Работа Родиной Анны на тему «Традиции русской православной трапезы» соответствует тематике учебной дисциплины «Духовное краеведение Подмосковья».
Работа актуальна в условиях современного возрождения традиций русской православной культуры, кулинарных традиций и семейных ценностей.
В работе верно отражено значение русской православной трапезы как культурного феномена, повлиявшего на формирование русских семейных традиций, почитание старших, взаимоотношения супругов и воспитание детей.
Приводится связь обычаев и рецептов русской кухни с православным календарем, постами и праздниками. Красочно и подробно рассказано о самом православном календаре, его особенностях и влиянии на российскую культуру, обряды и традиции. Приложение содержит рецепты блюд русской православной кухни.
Композиционно и стилистически работа соответствует критериям оценки студенческих работ. Оформлена грамотно, вступление, заключение, список литературы, сноски и приложения оформлены корректно.
Работа заслуживает оценки 5(отлично).
Рецензент преподаватель специальных дисциплин Коврижкина М.М.
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_rabota.docx | 38.42 КБ |
Родина А.А.
Г. Видное, ГАОУ СПО МО «Видновский профессиональный колледж»
«Традиции русской православной трапезы»
На вопрос, что такое русская кухня, многие ответят - это икра, семга, водка и блины. Китайцы назовут еще и русский борщ. В их представлении, это острый томатный суп, в который добавляют водку.
На самом же деле, настоящая русская кухня - это совсем иное.
До 18 века наши русские прапрадеды в основном ели репу. Ее варили, пекли, добавляли в щи, квас, клали в пироги. Популярными были брюква и редька. А также капуста. « 'Вкусный журнал' нашел первое упоминание о капусте в летописях за 1150 год: 'смоленский князь Ростислав Мстиславович подарил епископу Мануилу огород с капустняком'. Славяне позаимствовали эту культуру от греческих колонистов в Крыму и долго думали, как бы ее заготавливать на зиму: начали квасить, при этом поначалу капуста была привилегией знати. Зато грибы были доступны всем (их запекали в сметане). В конце 17 - начале 18 века к грибам присоединился картофель (предполагают, что он пришел к нам через Камчатку, Сибирь и Урал). Таким образом, русская кухня поэтапно вбирала (и творчески перерабатывала) разные кулинарные традиции: от татаро-монгольской до французской. Так что модное нынче направление фьюжн (смешение) нашей кухне присуще издревле. Однако при всех изысках повседневный стол нашего предка-русича был скромен: овощи, каши, грибы, мучные блюда, реже - рыба, и совсем нечасто - мясо (постов было много и почитались они строго)».[10]
Более разнообразной русская кухня начала становиться с 18 века. Только тогда от кухни простонародной по-настоящему 'отпочковалась' дворянская. Появилась мода выписывать поваров из Франции. Они подарили нашей кухне немыслимые ранее котлеты, сосиски, омлеты и компоты. И кстати, супы! До французов жидкие блюда у нас назывались похлебками да юшками (от слова 'уха', которым обозначали первые блюда с лапшой, крупами и овощами). Французы ввели и непривычную для русских манеру подачи блюд: все выставлялось на стол одновременно. Как ни парадоксально, инициатором возрождения старинного русского способа поочередной подачи блюд стал французский кулинар Карем. В те времена хлебосольное русское застолье, по утверждению знатока русской кухни 19 века Василия Левшина, состояло из 'четырех подач': на стол выставляли 'холодные яства, горячее или похлебки, взвары и жареное, пирожные'.
Закуски начали делать, в основном, из рыбы. Советский писатель Сергей Дурылин так объяснил это явление дореволюционного стола: "Волга, Кама, Дон, Обь, Белоозеро, Ладога, Онега и четыре моря - Белое, Балтийское, Черное и Каспийское - слали в Москву лучшую рыбу - живую, вяленую, сушеную, малосольную, соленую, копченую - и нигде в мире рыбный стол не был так обилен, разнообразен и изыскан, как в Москве".[6] Самой изысканной считалась стерлядь. Она шла на студни и заливное к царскому столу. Деликатесом считался и угорь. К нему готовили изысканные соусы и гарниры. Например, из анчоусов (это мелкая морская рыба из рода сельдей, по-русски она называется ханса), консервированных в уксусе с пряностями. Со второй половины 19 века аристократические семьи Петербурга начали готовить рыбные салаты. Простонародье обходилось селедкой (ее добавляли всюду - от винегрета до котлет).
Всегда ели на Руси и черную икру. На юге России и в Поволжье до 19 века она была настолько дешевой, что не переводилась на столах простолюдинов и считалась совершенно обыденным кушаньем. Путешественник Вильям Кокс побывал на одном из праздников для народа. Его организовали в Летнем саду Петербурга в 1778 году при Екатерине Великой: «Стол был завален всякого рода яствами... высокие пирамиды из ломтей хлеба с икрой, вяленой осетриной, карпов и другой рыбы, украшались раками, луковицами, огурцами». [6] Круглый год, а не только на Масленицу, ели на закуску и блины с икрой. На первое русские люди ели уху, щи (рецепт их приготовления Александр Дюма вывез из России и включил в свою кулинарную книгу) и калью – это суп из рыбы. В отличие от ухи его готовили не только из пресноводной, но и из морской рыбы. В суп добавляли лук, мелко нарезанные соленые огурцы, рис, рассол и лимонный сок. Его ели в 16-17 веках, а в 18 веке переименовали в рыбный рассольник. Традиционными в пьющей России были и 'рассольные блюда' - 'похмелки': рассольники и солянки. Ровесница древнего блюда 'похмелье на рассоле', солянка выполняла примерно те же оздоровительные функции. К концу 18 века аристократы переименовали ее в 'селянку'. Под этим именем она прожила весь 19 век. Первоначальное название ей вернули большевики. Пришел с Украины и прижился у нас борщ со свиной грудинкой и телятиной (его подавали с горячими ароматными пампушками). Русские повара и французские (в 19 веке они работали в московских и петербургских ресторанах) внесли в рецепт украинского борща на свином сале новые детали. Борщи стали готовить на костных, мясных бульонах. Добавляли в них фасоль, кабачки, репу и кислые яблоки. Неизменными ингредиентами оставались свекла, капуста, морковь, картофель, петрушка, лук и помидоры. Вслед за первым подавали второе. И опять 'царицей' стола оставалась рыба, среди которой, как и в закусках, – стерлядь. Вот с каким вкусом писал о ней в 1867 году Теофиль Готье: "Вне России, даже на самых изысканных столах, это неизвестный гастрономический феномен. И надо сказать, стерлядь заслуживает своей репутации... Один кусочек волжской стерлядки на изящной вилочке стоит путешествия"[5]. В парадных меню дипломатических обедов часто фигурировала, к примеру, стерлядь на шампанском. В почете была и осетрина. Второе место после рыбных блюд занимали мясные. От русских помещиков в 19 веке перебрался в город барашек с кашей (особенно его полюбили военные, их баловали барашком на полковые праздники). Этим же блюдом потчевали Чичикова - в доме Собакевича ему приготовили целого барана. На парадных обедах подавали окорок. [4] Гурманы так ценили пасхальный окорок (его ели холодным), что лишиться его считалось величайшим несчастьем. Однажды актер-комик Алексеев проиграл в карты окорок со своего пасхального стола. С тех пор он перестал баловаться картами (хотя окорок ему вернули).С давних времен стало популярно и мясо в горшочке - так называемое 'ушное'. Им обедали представители всех сословий. Высшие сословия ели томленное в горшочке 'ушное' из говядины с черносливом в сметанном соусе (его подавали с гречневой кашей). Крестьянское 'ушное' было проще по составу, но не менее вкусное благодаря тому, что готовилось в русской печи. «В 19 веке завоевал Россию и грузинский шашлык. Владимир Гиляровский разузнал, что впервые шашлыками с кахетинскими винами в 1870-1890 годы начал торговать в Москве шашлычник Георгий Сулханов, называвший себя племянником князя Аргутинского-Долгорукова! Сначала он продавал шашлык прямо в своей квартире (делал это тайно, без лицензии). Позже, когда шашлыки благодаря ему вошли у москвичей в моду, он перебрался в ресторан 'Петергоф' на Моховой.» [3]
Периодичность и обычаи, связанные с трапезой, напрямую связаны с календарем важнейших православных праздников и постов.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В 4—6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля 9данные для 2012 года).
