Научно- исследовательская работа, выполнявшаяся 3 года
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_mify_i_legendy_o_kosmicheskih_puteshestviyah.doc | 70 КБ |
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА ЗАРИНСКА
ДРЕВНИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
О КОСМИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ
Научно-исследовательская работа
Выполнила ученица 7 А класса
МБОУ СОШ №3 г.Заринска
Безденежных Мария Александровна.
Научный руководитель
Функ Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г.Заринска
тел.8-(38595)-7-04-66,
svetlanafunk@mail.ru
ЗАРИНСК 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………………4
Основная часть……………………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………………13
Список источников и литературы…………………………………………………15
Приложения…………………………………………………………………………16
3
Введение
Собравшись в далекий путь, посидим в молчании.
Заветы древних
Если ты любишь смотреть на звездное небо, если оно привлекает тебя своей гармонией и поражает своей необъятностью — значит, у тебя в груди бьется живое сердце.
Цель работы - изучить древние мифы и легенды о космических путешествиях и проследить, как развивалась в них мечта о полетах в космос.
Задачи :
1.Изучение литературных источников о космических путешествиях в древности.
2. Сбор материалов по истории космонавтики от древности до 16 века.
3.Анализ древних мифов и легенд о космических путешествиях.
Методы:
1.Поиск и прочтение мифов и легенд о космических путешествиях в древности.
2.Анализ прочитанных произведений.
3.Сопоставление мифов и легенд из разных источников.
4.Наблюдение за развитием мечты о полете в древности по текстам мифов и легенд.
Объект- легенды и мифы о космических путешествиях.
Предмет - герои мифов и легенд и их средства передвижения в космосе.
С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, любовались мерцанием бесчисленных Миров. Величие Космоса поражало человека с самого начала его присутствия на Земле. Ум человека поражался этой беспредельностью. Так возникли древнейшие из древних вопросов: было ли когда-то начало Вселенной? Будет ли ее конец? Или все это существует от Вечности? И останется таким же вовеки?
Человеку мучительно хотелось узнать об этом, раскрыть Тайну происхождения Миров, Тайну Космической Вечности. И люди уходили в пустыни, удалялись в горы, становились отшельниками, чтобы никто не мешал им сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах Бытия. И они думали, думали, думали...
Что манит и интересует людей с начала времен? Непознанное… Такое, например, как бесконечность Вселенной. И вот Космические Тайны стали постепенно раскрываться перед ними. Люди представляли, глядя на звездное небо, фантастических чудовищ, обитающих в космосе.
Наше время более прагматично, и люди, в отличие от наших предков, более
4
реально смотрят на окружающий их мир, без присущего прошлому поколению
мистицизма. Единственные, кто сохранил веру в чудеса – это мы, дети.
Мы считаем необходимым проведение этого исследования, так как интересуемся мифами и легендами о космических путешествиях и хотели бы быть более просвещенными в этой области.
Космонавтика- это широчайшая область человеческой деятельности, соединяющая в себе достижения и науки, и техники. Всего лишь несколько десятилетий прошло с тех пор, как человечество вступило в космическую эру.
Мечты же о полётах на небо к Солнцу, Луне и звёздам в течение тысячелетий находили отражение в народном эпосе. Люди всегда мечтали забраться на небо. Об этом сложено немало сказок и мифов.
Английский мальчик Джек залез туда по волшебному бобовому стеблю; шаманам приходилось бить в бубен и вызывать духов-помощников, чтобы подняться в верхний мир; фараоны строили пирамиды, чтобы превратиться в одну из звезд. Героев возносили на седьмое небо птица Симург или крылатый конь, пророков — ангелы, а колдунов — демоны. Нет ни одного народа древности, который бы не наделял создания своей религиозной фантазии способностью носиться над землей. И языческое, и христианское небо сплошь населено существами — богами и полубогами, ангелами и духами. Ассирийские, вавилонские, древнеиндийские и персидские сказания, финские былины, греческие мифы донесли из глубины веков существовавшие представления о космическом пространстве и способах передвижения в нём.
