Исследовательская работа по литературе Смоленщины
Вложение | Размер |
---|---|
smolenskie_znakomye_i_korrespondenty_l.n.tolstogo.doc | 117.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательская работа по литературе Смоленщины
«Смоленские знакомые и корреспонденты Л.Н.Толстого»
Работу выполнила
обучающаяся 10 класса
Сизова Ольга Константиновна
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Чижик Ирина Николаевна
Вязьма
2010
1. Вступление………………………………………………………………….…..3
2. Основная часть: «Смоленские знакомые и корреспонденты Л.Н. Толстого»:
3. Вывод: значение писем Толстого со Смоленщины………………………...25
4. Литература…………………………………………………………………….26
5. Приложение
1. Смоленский край издавна славен своими культурными традициями и связями с историей русской науки, искусства, литературы. Это нам могут поведать очерки, в которых рассказывается о знакомстве и переписке смолян с великим писателем Львом Толстым. «Весь мир, вся земля смотрит на него;… отовсюду к нему протянуты живые трепетные нити, его душа – для всех – и навсегда!» В этих словах Горького сформулирована мысль об огромном духовном авторитете Толстого у своих современников. К нему тянулись самые разные люди всего мира. Сохранилось около десяти тысяч писем Толстого и более пятидесяти тысяч писем к Толстому от людей разных континентов, стран, рас, национальностей и общественного положения. Среди корреспондентов писателя есть такие, о которых мы знаем очень мало, а иногда совсем ничего не знаем. Сведения об адресатах Толстого в полном собрании его сочинений весьма кратки. А без знания подробностей о тех людях, которые писали ему и получали от него ответы, об истории их знакомства, общения и переписке с Толстым, письма самого Льва Николаевича воспринимаются обедненно. В результате утрачивается большой материал для характеристики жизни и деятельности писателя, его взглядов, роли в формировании самосознания русского общества, мирового значения. Поэтому нам дорог каждый новый документ о Толстом, будь то письмо его корреспондента или вновь найденные воспоминания знакомых ему людей.
2. В архиве писателя хранится около двухсот писем и телеграмм со Смоленщины. Разнообразна география смоленских корреспондентов Толстого. Он получил письма из Бельского, Вяземского, Гжатского, Духовщинского, Ельнинского, Краснинского, Поречского, Рославльского, Сычевского, Темкинского, Ярцевского и других уездов, а также из самого Смоленска. Писали крестьяне, солдаты, сельские учителя, студенты, гимназисты, учёные, общественные деятели. Большинство писем было прислано в 80-е, 90-е годы прошлого столетия и в первые десятилетия XX века. С некоторыми смолянами Толстой встречался лично и был дружен.
Среди смоленских корреспондентов и знакомых Толстого были люди своеобразной судьбы, которые и сами по себе, вне зависимости от приличия к жизни и деятельности великого писателя, заслуживают благодарной памяти потомков.
Изучение переписки и личного общения Толстого со смолянами углубляет наши представления о жизни и творчестве писателя, его идейных, художественных взглядов и великом нравственном авторитете.
2.1. Несколько десятилетий в истории нашей культуры замалчивалось имя выдающегося педагога, профессора и сельского учителя Сергея Александровича Рачинского. Только по тому, что он был человеком религиозным, участвовал в работе комиссии по составлению правил о церковноприходских школах, переписывался со своим сослуживцем по университету К.П. Победоносцевым, предавалась забвению его самоотверженная, бескорыстная, глубоко гуманная и демократическая деятельность как учителя крестьянских детей. Обсуждение педагогических проблем и стало предметом переписки Рачинского с Толстым. Сейчас, когда школа ищет новые пути развития, для нас важно осмыслить всё ценное, что есть в деятельности педагогов прошлого. Татевская школа, основанная Рачинским в Бельском уезде Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области), регулярно проводит педагогические чтения. У истоков их стоял большой энтузиаст директор школы И.В. Лебедев, безвременно ушедший из жизни.
В наши дни как весьма актуальные воспринимаются спор Рачинского и Толстого о роли религии в жизни народа и обмен опытом по организации обществ трезвости.
Познакомились Толстой и Рачинский давно, ещё в молодые годы. Толстой только тогда снял артиллерийский мундир и как писатель лишь набирал силы. Рачинский начинал профессорскую деятельность в Московском университете.
Сергей Александрович был на 4 года моложе Толстого. Он родился 2 мая 1833 года в родовом поместье Татево, расположенном в живописном уголке северо–восточной части Смоленской губернии. Там он и вырос. Родители были его людьми образованными, интересовались литературой, искусством. Мать Сергея Александровича, родная сестра известного русского поэта Евгения Абрамовича Баратынского, воспитывала в детях любовь к поэзии, музыке, природе.
С.А. Рачинский получил прекрасное образование. Он окончил естественный факультет Московского университета, слушал лекции по ботанике и биологии в Берлинском и Иенском университетах, прошёл курс у философа Куно Фишера, овладел несколькими европейскими языками. Защитив диссертацию, он в двадцать пять лет получил кафедру физиологических растений Московского университета. Не прошло и десяти лет, как С.А. Рачинский стал доктором наук. Молодой учёный увлёкся эволюционным учением Ч. Дарвина, перевёл его книгу «О происхождении видов».
Как профессор Рачинский пользовался в университете большим авторитетом. Современник вспоминает: «Он был ещё молод, но уже знаменит, читая свой предмет ботанику…так живо и увлекательно, что на его лекции сходились студенты со всех факультетов».
