Работа, ставшая победителем в краевом конкурсе детских работ по журналистике
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_pered_imenem_tvoim.doc | 46 КБ |
Что такое школа? На этот вопрос каждый ответит по-разному. Для меня школа – это самые светлые и яркие страницы детства и юности. Школа – это дружба, любовь, взаимопонимание, уважение. Школа – это самые верные и надежные друзья. Школа, наконец, – это самые добрые, самые открытые, самые понимающие, самые любимые учителя.
Учитель. Только вчитайтесь в это слово. Учитель – это даже не профессия, а, скорее, образ жизни. Ведь учитель живет тем, что каждый день идет в школу, чтобы помочь детям найти себя в этом сложном мире. Безусловно, Учитель должен быть умным, добрым, строгим, открытым и все понимающим. Я с гордостью могу сказать, что в моей школе №3 города Бийска, давно ставшей для меня родной и любимой, очень много таких учителей. Но и среди них есть настоящие звездочки. Одна из них - Малышева Ольга Муратовна, учитель русского языка и литературы. Это мой любимый Учитель.
О ней можно говорить без остановки. В голове просто не укладывается, сколько свежих мыслей, грандиозных идей и всевозможных проектов может умещаться всего в одном человеке! Но это действительно так, уж поверьте. С ней нам никогда не бывает скучно: то мы сочиняем стихотворения «по поводу», то пишем письма литературным героям, то придумываем сказки, то проводим библиотечные уроки, то встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, то исследуем «прошлое и настоящее» нашего города, то просто говорим по душам о самом наболевшем, о том, что и маме-то не всегда расскажешь, то едем в Сростки «в гости к Шукшину».
Ольга Муратовна давно собиралась нас свозить в Дом-музей, на родину нашего замечательного писателя-земляка Василия Макаровича Шукшина. И вот мы отправляемся в путешествие. Конечно, волнуемся! «Вот она, эта дорога! Я знаю ее наизусть… Не знаю, как вы, а я готова бесконечно ехать по ней: она так спокойна, со всеми плавными изгибами-спусками-подъемами, с такими привычными красками зеленых полей, трепещущих берез и осин или солнечных сосен…» - задумчиво говорила Ольга Муратовна. И вот они – Сростки! Большое, красивое село вдоль «столбовой дороги» – Чуйского тракта. Широко раскинулось оно по берегу бурливой Катуни. Останавливаемся возле «местной достопримечательности» - красочного базарчика. Глаза разбегаются, голова идет кругом от буйства красок и запахов! А какими пирожками торгуют тут находчивые бабульки! Пирог по размеру – как лапоть! На любой вкус: с картошкой и сосиской, с капустой, с ягодами, а с печенью… невыразимое объедение! Но мы – то приехали не на пироги, а в гости!
«Непременно позже вернемся к этим пирогам, думаю, Василий Макарович Шукшин бы их оценил,- смеется Ольга Муратовна.- А пока – скорее на Пикет!»
Пикет – это высокий холм, на который надо непременно подняться, чтобы увидеть то, что видел Василий Шукшин. То, чем он любовался. Без чего он – не Он!
Конечно, нам и в маленьком домике, откуда он уехал покорять Москву и откуда писала ему пронзительно искренние и простые письма мама, Мария Сергеевна, будет интересно: там очень аккуратная крохотная горница и спальня, и кухня, там рядом – банька с низенькой дверцей; всё поразительно бедно, чисто и неброско, но так уютно! И в школе с какими - то прокопчено-черными партами – здорово! Но Пикет…
«Пикет – это главное. Не зря именно здесь поставили памятник Василию Макаровичу, попросту скопировав его самого в финале его же фильма. Не зря сюда из года в год приезжают тысячи людей на ежегодные Шукшинские чтения. Шукшинские чтения в Сростках начинаются с палаток. Еще за сутки до открытия мероприятия сюда съезжаются люди чуть ли не со всей России, размещаются на берегу Катуни, знакомятся. А на следующий день спешат в центр села: на других посмотреть и себя показать», - все новое и новое узнавали мы от своего учителя.
