Современный Монтсеррат - это уникальное природное явление, место священное и прекрасное. Монтсеррат привлекает не только своим культурным и художественным богатством, но и религиозным, гуманистическим знанием. Сегодня Монтсеррат - это место молитвы, глубокого размышления и духовного возрождения человека.
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_i_religioznoe_znachenie_monastyrya_montserrat_strymbanu_vika.doc | 88.5 КБ |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска
634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1, тел/факс. 67-43-61,mail:school36@mail.tomsknet.ru.
Культурное и религиозное значение монастыря Монтсеррат
Выполнила:
Стрымбану Виктория
ученица 7а класса
МАОУ СОШ № 36 г. Томска
Руководитель:
Подрезова И.И.,
учитель русского языка и литературы
Томск - 2013
Цель работы:
Задачи работы:
рассмотреть
Структура работы:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Этим летом я отдыхала в Испании и посетила Каталонскую святыню -монастырь Монтсеррат. Когда приехала домой, то долго вспоминала эту экскурсию. Каждый год я участвую в конференции «Умники и Умницы». Нужно было выбрать тему работы, и я решила, что темой моего исследования будет история Монтсеррата. Мне хотелось как можно больше узнать о нем, об истории его создания, культурных ценностях.
Монтсеррат – это уникальное природное явление. И хотя главное значение его религиозное, сегодня это место превратилось в культурный центр; здесь часто проводятся народные праздники. Монтсеррат привлекает не только своим культурным и художественным богатством, но и религиозным и гуманистическим знанием. Сегодня гора Монтсеррат – это место молитвы, глубокого размышления и духовного возрождения человека, не чуждого радостям и горестям любого из нас.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основание монастыря
Уникальное природное окружение горного массива, его причудливые формы и спокойствие, царящее вокруг, в скором времени привлекли внимание некоторых христианских отшельников, поселившихся там и проводивших свои дни в молитве и медитации. Возникновение монастыря связано с большой степенью популярности, которую приобрел скит Санта Мария.
Первые письменные свидетельства о горе появились в 880 году, когда мальчишки-пастухи возвращались домой и увидели высоко в небе яркое зарево. Сноп света постепенно стекал по небу и скрылся где-то среди лысых скал. Фантастическое действие сопровождалось тихой музыкой.
Новость о загадочном сиянии быстро облетела окрестные деревни. Событием заинтересовался епископ близлежащего города Манрез. Он в сопровождении горожан и жителей окрестных деревень отправился к месту, где видели небесный свет. Подойдя поближе, процессия обнаружила пещеру, в центре которой светилась статуя Святой Марии с младенцем в левой руке и шаром в правой. Епископ предложил перенести Богоматерь в Манрез. Но статуя оказалась такой тяжёлой, что её не смогли даже поднять. Решив, что это знак свыше, статую Девы Марии оставили в пещере, а Монтсеррат с тех пор прослыла священной горой.
Вскоре святую гору облюбовали отшельники, которые селились в уединённых пещерах. На Монтсеррат потянулись местные жители, желавшие испросить совета у святых людей и помолиться божественной статуе.
В 1025 году аббат Олиба Рипольский основал на горе бенедиктинский монастырь в романском стиле с одноименным названием Монтсеррат. Бенедикти́нцы (Орден св. Бенеди́кта) — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта». Девиз ордена: «Молись и работай».
Небольшая община в скором времени стала принимать странников и паломников, постепенно разнесших весть о чудесах, творимых здешней Богоматерью. Эти рассказы о чудодейственных исцелениях усилили приток паломников и приумножили пожертвования. Свидетелями растущего влияния монтсерратской обители Санта Мария являются шесть песнопений Cantigas, посвященных ей королем Альфонсом Мудрым. В них описываются чудотворные деяния, и приносится благодарность Святой Деве: «Денно и нощно должны мы усердно благодарить Деву Марию за то, что она защищает нас от зла, и без обмана на путь спасения наставляет».
Базилика
12 апостолов над входом украшают один из самых красивейших соборов в Европе. Во внутреннем дворике собора на площади святой Марии «круг силы». Говорят, что если встать в него и поднять руки к небу, то зарядишься энергией на целый год.
Архитектурный комплекс, неоднократно разрушавшийся и восстанавливаемый на протяжении веков, представляет огромную художественную ценность. Фасад базилики, создан по проекту Франсиска П. Вильяра-Ласано. Скульптуры апостолов являются работой Агапита Вальминтгиана. В атрии базилики находятся гробницы Хуана Арагонского и Берната де Виламари (обе датируются XVI в.). Пол атрия создан по эскизам отца Бенета Мартинеса. Медальон и обвивающая его надпись полны символического значения: лишь крещеные, рожденные в воде, подобно рыбам, поймут смысл причастия.