С.А. Рачинского отличала общественная активность. «Горячие участие в общих делах университета, постоянные заботы о благосостоянии, как всего студенчества, так и отдельных студентов, о благосостоянии материальном и нравственном, - вот что делало Рачинского популярным профессором»,- пишет его биограф.
Он увлёкся литературой, изобразительным искусством, музыкой, эстетикой, перевёл на немецкий язык «Семейную хронику» С.Т. Аксаковой. Герцен оценил этот перевод «как вполне хороший». Сергей Александрович писал стихи, повести, оперные либретто, романсы, собирал песенный фольклор родного края. В 60-е годы у него завязалась дружба с П.И. Чайковским.
В годы профессорской деятельности у Рачинского было немало знакомых не только среди учёных, но и среди писателей, журналистов. С Толстым он познакомился, вероятно, в доме Д.И. Суриковой, сестры Ф.И. Тютчева. В то время у Рачинского, жившего в Москве, собирались молодые профессора университета, литераторы, музыканты. По словам биографа Сергея Александровича, здесь «частым и интимным посетителем» был А.Н. Толстой. Толстого и Рачинского сблизили, конечно, не одни общие знакомые, но и общие интересы.
Много лет спустя Л.Н. Толстой писал С.А. Рачинскому: «Все задушевные, самые задушевные интересы у нас с Вами общие…» Таким образом, «задушевным, общим» интересом писателя и ученого было педагогическое дело.
Преподавая в Московском университете, Рачинский и не предполагал, что главным делом его жизни станет народная школа, но общее с Толстым обостряло его внимание к ней. Лев Николаевич, приезжая в Москву и навещая Рачинского, часто рассказывал ему о своей Яснополянской школе и планах открытия новых учебных заведений для народа. Сергей Александрович проявлял большой интерес к этим делам писателя и даже взялся помощь ему найти учителей. Рачинский делился с Толстым своим мнением о журнале «Ясная Поляна», который издавал писатель, и сообщал о внимании к нему зарубежных педагогов, в частности профессора Карла Стоя. Толстому было приятно благожелательное отношение Рачинского к его педагогическим занятиям и журналу.
Родные Рачинского очень интересовались знакомством со знаменитым писателем. Сергею Александровичу приходилось, чуть ли не в каждом письме на родину, в Татево, рассказывать о Толстом. «Лев Николаевич в Москве, и на днях женится на мадемуазель Берс, племяннице Иславиных, я его ещё не видел…», - писал он матери 22 сентября 1862 года.
Толстой не только посветил Рачинского в замысел романа «Война и мир», но и в самый разгар работы над ним читал ему неопубликованные части своего произведения.
Отношения Толстого и Рачинского были теплыми и дружескими. В письме к родным Сергей Александрович рассказывал, что он говорил со Львом Николаевичем «по душам» о будущей судьбе Наташи, Пьера, Элен и выражал надежду, что будет видеться с ним часто.
Архивные письма Рачинского ещё раз свидетельствуют о кропотливой работе Толстого над романом во время подготовки его к отдельному изданию. Когда роман «Война и мир» печатался отдельным изданием, газета «Новое время» писала, что этим произведением была «занята чуть ли не вся русская публика». С большим вниманием читали «Войну и мир» обитатели Смоленской татевской усадьбы. Они с нетерпение ожидали от Рачинского посылок с книгами Толстого. Сергею Александровичу приходилось то и дело сообщать о выходе очередного выхода тома эпопеи.
Прочитав роман, Рачинский высказал свое мнение в письме к Толстому. С восторгом он писал, что «Война и мир» - «лучший роман до сих пор написанный на русском языке». Толстой ответил Рачинскому на это письмо, вероятно, при личной встрече. Завершая издание «Войны и мира» и бывая по разным делам в Москве, он не раз навещал Сергея Александровича. В письме к матери из Москвы в Татево от 9 декабря 1869 года Рачинский сообщал, что был обрадован приездом Льва Николаевича, который пробыл в Москве три дня, провел у него вечер, читал превосходные рассказы для детей младшего возраста, советовал, чтобы и он писал такие, приглашал к себе в Ясную Поляну.
С.А. Рачинский, защитив в 1868 году докторскую дисертацуию и получив звание ординарного профессора, вдруг неожиданно уходит в отставку. Уйдя в отставку, Рачинский уехал в родное Татево. У него была мечта - купить небольшое имение Сидорово, расположенное в трех верстах от Татево, и в «собственном гнезде» «сесть на хозяйство». Но жизнь подсказала иной путь. Доктор наук, профессор Московского университета стал сельским учителем. О том, как это случилось, Рачинский рассказал Толстому в письме от 20 марта 1877 года. «За прошлую осень сестра, занимавшаяся школой, оставила Татево, и мне вздумалось помочь учителю в преподавании арифметики. Теперь у меня в Татеве 60 учеников при четырех учителях. В окрестностях возникли еще две школы, и я буквально с утра до вечера учу и учусь …». В 1875 году Рачинский на свои средства построил хорошее школьное здание с общежитием для бедных детей.
Сергей Александрович, считал, что перед школой стоят две главные и взаимосвязанные задачи – учить и одновременно воспитывать. Осуществить это не возможно, если учитель будет приходить только на уроки. И он, стремясь быть как можно ближе к ученикам, переселился из барского дома в школу, в две комнатки, служившие ему кабинетом и спальней.