Не обладая достаточными знаниями о строении Вселенной и имея в распоряжении самые примитивные технические средства, далёкие предки придавали своим мечтам фантастичес- кую образность. В те времена люди не разделяли космос и небо, им казалось, что оно (земная атмосфера в современном понимании) должно простираться бесконечно. И именно на нём расположены Луна, планеты и звезды. В большинстве древних преданий стремление к полётам часто рассматривается не как возможность быстрее оказаться в нужном месте на Земле, а именно, как способ достичь объектов за её пределами.
Часто полёты на небо и «выше неба», к планетам и звёздам представлялись человеку доступными крылатым земным существам, и в своих фантазиях он использовал их для путешествий.
5
Основная часть
В карело-финском народном эпосе «Калевала», составленном из песен-рун, повествуется о странствиях пчелы:
Поднялась с Земли та пчёлка, поднялась на крыльях с дёрна,
Опахалом нежным машет, вверх летит на малых крыльях,
Над двором Луны взлетает, край затронула у Солнца,
И медведицыны плечи, у звезд только спину,
Полетела в погреб к Богу.
В «Калевале» можно найти и рассказ о полёте на небо Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъёлы, собравшейся похитить Солнце и Месяц. Правда, ничего не сказано о способах её перемещения. Первые воображаемые путешествия на небо, в которых вполне отчётливо описаны использовавшиеся для этого средства, связаны с птицами.
Во время раскопок в Ниневии (современный Ирак) была найдена библиотека царя Ашшурбанипала, состоявшая из нескольких тысяч глиняных табличек с иероглифами и изображениями. На них ещё в 7 веке до новой эры были записаны различные сказания, магические тексты и астрологические таблицы. Среди них обнаружили и предание о полёте благочестивого Этана на орле к небу, к Богу Ану, за травой плодородия. Это путешествие, согласно легенде, состоялось за 3200 лет до новой эры и широко отражено в истории ассиро-вавилонской литературы и мифологии. Она возникла несколько тысячелетий назад и была записана на глиняной табличке.
Легенда повествует, что Этана, обратившись к богу солнца Шамашу, спросил его, как получить «траву рождения» и регалии верховной царской власти. Бог посоветовал отправиться ему на небо и найти там то, что он ищет. Этана на крыльях орла устремился к звездам. Во время полета Этана наблюдал изменения картины раскинувшейся под ним Земли. Сначала «Земля выглядела точно гора, море уподобилось речному потоку»; затем «Земля выглядела, как рощица», потом «море стало арыком садовника». После многих часов полета Этана увидел, что наша планета «выглядит, как лунный диск», затем «точно лепешка», наконец, она «совсем исчезла». Табличка, на которой записана эта легенда, к сожалению, дошла до нас не целиком: она разбилась, и конец легенды не сохранился.
В легенде поражает то, что ее герой, поднявшись над Землей, видит ее вовсе не такой, какой она рисовалась когда-то в воображении невежественных людей. Этана увидел не нечто «на трех китах», или «двенадцати цепях», или «на слонах», а круглое тело, диск Земли. Уже из этой легенды можно сделать вывод, что в древние времена человечество имело представление о сферичности планеты и о возможности полета на небо.
6
Отражение аналогичного сюжета мы видим в истории путешествия на небо Еноха, изложенной в «Славянской книге Еноха», являющейся апокрифическим произведением I века нашей эры. Это произведение представляет копию более древнего оригинала, восходящего в свою очередь к утерянной греческой редакции дохристианской эпохи.
Содержание книги составляют следующие события. К Еноху явились два очень высоких человека, каких он, по его словам, никогда не видел на Земле, и передали ему волю бога: «Не бойся, не страшись. Сегодня ты вознесешься с нами на небо». Своим сыновьям Енох сказал: «Я не знаю, куда иду и что ожидает меня». Пришельцы взяли Еноха на крылья и усадили на облако, на котором он летел все выше и выше, видел воздух, а затем достиг «эфира».
Далее говорится, что земной «космонавт» постиг «круги, по которым светила проходят, как ветер, продвигаясь вперед с непостижимой быстротой и не имея дня остановки». «Ангелы» познакомили его с устройством Солнечной системы, показали расчет путей Солнца, ознакомили с вращением Луны. Еноха научили грамоте, читали ему «небесные» книги и заставили самого записывать свои впечатления. А через 60 дней его вернули на родину, к сыновьям. Во время «приземления» «отступила тьма от Земли, и был свет. Люди смотрели и не понимали, как Енох был взят».