Монтсерратская базилика была сооружена в XVI веке под руководством зодчего Микеля Састре, строительство ее длилось 32 года. В 1532 году храм был открыт для верующих, а в 1881 году папа Лев XIII возвел его в категорию собора.
В центре Базилики, опираясь на плиту из зеленого мрамора, сохранившуюся от древнего алтаря, расположен главный алтарь - каменная глыба, извлеченная из горы весом в 8 тонн. Его лицевая сторона выполнена в серебре и глазури. Над алтарем, прикрепленный к венцу-балдахину, возвышается Христос из слоновой кости, приписываемый Гиберти (16 век).
Ансамбль базилики выделяется своим резким своеобразием среди других архитектурных памятников периода перехода от готики к Возрождению. После разрушений, причиненных наполеоновскими войсками, интерьер храма был восстановлен, но оказался достаточно эклектичным. Оставив в неприкосновенности сумрачный колорит, реставраторы открыли доступ света в базилику, проделав круглые окна в боковых стенах и восьмигранном барабане купола. Витраж главного окна – «розы» базилики, созданный по эскизу Энрика Монтсерда в 1894 году, представляет коронацию Монсерратской Богоматери венцом, преподнесенным ей каталонским народом в 1881 году по случаю ее провозглашения святой покровительницей.
Проход к помещению с образом Черной Девы осуществляется по широкой лестнице, через величественный алебастровый портал наподобие триумфальной арки. Эти Ангельские врата украшены барельефами, изображающими библейские сцены, связанные с Богоматерью. Саму арку портала окружают многочисленные скульптуры музицирующих ангелов, давших название этим чудесным вратам, созданным в 1946–1956 гг.
Главной достопримечательностью Базилики является Тронный зал. Здесь с 1947 года хранится статуя Святой Непорочной Девы Марии Монтсерратской, датируемая XIII веком. Она признана официально покровительницей Каталонии. 95 сантиметровая статуэтка вырезана из черного тополя и облачена в золотые одежды. За темный цвет древесины ее прозвали Черной Девой или Черной Мадонной. Если верить легенде, Черную Деву вырезал сам апостол Лука и привез в Испанию. В 718 году статуэтку прятали от сарацинов, и ее следы были утеряны. Также по преданию в 890 году произошло обретение Черной Мадонны — ее в одной из пещер (теперь ее называют Santa Cova) нашли пастухи, увидевшие божественное сияние и услышавшие пение ангелов.
Статуя является главным предметов паломничества. Считается, что она помогает женщинам обрести счастье материнства. В честь Святой Непорочной Девы Марии Монтсерратской в Каталонии часто называют девочек. Например, в её честь была названа известная сопрано Монтсеррат Кабалье. Черная мадонна считается покровительнице всей Каталонии, а также семейного счастья. По поверью, если прикоснуться к ней и загадать желание — оно обязательно сбудется, но Мадонна потребует чего-нибудь взамен. Например, совершить добрый поступок. В честь нее часто называют девочек.
Престол Монтсерратской Богоматери был создан в 1947 году на пожертвования каталонского народа. Сам престол Мадонны — это не просто трон, а масштабная композиция, выполненная наподобие алтаря из чеканного серебра.
Обрамляющие образ Марии рельефы со сценами Рождества и посещения Марией Елизаветы выполнены Жуакимом Росом. Алтарь Заалтарной часовни украшен мозаикой с изображением Иисуса, коронующего Богоматерь. Выйдя из Заалтарной часовни, мы проходим по «Пути Аве Мария», где паломники ставят свечи Святой Деве в знак благодарности или в дополнение к молитвам, вознесенным в базилике.
Согласно историческим свидетельствам, с момента помещения образа Богоматери в романской церкви, вместе с увеличивающимся притоком верующих значительно возросла слава монастыря. В начале XIII века король Шауме I уже говорил о маленькой монтсерратской церкви, как о «месте, которое Бог постоянно отмечает и прославляет чудесами». Именно в эту эпоху была основана Кофрадия (братство) Монтсерратской Божьей Матери, к которому примкнуло за последующие века большое количество верующих, разделивших духовные ценности монашеской общины и вверивших себя ее молитвам.