Н. Горбов вспоминал, что в Татевской школе ученики и учителя жили как одна семья, с которой сам Сергей Александрович «делал все мелочи, весь обиход жизни». Он довольствовался простой крестьянской пищей, скромно одевался и все время был со своими учениками.
Рачинский придавал большое значение эстетике быта. Школу окружали цветники, она была увита виноградными лозами. Классы сияли чистотой, были украшены картинами, фотографиями, рисунками учеников, цветами. Занимаясь эстетическим воспитанием, Рачинский открыл в школе курсы рисования, художественную мастерскую. На всю округу славился многоголосный хор, в котором пели ученики и родители. Сам прекрасно музыкально образованный, Сергей Александрович охотно учил детей музыки. Для школы он приобрел сначала фисгармонию, потом рояль.
Сергей Александрович был озабочен развитием дарований своих учеников. Он видел, что крестьянские дети наделены разнообразными способностями, но преобладают, считал он, математические и художественные. И он старался, чтобы они не заглохли. Так, Рачинский заметил незаурядную, художественную одаренность крестьянского пастушонка Коли Богданова, сына бедной бобылки села Шитики. Он взял его в свою школу, а потом помог получить художественное образование под руководством В.Д. Поленого, В.Е. Маковского и И.И. Прянишникова. Благодаря отеческой поддержке Сергея Александровича Н.П. Богданов – Бельский стал знаменитым художником, участвовал в выставках передвижников, создал многочисленные полотна из жизни татьевской детворы, портреты любимого учителя.
На одном из первых мест в педагогической системе Рачинского стояло трудовое воспитание. Сергей Александрович считал, что «только постоянным трудом вырабатываются люди, и в этом труде необходимы руководители и их пример». И такой пример огромного трудолюбия подавал он сам.
Учитель организовал в школе самообслуживание. Ребята «все делали сами по хозяйству: рубили дрова, топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу и общежитие, помогали на кухне стряпать обед. В школе не было даже сторожа, все его обязанности ученики исполняли сами. Сами же они работали в огороде, ухаживали за овощами и ягодами, и в пчельнике, и в цветнике, разводя массу цветов, которые круглый год не переводились в школе». Ребята обучались столярному, слесарному, плотницкому, переплетному мастерству.
Большое значение Сергей Александрович придавал нравственному воспитанию учеников. Он старался пробудить в них чувство долга и благожелательности, дружбы и приязни, нежности и кротости, и в тоже время стремился развить в них твердость, стойкость, самообладание и вообще создать в воспитанниках нравственно – цельный характер.
Ученый европейского масштаба С.А. Рачинский питал большой интерес к народной самобытной культуре. Он собирал фольклор, произведения кустарных ремесел. Дорожил он и национальными чертами характера своих учеников. Но это не мешало ему воспитывать их в духе уважения к людям другой национальности. С любовью рассказывал он Толстому об интернациональном чувстве крестьянских ребят.
С.А. Рачинского отличали любовь и уважение к своим ученикам, крестьянским детям. Его радовала жажда знаний у них. Сергей Александрович восхищался незаурядными способностями и нравственными качествами своих питомцев. Учителя волновал острый социальный вопрос, над которым размышлял и Толстой: «Отчего вокруг меня в крестьянском быту эта странная нищета, беспомощность, и распущенность?» Рачинский предчувствовал большое изменение в жизни страны. «Не могу отделаться от мысли, что в нашем народе происходит психологический переворот, пробуждение умственных и нравственных сил, что мы накануне чего-то громадного», - писал он Льву Николаевичу. В этом процессе умственного и нравственного пробуждения народа большая роль, считал Сергей Александрович, принадлежит школе.
Рачинского и Толстого волновала проблема, чему нужно учить крестьянских ребят. Они были убеждены, что определит это сам народ. А требования его очень просты: школа должна научить читать, писать, считать. Но со временем требования русского народа изменятся и нужно будет вводить новые предметы. Сношение с Ригой, рассказывал Рачинский Толстому, начинают возбуждать интерес к географии, а слухи о русско-турецкой войне – к новейшей истории.
В Татевской школе изучали церковно-славянский язык, читали Псалтырь, Библию, Евангелие. Но главное внимание уделялось русскому языку, чтение отрывков из сочинений классиков, заучивание наизусть стихотворений.
В своей педагогической практике Рачинский широко использовал чтение книг Толстого для школьного чтения. Сергей Александрович побуждал писателя продолжать эту работу и «подарить» учащимся сельских школ «пятую и шестую и т.д. книгу для чтения». Он просил об этом Льва Николаевича не только от своего имени, но и от имени учеников Татевской школы.
Писатель и учитель ставил перед собой вопрос: как учить детей? Толстой отвечал на него так: «Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше; чем с большим, тем хуже». В школе Рачинского обучение велось без всякого принуждения. Большое значение он придавал индивидуальному подходу к учащимся.
Татевский учитель одним из первых в России выступил за обучение грамоте крестьянских девочек. Рачинский добился в Глуховской волости Бельского уезда двух женских школ – Шопотовской и Тарховской. Последняя особенно славилась своими мастерицами. В 1885 году Сергей Александрович стал попечителем женских училищ. Деятельность Рачинского сделала Татево настоящим умственным и педагогическим центром.
С.А. Рачинский был активным и самоотверженным организатором народного просвещения в Смоленской губернии. Руководя Татевской школой, он не мало сил отдавал созданию школ в других селах и уездах.
Свои педагогические наблюдения Рачинский сообщал в статьях и книгах. Его сборник «Сельская школа» на несколько десятилетий стал настольной книгой народных учителей. За него Сергей Александрович в 1891 году был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук.
Школа - главная тема переписки татевского учителя с Львом Толстым. Рачинский считал, что именно Толстой натолкнул его на педагогическую деятельность в деревне, и благодарил его за это. Письма Рачинского доставляли Льву Толстому «истинную и редкую радость». Толстой очень ценил его педагогическую деятельность, даже «немного завидовал» ему, вспоминая свое увлечение школой. Толстой делился своими сокровенным мыслями, в частности, о том «для чего нужны школы». Несколько лет назад, в декабре 1874 года, увлекаясь школьным делом, он написал А.А. Толстой ставшие знаменитыми слова: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филоретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Теперь Лев Николаевич повторял эту мысль в письме к Рачинскому. На вопрос, для чего нужны народные школы, он отвечал: «Учить этих детей надо затем, чтобы дать им дощечку спасения из этого океана невежества, в котором они плывут…». Учительствуя, в Татеве С.А. Рачинский продолжал следить за творчеством Л.Н. Толстого.
Желая «войти поближе в духовное общение» с Сергеем Александровичем, Толстой 6 апреля 1878 года спрашивал его: «А вопросы искусства, а вопросы религиозные… Намекните, как Вы относитесь к ним». Лев Николаевич не случайно интересовался отношением Рачинского к религии. Ведь это был момент напряженных духовных исканий писателя. Отвечая на этот вопрос, Сергей Александрович признался в своей преданности церкви, рассказывал о роли священников в его школе, о религиозном чувстве крестьян, их интересе к Евангелию, о церковном пении детей, о праздновании в школе Пасхи. Толстого ответ Рачинского на вопрос об отношении к религии не удовлетворил. «Жалко, что коротко», - заметил он.
Лев Николаевич обратил внимание на восторженную оценку Рачинским его педагогической и литературной деятельности. Слова о том, что «Война и мир» принадлежит к числу бессмертных произведений, что «во многих своих очерках и мелких рассказах Толстой доходит до чисто Пушкинской силы», не могли не быть писателю приятны. Однако пафос «Заметок» Рачинского оставался ему чужд. Сергей Александрович считал, что сельской школе, отрешенной от церкви, воспитательные задачи ненасильны, поэтому она должна существовать при церкви, как церковноприходская. Рачинский, конечно, видел, что в рядах сельского духовенства много людей порочных, питающих презрение к рясе, подающих пример распутства и прикрывающего его обмана. Он был против огульной передачи школы в ведомство церкви, но в принципе считал, что «лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть добрый священник».
Толстому не понравилось неопределенно – православное направление «Записок», выраженное в них сочувствие церкви. И хотя из последующих писем видно, что и Толстой и Рачинский стремятся всячески сгладить возникшие между ними разногласия, идейные расхождения мешали развитию их дружеских отношений. В течение трех лет, с 1882 по 1884 год, они не переписывались совсем.
В 1885 году Рачинский пытается возобновить переписку с Толстым. Он пишет ему письмо, в котором рассказывает о гостивших в Татево светских знакомых и японцев Ивасово, переводчике «Войны и мира». Но оно не заинтересовало Льва Николаевича и осталось без ответа. Следующее же письмо Рачинского от 19 июня 1886 года содержало оценку народных рассказов Толстого, вызвало в душе писателя новый всплеск дружеского расположения к нему. Снова переписка Толстого и Рачинского прерывается на три года, с 1887 по 1889 год. Но лично они видятся, правда, не в Татеве, а в Москве.
В конце 1880 годов С.А. Рачинский начинает деятельную борьбу с пьянством. Толстой тоже в этот время вел борьбу с алкоголизмом. В 1887 году им было создано общество трезвости под названием «Согласие против пьянства». В 1895 году они стали родственниками: сын Льва Николаевича – Сергей Львович – женился на племяннице Рачинского – М.К. Рачинской. Но личное общение приводило к спорам, и они стали избегать встреч.
Многолетняя переписка татевского учителя с Толстым завершилась письмом Рачинского к Льву Николаевичу от 24 мая 1898 года. Посылая Толстому «в память старой дружбы» свои «письма духовному юношеству о трезвости», Сергей Александрович не без горечи замечал: «Вот пункт (увы! пожалуй, единственный), на ком мы с Вами не разошлись!».
В 1902 году С.А. Рачинский скончался.
С.А. Рачинский еще при жизни Льва Николаевича видел в нем «величайшего из ныне живущих писателей не только в России, но и в целом мире». Л.Н. Толстой, в свою очередь, высоко ценил его самоотверженную, бескорыстную, глубоко гуманную и демократическую деятельность как учителя крестьянских детей.
2.2. Жизненные пути Л.Н. Толстого и А Н. Энгельгардта никогда не пересекались. Но, не будучи знакомы, они проявляли друг к другу большой интерес.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЭНГЕЛЬГАРД - личность выдающаяся. Он родился в деревне Климово Духовщинского уезда Смоленской губернии в 1832 году. По окончании Петербурского Михайловского артиллерийского училища служил литейщиком в Арсенале. Увлекшись химией, Энгельгардт основал первую частную публичную химическую лабораторию и издавал первый русский научный «Химический журнал». Вскоре он стал доктором наук и профессором петербургского Земледельческого института. А.Н. Энгельгардт был замечательным педагогом, вдохновлявшим своих учеников живым отношением к делу. Из учеников Энгельгардта впоследствии вышел ряд профессоров и ученых.
В 60 годы Энгельгардт был захвачен революционным движением, вступил в тайное общество «Земля и воля», вел политическую пропаганду среди студентов, подвергался арестам. В 1870 году во время студенческих волнений Александр Николаевич с группой молодежи был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В месте с ним была арестована и его жена Анна Николаевна, переводчица журналистка, работавшая продавцом в книжном магазине, созданном в Петербурге по решению общества «Земля и воля», инициатор организации первой в России женской издательской артели. Через полтора месяца заключения в одиночной камере Петропавловской крепости Анна Николаевна за отсутствием улик была освобождена. А Александр Николаевич лишен профессорского звания, права преподавать, был выслан из Петербурга с воспрещением выезда за границу и проживанием в столицах и университетских городах.
В феврале 1871 года он поселен в своем имении Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии, где и прожил под надзором полиции последние 22 года своей жизни. Здесь блестяще проявились новые грани его таланта.
Имение Батищево было страшно запущенным. Энгельгардт стал разрабатывать пустоши, облоги, ввел 15-польный севооборот с посевом клевера и льна, начал проводить опыты с внесением фосфорной муки под рожь. Результаты превысили все результаты. А.Н. Энгельгардт ввел совершенно новую для нечерноземной полосы систему земледелия. Свой опыт обобщил в статьях и книгах. Успех его хозяйства и выступление в печати привлекало в Батищево молодых людей, которые хотели научиться вести земледелие рационально. Имение Энгельгардта стало своеобразной сельскохозяйственной школой. Но не только сельским хозяйством занимался Энгельгардт. В 1871 году в Батищево пришло письмо от М.Е. Салтыкова – Щедрина, родственника Александра Николаевича (их жены были двоюродными сестрами). Редактор «Отечественных записок» писал Александру Николаевичу: «Так как у Вас, вероятно, найдется свободное время, то Вы могли бы употребить его с пользой …, изобразив современное положение помещичьих и крестьянских хозяйств».
Александр Николаевич охотно согласился и начал работу над очерками о деревни. Он написал 12 очерков, которые в течение 11 лет, с 1872 по 1882 год, печатались в «Отечественных записках» под названием «Письма из деревни».
Обладая незаурядным талантом художника и публициста, А.Н. Энгельгардт создал в «письмах» широкую и яркую картину жизни помещиков и крестьян после реформы, подверг резкой критике помещичье землевладение, горячее и искренне поведал о своих хозяйственных и социальных исканиях. По воспоминаниям младшего сына А.Н. Энгельгардта Николая, в Батищеве царила атмосфера интереса и уважения к Толстому. А.Н. Энгельгардту не посчастливилось повидаться с Толстым. Но если бы его мечта осуществилась, он узнал бы о том, что писатель внимательно читал «Письма из деревни» и очень высоко их ценил. Толстой воспринял «Письма из деревни» как произведение, близкое ему по духу.
Образ автора, встающий со страниц писем Энгельгардта, - современник толстовского Константина Левина. Оба они раскрываются перед читателем в сложных социальных и хозяйственных исканиях, волновавших передовую дворянскую интеллигенцию 70-х годов.
Толстой, с любовью подчеркивавший демократизм Левина, конечно, не случайно восхищался Энгельгардтом. В авторе «Писем из деревни» он увидел те черты, которые опоэтизировал в герое своего романа.
Энгельгардт писал о себе, что он как хозяин, неминуемо должен войти в близкие отношения с окрестными крестьянами. Подобно Толстому, Энгельгардт сумел понять душу и нравственный облик крестьянина, обрисовать его глубоко, психологично. Крестьянин любит землю, труд.
«Так хозяйничать, как хозяйничает большинство, невозможно … - утверждает в своей работе Александр Николаевич. – Нужно изменить систему хозяйства, но как изменить?» Как же отвечают на этот вопрос Толстой и Энгельгардт? В их ответе есть и общее, и то, что их различает. Это романтическая утопия организации коллективного хозяйства в условиях частнособственнического строя сближало Энгельгардта с Толстым. Как видим, в идеях Толстого и Энгельгардта есть общее: вера в то, что артель дает богатство не только России, но и всему миру.
О близости идей Толстого и Энгельгардта свидетельствует и тот факт, что движение, вызванное «Письмами из деревни», сменилось иным движением, начало которого лежало в Ясной Поляне. В имение к Александру Николаевичу стали приезжать толстовцы, у которых с батищевцами было то общее, что «мозольный» мужицкий труд и простота обихода признавались необходимым условием нравственной жизни.
Итак, герой романа Толстого «Анна Каренина» и Энгельгардта жили в сходных условиях, наблюдали одни и те же явления русской жизни. Их социально – хозяйственные искания шли в одном направлении. Они были поражены критическим отношением к помещичьему строю, социальному неравенству, жаждой справедливости и свидетельствовали о закономерном движении всей русской жизни навстречу коренным социальным переменам. «Читаю… Энгельгардта, - писал Л.Н. Толстой. И давал высокую оценку его «Письмам из деревни»: «Энгельгардт – прелесть. Это нельзя достаточно читать и хвалить».