В иерусалимском Талмуде есть сказание о полёте, совершенном Александром Македонским (356-323 годы до новой эры) к Солнцу и Луне на «царском троне», запряжённом четырьмя грифами. Вот как рассказано об его опыте в очерке, появившемся в III веке до Рождества Христова — «Александр приказал запрячь в трон четырех сильных птиц, которым три дня не давали есть. Он сам сел на трон и высоко поднял два копья, на которых были привязаны куски мяса. Птицы, стремясь к последнему, подняли на воздух трон с Александром. На большой высоте Александру встретилась птица с лицом человека и приказала ему вернуться на землю. Когда Александр взглянул вниз, он глубоко под собой увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею и в центре кольца маленький помост. Птица объяснила ему, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. По приказанию птицы Александр опустил копья, и птицы полетели вниз и благополучно спустили его на землю, но так далеко от места взлета, что ему лишь с большим трудом удалось достичь своего войска».
Персидский поэт Фирдоуси в своем сборнике «Шахнамэ» описывает, как персидский шах Кей-Каус, подчинивший себе всю землю и всех духов на ней, по наущению главы злых духов, Иблиса, решает завоевать небо, солнце и луну. Для полета туда он повелевает соорудить аппарат в виде трона, состоящего из сидения с прикрепленными к нему четырьмя стойками, к которым он привязывает четырех сильных орлов. Кей-Каус садится на этот трон и на шесте поднимает над голодными орлами куски мяса, которые заставляют орлов лететь в желанном направлении. Взлетев высоко, он выстрелил из лука в небеса и
7
затем спустился на землю.
А всем известный миф о смелом Икаре! В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запеленатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении. Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.
У Дедала был сын. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его, и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении. Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят, куда хотят. Разве человек хуже птицы?» И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам. И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел. Спустившись вниз, он надел крылья сыну и стал учить его летать: «Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом».
И вот рано утром они улетели с острова Крита. Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море. День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря, и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше
8
ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу.
И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу. Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно упал и исчез в глубине моря. Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море: лишь белые перья плыли на волнах. В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял искусство, погубившее его сына. Но люди навсегда запомнили этот полет.
Предшественниками же героев известного мифа можно считать братьев Сампари и Эатайюса из древнеиндийского эпоса «Рамаяна», созданного в середине 1 тысячелетия до новой эры. С помощью крыльев они также летали к Солнцу.
Первым, дошедшим до нас авторским фантастическим произведением о посещении человеком близлежащих небесных тел, стало «Истинное повествование» величайшего греческого философа-софиста Лукиана Самосатского (около 120 года- после 180 года новой эры). Его герои для путешествия на Луну использовали и крылья, и фантастический корабль, который был поднят на высоту 3 тысяч стадий (около 500 км) небывалой силы смерчем. Попав на Луну, они обнаружили, что она населена такими же людьми, ведущими подобный землянам образ жизни.
Но не только крылья использовались для полётов в мифах и сказках. В качестве «носителей» героев повествований широко распространены кони - «реальные» и заведомо фантастические. Сюжеты о них можно найти в Библии. Так, Илья-пророк возносится на небесный свод в колеснице, запряжённой огненными конями. Про этого славного бога написано большое количество стихотворений. Приведем одно из них.
9
Илия в огненной колеснице
Настали времена, когда свершиться чуду.
Пришел на Иордан с учеником Илья,
И молвил Елисей: «Везде с тобой пребуду, -
Жив Бог, жива душа твоя».
Илья же, сняв милоть, ударил ею волны,
И, рассекая их, прошел по дну реки,
И это видели, благоговенья полны,
Стоявшие вдали ученики.
Пришедши на берег, он молвил Елисею:
«Чего желаешь ты, о том поведай мне».
Ответил ученик: «Твоею властью всею
Ты одари меня вдвойне!»