«Ла Моренета» (Смуглянка) – так называют Монтсерратскую Святую Деву из-за темного цвета ее лица, это вырезанная из дерева фигура в романском стиле. Образ Девы приобрел эту окраску, скорее всего, благодаря медленному видоизменению лака (процесс окисления), покрывающего лицо и руки, по причине прошедшего времени и действию чада, исходящего от свеч и ламп, которыми в течение многих лет пользовались в маленькой романской церкви. Новая Мадонна была выточена из дерева и покрыта специальным раствором «плома» для защиты от высыхания и древесных жучков. Со временем этот раствор потемнел и в последующих летописях речь идет уже о Черной Мадонне. На простолюдинов же черный цвет оказал особое воздействие. Он был своего рода подтверждением чудодейственной силы. И никакие рассказы о специальном лаке не смогли переубедить почитателей Девы Монтсеррат или Мореннеты – «Смуглянки», как ее ласково прозвали в народе. К Моренетте привозили невест, чтобы заручиться благополучием в семейной жизни, а также просили детей, здоровья, долголетия.
Священный образ Монтсерратской Богоматери воплощает для христианина, знакомого со священным писанием, «невесту» из ветхозаветной «Песни песней», которая «смугла и красива».
На Богоматери, увенчанной диадемой, надеты головной плат и позолоченные туника и мантия. Поза ее статична и исполнена достоинства, а в левой руке Святая Дева держит шар, который символизирует Землю, созданную Творцом. На коленях Мадонна держит Младенца Христа. Его правая рука поднята в жесте благословения, а в левой - он держит сосновую шишку – символ плодородия и долголетия. Фигура была перенесена из романской церкви в современную базилику в 1599 году. В 1881 году она была канонически коронована и провозглашена покровительницей Каталонской епархии, а в 1947 году – установлена на новом престоле.
Этот образ Богоматери олицетворяет духовное начало Монтсеррата, символизирует один из главных принципов христианской веры – таинство воплощения Сына Божьего, очеловеченного в Иисусе Назаретском. Мария с Сыном на руках олицетворяет любовь Бога к человечеству, которому Иисус предлагает обрести жизнь и бессмертие через пасхальное таинство смерти и воскресения. Таинство воплощения, наивысшим моментом которого является Пасха – основа Вселенной, созданной Богом.
Упоминания о чудесах, которые творит Дева Монтсерратская, встречаются уже в XII веке, и с тех пор люди приходят в монастырь, чтобы попросить о сокровенном: исцелении от болезни, счастливом замужестве или рождении ребёнка. Описания многочисленных чудес содержатся, в частности, в известном средневековом сборнике «Песни Деве Марии» (XIII век). Появление этого произведения привело к огромной популярности Монтсеррата и сделало его местом массового паломничества.
Каждый день ровно в час дня у всех паломников есть уникальная возможность услышать гимн деве Марии, который в Каталонии известен под названием Virolai de Montserrat (лат.). Гимн исполняет один из самых лучших и известных хоров мальчиков во всей Европе. Ученики одной из самых лучших музыкальных школ, которая была основана еще в XIII веке, принимают участие почти во всех торжественных мероприятиях и празднованиях.
Монашеская община
В настоящее время монашеская община Монтсеррата насчитывает 80 монахов и посвящает себя, как и в прошлом, молитвам, труду и приему многих тысяч паломников, посещающих обитель. Следуя Уставу Святого Бенедикта (руководству духовной жизни, написанному в VI веке), монахи стремятся возносить хвалу Всевышнему и молиться за человечество с тем, чтобы служить людям мира, помогать друг другу найти путь к Богу и испытать ту подлинную братскую любовь, о которой говорит нам Новый Завет Иисуса Христа.
Духовный опыт и вера, которыми живут монахи, не оторваны от устремлений любого человека, ибо, в конечном счете, монахов волнуют те же проблемы, что и остальное человечество – любовь, одиночество, отношения с другими людьми, работа. Монахи тоже ищут ответы на вопросы: как излечить душевные раны, как найти внутренний покой, как пользоваться свободой или материальными благами, в чем заключается самовыражение, а иногда вынуждены бороться с усталостью, разочарованиями или даже сомнениями в вопросах веры. Религиозная жизнь помогает монахам обнаружить в другом человеке присутствие Христа и вести с людьми искренний и дружественный диалог.
Уникальные пейзажи: природный парк
Зрелищем, которое открывается нашему взору в Монтсеррате, невозможно насладиться за одно мгновение. Необходимо проникнуться этой красотой, впитать ее в себя, стараясь удержать в памяти фантастические формы утопающих в пышной зелени скал.
Монтсеррат как бы растет и видоизменяется перед нашим взором, оживает, постоянно меняет цветовые оттенки, а его вершины, часто окутанные туманом, устремляются в небо, заставляют сомневаться в их реальности. Причудливые контуры Монтсеррата определяют его уникальность и наводят на мысль о вмешательстве творческой руки гения или ребенка.