2.3. Письма Толстому от писательницы ЕВГЕНИИ ПАВЛОВНЫ ТУРЖАНСКОЙ, которая была заметной фигурой в культурной жизни Смоленска в начале прошлого века.
В марте 1910 года Л.Н. Толстой получил из Смоленска три номера детского журнала «Родная Русь» и письмо издательницы журнала Евгении Павловны Туржанской. Цель своего журнала издательница видела в том, чтобы «воспитывать нравственно молодо поколение». Евгения Павловна сообщала Льву Николаевичу, что сотрудники ее журнала работают безвозмездно, а доход от издания идет на материальную помощь детям нуждающихся почтово-телеграфных служащих. Письмо заканчивалось словами полными доброго чувства к писателю: «Пользуясь случаем, приношу Вам свое глубокое уважение и пожелание здоровья еще на многие годы».
Ответ не заставил долго ждать. В письме от 7 марта 1910 года Л.Н. Толстой писал из Ясной Поляны в Смоленск: «Благодарю Вас, Евгения Павловна, за присылку журнала. Непременно пересмотрю и постараюсь высказать свое мнение, как Вы желаете, искренно. Цель Ваша мне очень сочувственна».
Е.П. Туржанская была известной в свое время писательницей. О ее жизни рассказал нам ее сын генерал-майор в отставке Александр Александрович Туржанский.
Евгения Павловна родилась в 1869 году в Москве в обедневшей дворянской семье. В Смоленск она приехала в начале 1900–х годов вместе с мужем А.А. Туржанским, получившим должность помощника начальника Смоленского почтово-телеграфного округа. Здесь вокруг Евгении Павловны сплотился кружок любителей литературы и театра. Его члены устраивали самодеятельные вечера в зале благородного собрания, купеческом клубе и народном доме с чтением стихов, живыми картинами и спектаклями, пьесы для которых писала сама Евгения Павловна. Вечера проводились с благотворительными целями, сборы от них шли пленным портартурцам, погорельцам Сызрани, на уплату за обучение детей из бедных детей. Начальство А.А. Туржанского было недовольно, что его фамилия «треплется на афишах по заборам». Тогда Евгения Павловна Туржанская взяла на себе псевдоним, придуманный на французский манер, - Евгения де Турже – Туржанская.
С 1902 года начинается ее литературно – публицистическая деятельность.
Преклоняясь перед Толстым, Туржанская именно его выбрала в судьи своего первого опубликованного очерка «Женский вопрос в связи с новым законом «О незаконнорожденных».
Евгения Павловна просила Толстого «хотя в нескольких строках» высказать свое мнение о ее очерке. Ответ на это письмо Туржанская не получила. Но литературных занятий не оставила. В 1902 – 1910 годах ее сочинения регулярно печатались в Смоленске и Мосвке.
Творчество Туржанской разнообразно и в тематическом, и в жанровом отношении. Ей принадлежат публицистические статьи по народному образованию и женскому вопросу. Туржанская боролась за всестороннее женское образование, считая, что женщина может быть не только врачом или учительницей, что она должна встать наравне с мужчиной и в семейных, и в общественных делах. Она выступала против эксплуатации домашней прислуги, писала об учащейся молодёжи и её революционных настроениях.
Наряду с публицистическими статьями Туржанская писала рассказы, очерки, сказки для детей и взрослых. Туржанская послала свои произведения, написанные в Смоленске за 8 лет, с 1902 по 1910 год, и просила, просмотрев их, оценить её литературные способности.
Толстой получил эти книги. На многих из них есть автографы писательницы. Пометок Л.Н. Толстого на книгах нет. Будучи очень занят, Лев Николаевич не смог выполнить просьбу смоленской корреспондентки, написать отзыв о её сочинениях.
18 апреля 1910 года Евгения Павловна поздравила Толстого с пасхальными праздниками. На этом переписка Е.П. Туржанской с Л.Н. Толстым прекратилась.
Скончалась Е.П. Туржанская в 1932 году.
2.4. Интересные воспоминания о Толстом оставила лично знавшая писателя Надежда Николаевна Фере, жена смоленского вице-губернатора. Высланная в Башкирию, она там и умерла. Но рукопись воспоминаний сохранилась. Её как драгоценную реликвию сберегли дети Фере.
Рукопись воспоминаний Н. Н. Фере о Толстом несколько десятилетий пролежала в бумагах её детей. Теперь она извлечена из домашнего архива, прокомментирована, опубликована и отдана на хранение в Музей Л. Н. Толстого. Обращаясь к дневникам, письмам Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых, к мемуарным, архивным источникам и перед нами раскрылась история многолетнего знакомства семьи Фере с семьёй Л. Н. Толстого. Надежда Николаевна, урождённая Зиновьева, и её муж Василий Юльевич Фере были туляками. Толстой знал ещё их родителей. Вместе с отцом В. Ю. Фере – Ю. Е. Фере он был мировым посредником в Крапивенском уезде Тульской губернии. Отец Н. Н. Фере Н. А. Зиновьев познакомился со Львом Николаевичем в годы своего губернаторства в Туле и с тех пор постоянно проявлял к Толстому и его семье дружеское внимание. Это позволяло Льву Николаевичу обращаться к Н. А. Зиновьеву с просьбами о помощи то крестьянам, то сельским учителям, то участникам толстовских общин. В 1981 – 1892 годах он использовал знакомство с Н. А. Зиновьевым при организации помощи голодающим. Н. А. Зиновьев бывал у Толстых в Ясной Поляне. Обычно он приезжал со всей семьёй – женой и дочерьми.