Возвращаясь домой, в Бийск, я все представляла себе, как он, Василий Макарович, сидит на Пикете, на мягкой траве, и смотрит: какая милая сердцу панорама открывается с этого холма! Простору – не мерено, неба, воды, земли – для счастья - не исчерпать! Деревня – красавица, луга на холмах и пригорках – загляденье, не высказать!
Здесь краски не ярки и звуки не резки…
Здесь мало увидеть – тут нужно вглядеться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце…- написал когда – то Н.Заболоцкий о Мещере, а может, о Сростках, об Алтае даже?
Я много читала произведений Василия Шукшина, но здесь, в Сростках, на родине писателя, его творчество воспринимается совершенно по-новому. Ведь не случайно люди едут через всю страну, чтобы отдать дань нашему заслуженному земляку. А потом, уже в школе, мы проводили «Малые Шукшинские чтения», где ребята читали свои и авторские стихи, посвященные Алтаю, Бийску, Шукшину; делились впечатлениями о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах; давали свою оценку шукшинским «чудикам»…И опять стержнем всего была наша Ольга Муратовна.
Удивительно, как ей удается из маленьких осколочков собрать мозаику детской души: рисунок получается цельный, законченный, а главное – красивый. Лишь потом, спустя какое-то время, замечаешь, что учитель смог заглянуть в самую твою сердцевину, сумел исправить то, что требовало качественной корректировки.
Как - то на уроке русского языка мы рассуждали на тему «В жизни всегда есть место подвигу», каждый должен был аргументировать свой ответ и поставить в конце фразы нужный знак препинания. Многие ребята говорили о милосердии, сострадании, о добрых делах и поступках, было даже мнение, что сегодня уступить место в общественном транспорте – тоже подвиг! Всем стало весело, ребята зашумели, заспорили… И тогда Ольга Муратовна рассказала нам о своем бывшем ученике Ване Полтавченко, героически погибшем в Чечне при исполнении интернационального долга, о том, как этот коренастый мальчишка, наш ровесник, любил жизнь, как мечтал стать солдатом, чтобы походить на своего деда – героя, которого никогда не видел. Ольга Муратовна показала нам сочинение Ивана (удивительно, как она его сохранила?!), написанное совсем еще детским почерком на альбомном листочке: «Мой дед - Полтавченко Иван Иванович. Умер за год до моего рождения, и все то малое, что я знаю о нем - от моего отца. Он участник Великой Отечественной войны, имеет много боевых наград, прошел весь путь, начиная рядовым, закончил войну в звании сержанта. Я горжусь своим дедом и хочу быть похожим на него». Какое – то время Ольга Муратовна помолчала. Молчали и мы, боясь пропустить хоть слово из рассказа учителя. Улыбнувшись своим мыслям, Ольга Муратовна вновь заговорила: « Ване трудно «давался» русский язык и он дал слово вытянуть его на четверку (и ведь сдержал слово!). Он хорошо играл в футбол, плавал, участвовал в литературных инсценировках, а однажды забыл слова, но никто этого не заметил: Ваня на ходу придумывал свои реплики… Это была наша с ним тайна, я впервые об этом говорю. Думаю, Ваня на меня бы не обиделся, ведь столько времени прошло…» Слушая учителя, класс затих, наступила какая – то звенящая тишина, и никто уже больше не засомневался, какой знак поставить после цитаты М.Горького. Конечно же, только восклицательный!
Эта история не забылась. Разве можно такое забыть! В течение года мы под руководством Ольги Муратовны вели проект «Да не прервется память наша»: собирали по крупинкам материал об этом герое, встречались с родными и близкими, с людьми, знавшими Ивана, проводили общешкольные линейки памяти, хотим создать музей героя. Завершением проекта стало открытие на здании нашей школы мемориальной доски в честь кавалера Ордена Мужества Полтавченко Ивана, приуроченное к его дню рождения, 2 мая. Этот день станет теперь для всех нас Днем памяти не только Ивана Полтавченко, но и всех ребят, погибших за наше чистое небо над головой, ясное солнце, счастливые улыбки…
И так во всем: за что бы Ольга Муратовна ни бралась, все у нее получается! Долгие годы клумбу, которая находилась у парадного крыльца нашей школы, постоянно размывал водяной поток с крыши. Было решено на этом месте создать альпийскую горку. Ольга Муратовна «быстренько» организовала нас, из своего сада привезла лекарственные растения, из Горного Алтая – камни. Теперь горка - гордость нашего пришкольного участка.
Ольга Муратовна любит и прекрасно знает свой предмет. Она не держит свои знания при себе, а передает их нам. Она добрая и строгая, в любой ситуации старается найти компромисс. Ольга Муратовна очень светлый человек. Когда приходишь к ней на урок, то сам заряжаешься положительными эмоциями, хочется всем улыбаться. Она очень редко «выходит из себя», но и тогда «держит марку»: шутит, быстро меняет «неприятную» тему, минута – и все уже забыли, что совсем недавно казалось неразрешимым. Она не помнит зла, не сердится на обидчиков, у нее нет любимчиков, по крайней мере, на уроках. Она помогает нам, каждому, найти что-то свое в жизни, подсказывает тот путь, который поможет нам открыть свои самые лучшие качества. Она дарит нам тепло своей души, радость от встреч, доброту, лучезарную и светлую улыбку. Поверьте, это многого стоит. Не каждый учитель способен на это.
В проведении уроков Ольге Муратовне нет равных. Никто не может так доходчиво и красноречиво объяснять труднейшие темы и правила. Ольга Муратовна словно огромнейшая энциклопедия. Иногда удивляешься, как можно запомнить столько правил и терминов!
Но школа не только уроки, это еще и внеклассная работа, где нужно успеть проверить дневники, проследить за учениками, чтобы не вытворили «что-нибудь эдакое», продежурить по школе, встретиться с родителями, приготовиться к педсовету, проверить много-много тетрадей…А еще Ольга Муратовна сама участвует в профессиональных конкурсах и занимает призовые места. Мы радуемся вместе с нею, как будто это и наша победа. А как же иначе? Ведь и наши победы – это и ее победы тоже! Для «наших» Дипломов и Грамот всех уровней просто не хватает места на стене, так их много! За год набирается более ста, представляете! Ольга Муратовна - поистине незаменимый человек.
Наверное, каждому учителю хочется, чтобы его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. В этом и заключается каждодневный учительский труд – делать людей успешными. Очень жаль, что в нашей стране труд учителя оценивается не по заслугам как в социальном, так и материальном планах. По-моему, государство должно больше заботиться о людях, воспитывающих будущее страны. Особенно в нынешнем году, который объявлен Годом учителя.
Любимый учитель… Он, наверное, есть у любого ученика в школе. Но каждый любит и уважает своего учителя за что-то. Кто-то за то, что ему ставят отличные оценки, кто-то за похвалу перед всем классом, а я люблю своего Учителя за то, что всегда могу рассчитывать на его поддержку и понимание. Для меня это важнее всего. Для Ольги Муратовны я сочинила стихи, пусть не очень « правильные», но зато от всей души:
Званье «учитель» Вы гордо несете!
Душою красивы и очень добры,
Хорошие знания детям даете,
Талантом сильны Вы и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, поверьте, не будут напрасны -
Вы к детям дорогу сумели найти.
Пусть ждут Вас успехи на этом пути!
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают,
Но в памяти носят уроки твои
И в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Мечту о прекрасном ты в нас заронил,
Прими ж благодарности наши!
Повезло! Стихи о счастливой семье
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рукавичка
На горке