Удивительно, что этот скалистый массив покрыт, несмотря на опустошительные пожары последних лет, такой пышной растительностью. Практически на голых камнях растут здесь деревья, кусты и многие виды растений, которым благоприятствует микроклимат, созданный природой на высоте около 1000 метров над уровнем моря, а также тенистые и сырые долины, перемежающиеся с солнечными и обдуваемыми ветрами скалистыми плато. Здешние почвы благоприятны для таких видов флоры, как дубы, тисы, сосны, розмарин, вереск, самшит, а богатая местная фауна включает кабанов, барсуков, ласок, лис, гадюк, а также диких коз, которыми недавно заселили эти места. Монтсеррат населяет и большое число пернатых (орлы, вороны, совы, лесные голуби, дрозды), а также множество различных насекомых. Под воздействием воды и ветра, во многих скалах образовались природные гроты. Так, пещера Сальнитре в районе Кольбито, уходящие вглубь скалы более чем на 500 метров, предлагают удивительную прогулку среди сталактитов и сталагмитов, что интересно с научной точки зрения и способно вдохновить любую артистическую натуру.
Некоторые из природных колодцев достигают в глубину 100 метров. Отдельные гроты были использованы и как места захоронения еще в доисторические времена, другие служили приютом для отшельников, а многие из них стали источником народных преданий.
Крестный Путь начинается сразу за площадью аббата Олибы и доходит до часовни Долороза («Скорбящая»). Эта дорога является одним из самых красивых уголков всего Монтсеррата. Вдоль нее установлены скульптурные композиции, изображающие остановки Иисуса на пути к Голгофе. Эти 14 монументальных вех воспроизводят основные события Крестного Пути Христа и предназначены для возношения молитв.
Это разнообразие превращает Монтсеррат в чудесный мир, как бы вышедший из волшебной сказки, но живущий в наших современниках. С целью его сохранения в 1950 году был создан Патронат горного массива Монтсеррат, а в 1989 году парламент Каталонии объявил эту территорию Природным парком Монтсеррат, управляемым вышеупомянутым Патронатом.
Заключение
Сегодня монастырь продолжает оставаться крупнейшим центром духовной и культурной жизни. В Монтсеррате находится одна из лучших библиотек Европы, история которой восходит к XI веку. Фонд библиотеки Монтсеррата насчитывает почти 300 тыс. томов, а также свыше 2000 манускриптов, включая знаменитую «Красную книгу Монтсеррата» — сборник средневековых песен и других текстов, составленный в Монтсеррате в конце XIV века.
Еще одной достопримечательностью монастыря является музей Монтсеррата, располагающей крупным археологическим разделом, а также собранием картин и скульптур, среди которых работы Эль Греко, Караваджо, Пикассо, Дали, Фортуни, Рамона Казаса, Русиньоля и многих других. Музейную коллекцию дополняют литургические предметы, образцы старинной живописи и ювелирного искусства.
Современный Монтсеррат – это уникальное природное явление, место священное и прекрасное, вызывает во всем мире постоянно возрастающий интерес. Прикоснувшись к этой святыне, наслаждаясь необычной красотой природы, ароматом кристально чистого воздуха, чувствуешь необыкновенную радость жизни и любви. Многое переосмысливаешь заново, сбросив с себя бремя тяжелых мыслей и переживаний. Обретя новые силы, смотришь в будущее по-новому, обновленно, с легкостью начинаешь новую достойную жизнь, веря и надеясь в прекрасное, чистое и светлое.
Сегодня Монтсеррат видоизменил свой облик в связи с многочисленным паломничеством различных культурных и религиозных объединений, туристических групп. Традицией стало проведение здесь свадеб, юбилеев, народных гуляний. Некоторые семьи проводят здесь Страстную неделю, религиозные праздники. Каждый каталонец считает своим долгом хотя бы раз в году посетить Монтсеррат. Практически любой праздник или значимое событие в жизни каталонца являются поводом для приезда в монастырь, участия в богослужении на каталанском языке, поклонения Деве Монтсерратской и посещения Святой Пещеры. Например, Черной Мадонне принято представлять невест, чтобы заручиться ее благословением и обеспечить благополучие будущей семейной жизни.
Вековая история Монтсеррата позволяет человеку найти себя в свете Слова Божьего, что ведет к приятию самого себя, умиротворению, душевной целостности и логике своих поступков.
Литература
Развешиваем детские рисунки дома
Заповеди детства и юности
Солнечная система. Взгляд со стороны
Мальчик и колокольчики ландышей
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский