Иконописный образ участвует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитва и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство над ними. А. С. Пушкин показывает иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.
На основании собранных материалов можно сказать, что с помощью описания икон в текстах А. С. Пушкина дает положительные или отрицательные характеристики героям своих произведений. Кроме того, присутствие иконописного образа в текстах А. С. Пушкина показывает важность и необходимость икон в повседневной жизни России XIX века.
Вложение | Размер |
---|---|
n_mihaylov.doc | 51.5 КБ |
МОУ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15
Городская конференция
Тема проекта:
Роль иконописного образа в текстах А. С. Пушкина
Выполнил: Михайлов Никита
МОУ СОШ № 15, 9 кл.
Руководитель: учитель рус. яз.
и литературы
Суркова Ирина Николаевна
г. Жуковский, 2013г
Содержание
1. Введение.......................................................................................................... | 3 |
2. Иконописные образы в текстах раннего творчества поэта......................... | 4 |
3. Изображение икон в текстах основного периода творчества А. С. Пушкина............................................................................................................... | 6 |
4. Изображение икон в текстах позднего периода творчества А. С. Пушкина............................................................................................................... | 9 |
5. Заключение...................................................................................................... | 10 |
6. Список используемой литературы................................................................ | 11 |
7. Приложение..................................................................................................... | 12 |
Введение
Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении. Но и в повседневной жизни православного человека из любого сословия в 19 веке икона много значит. В каждом жилище был «Красный угол» (от слова красивый, лучший), место в жилище, где располагали иконы и молились перед ними. Красный угол, был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», то есть комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники.
Не исключением был и А. С. Пушкин. Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, Болдине, Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и потом в Лицее, во время богослужений. И позже, в ссылке в Кишиневе и Одессе, он, по обычаям того времени, регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания.
Цели исследовательского проекта
Исследовательские задачи
В исследовательской работе были использованы следующие методы:
Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор.
Данное исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Иконописные образы в раннем творчества поэта.
Икона, непременный элемент интерьеров, который А. С. Пушкин описывает в своих стихах, обнаруживается во многих произведениях Пушкина, начиная с самых ранних. У поэта остались детские впечатления, связанные с иконами. В отрывке «Сон» он вспоминает свою бабушку Марию Алексеевну Ганнибал, которая перед сном рассказывала ему сказки:
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец… (1.168)
В другом стихотворении, «Мечтатель», с ярко выраженными автобиографическими мотивами, повторявшимися в лирике Пушкина неоднократно до последних дней жизни, лирический герой описывает «мирный кров», «низкий шалаш» в глуши, где ничто не мешало бы отдаться поэтическому творчеству:
И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела;
Стоит богов домашних лик
В кивоте небогатом,
И бледный теплится ночник
Пред глиняным пенатом (1. 108).
Пенатами древние римляне называли богов-хранителей домашнего очага, семьи, позже всего народа. В переносном смысле пенаты — это родной дом, уютный домашний очаг. Лирический герой Пушкина лежит на «ложе одиноком» и смотрит в красный угол, где в небогатом киоте стоят иконы. Пушкин называет их «богов домашних лик».
Две последние строки можно понять двояко: перед «мечтателем» где-то рядом с красным углом (возможно, на камине) стоят статуэтки античных богов, или Пушкин в переносном смысле называет «пенатами» сам красный угол, что более вероятно.
В поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкин описывает комнату заключенной в гарем полячки Марии как монашескую келью:
Гарема в дальнем отделенье
Позволено ей жить одной:
И, мнится, в том уединенье
Сокрылся некто неземной.
Там день и ночь горит лампада
Пред ликом Девы Пресвятой…
И между тем, как всё вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасенный чудом уголок (4: 137).
Этот уголок поэт описывает еще раз, но уже глазами Заремы. Он производит сильное впечатление на грузинку, которая ночью пробирается в комнату невольной соперницы.
Вошла, взирает с изумленьем…
И тайный страх в нее проник.
Лампады свет уединенный,
Кивот, печально озаренный,
Пречистой Девы кроткий лик
И крест, любви символ священный.
Грузинка! Всё в душе твоей
Родное что-то пробудило (4: 139).
Икона в комнате Марии и теплящаяся перед ней лампада — символ живой веры — служит неожиданным упреком Зареме, ведь она, в противоположность полячке, «между невольницами хана забыла веру прежних дней» (4: 141). И, однако, именно перед иконой она просит Марию о клятве христианской верой.
Иконы помогают героям Пушкина в самых разных ситуациях. Как Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель» находит в Петербурге свою Дунюшку? Когда на второй раз ротмистр Минский не принял старика и тот отчаялся увидеть дочь, станционный смотритель пошел в церковь и заказал молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И Богородица через Свой чудотворный образ помогла ему: когда Самсон Вырин шел из церкви по Литейному проспекту, он увидел Минского, последовал за ним и так попал в квартиру, где проживала его дочь.