Пасха (Светлое Христово Воскресенье) — 15 апреля 2012 года
Двунадесятые непереходящие праздники
7 января — Рождество Христово 19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление) 15 февраля — Сретение Господне 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы 19 августа — Преображение Господне 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября — Воздвижение Креста Господня 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Двунадесятые переходящие праздники в 2012 году.
8 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
24 мая — Вознесение Господне
3 июня — День Святой Троицы (Пятидесятница)
Великие праздники с постоянной датой
14 января — Обрезание Господне
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Православные посты в 2012 году
Многодневные посты
Рождественский пост: 28 ноября 2010 года — 6 января 2011 года
Великий пост: 27 февраля — 14 апреля
Петров пост: 11 июня — 11 июля
Успенский пост: 14 августа — 27 августа
Рождественский пост: 28 ноября 2012 года — 6 января 2013 года Однодневные посты
Среда и пятница: в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.
Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) — 18 января
Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября
Воздвижение Креста Господня — 27 сентября
Святки: 7 января — 17 января
Мытаря и фарисея: 5 февраля — 11 февраля
Сырная (Масленица): 20 февраля — 26 февраля
Пасхальная (Светлая): 15 апреля — 21 апреля
Троицкая: 3 июня — 9 июня [7]
О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:
По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы,Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
О ПОСТАХ:
Пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.
Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».(Святитель Ионан Златоуст) Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) — период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей. [8]
Посмотрите, как «вкусно» описывает постные продукты Иван Шмелев:
"Противни киселей - ломоть копейка. Трещат баранки. Сайки, баранки, сушки... калужские, боровские, жиздринские, - сахарные, розовые, горчичные, с анисом - с тмином, с сольцой и маком... переславские бублики, витушки, подковки, жавороночки... хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем, пеклеванный...
Везде - баранка. Высоко, в бунтах. Манит с шестов на солнце, висит подборами, гроздями. Роются голуби в баранках, выклевывают серединки, склевывают мачок. Мы видим нашего Мурашу, борода в лопату, в мучной поддевке. На шее ожерелка из баранок. Высоко, в баранках, сидит его сынишка, ногой болтает.
- Во, пост-то!.. - весело кричит Мураша, - пошла бараночка, семой возок гоню!
- Сбитню, с бараночками... сбитню, угощу кого...
Ходят в хомутах-баранках, пощелкивают сушкой, потрескивают вязки. Пахнет тепло мочалой.
- Ешь, Москва, не жалко!..
А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый,показывает Горкин, - этот называется печатный, энтот - стеклый, спускной... а который темный - с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед. Липонки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с усов стекает, губы у меня залипли. Будочник гребет баранкой, диакон сайкой. Пробуй, не жалко! Пахнет от Антона медом, огурцом.
Черпают черпаками, с восковиной, проливают на грязь, на шубы. А вот варенье. А там - стопками ледяных тарелок - великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый, россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила... и пряники, пряники - нет конца.
- На тебе постную овечку, - сует мне беленький пряник Горкин.
А вот и масло. На солнце бутыли - золотые: маковое, горчишное, орешное, подсолнечное... Всхлипывают насосы, сопят-бултыхают в бочках.
Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, милое мое Замоскворечье.
- А вот, лесная наша говядинка, грыб пошел! Пахнет соленым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба. Проходим в гомоне.
Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винегретные... Похлебный грыб сборный, ест прнтоиии соборный! Рыжики соленые-смоленые, монастырские, закусочные... Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинскне отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельчен мелких!..
Горы гриба сушеного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает белый триб, темный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Висят на жердях стенами. Шатаются парни, завешанные вязанками, пошумливают грибами, хлопают по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины...
- Теперь до Устьинского пойдет, - грыб и грыб! Грыбами весь свет завалим. Домой вора.
Кривая идет ходчей. Солнце плывет, к закату, снег на реке синее, холоднее.
- Благовестят, к стоянию торопиться надо, - прислушивается Горкин, сдерживая Кривую, - в Кремлю ударили?..
Я слышу благовест, слабый, постный." [2]
Жизнь состоит не только из удивительного и прекрасного — в ней хватает места печали и слезам. Но радуемся мы или грустим, без еды нам не обойтись. А стоит вкусно покушать, как у грустных настроение улучшается, а у веселых поднимается еще больше.
Отсюда следует, что нам нужно чаще собираться вместе за столом, а также стараться приучать детей к тому пониманию, что приём пищи, это не только физическое удовольствие, но и эстетическое и по сути своей является приятным времяпрепровождением и своеобразным ритуалом.
Раньше, не только в «старой России», но и странах Запада, во многих семьях было заведено хотя бы раз в день вместе собираться за столом. Это было доброй традицией. Ничто не мешало общению. Никто не смотрел телевизор, не слушал музыку в наушниках и не посылал друзьям CMC. Спокойная обстановка позволяла за едой делиться жизненным опытом, укреплять семейные узы, а также посмеяться над тем смешным, что произошло за день.
Сегодня обычай собираться за столом всей семьей кому-то может показаться старомодным. Во многих домах семейные трапезы не правило, а исключение. Почему же так трудно хранить старую традицию? Стоит ли это делать? Что она может дать каждому из членов семьи?
«Собираясь за столом всей семьёй вы научитесь:
Разговаривать. Дети развивают умение говорить и слушать с уважением. В ходе общения они пополняют словарный запас и учатся выражать свои мысли.
Трудиться сообща. Дети могут вместе с родителями накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, обслуживать и заботиться о других, а те, кто постарше, могут также помогать готовить.
Думать о других. Развивать щедрость, делясь пищей с другими и не стараясь взять себе кусочек получше. За едой можно также учиться думать о потребностях своих близких.
Регулярно прививать любовь к здоровой пище.
Приемы пищи всей семьей дают родителям превосходную возможность заботиться об эмоциональном благополучии своих детей, дарит детям возможность видеться с родителями и общаться с ними в непринужденной обстановке. Семейный ужин хоть и не панацея от всех бед, но он, похоже, позволяет сравнительно безболезненно вправить некоторые «вывихи». Совместная трапеза, помогает обмениваться новостями, знать, кто чем живет.
Детям совместные трапезы помогают вести более уравновешенный и здоровый образ жизни, дают эмоциональную стабильность. Национальный центр по изучению наркозависимости и злоупотреблению алкоголем, пришел к выводу, что подростки, которые едят вместе с семьей в среднем пять раз в неделю, меньше страдают от тревожности, скуки и апатии, а также лучше учатся.
По всей видимости, когда семьи вместе собираются за столом, это оберегает их от плохих привычек, связанных с едой. Когда совместные приемы пищи входят в привычку, дети постоянно чувствуют родительскую заботу. Царящая в семье атмосфера любви дает им душевный покой и ощущение безопасности.
Семейные совместные трапезы также позволяют родителям заботиться о детях в духовном отношении. Питаясь вместе, мы не просто едим — мы духовно обогащаемся, это время посмеяться, поговорить и заверить друг друга в любви.
