Исследовательская работа ученицы 7 класса
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyy_duhovnyy_mir_naroda_kopiya.doc | 124 КБ |
Черникова Диана 7 кл
Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край – обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край. Так рассказывает легенда об образовании Алтая, что в переводе с древних тюрских языков означает "золото”.
По гениальному выражению А.С.Пушкина, «одна только история народа может объяснить истинные требования оного». А фольклор- это и есть начало истории.
Богатый духовный мир народа, его мечты и чаяния, высокие стремления, благородные цели находят яркое отражение в устном поэтическом творчестве. Устное народное творчество Алтайского края велико и разнообразно. Я только прикоснулась к его могучим источникам в год юбилея, в год 75-летия Алтайского края
Произведения фольклора каждого народа - итог многовековых творческих исканий, шлифовки художественного мастерства народных сказителей, знатоков древней устной поэзии оказывают благотворное воздействие на мысли и чувства, нравственность и мировоззрение. В этом отношении не является исключением и алтайское устно-поэтическое народное творчество.
Алтайские загадки - один из древнейших жанров фольклора. В условиях отсутствия письменности устные загадки в течение веков являлись одним из средств сохранения духовного опыта народа, его верных и точно подмеченных наблюдений над природой вещей. Как и другие проявления народной мудрости - поэтические изречения, загадки учили умению жить, образно мыслить. Алтайские загадки сохранили до наших дней многие ныне исчезнувшие из жизни реликты скотоводческого и охотничьего быта, отношения между людьми, языковые особенности, тонкие и ценные наблюдения над явлениями природы, столь необходимые в кочевой жизни, то есть весь своеобразный и неповторимый этнографический мир, отличающий один народ от другого. Алтайские загадки богаты и разнообразны. В настоящее время они не только бережно хранятся, но и постоянно пополняются собирателями. (см.приложение № 1)
Очень много в фольклоре Алтайского края легенд. (см. приложение № 2).
Одним из видов фольклора являются приметы.
Народные приметы это наблюдения людей, передаваемые из уст в уста и накопленные таким образом за долгие тысячи лет. Случается так, что одни и те же приметы и суеверия толкуются очень по разному у разных народов. Исследователи устного народного творчества Алтайского края делают выводы, что приметы нашего края мало отличаются от примет других народов. (см.приложение № 3).
Я не знаю другого края,
Где простор и чист, и широк.
Здесь вершин голубых Алтая
Режут ленты новых дорог.
Здесь озёр вековых прохлада
Освежает до самой души.
Что тебе, человек, ещё надо?
Приезжай, любуйся, дыши!!!
Приложение № 1
Легенда о Кедре
Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь. Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон. Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. — Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? — удивленно заметил молодой кедр. — Я упал бы еще вчера, — ответил старый кедр, — но подо мной пег спать уставший человек. Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.
Легенда Барнаула "Голубая дама"
Самая популярная из них - это легенда о Голубой даме, поведанная миру известным алтайским писателем Марком Юдалевичем. Суть ее в том, что в здании, где ныне находится городская администрация, жил начальник Колывано-Вознесенского горного округа. Овдовев, он женился на прелестной девушке. Как-то на балу жена генерала много танцевала с приезжим горным инженером. Не успела отгреметь бальная музыка, как генерал взял жену под руку и повел в подземелье своего дома, где приказал замуровать свою молодую супругу. Некоторые барнаульцы до сих пор верят, что призрак Голубой дамы появляется на улицах города, и при этом она обязательно играет на музыкальном инструменте и поет. Но не все знают, что у этой легенды есть три варианта. Старожил города историк-краевед Людмила Остертаг поведала еще о двух легендах, связанных с Голубой дамой. Она тогда училась в девятом классе, и одноклассницы как-то принесли легенду о призраке, бродящем в Доме Советской Армии, где ныне находится городская администрация. Они рассказывали, будто в начале XIX века останавливался у градоначальника знатный гость, приезжал поохотиться. И услышал он в доме удивительную мелодию, но, как выяснилось, у хозяина вообще не было музыкальных инструментов. Загоревшись этой загадочной историей, дочь градоначальника решила вызвать дух дамы при помощи блюдца, популярной забавы в то время. И вдруг ей явилась неприкаянная душа дамы в голубом платье с просьбой похоронить тело, которое преступники закопали под колодой в саду. Кстати, Людмила Михайловна отметила, что тогда перекопали весь сад, но никакого тела не нашли.
В третьей легенде о Голубой даме главным героем значится сын градоначальника. Мальчишка с другом решили испытать себя на храбрость. Как? Идти на кладбище банально. А, по словам Людмилы Михайловны, о доме градоначальника уже тогда легенды ходили, будто бы в подвале простилась с жизнью революционерка, которую туда посадили. Так вот, мальчишки не придумали ничего лучше, как организовать в подвале некий спиритический сеанс со свечами, зеркалами. В самом разгаре магического мероприятия, когда страх уже достиг пика, они услышали стук каблучков по железной лестнице, и очень испугались. Потом дворецкий, насмехаясь над ними, поведал, что это матушка вернулась неожиданно с бала.
