзя, а то живот заболит, а завтра утром будет каша. Все повеселели и пошли спать.
Постепенно жизнь налаживалась. Мамам стали давать выходной. И один день в неделю можно было провести с мамой. Взрослые говорили между собой о положении на фронтах и рассказывали об этом детям. Особым событием, конечно, были письма с фронта. Читая их, все обязательно плакали: кто от счастья, а кто от страшной потери близкого человека.
Все ждали, когда закончится эта ненавистная война и можно будет уехать домой в родной Ленинград.
Благодаря взаимопомощи, поддержке со стороны совершенно чужих людей, ленинградцы дождались самого главного праздника в своей жизни – снятия блокады со своего родного города. Окончательное снятие блокады произошло 27 января 1944 года. Моя бабушка вспоминает: «Когда люди в Челябинске узнали о конце войны, все радовались. У детей тогда был тихий час. Все спали. И вдруг услышали какой-то страшный шум и крики. Мы проснулись и сидели в кроватках. Вдруг вошли воспитательница и нянечка с криками «Кончилась война!». Все детки стали радоваться, кричать, прыгать на кроватях, кидали подушки в потолок». Ленинградцы, находившиеся в эвакуации в Челябинске, с этого момента не теряли надежду вернуться в свой родной город.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Так случилось, что бабушка с мамой вернулись в Ленинград в 1946 году (бабушке Вале было уже 8 лет). Но жить было негде: их довоенный дом на улице Маклина был разрушен: не было одной стены, в их квартире осталась только обугленная мебель. Бабушка вспоминает, что мама плакала, а сама она была в растерянности… Их приютил на несколько месяцев брат отца – Павел Федорович. Потом они получили комнату в общежитии (пр. Стачек дом № 17 кв. 43) от Кировского завода, где они прожили до 1953 года. Бабушка рассказывает: «В холл общежития во время войны упал самолет, он пробил крышу и застрял на втором этаже. Мы - дети, там играли. В этом же общежитии жили после войны сестры Федоровы – исполнительницы русских народных песен из Псковской области. Они часто устраивали бесплатные концерты для жильцов общежития». Мама сразу же определила девочку в школу.
Моя бабушка закончила школу в 1953 году, потом училась в техникуме. Все послевоенное время семья пыталась найти могилы своих погибших родственников: отца и братьев. Валя ездила со своей мамой в Подборовье, чтобы найти место, где похоронен отец: но, по свидетельству очевидцев, захоронения, по непонятным причинам, сравняли с землей. Могилу до сих пор не нашли… Старший брат Михаил похоронен в братской могиле в районе станции Путилово. Туда тоже ездили несколько раз, но могилу так и не нашли. Младший брат Владимир похоронен в братской могиле в станции Белоостров.
Сейчас для моей бабушки день Победы - это особый праздник. Она достает фронтовые треугольники-письма (см. Приложение – фото № 4 из семейного архива), вечное напоминание о войне, читает и плачет.
Перечитывая эти детские воспоминания моей бабушки, я не перестаю восхищаться тем мужеством, тем стремлением к жизни в нечеловеческих условиях, той волей к Победе, которые жили в душе «детей без детства». Выжить во время блокады – это подвиг маленьких ленинградцев, который забвению не подлежит!
Воспоминания жителей Ленинграда, как далёкое эхо горя и подвига, волнами бьются о сердца горожан XXI века, напоминая нам о тех героических девятистах днях блокады.
Подводя итог своей работы, мне хочется сказать о том, что подобные воспоминания – это наследие истории моей семьи, без которого невозможно не только её будущее, но и будущее нашей страны. Надеюсь, что моя работа заставила всех нас задуматься о цене человеческой жизни, о горе и о мужестве, на которые способен человек. На несколько минут окунула нас в те трагические события, которые пережила моя бабушка.
Я выражаю благодарность своей бабушке – Валентине Владимировне за то, что, несмотря на то волнение, которая она испытывает каждый раз, вспоминая о блокаде, она нашла в себе силы вновь рассказать о тех страшных событиях 1941-1945 годов, показать дорогие её сердцу фотографии, письма, медали.
Данная работа – это лишь начало исследования истории моей семьи в годы Великой Отечественной войны. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении и рассказать о судьбе братьев бабушки – Михаила и Владимира, отдавшим свои жизни за нашу страну.
Свое исследование я хочу закончить стихотворением двоюродной сестры бабушки -Марии Ивановны Шлычковой (она, будучи восьмилетним ребенком, всю войну прожила в городе Луга Ленинградской области, оккупированном немцами). Это стихотворение взято мной из семейного архива:
Вечная память Ветеранам Великой Отечественной Войны.
Праздник радости, праздник печали,
Счастье на лицах; душа всколыхнулась.
На ветеранах ордена и медали…
А сколько героев с войны не вернулось!
Трудной ценой нам досталась победа.
В каждой семье с той жестокой войны
Не возвратились отцы наши, деды,
Матери, сестры, братья, сыны…
Бережно память о них мы храним,
Воинов наших священны могилы.
Скорбно и гордо сегодня стоим
У обелисков неколебимых.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ -РЕСУРСОВ
1. Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Почему так названы? Лениздат, 1985.
2. Селиванов В.Н.Стояли как солдаты. Дети. Блокада. Ленинград. СПб.: Издательство «ЭГО», 2002 г.;
3. http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm;
4. http://ru.wikipedia.org/;
5. http://kzgroup.ru/rus/s/196/putilowskiy_zawod.html;
6. http://www.minpromtorg.gov.ru/special/65/6;
7. Материалы (фотографии, фронтовые письма, медали, стихотворение) из семейного архива.
Фото № 1: моя бабушка – Наталенкова Валентина Владимировна
Ил. № 1- копия выписки из приказа по народному комиссариату танковой промышленности Союза ССР
Фото № 2 - Награды нашей семьи (отмечен «Знак жителя блокадного Ленинграда»)
Фото № 3 - группа детей детского сада, куда была определена бабушка (отмечена на фотографии) г. Челябинск
Фото № 4 – фронтовые письма от братьев
[1] http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm
[2] Селиванов В.Н.Стояли как солдаты. Дети. Блокада. Ленинград. СПб.: Издательство «ЭГО». 2002. С. 22.
[3] Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Почему так названы? Лениздат, 1985. С.220
[4] http://www.minpromtorg.gov.ru/special/
[5] http://www.minpromtorg.gov.ru/special/65/6
[6] http://kzgroup.ru/rus/s/196/putilowskiy_zawod.html
[7] Селиванов В.Н.Стояли как солдаты. Дети. Блокада. Ленинград. СПб.: Издательство «ЭГО». 2002. С. 30.
[8] http://ru.wikipedia.org/
Притча о гвоздях
Заяц, косач, медведь и весна
Всему свой срок
"Портрет". Н.В. Гоголь
Музыка космоса