Прием пищи в кругу родных и близких может стать «защитой от повседневных сложностей и проблем, которые обрушиваются на нас каждый день». Попробуйте и вы, и ваши старания, несомненно, окупятся сполна».[9]
В древности русская кухня отличалась большой простотой и даже однообразием. Прошли столетия, прежде чем она стала такой, какой известна всему миру. Современная жизнь стремительна во всех отношениях, но русская кухня несет на себе отпечаток старины. «И блюда наших с вами бабушек и по сей день приносят много радости и удовлетворения. Так же, как богата и хлебосольна наша Россия, так же и разнообразны наша кухня. Здесь есть все: и икра из баклажанов по-екатеринодарски, и борщ малороссийский, не говоря уже про похлебки (почти в каждом городе существует индивидуальный рецепт приготовления этого блюда),а чего стоит запеканка по-московски или ивановский пирог. Хотя готовить старинные русские блюда не всегда просто, зато они смогут разнообразить ваш стол и украсят любой праздник.» [8]
Список литературы.
1. Л.Л.Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья" Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. М. 2010(электронная версия)
2. Иван Шмелев."Лето Господне".http://lib.ru/RUSSLIT/SMELEW/leto.txt
3. В.Гиляровский. "Москва и Москвичи".http://www.lib.ru/RUSSLIT/GILQROWSKIJ/gilqrowskij.txt
4. Н.Гоголь." Мертвые души". http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0140.shtml
5. Теофиль Готье. «Путешествие в Россию». http://lib.rus.ec/b/407597
6. М.И.Пыляев. "Старый Петербург".
7. http://www.calend.ru/holidays/orthodox/
8. http://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-na-2012-g..
9. http://sdorov.ru/eto-interesno/sovmestnaya-trapeza-sp..
10. http://www.kulina.ru/articles/national/russian/
Приложение.
Рецепты православной кухни.
Праздничный рожденственский стол.
Свекла с хреном,яблоками и орехами.
На 4 порции: свекла вареная 1 шт., яблоки 1 шт., хрен тертый 1 ст. ложка, орехи грецкие 2 ст. ложки, сметана - 0,5 стакана, зелень петрушки, соль, сахар по вкусу.
Очистите и натрите свеклу и яблоко. Смешайте свеклу с тертым хреном. Добавьте соль и сахар. Все компоненты выложите в салатник, заправьте сметаной. При подаче посыпьте орехами, оформите зеленью.
Зимний мясоед.
Салат "Деревенский"
На 2 порции: мякоть вареной говядины 120 г, сыр домашний 100 г, картофель вареный 2 шт., огурец соленый 1 шт., майонез 2 ст. ложки, зелень петрушки. Соленый огурец, очищенный от кожицы и семян, и картофель нарежьте ломтиками, мясо и сыр - мелкими кубиками. Подготовленные ингредиенты салата соедините, заправьте майонезом. Перед подачей оформите зеленью.
Масленица.
Салат фруктово-овощной.
На 4 порции: апельсин 1 шт., яблоко 1 шт., сливы 4 шт., морковь 1 шт., капуста белокочанная 100 г, сладкий перец 1 шт., сметана 0,5 стакана, сахар, соль. Морковь, капусту, очищенные перец и яблоко нарежьте соломкой, сливы (без косточек) на четыре части, апельсин - ломтиками. Цедру апельсина натрите на терке. Овощи и фрукты смешайте, заправьте сметаной, взбитой с сахаром и солью. При подаче салат посыпьте цедрой.
Великий пост.
Рисовый суп с овощами.
На 5 порций: рис 100 г, капуста белокочанная 200 г, морковь 1 шт., картофель 3 шт., помидоры 2 шт., корень петрушки 1 шт., лук репчатый 1 головка, масло растительное 2 ст. ложки, вода 1,5 л, зелень петрушки, соль.