Легенда Барнаула "Невестам посвящается"
На Оби, в сторону Бобровки, есть остров под названием Невестинский. Речники сказывают, будто много лет назад на этом месте утонула девушка по дороге на собственную свадьбу. Жених не вынес горя и отправился за любимой на тот свет. С тех пор остров именуется Невестинским, а протока, где покончил с собой юноша, Жениховой. Однако старожилы поговаривают, что девушка, не успевшая испытать собственного счастья, помогает соединять сердца живым. Сначала записки с просьбой о счастливой любви, запечатанные в бутылки, сбрасывали в Обь только жители близлежащих поселений. Теперь это и вовсе перешло в традицию: молодожены в день свадьбы пишут свои имена, закупоривают в бутылку из-под шампанского и сбрасывают с моста. А невеста бережет их счастье.
Легенда о реке Катунь (2-я легенда)
Жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь — дочь богатого Бабырхана.
Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Бабыр отдать дочь за бедного парня. И решили они тогда убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути. О месте встречи они договорились заранее.
Вот уже близко условленное место, вот-вот их пути соединятся, но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал их и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не хочет бросить любимого, отказывается домой возвращаться.
Разозлился Бабырхан и превратил молодых влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе. Но любовь оказалась сильнее, слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше широкая великая река Обь.
Как увидел это чудо злой хан, окаменел от злости и от собственного бессилия и превратился в гору Белуху.
Легенда о Телецком озере (1-я легенда)
Давно или недавно произошла эта история — никто не помнит, не осталось уже свидетелей тех трагических событий.
На Алтае было безденежье и голод, люди умирали с голоду.
Однажды один крестьянин, копая землю в своем огороде, нашел слиток золота, по форме напоминающий лошадиную голову. Возрадовался крестьянин, решил он это золото выменять на хлеб или мясо, чтобы его семья не умерла с голоду.
Только не получилось у него ничего, потому что у людей не было уже ни зерна, ни мяса. Это золото оказалось никому не нужным.
В страшной тоске и горе забрался крестьянин на самую высокую гору вокруг которой было озеро и бросил тот слиток золота в воду.
С тех пор зовется это озеро — Алтын-Кель.-золотым.
Легенда Барнаула "Дунькина роща"
Красивейшая роща стала именоваться Дунькиной после того, как там попрощалась с жизнью некая Евдокия. Случилось это в 1904 году. Причем не известно, сделала она это сама или ей кто-то помог. Но барнаульцы стали видеть после этого призрак девушки – вот и прозвали рощу Дунькиной
Легенда о Дунькиной Яме
Эта легенда относится к более поздним и связана с историей русских поселенцев. В далекие времена в одном русском селении полюбили друг друга парень и девушка, Звали парня Евсеем, а девушку Дуняшей. Пришел парень девушку сватать, а злой отчим не хочет девушку отдавать замуж за простого мужика. Запер он свою падчерицу под замок. Да только для настоящей любви нет преград. Ночью прокрался Евсей к любимой и похитил девушку. Удалось им убежать довольно далеко от родных мест. Нашли они среди гор прекрасную долину, облюбовали себе место под жительство. Ничего не заподозрили молодые люди, не задумались, почему же в таком красивом месте никто до сих пор не поселился. Отправился Евсей на охоту, а Дуняша осталась хозяйничать. Вдруг налетела огромная черная туча — это злой дух спустился с гор, схватил он прекрасную девушку, и умчался вместе с ней в неизвестные дали. Только и успела вскрикнуть девушка своему любимому: «Ищи меня!» Долго искал невесту Евсей. Нашел он ее среди берез, но было уже поздно: девушка была мертва. Схоронил жених Дуняшу в этой красивой березовой ложбине. Как только закопал могилку, сразу рядом с ней пробился из земли хрустально чистый родник, как будто слезы девушки, сожалеющей о несбывшемся счастье, вырвались наружу. С тех пор этот ручей зовут Дуняшиным, а ложбину — Дунькиной Ямой. Примечание: Дунькина Яма — красивое место, расположенное среди гор, до которого можно добраться проехав 23 км от села Алтайское в сторону села Куяган.