Надежда Зиновьева близко сошлась со старшей дочерью писателя Татьяной Львовной. Но не только дружеская привязанность к Татьяне Львовне тянула Надежду Зиновьеву в Ясную Поляну. Её письма свидетельствуют о большом интересе и уважении к самому Толстому.
Надежда Зиновьева не раз встречала Л. Н. Толстого и его близких в доме отца, в Туле. Когда Надежда Зиновьева стала женой В. Ю. Фере, чиновника при тульском губернаторе, она вместе с мужем приезжала к Толстым.
В 1893 году в отношениях Л. Н. Толстого к Н. А. Зиновьева произошло резкое охлаждение. Причиной этому было участие Зиновьева в усмирении крестьян села Бобрики Тульской губернии, о чём Лев Николаевич с гневом рассказал в письмах и статье «Царство божие внутри вас». В том же году Зиновьев уехал из Тулы в Могилёв, где стал губернатором. Вскоре покинула Тулу и Н. Н. Фере с мужем. В. Ю. Фере после Тулы служил в Лепеле, Двинске, Тургайской области, а с 1905 по февраль 1917 года – вице-губернатором в Смоленске.
Но общение Зиновьевых и Фере с Толстыми не прекратилось. В 1897 году тульские знакомые посетили Толстых в Москве и в Ясной Поляне. В 1898 году Н.Н. Фере была в Ясной Поляне в июне и в день рождения Льва Николаевича 28 августа.
Поселившись в Смоленске, Фере продолжала поддерживать дружеские отношения с семьёй писателя. Тёплым, сочувственным письмом из Смоленска откликнулась Н. Н. Фере на смерть дочери Л.Н. Толстого Марии Львовны. Потрясённая её преждевременной кончиной, Н. Н. Фере писала своей подруге Татьяне Львовне, но говорила как всегда, и о Льве Николаевиче. Знакомством с Толстым дорожил и В. Ю. Фере.
В.Ю. Фере сожалел, что не смог сам побывать у Толстых в дни юбилея. В.Ю. Фере посетил Ясную Поляну незадолго до смерти писателя. Узнав о смерти Толстого, Фере телеграфировал из Смоленска в Ясную Поляну Софье Андреевне: «Глубоко сочувствуем Вашему горю». Знакомство Фере с семьёй Толстого продолжалось и после смерти писателя.
В Ясной Поляне бывали и представители третьего поколения семьи Зиновьевых – Фере, дети Н.Н. и В.Ю. Фере.
Такова многолетняя история общения Зиновьевых и Фере с Толстыми. Она свидетельствует о том, что воспоминания Надежды Николаевны Фере о Льве Николаевиче основаны на богатейших личных впечатлениях.
Воспоминания написаны человеком незаурядным. Ещё в молодости Н.Н. Фере писала о том, что на её долю выпало « счастье видеть и знать Льва Николаевича Толстого». Приезжая в Ясную Поляну, встречая Толстого в доме отца, она внимательно наблюдала за ним, вслушивалась в то, о чём он говорил. Это позволило Н.Н. Фере сохранить в памяти и затем воссоздать в своих записках не только подробности яснополянского быта, но и живой образ великого писателя. Наиболее интересны в воспоминаниях Н.Н. Фере те страницы, где воспроизводятся высказывания Толстого, характеризуются его взгляды, отношения к людям, к народу.
На всю жизнь Н.Н. Фере запомнила разговор с Толстым отца, узнавшего, что писатель увлёкся кладкой печей в избах крестьян. Запомнился Н.Н. Фере и разговор её отца с Толстым относительно помощи голодающим. С грустным чувством вспоминала Н.Н. Фере своё последнее посещение Ясной Поляны.
В то время, когда Н.Н. Фере писала свои воспоминания, о Льве Толстом существовала обширная мемуарная литература, с которой она была, конечно, знакома. Но её воспоминания не повторение прочитанного. Они написаны на основании личных впечатлений и содержат ряд фактов, дополняющих колоритными подробностями то, что уже известно о жизни обитателей Ясной Поляны, о деятельности и духовных исканиях Л.Н. Толстого.
Н.Н. Фере получила хорошее образование. Она училась в Петербурге. Окончила гимназию и педагогические курсы. Революция направила её судьбу по новому руслу, помогла обрести смысл жизни. С 1917 года началась её трудовая деятельность. Живя в Смоленске, она преподавала иностранные языки сначала в гимназии, потом в Смоленском отделении Московского археологического института и затем в Смоленском государственном милитаризованном политехническом институте Западного фронта. В 1919 году Н.Н. Фере служила в военно–цензурном отделении Западного военного округа, а в 1920- переводчицей на радиостанции Западного фронта. С 1921 по 1935 год она жила в Ленинграде, занимаясь преподавательской деятельностью. Умерла Н.Н. Фере в Башкирии.
2.5. Толстой получал очень много писем от смоленских крестьян. В малограмотных, но глубоких искренних письмах они рассказывали писателю о своих бедах - недостатке земли, плохих урожаях, голоде, безвинно осуждённых на каторгу людях.