Лук, морковь и корень петрушки нарежьте кубиками и обжарьте на масле. Влейте горячую воду, положите нарезанный кубиками картофель и нарезанную шашечками капусту, доведите до кипения. Всыпьте промытый рис и нарезанные кубиками помидоры, посолите и варите до готовности. При подаче посыпьте рубленой зеленью.
Пасхальный стол.
Рулет из лосося.
На 4 порции: филе копченого лосося 200 г, сливки густые 0,5 стакана, помидор 1 шт., лук зеленый 20 г, зелень петрушки рубленая 1 ст. ложка, желатин 1 ч. ложка, соль, перец черный молотый по вкусу.
Желатин замочите в шестикратном количестве холодной воды до набухания, затем распустите на водяной бане и остудите. Помидор, удалив семена, нарежьте мелкими кубиками, лук зеленый колечками. Сливки взбейте до получения пышной массы. Соедините с зеленью, нарезанными помидорами, желе, посолите, поперчите и перемешайте. Филе лосося нарежьте ломтиками, уложите их на фольгу в виде черепицы, выложите на них приготовленную массу. Разровняйте и сверните рулет, оберните фольгой. Охлаждайте 3 часа. При подаче рулет освободите от фольги, нарежьте ломтиками и оформите зеленью.
Успенский пост.
Овощное рагу.
Кабачки — 2 кг, лук репчатый — 1кг, сладкий перец — 1кг, морковь — 1кг, помидоры — 1кг, капуста цветная — 500 г, растительное масло — 500 г, лавровые листья —1-2 шт., чеснок — 3-4 зубчика, перец жгучий — 1 шт., зелень, перец душистый горошком, соль.
Лук нарежьте полукольцами, сладкий перец — в виде лапши, морковь, помидоры и очищенные от кожицы кабачки — кубиками. Капусту разберите на соцветия и отварите в подсоленной воде до готовности. Жгучий перец нарежьте кусочками. Овощи, кроме капусты, соедините, влейте растительное масло и тушите до готовности. За 15 минут до окончания приготовления добавьте капусту, чеснок, зелень, перец, лавровый лист, посолите. Горячее рагу разложите по банкам, закатайте их, дайте остыть.
Осенний мясоед.
Салат сборный.
На 6 порций: мякоть баранины вареной или жареной 200 г, мякоть вареного цыпленка 200 г, сладкий перец красный 3 шт., помидоры 4 шт., яйца вареные 4 шт., зеленый лук 1 пучок, лук репчатый 2 головки, зелень петрушки 2 пучка, зелень чеснока 1 стебель.
Для заправки: уксус винный 2 ст. ложки, растительное масло 4 ст.ложки, перец черный и красный молотый, соль.
Сладкий перец нарежьте колечками, помидоры кружочками, мясо кубиками. Репчатый лук мелко порубите, посолите и уложите на дно салатника. На лук положите слоями сладкий перец, мясо, помидоры, рубленые зеленый лук, чеснок и зелень петрушки. Для заправки уксус смешайте с солью и перцем, постепенно влейте масло и взбейте. Полейте салат приготовленной заправкой. При подаче оформите салат яйцами, нарезанными кружочками или дольками.
Рождественский пост.
Салат "Морячок".
На 6 порций: мидии консервированные 200 г, перец сладкий разного цвета 3 шт., огурец 1 шт., чеснок 2 зубчика, кукуруза консервированная 100 г, масло оливковое 6 ст. ложек, уксус винный 3 ст. ложки, перец черный молотый, соль по вкусу. Перец нарежьте соломкой, огурец ломтиками, чеснок порубите. Уксус соедините с маслом, солью, перцем, чесноком и заправьте овощи приготовленным соусом. Выдержите на холоде 1 час. Соедините овощи с кукурузой и мидиями и перемешайте. При подаче посыпьте салат кольцами зеленого лука.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Одеяльце
Два петушка
Как Снегурочке раскатать тесто?