Изображение икон в текстах основного периода творчества А.С. Пушкина
Красный угол с иконами есть у Пушкина и в другом произведении — «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Поэт называет их богатырями, но занимаются они «молодецким разбоем». Напомним эпизод, в котором царевна, оставшись одна, получила от старушки золотое наливное яблочко и, не выдержав, откусила кусочек. И вот что случилось:
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала (4: 353).
Обратим внимание, что царевна падает не на пол, а в красный угол — самое святое место в избе. То, что она упала именно под иконы, служит залогом ее пробуждения от смертного сна.
Отношение к иконам — важная характеристика человека. Входя в дом, гость вначале крестится с короткой молитвой на иконы и лишь после этого приветствует хозяев. Смысл обычая в том, что гость ставит между собой и хозяином Бога как свидетеля своих добрых намерений. И наоборот, если гость проходил в дом, не перекрестившись на образа, для благочестивого хозяина это было важным знаком, который очень много говорил о госте и чаще всего не предвещал ничего хорошего.
У Пушкина встречаем такую скрытую характеристику героя через отношение к иконам. В сказке «Жених» невеста видит сон:
Вот слышу много голосов…
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая (4: 303).
Так во сне героиня по поведению двенадцати молодцов поняла, что это разбойники. Интересно, что даже в разбойной избе все же были иконы, что соответствует действительности.
Благословение молодой четы иконами у Пушкина имеет и собственно обрядовые, и исторические, и автобиографические корни. Поэтому образáми благословляют молодых у поэта даже в сказках.
Например в «Сказке о царе Салтане», когда князь Гвидон решает взять в жены царевну Лебедь, он обращается сначала за благословением к матери:
«Государыня родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит» (4: 332).
Здесь, как видим, мать благословляет одной иконой (поскольку нет отца), но зато икона эта чудотворная.
Икона играла важную роль не только в личной и церковной жизни, но и в общественной, государственной. Формы этого «участия» исключительно многообразны. В трагедии «Борис Годунов» Пушкин описывает призвание Бориса на царство:
Заутра вновь Святейший Патриарх,
В Кремле отпев торжественно молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской,
Воздвижится; а с ним синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди
И весь народ московский православный,
Мы все пойдем молить царицу вновь,
Да сжалится над сирою Москвою
И на венец благословит Бориса (5: 192-193).
Иконы Богоматери — особенно Владимирская, Донская, Смоленская, Феодоровская — прославились не только чудотворениями, но своим участием в важнейших внутриполитических и внешнеполитических государственных событиях.
Изображение икон в текстах позднего периода творчества А. С. Пушкина
Следует сказать о еще одной форме присутствия иконописного образа в творчестве Пушкина, когда икона не названа, о ней не сказано, она незаметна. В известном стихотворении «Мадонна» читаем:
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона (3: 166).
В этом сонете поэт выделил величие Девы и разум в глазах Младенца — именно те черты созданных Рафаэлем образов, на которые впоследствии обращали внимание едва ли не все писавшие о «Сикстинской Мадонне».
Еще одна из форм присутствия икон в творчестве Пушкина- это молитва о покаянии
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю (3: 57).
Главный смысл этого стихотворения — в запоздалом покаянии поэта перед Богородицей за то, что он в юности часто не прислушивался к Ней, а убегал к языческим кумирам. Стихотворение считается, как и многие другие произведения Пушкина, незаконченным. Но, как нам кажется, оно вполне завершено и примыкает к другим стихам поэта, в которых выражены покаянные мотивы.
Заключение
Таким образом, иконописный образ участвует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитва и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство над ними. А. С. Пушкин показывает иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.
На основании собранных материалов можно сказать, что с помощью описания икон в текстах А. С. Пушкина дает положительные или отрицательные характеристики героям своих произведений. Кроме того, присутствие иконописного образа в текстах А. С. Пушкина показывает важность и необходимость икон в повседневной жизни России XIX века.
Список используемой литературы
Приложение
Опрос учеников на тему:
«Заметили вы в произведениях А.С. Пушкина упоминание иконописного образа»
В стихотворении «Сон»:
Девочки- 9 голосов
Мальчики- 7 голосов
В стихотворении «Мечтатель»:
Девочки- 8 голосов
Мальчики- 10 голосов
В поэме «Бахчисарайский фонтан»:
Девочки- 10 голосов
Мальчики- 6 голосов
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:
Девочки- 9 голосов
Мальчики- 8 голосов
В сказке «Жених»:
Девочки- 7 голосов
Мальчики- 6 голосов
в «Сказке о царе Салтане»:
Девочки- 8 голосов
Мальчики- 6 голосов
В трагедии «Борис Годунов»:
Девочки- 9 голосов
Мальчики- 7 голосов
В стихотворении «Мадонна»
Девочки- 10 голосов
Мальчики- 9 голосов
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Солнечная система. Взгляд со стороны
Круговорот воды в пакете
Ручей и камень
Что есть на свете красота?