Илья сказал ему: «У Бога просишь много,
Но, если взятие мое увидишь ты -
Получишь в тот же час просимое от Бога».
И только он сказал, - над ними с высоты,
Прорезав небеса, как яркая зарница,
И мчась быстрей, чем легкая стрела -
Вся в блеске огненном явилась колесница,
И словно вихрь, пророка унесла.
И вдохновенными, но скорбными очами
Безмолвно созерцал сияющий полет
Преемник Илии - от пламенных высот
Очей не отводя, подернутых слезами.
10
В Коране (630 год новой эры) приводится рассказ о полёте пророка Мухаммеда к Богу на крылатом существе Бораке.
В арабских сказках, сложенных за тысячелетия до новой эры, повествуется о полётах персидского царевича к Солнцу на волшебном коне, а вот царь Нимврод поднялся на небо на грифах. В арабских сказках о полетах говорится много. Люди переносятся по воздуху неземными существами или при помощи волшебных предметов.
В сказках описываются многие другие полеты людей при помощи ангелов, эфритов, джинов и прочих гениев. Но все эти полеты совершаются невысоко над землей и, по-видимому, лишь в двух сказках фантазия заносит человека выше.
В сказке «История Синдбада-мореплавателя» (7-ое путешествие) рассказывается, как Синдбад во время своего последнего, седьмого путешествия, попал к людям, у которых каждую весну вырастали крылья и которые, благодаря этому, могли летать. Желая испытать ощущение полета, он упросил одного из жителей взять его с собою в полет. Вот как рассказывает Синдбад о своем полете: «Я уцепился за него, обвившись руками вокруг его пояса, и он унес меня в воздушное пространство, взмахнув широко развернутыми крыльями. Наш полет был сначала в течение довольно долгого времени восходящим по прямой линии, и мы поднялись так высоко в глубину небесной лазури, что я мог отчетливо слышать звуки пения ангелов под сводами небес». Но этот полет кончился катастрофой. Восхищенный пением Синдбад произнес имя Аллаха и стремительно спустился к высокой горе, и сбросил там Синдбада.
В другой сказке «Волшебная история коня из эбенового дерева» рассказывается о том, как персидский царевич сел верхом на деревянного коня, нажал гвоздик на нем, и конь понесся с царевичем ввысь и летел безостановочно так долго, что почти долетел до солнца. Царевич, видя, какая ужасная смерть ждет его в этих небесных краях, стал искать другой гвоздик и, найдя и нажав его, заставил коня спуститься на землю.
В русских народных сказках путешествия на небо излагаются весьма примитивно. Герои сказок отправляются туда или пешком, или на коне.
Приведём несколько выдержек из подобных описаний, заимствованных из сочинений А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки».
«Солнце, Месяц и Ворон – воронович». Старик путешествует пешком к Солнцу и Месяцу, женатых на его дочерях.
«Ведьма и солнцева сестра». Иван - царевич, спасаясь от ведьмы, скачет на коне к теремам Солнцевой сестры (Зоря), которая отворяет окно, куда и въезжает царевич. Затем ведьма потребовала, чтобы царевич с ней шел на весы. «Если я перевешу — так я его съем, а если он перевесит — пусть меня убьет!» Пошли: (вероятно, на землю); сперва сел на весы Иван-царевич, а потом иведьма полезла; только ступила ногой, так Ивана-царевича вверх и подбросило, да с такой силою, что он прямо попал на небо, к солнцевой сестре в терема...
11
«Марко-богатый и Василий Бессчастный». В примечании к этой сказке приложена другая... Царь посылает доброго молодца к солнцу узнать, почему оно трое суток не светит. Молодец едет к солнцу на коне, узнает все, что ему надо и возвращается обратно.
«Жар-птица и Василиса-царевна». В примечаниях к сказке рассказывается малороссийский вариант, как: «Добрый молодец, в угоду своей возлюбленной, морской пани, поехал за тридевять земель, где ночует солнце...» Такой же пересказ есть и в южнорусской сказке о том, как «Иван ездил в терем солнца, построенный над синим морем».
.
12
Заключение
В глубокой древности до начала космической эры в людях жила мечта подняться в небо. Об этом свидетельствуют изученные мною источники, не изложенные в основной части.