Легенда о Катунских порогах
Два Катунских богатыря, отец с сыном задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился им помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Принялись богатыри за строительство моста. Славно и долго они трудились, спорилась в их руках работа, но и для богатырей слишком тяжел этот труд. Осталось им сложить из камней не более сажени, и была бы завершена арка, под которой должна была течь река. Но настал вечер, а в горах темнеет очень быстро. Решили отец с сыном отдохнуть, Ульгень охранял их покой. Крепко уснул отец. Но молодой сын его, несмотря на усталость, никак не мог уснуть. Лежал он, глядя на звезды, прислушивался к ласковому шепоту коварной красавицы Катунь. Не хотелось своенравной красавице покоряться людям, желала она навсегда остаться неприступной и непреодолимой. Нежные речи шептала она славному молодому богатырю, звала и манила его в свои объятия. Долго не поддавался уговорам юноша, но под утро явилась к нему Катунь в обличье прекрасной девушки: изящной и тонкой, стройной и воздушной. Улыбалась ему красавица, манила за собой. Не смог сдержать своего желания молодой богатырь, кинулся он за красавицей. А она легкой тенью скользнула по воде и растаяла утренним туманом. А доверчивого богатыря захлестнул поток воды страшной силы, и он утонул. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью. Стал звать он сына, не откликнулся тот. Понял тогда опытный богатырь, что сын его нарушил условия доброго друга Ульгеня. Огорчился отец-богатырь и расстроился. С негодованием на челе сел он на ближайший камень, долго и грустно смотрел на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и видны до сих пор. До наших дней сохранились каменистые насыпи выше устья реки Чемал — это остатки недостроенного моста через Катунь.
Легенда о змеиной горе
Говорят, что раньше не было ядовитых змей на Алтае, а теперь щитомордник встречается здесь довольно часто. В одном стойбище жили только одни мужчины, потому что предводитель этого племени ненавидел женщин. Но жизнь брала свое и молодые юноши влюблялись в красавиц из соседних селений и хотели на них жениться. Вождь был достаточно смышлен, он не хотел вызывать недовольство среди своих богатырей, а потому ставил перед ними справедливое условие: юноша может жениться на девушке только в том случае, если сумеет подняться с невестой на руках на вершину высокой горы. Но если жених не мог донести любимую до вершины и опускал ее на землю, то она превращалась в змею. Многие юноши пытались покорить вершину неприступной горы с невестой на руках, но путь был очень труден и никто так и не сумел выполнить условие вождя. Много девушек превратилось в змей на радость злобному хану. Но вот однажды бедный пастух влюбился в прекрасную девушку, и она ответила ему взаимностью. Пришла молодая пара к хану с просьбой разрешить им пожениться. Не против жестокий вождь, если выполнят они его условие. Подхватил пастух свою невесту на руки, стал подниматься на вершину, а хан не спускает с них глаз, внимательно наблюдает, как он пытается достичь своей цели. Труден путь в гору, юноша уже теряет последние силы. Вот-вот коснется земли его невеста и превратится в змею, которых вокруг видимо-невидимо. Но девушка стала помогать своему жениху. Незаметно, чтобы не видел беспощадный вождь, стала она то рукой, то ногой отталкиваться от земли. Так понемногу они и продвигались вперед. И вот счастливые влюбленные стоят на вершине. А злобный хан, охваченный гневом, сам превратился в ядовитую змею — щитомордника.
Приложение №2
Шел я по тюх-тюхтю, нашел я валюх-тюхтю; кабы эта не валюх-тюхтя, так бы съела меня тюх-тюхтя (мужик, топор и медведь).
Стоит сто столбов,
У ста столбов сто колец,
У ста колец сто кистей,
У ста кистей сто ветвей.
Гуляет в поле,
Да не конь,
Летает на воле,
Да не птица.
Не мед, а ко всему льнет.
Сама нагая, а рубашка за пазухой.
Через сине море — журавлино горло.
Месяц-новец днем на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
С крыльями — не птица,
С серпом — не жница,
С колесом — не телега.
Приложение№ 3
Высокая и круглая радуга - к ведру, пологая и низкая - к ненастью.
Гром зимой - к сильным ветрам.
Вечерняя роса - к ведру.
Если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдет дождь.
Повесишь белье, и начнется дождь - к слезам.
Если ноготки не открываются до семи часов утра, будет дождь или гроза.
Лягушки по берегу прыгают - к дождю.
Наседка сажает под себя цыплят - к ненастью.
Если из печной трубы падает сажа, погода ухудшится.
Дым столбом - к морозу или к ведру.
Если дни стоят сухие, то во двор выставляют пустой кувшин - чтоб Бог дождя дал.
Если первые дни апреля ветрены - в июне будут обильные дожди.
Пушистые инеи - к ведру.
Курица на одной ноге стоит - к стуже.
На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не будет.
Мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) —к урожаю гречи. И, наоборот, много убыли — греча не родится.
Первый апрельский дождь воза золота стоит.
Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят.
Теплые дожди в апреле, и в особенности в конце месяца,— благословение полям.
Что в апреле зародится, взойдет, то в мае взрастет, в июне — июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится, в долгую зиму дотла подберется.некий внутренний путь.
На берегу Байкала
Девочка-Снегурочка
Рисуем осенние листья
Снеговик
Астрономический календарь. Май, 2019