«В селе Каменце Рославльского уезда Смоленской губернии голод. Я слышал и читал, что Вы бывало помогали; если Вы и теперь пожалеете пухнувших от голода людей, то благоволите прислать помощи на учителя или на священника»,- взывал о помощи в марте 1908 года учитель Каменецкого сельского училища». Эти письма о тяжёлых невзгодах и лишениях, о нужде и бесправии крестьян, о притеснениях и злоупотреблениях со стороны властей дополняли собственные впечатления Толстого от общения с народом и наводили писателя на серьёзные размышления, получавшие воплощение в художественных произведениях и публицистических статьях.
Во многих письмах Толстому задавались вопросы религиозного характера, свидетельствующие о том, что людей не удовлетворяет религия, проповедуемая официальной церковью, и они ищут иной веры. Такое письмо получил Толстой из Ярцева от рабочих фабрики Хлудова.
Толстой не мог указать правильного пути к освобождению народа от эксплуатации. Он выражал утопическую надежду на то, что помещики, став на путь нравственного самоусовершенствования, добровольно «перестанут делать то, что губит народ», возвратят награбленное, изменят свою жизнь и приблизятся к народу. Но объективное содержание и значение его художественных произведений, статей и ответных писем рабочим людям заключается в беспощадно резком обличении всех порядков самодержавной России, что, конечно, способствовало пробуждению революционного создания народа.
2.6. Толстой не только переписывался с рабочим людом Смоленщины. Со смоленским крестьянином Петром Алексеевичем Булаховым его связывала длительная личная дружба.
Из Полного собрания сочинений Толстого узнаём, что Булахов Пётр Алексеевич - смоленский крестьянин, ставший московским рабочим. Он, бывая у Льва Николаевича, брал у него книги, и писатель в свою очередь навещал молодого фабричного… Все говорили о дружеских отношениях Толстого и Булахова. Но как возникла эта дружба, что сближало великого писателя с крестьянином, ставшим рабочим? Это оставалось тайной. Прояснилось все после того, как в старой газетной подшивке была найдена запись воспоминаний Булахова о Льве Николаевиче, сделанная журналисткой М. Седов.
Вот какова история этого знакомства и общения, воссозданная на основании воспоминаний Булахова, записанных в дневниках, письмах Толстого и других документах.
Пётр Алексеевич Булахов родился в 1873 году на Смоленщине в крестьянской семье. Детство и отрочество его пришлись на годы, когда деревня переживала страшное разорение, нищету и голод. А где-то поблизости шумела Москва, в которой можно было легко найти работу. И двадцатилетний Пётр Булахов уехал на заработки в Москву. Там он поступил ткачом на фабрику. Это был умный, грамотный юноша, очень любивший книги.
Булахов часто бывал у писателя. Со дня знакомства до 1904 года – последней их встречи, они виделись семьдесят шесть раз. Многие из этих встреч нашли отражение в записных книжках, дневниках, письмах писателя. Булахов навещал Толстого и в Ясной Поляне.
С каждой встречей дружба Толстого с Булаховым всё крепла и крепла. Теперь уже не только Пётр Алексеевич навещал Толстого, но и Толстой бывал у Булахова. Вероятно, не без помощи Толстого Булахов с ткацкой фабрики перешёл на службу к близкому знакомому Толстых, инженеру Казанской железной дороги П.А. Буланже. Позднее Булахов был приглашён управлять имением сына Толстого Сергея Львовича. Лев Николаевич не одобрил согласия Булахова. Петр Алексеевич вспоминал, как Толстой упрекал его.
Дружба Толстого со смоленскими крестьянами – один из многочисленных фактов, говорящих о близости великого писателя к простому народу. П. А. Булахов вспоминал о Льве Николаевиче: «Любил я его больше своей жизни, и он ко мне хорошо относился…»
3. Письма Толстому со Смоленщины убеждают в том, что большинство людей ценили в нём не вероучителя, не проповедника христианского всепрощения и непротивления, «горячего протестанта, страстного обличителя, великого критика», которому свойственна « безбоязненная, открытая, беспощадно-резкая постановка самых больных, самых проклятых вопросов времени».
Вот что писал Толстому из Смоленска в сентябре 1908 года один из его корреспондентов Д. Редкий: «Шестьдесят лет Вы изучали и проповедовали истину, право, справедливость. Полвека Вы боретесь за эти святые права человека, гражданина. Вы открыто и честно выступали с тяжёлыми обвинениями поборников рабства, гнёта и насилия. В своих обвинениях вы не щадили ни сидевших на троне, ни их исполнителей как в сфере управления духовной жизнью России, так и гражданской. Ваши авторитетные обличения правителей России создали в них непримиримых Вам врагов и ненавистников. Одни из них в мелочной злобе и ложном тщеславии отлучили Вас от церкви; другие в истёкшее историческое время торжества всего культурного мира преграждали русскому обществу свободный путь выражения вам и чувства – чествования Вас. Тщетны их усилия !...
Русское мыслящее общество видит в Вас своего кормчего – оно шло и пойдёт за Вами, работало и будет работать в массах народа, проводя свет в него, и будет проводить до тех пор, пока перестанет народ работать на своих насильников, голодать и разоряться в корень. Оно терпеливо будет ждать событий, когда народ проявит свои творческие силы на действительное обновление Родины – торжество права и справедливости, царства любви, равенства и свободы».
Литература:
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Новый снимок Юпитера
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Ворона