IV век до н.э. Деревянный «голубь» Архитаса Тирентского, приводимый в движение в подвешенном состоянии истекающей из него паровой реактивной струей.
I век н.э. «Пневматика» Герона Александрийского: в труде описан реактивный паровой двигатель — эолипил.
Средние века. Первые пороховые ракеты в Китае, затем в других странах Азии, Африки и Европы.
1630 год. Научно-фантастическое сочинение Иоганна Кеплера «Сон, или Астрономия Луны», где описан полет на Луну с помощью демонов науки. В своих научных трудах Кеплер разработал законы движения Планет относительно Солнца и предсказал ряд проблем, возникающих при космических полетах.
В царствование Ивана Грозного, некий «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп», выдумал машину с деревянными крыльями, несколько раз удачно облетел Александровскую слободу под Москвой. Приговор гласил: «За сие дружество с нечистой силою отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки дьявольскою помощью снаряженную, после божественной литургии огнем сжечь».
Сочинение «Путешествие на Луну» Сирано де Бержерака — среди различных фантастических способов полета описывается полет человека при помощи последовательно сжигаемых пороховых ракет.
В петровские времена, безымянный крестьянин «сделал себе крылья слюдные, перекрестился и стал мехи надувать, и стал летать, да не поднялся, и сказал, что он те крылья сделал тяжелы. И боярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему сделать другие крылья. И на тех не полетел…И за то ему учинено наказание: бить батогами, сняв рубашку, и те деньги велено с него взыскать».
В 1729 года в селе Ключе, недалеко от Ряжска, кузнец Черная Гроза сделал крылья из проволоки…Но поп крылья сжег, а его проклял.
В 1731 году в Рязани при воеводе подьячий Нерехтец сделал мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он…остался жив. Его выгнали из города и хотели закопать живого в землю или сжечь.
Столетиями пересказывались и переписывались сказки, легенды и мифы.
13
Обыгрывались одни и те же сюжеты, использовались одни и те же технические средства («летучие» корабли и колесницы) и живые существа, чтобы добраться до небесных сфер. Так продолжалось до середины 17 века, когда успехи астрономии и техники вызвали новую волну интереса к «космическим» путешествиям, дав толчок к развитию такого литературного жанра, как научная фантастика.
Мечта о полете не знает ни географических, ни временных границ.
Юрий Гагарин улетел в космос на «Востоке» более 50 лет назад. Это событие изменило сознание человечества — звезды стали ближе, и нам пришлось задуматься, что с этим фактом делать. Представления прошлого столкнулись с реальностью, и коллективный разум родил новую мифологию Дело сразу пошло быстрее — и вот уже наши корабли бороздят космическое пространство! Но мифы никуда не делись. Они живут в наших душах не потому, что мы мало знаем, а потому, что жизнь души неразрывно связана с мифами. Ведь, как сказал кто-то из великих, миф — это не история о том, что якобы произошло когда-то. Это история о том, что происходит всегда.
Уже в просвещенном XIX веке кинохроника запечатлела парижского портного, сшившего себе костюм-парашют и прыгнувшего с верхней площадки Эйфелевой башни. Парашют не раскрылся…
Мечта о полете оказалась сильнее трагической реальности...
И только в ХХ веке человек осуществил свою заветную мечту – преодолел земное притяжение и взглянул на родную планету из космоса!
Таким образом, мы попытались проследить, как развивалась мечта о полетах в космос. Наша работа полезна и информативна для детей и взрослых.
14
Список источников и литературы
1.Арабские народные сказки. - М.: Профиздат,2007.
2.А.Печёрская. Мифы и легенды древних славян. – М.: Дрофа Плюс, 2011-64с.
3.Карело-финский эпос. – М.: Дрофа Плюс, 2009-72с.
4.Русские народные сказки. – М.: Нигма,2012.
5.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои. Новосибирск. Науке. Сиб.отд,1992-320с.
6.Интернет-ресурсы: http://babjlib.ru. http://skazki - narodov.ru.
15
Груз обид
Отчего синичка развеселилась
Знакомимся с плотностью жидкостей
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Мороз Иванович