Работа учащейся – это размышление о связи языка и духовности, культуры русской речи и здоровья души. В работе говорится о силе и скрытых возможностях слова. Чтобы сохранить могущество, величие слова, по мнению автора работы, необходимо вернуться к истокам. Людям надо помнить об ответственности перед Богом за слово. Все, кому русский язык дорог, несут ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. Так, автор работы призывает с уважением относиться к дару слова, и не забывать, что сила и мощь русского языка зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nash_yazyk_i_nashe_slovo.doc | 37 КБ |
Доклад.
Наш язык и наше слово.
И было Слово изначально.
И значит, так тому и быть.
Учитесь словом восхищаться.
Умейте словом дорожить.
Ловите слово чистым сердцем
И в нём храните, как очаг.
Горите словом и дышите.
Есть слово-друг и слово-враг…
Сергей Гандлевский
За последнее время современный русский язык и отношение к русскому слову вызывают тревогу. Люди перестают ценить слово, которое на Руси всегда имело особую власть, перестают говорить грамотно и вразумительно. Почему- то наша речь стала немногословна, невнятна и невыразительна. Как вернуть богатство и выразительность живой русской речи? Я думаю, что необходимо вернуться к истокам. Наши прадеды, получавшие образование в церковно-приходских школах, писали почти без ошибок. Причина в том, что славянская грамота учила видеть слово изнутри. Усваивая азбуку, человек не только легко запоминал буквы, названия которых имеют смысл, – он сразу же пробуждался к размышлению, к действию: Г – глаголь; М – мыслите. Церковнославянский язык помогает нам проникнуть в глубины слов, почувствовать их значения. Именно церковнославянский язык раскрывает нам понятия жизни: «доброделание», «совесть», «благородство»… Сейчас часто можно услышать: «Делай, что хочешь, поступай, как знаешь». Говоря так, человеку дается полная свобода в выборе решения. А раньше говорили: «Делай то, что тебе за-благо-рассудится». Этот корень благо- ограничивал человека в его решениях. Сто лет назад одних только слов с корнем благо- насчитывалось около трехсот. Можно сказать, что сам язык давал слова, которые наставляли людей, поучали их совесть.
Обращение к великому слову Библии, к размышлениям над высказываниями святых отцов о языке приподнимают и возвышают душу. Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово? А она велика: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 36). «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишъся» (Мф. 12, 37). Важное значение в настоящее время приобретает христианская заповедь любви к ближнему. А в окружающем мире сейчас не хватает терпимости, заботы, тепла в отношениях между людьми. «Говори искренне» – так учит нас Евангелие. И это неслучайно. Ведь если говорить не от сердца, то сила слов прекращается. Л. Н. Толстой говорил: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Русский язык - один из признанных международных языков. Когда-то он был «великим» и «могучим», а сегодня он огрубляется, в него проникают вульгарные, непристойные слова и выражения, наша речь засоряется словами и оборотами из жаргонов, бездумно используются заимствованные слова. И все это приводит к снижению языковой культуры. Давайте посмотрим, откуда в языке появилось слово “брань”. Полторы тысячи лет назад на Руси начали выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово “бронь”- доспехи. От него образовалось “брань”, означающее “сражение”. Слова и выражения, которые употреблялись на поле брани, назывались “бранными словами”. Они служили вызовом, презрением к противнику. Употребление их в повседневной жизни считалось грехом. В языке существует норма. Мои сверстники говорят, что следовать нормам – это скучно, каждый говорит так, как ему удобно. Брань, по их мнению, способ стремления “быть как взрослые”, способ расслабления, часто - аргумент в споре.
От человека, который употребляет в речи бранные слова, исходит плохая энергия. Окружающие, соприкасаясь с этой энергией, могут заболеть. Последние исследования учёных – генетиков доказали, что слово материально. В Институте Управления Российской академии наук группой учёных под руководством молекулярного биолога П.П.Горяева проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: “ Что же происходит сегодня с родом человеческим?” С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, учёные пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И под воздействием человеческой речи эти молекулы, ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. Однажды я прочитала об опытах под названием «Волновой геном». В одном опыте брали мёртвые зёрна пшеницы и воздействовали на них обычной человеческой речью, пропущенной через микрофон и спектрограф, т.е. преобразованной в электромагнитные волны. Речь человека оказывала на растения невероятный эффект: 90% мёртвых зёрен пшеницы оживали! В другом опыте брали живые семена растения и воздействовали на них таким же путём преобразованной в электромагнитные волны речью, содержащей нецензурную брань. При этом все подопытные семена погибали. Недаром мудрые люди придумали множество пословиц и поговорок о силе слова: «Хоть слово не обух, а от него люди гибнут»; «Слово – не стрела, а пуще стрелы разит»; «Жало остро, а язык острей того»; «Гнило слово от гнила сердца» и т.д..
Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. Так будем же с уважением относиться к этому дару. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет богатствами русской речи.
«Мы обязаны знать, - пишет профессор, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий, - одухотворенный русский язык - душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых».
Сказка об осеннем ветре
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Как нарисовать небо акварелью
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Хитрый коврик